ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-7945/19 от 26.11.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А58-7945/2019

Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2019 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобуГосударственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 октября 2019 года по делу № А58-7945/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" (ИНН 1435044340, ОГРН 1021401064684) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) об отмене постановления о наложении административного штрафа по делу № 014-04-14.3-17/2019 об административном правонарушении от 09.07.2019, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

установил:

Заявитель, Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа по делу № 014-04-14.3-17/2019 об административном правонарушении от 09.07.2019.

Решением суда первой инстанции от 08.10.2019 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учреждение, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Из апелляционной жалобы следует, что Учреждение не получало уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, что является грубым нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, влекущим отмену постановления об административном правонарушении.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 18.10.2019.

Согласно части 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главами 29, 34 АПК РФ, без вызова сторон.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением учреждение признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении по делу №014-04-14.3-17/2019 составлен 26.06.2019 в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности (т. 1, л. 124).

В соответствии ст. 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составление протокола об административном правонарушении осуществляется в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, его законного или уполномоченного представителя, либо при наличии сведений о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Проверяя довод апелляционной жалобы о том, что учреждение не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Из материалов дела, а именно из уведомления от 11.06.2019 №03/2263 которым, Учреждение уведомлялось о том, что его представителю необходимо явиться 26.06.2019 в 15 ч. 00 мин. в Управление ФАС по Республики Саха (Якутия) для составления протокола об административном правонарушении (в связи нарушением ч. 1 и 7 ст. 28 Федерального закона о рекламе, в связи с размещением ненадлежащей рекламы ООО «Строй-Академия» о долевом строительстве) следует, что оно получено Учреждением 11 июня 2019 года вх.№ 649 (т. 1, л. 122).

Данное обстоятельство подтверждает, что законный представитель, лица, привлекаемого к административной ответственности, был надлежащим образом уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Также в материалах дела имеются доказательства получения Учреждением и определения от 26.06.2019 о назначении времени и места рассмотрения дела №14-04-14.3-17/2019 об административном правонарушении, что следует из штампа о его получении, вх.№ 721 от 27.06.2019 (т. 1, л. 130).

Указанное свидетельствует о том, что нарушений порядка привлечения Учреждения к административной ответственности административным органом не допущено.

Диспозиция ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

Объектом посягательства данного правонарушения является правоотношения в области размещения, распространения и производства рекламы.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении законодательства о рекламе.

Субъектом ответственности выступают рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители.

Как установлено материалами дела и не оспаривается заявителем, на основании договоров №749-Д18 от 30.10.2018, №845-Д18 от 21.11.2018, №937-Д18 от 19.12.2018, заключенных между заявителем ООО «Строй-Академия» в период с 03.11.2018 по 30.03.2019 (медиа-планы проката рекламного видео ролик, эфирная справка от 01.04.2019, акты выполненных работ №00001123 от 30.11.2018, №00001209 от 31.12.2018, №00000264 от 31.01.2019 и №000000032 от 28.02.2019, №00000196 от 31.03.2019), заявителем производилось трансляция рекламного ролика (распространение) на телеканале НВК «Саха», состоящего из звукового и видео ряда.

Звуковой ряд содержал следующую информацию: «Застройщик Строй-Академия, начал строительство жилого комплекса на пересечении улиц Чайковского-Петровского, для жильцов предусмотрены теплые автостоянки, а также комфортные зоны отдыха, квартиры от двух миллионов шестисот тысяч, ипотека от Сбербанка, телефон 8914-285-40-99».

Визуальный ряд состоит из отдельных кадров: Отдел продаж: 8914-285-40-99», Застройщик ООО «Строй-Академия», проектная декларация 14-000153. Теплые автостоянки. Квартиры от 2600 тыс. Ипотека от Сбербанка. 8914-285-40-99. Реклама сопровождается изображением проекта жилого дома, имеется логотип Общества и Сбербанка.

Как установил антимонопольный орган, в рекламе ООО «Строй-Академия», распространяемой на телеканале НВК «Саха» с 02.11.2018 с использованием 20 секундного рекламного ролика в нарушение требований части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», отсутствуют сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.

Кроме того, в рекламе ООО «Строй-Академия» сообщается о возможности приобретения объектов долевого участия за 2 600 тысяч рублей, путем получения ипотечного кредита, рассматриваемая реклама привлекает внимание к деятельности кредитной организации ПАО «Сбербанк России» по выдаче ипотечного кредита участникам долевого строительства «Многоквартирных жилых домов с магазинами и теплой автостоянкой по Вилюйскому тракту, 3 км в г. Якутске».

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке

В рассматриваемой рекламе отсутствует указание на фирменное наименование кредитной организации, а именно на указание организационно-правовой формы: Публичное акционерное общество «Сбербанк России» - ПАО «Сбербанк России», что противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

При таких обстоятельствах, реклама ООО «Строй-Академия», распространяемая на телеканале НВК «Саха», после внесения дополнений в содержание рекламного ролика, в части возможности получения ипотечного кредита в кредитной организации противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», поскольку не содержит надлежащего наименования такой кредитной организации ПАО «Сбербанк России».

Названные обстоятельства правомерно расценены судом первой инстанции, как свидетельствующие о наличии в действиях Учреждения, рекламораспространителя, события и объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).

Как следует из материалов дела, Учреждение в силу своего правого статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Размер санкции определен Учреждению в минимальном размере с учетом требований ч. 1 и 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учреждение привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, а также правильно применил нормы материального и процессуального права.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.

На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268, 269, 270, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от «08» октября 2019 года по делу №А58-7945/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 2882 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья Е.В. Желтоухов