ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-9005/2017 от 03.04.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А58-9005/2017

«10» апреля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2018 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С.,

при участии в судебном заседании представителей управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Захаровой М.А. (доверенность от 09.10.2017), акционерного общества "Сахатранснефтегаз" Громовой Т.Б. (доверенность от 01.01.2018),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2018 года по делу № А58-9005/2017 (суд первой инстанции – Устинова А.Н.),

установил:

Акционерное общество «Сахатранснефтегаз» (ИНН 1435142972, ОГРН 1031402073097, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153, далее - управление, административный орган) от 02.11.2017 о назначении административного наказания по делу № 03-164/17-9.21 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2018 года по делу № А58-9005/2017 заявленные требования удовлетворены частично.

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 02.11.2017 о назначении административного наказания по делу № 03-164/17-9.21 об административном правонарушении, совершенном акционерным обществом «Сахатранснефтегаз», предусмотренным частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей признано незаконным и изменено.

Суд назначил акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части по мотивам, изложенным в жалобе.

Полагает, что у суда первой инстанции не имелось достаточных оснований для вывода об отсутствии события административного правонарушения, выразившегося в необоснованном отказе гражданину в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства «жилой дом, гараж» к сетям газораспределения. Кроме того, заявитель жалобы также полагает необоснованными выводы суда о снижении размера штрафа до менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административной ответственности, 300 000 рублей.

Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.03.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.

При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.

В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 07.07.2017 в антимонопольный орган поступило заявление гражданина на действия общества, выразившиеся в необоснованном отказе в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства «жилой дом, гараж», находящегося на территории СОНТ «Сатал» по адресу: г. Якутск, Намский тракт, 14 км к сетям газораспределения, ввиду фактического отсутствия сетей газораспределения, от которого возможно подключение (технологическое присоединение) указанного объекта.

12.07.2017 управлением в адрес общества направлен запрос от 12.07.2017 № 03/3233 о предоставлении сведений (документов).

21.07.2017 вх. № 6514 управлением получены представленные обществом на запрос сведения.

12.07.2017 управлением в адрес главы ГО «Город Якутск» направлен запрос о предоставлении информации.

31.07.2017 вх. № 6757п в управление поступила информация от главы ГО «Город Якутск».

22.09.2017 управлением в адрес общества направлен запрос от 22.09.2017 № 03/4452 о предоставлении сведений (документов).

26.09.2017 вх. № 9217 управлением получены представленные обществом на запрос сведения.

02.10.2017 определением управления возбуждено дело № 03-164/17-9.21 об административном правонарушении и проведении административного расследования. Определение получено обществом 02.10.2017 (т.1 л.д. 116).

04.10.2017 управлением получены представленные заявителем на определение от 02.10.2017 сведения.

12.10.2017 заявителем получено уведомление о вызове для дачи объяснений и составлении протокола (т.1 л.д. 136).

18.10.2017 управлением вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства представителя общества о приостановлении рассмотрении дела об административном правонарушении.

19.10.2017 управлением вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства представителя общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

19.10.2017 административным органом в присутствии защитника общества Громовой Т.Б., действующей на основании доверенности от 18.10.2017 № 376/17, составлен по делу № 03-164/17-9.21 протокол об административном правонарушении (т.1 л.д. 159-163).

20.10.2017 определением управления, полученным обществом 20.10.2017, дело № 03-164/17-9.21 назначено к рассмотрению.

02.11.2017 административным органом вынесено постановление по делу № 03-164/17-9.21 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 600 000 рублей. Постановление получено заявителем 03.11.2017.

Не согласившись с законностью и обоснованностью постановления, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии события административного правонарушения, выразившегося в необоснованном отказе гражданину в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства «жилой дом, гараж» к сетям газораспределения и наличии оснований для снижения размера штрафа до менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2004 года № 180, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Якутского УФАС в пределах предоставленных полномочий, а обжалуемое постановление вынесено заместителем руководителя Якутского УФАС, то есть уполномоченным должностным лицом.

