ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-946/2018 от 23.07.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-946/2018

«23» июля 2018 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2018 года по делу № А58-946/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (суд первой инстанции – Андреев В.А.),

установил:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ИНН1435028645, ОГРН 1031402050074, далее – заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153, далее - административный орган, управление) об отмене постановления № 02-248/17-7.32.4 от 06.02.2018.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2018 года по делу № А58-946/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Заявитель считает, что УФАС по РС(Я) и судом неправильно определены сроки проведения конкурса и подписания протокола результатов конкурса.

Кроме того, апеллянт в дополнениях к апелляционной жалобе указывает, что постановление и.о. Якутского природоохранного прокурора РС(Я) от 22.12.2017 года составлено в нарушение ст.28.2 КоАП РФ как вынесенное в отсутствие надлежаще уполномоченного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы, информация о принятии апелляционной жалобы размещены Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети "Интернет 24.05.2018.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Якутской природоохранной прокуратурой с привлечением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании обращения ООО «Авангард» была проведена проверка Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) по фактам нарушений законодательства, регламентирующего порядок отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, допущенных при проведении конкурса по выбору регионального оператора Центральная зона РС(Я) 02.08.2017.

При проведении проверки было установлено, что 29.09.2017 на официальном сайте https://torgi.gov.ru министерством опубликовано извещение № 290917/17558032/01 о проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), Центральная зона. Срок действия соглашения: 10 лет со дня заключения соглашения. Максимальная стоимость услуги регионального оператора 10 513 409,6 тыс. рублей. Согласно информации, опубликованной на официальном сайте в сети Интернет дата и время начала подачи заявок с 09 часов 00 минут 13.11.2017. Дата и время окончания подачи заявок: 12 часов 00 минут 12.12.2017. Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: 15 часов 00 минут 12.12.2017. Конкурсная документация опубликована 10.11.2017 г. на официальном сайте https://torgi.gov.ru (т.1 л.д.172-175).

Приказом министерства от 20.11.2017 № 545-п был отменен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), Центральная зона деятельности, извещение № 290917/17558032/01 (т.1 л.д.171).

В связи с тем, что действия министерства по отмене конкурсного отбора были совершены в нарушение установленного порядка, определенного Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Правительством Российской Федерации 05.09.2016 года № 881 (далее – Правила № 881), прокурор усмотрел в данных действиях министерства признаки административного правонарушения установленного частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

22.12.2017 прокурор вынес Постановление о возбуждении в отношении министерства дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ (т.1 л.д.81-83), направив собранные по делу материалы в