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетямвлечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что общество занимает доминирующее положение на товарном рынке газоснабжения в городе Якутске, следовательно, при заключении договоров обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

Вмененное в вину общества событие административного правонарушения выразилось в необоснованном отказе гражданину в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства «жилой дом, гараж» находящегося на территории СОНТ «Сатал» к сетям газораспределения и не направлении проекта договора о подключении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок, на котором находятся объекты капитального строительства «жилой дом, гараж» принадлежит гражданам на праве общей совместной собственности, свидетельство о государственной регистрации права 14-АБ 231345 от 06.10.2014. Распоряжением ГО «город Якутск» от 02.05.2017 № 1254/1зр указанному земельному участку присвоен адрес: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Медовая, 14.

04.05.2017 гражданин обратился в общество с заявкой о заключении нового договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства «жилой дом, гараж» к сетям газораспределения, расположенного по адресу: г. Якутск, Намский тракт, 14 км с планируемой величиной максимального часового расхода газа (мощности) 5 куб.м/час.

Заявка зарегистрирована службой «Единое окно» УГРС общества от 04.05.2017 вх. № 8771.

14.06.2017 структурное подразделение УГРС общества письмом № 30/СТП-4094 уведомило гражданина об отказе в выдаче технических условий в связи с отсутствием технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к сети газораспределения ввиду фактического отсутствия сетей газораспределения, от которого возможно подключение (технологическое присоединение).

Также указанным письмом общество проинформировало заявителя об отсутствии схемы газоснабжения, предусматривающей строительство новых газораспределительных сетей, от которых впоследствии возникла бы возможность подключения объекта, общество не располагает информацией о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта к сетям газораспределения, а также о том, что в соответствии с пунктом 24 правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, заявитель может обратиться в общество с подтверждением готовности осуществить подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта капитального строительства по индивидуальному проекту с возмещением расходов, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта к сети газораспределения.

22.06.2017 структурное подразделение УГРС общества на обращение гражданина в адрес официального портала РС (Я) «Народный контроль» письмом № 23/СТПиС-4279 сообщило об отсутствии технической возможности подключения (технического присоединения) по «1 льготной категории» объекта к сети газораспределения ввиду фактического отсутствия сетей газораспределения, от которых возможно подключение (технологическое присоединение) указанного объекта.

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - это имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства установлен правилами, утвержденными Постановлением Правительства России от 30.12.2013 № 1314 (далее - правила № 1314).

Согласно пункту 2 правил № 1314 (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; "заявитель" - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; "исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме. Заявитель, не располагающий сведениями об организации, выдающей технические условия, обращается в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса об организации, выдающей технические условия, обязан предоставить сведения о соответствующей организации с указанием ее наименования и местонахождения, определяемых на основании схем газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, а также на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 правил № 1314).

Согласно пункту 3 правил № 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);

б) выдача технических условий;

в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);

г) заключение договора о подключении;

д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;

е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);

ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

На основании пунктов 4 и 38 правил № 1314 в случаях, когда максимальный часовой расход газа не превышает 300 куб. метров, заявители имеют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий. При этом исполнителем в порядке, установленном разделом II настоящих правил, выдаются технические условия, содержащие информацию, указанную в пунктах 28 и 37 настоящих правил, и направляется в порядке, установленном разделом VI настоящих правил, проект договора о подключении.

При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий (пункт 13 правил № 1314).

При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении (пункт 74 правил № 1314).

Из пункта 14 правил № 1314 следует, что основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

В случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятия либо сообщает об отсутствии такой информации.

Состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения (пункт 15 правил № 1314).

В пункте 24 правил № 1314 предусмотрено, что после получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель может также обратиться к исполнителю с подтверждением готовности осуществить подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта капитального строительства по индивидуальному проекту с возмещением расходов, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства. После получения такого подтверждения исполнитель в течение 10 рабочих дней обязан выдать заявителю технические условия.

Согласно пункту 25 правил № 1314 техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).

Таким образом, после получения заявки о заключении нового договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, общество в течение 10 рабочих дней обязано определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Общество отказало гражданину в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства «жилой дом, гараж» к сетям газораспределения по мотиву отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения ввиду фактического отсутствия сетей газораспределения, от которого возможно подключение (технологическое присоединение) указанного объекта, а также по причине отсутствия схемы газоснабжения, предусматривающей строительство новых газораспределительных сетей.

Вместе с тем, административным органом из информации, представленной обществом (исх. № 23/СТПиС-5190 от 21.07.2017 (т.1 л.д.99-101), установлено, что на территории СОНТ «Сатал» г. Якутск, Намский тр. 14 км. в 130 метрах от объекта гражданина находятся сети газораспределения «Распределительный газопровод для газификации 300 земельных участков СОНТ «Сатал» 4-я очередь» и в 70 метрах «Уличные распределительные сети СОНТ «Сатал» на 750 участков», проектное рабочее давление сетей низкое от 0,005-0,3 Мпа, а также дефицит пропускной способности в указанных газопроводах отсутствует.

С учетом пунктов 14 и 25 правил № 1314 административный орган пришел к выводу о том, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к сетям газораспределения существует, ввиду того, что на расстоянии менее 200 метров от объекта заявителя имеются две сети газораспределения с соответствующим рабочим давлением, дефицит пропускной способности отсутствует, условия газоснабжения для потребителей газа уже подключенных к указанным сетям сохраняются.

Также из представленной информации административный орган установил, что фактическое подключение (технологическое присоединение) объекта гражданина к сетям газораспределения возможно путем:

- строительства распределительного газопровода низкого давления Ду108мм от существующего газопровода низкого давления: «Распределительный газопровод для газификации 300 земельных участков СОНТ «Сатал» 4-я очередь», ориентировочная протяженность 140 м;

- строительства газопровода-ввода низкого давления Ду57мм ориентировочной протяженностью 8 м.

С учетом имеющихся сведений, документов и анализа положений подпункта «в» пункта 5, пунктов 6 и 11 методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 № 101- э/3, административный орган пришел к выводу, что необходимость строительства распределительного газопровода низкого давления Ду108мм от существующего газопровода низкого давления «Распределительный газопровод для газификации 300 земельных участков СОНТ «Сатал» 4-я очередь» протяженностью 140 м и строительство газопровода-ввода низкого давления Ду57мм ориентировочной протяженностью 8 м не является основанием для отказа гражданину в выдаче технических условий на подключение объекта гражданина и предложений ему осуществления указанных мероприятий по индивидуальному проекту, поскольку, в данном случае обществу необходимо было выдать гражданину технические условия об осуществлении необходимых мероприятий рассчитанных по стандартизированным тарифным ставкам, утвержденных Постановлением ГКЦ РС (Я) от 27.12.2016 № 388.

Административный орган посчитал отказ общества в выдаче технических условий необоснованным и признал общество нарушившим пункт 14 правил № 1314.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по улице расположения земельного участка гражданина (г. Якутск, мкр. Марха, ул. Медовая, д. 14) отсутствуют газораспределительный газопровод, а также схема газоснабжения города Якутска, предусматривающая строительство уличных сетей газораспределения.

Сеть газораспределения под наименованием «Распределительный газопровод для газификации 300 земельных участков СОНТ «Сатал» 4-я очередь (9 квартал)» построена 02.10.2015 для газификации 300 земельных участков 9 квартала СОНТ «Сатал», в число которых земельные участки по ул. Медовая не входят, направлены на обеспечение газоснабжением 9-го квартала, расположенного на другой территории СОНТ. Подключение к указанным сетям газоснабжения иных участков, не включенных в проект газоснабжения, должно производиться в соответствии со схемой газоснабжения, которая должна предусматривать строительство новых газораспределительных сетей для газоснабжения земельных участков, расположенных на ул. Медовая, мкр. Марха.

Техническая возможность подключения к сетям «Уличные распределительные сети СОНТ «Сатал» на 750 участков», расположенным на расстоянии 70 метров, возможна только по индивидуальному проекту в связи с тем, что мероприятия по технологическому присоединению от указанных сетей предусматривают переходы через водные преграды.

Как следует из заключения экспертизы № 08/1-ПД-2014 от 30.04.2014 документации: «Распределительный газопровод для газификации 300 земельных участков СОНТ «Сатал» 4-я очередь (9 квартал)» проект газоснабжения распределительного газопровода СОНТ «Сатал» 4-я очередь выполнен в соответствии с генеральным планом СОНТ «Сатал» и на основании технических условий № П-Я-М/0001-14, выданных УГРС ОАО «Сахатранснефтегаз» от 28.02.2014.

Согласно пункту 4.1. СНиП 42-01.2002 "Газораспределительные системы" проектирование и строительство новых, реконструкцию и развитие действующих газораспределительных систем осуществляют в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.

Статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определены общие положения о документах территориального планирования.

Согласно части 1 указанной статьи территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Согласно статье 19 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района содержит сведения о электро- и газоснабжении поселений.

Исходя из указанных положений строительство новых, реконструкция и развитие действующих газораспределительных систем осуществляется в соответствии со схемами газоснабжения поселений.

Вместе с тем, как правильно установил суд первой инстанции, материалы административного дела не содержат доказательства наличия технических условий для подключения объекта капитального строительства, принадлежащего гражданину, к двум существующим сетям газораспределения, поскольку административным органом не доказано и из представленных документов невозможно установить, что спорный земельный участок относится к 9 кварталу СОНТ «Сатал», газоснабжение которого подлежит осуществлению путем подключения к сети газораспределения «Распределительный газопровод для газификации 300 земельных участков СОНТ «Сатал» 4-я очередь (9 квартал)». Подключение спорного объекта капитального строительства к сетям «Уличные распределительные сети СОНТ «Сатал» на 750 участков», расположенным на расстоянии 70 метров, возможно только по индивидуальному проекту в связи с тем, что мероприятия по технологическому присоединению от указанных сетей предусматривают переходы через водные преграды.

Более того, схема газоснабжения и газификации спорного земельного участка, разработанная согласно программе газификации Республики Саха (Якутия) и предусматривающая строительство новых газораспределительных сетей или реконструкцию существующих сетей газораспределения, что обеспечит возможность подключения объекта капитального строительства заявителя, отсутствует.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что административным органом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих возможность подключения спорного объекта капитального строительства к двум существующим сетям газораспределения.

Вывод административного органа о том, что необходимость строительства распределительного газопровода низкого давления Ду108мм от существующего газопровода низкого давления «Распределительный газопровод для газификации 300 земельных участков СОНТ «Сатал» 4-я очередь» протяженностью 140 м и строительство газопровода-ввода низкого давления Ду57мм ориентировочной протяженностью 8 м не является основанием для отказа гражданину в выдаче технических условий на подключение объекта гражданина и предложений ему осуществления указанных мероприятий по индивидуальному проекту основан на неверном толковании пункта 14 правил № 1314, поскольку в данном случае не установлено наличие дефицита пропускной способности.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что отказ общества в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства «жилой дом, гараж» к сетям газораспределения является обоснованным и соответствующим пункту 14 правил № 1314.

Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии события административного правонарушения, выразившегося в необоснованном отказе гражданину в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства «жилой дом, гараж» находящегося на территории СОНТ «Сатал» к сетям газораспределения.

В оспариваемом постановлении установлено, что гражданин в связи с планируемым максимальным часовым расходом газа менее 300 куб. метров, обратился к обществу 04.05.2017 с заявкой на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий, следовательно, общество в соответствии с пунктом 74 правил № 1314 должно было в срок до 03.06.2017 направить гражданину проект договора о подключении. Однако проект договора о подключении гражданину в настоящее время не направлен.

Вместе с тем, суд первой инстанции верно установил, что отказ общества в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства «жилой дом, гараж» к сетям газораспределения является обоснованным в связи с чем обязанность направления гражданину проект договора о подключении также отсутствовала.

Вмененное обществу событие административного правонарушения, выразившееся в не направлении гражданину проекта договора о подключении, отсутствует.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Таким образом, оспариваемое постановление в части выводов о признании общества нарушившим пункты 14 и 74 правил № 1314 является незаконным ввиду отсутствия события административного правонарушения.

В части выводов о наличии и доказанности события административного правонарушения, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявки, суд первой инстанции доводы административного органа поддержал, что последним и не оспаривается.

Судом установлено, что в отношении общества применена мера наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, - 600 000 рублей.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Следовательно, исходя из смысла части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела является наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что исключительность обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, связана со значительной сложностью правового регулирования совершенного правонарушения и отсутствием доказательств конкретных негативных последствий в момент его совершения.

Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2018 года по делу № А58-9005/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.О. Никифорюк

В.А. Сидоренко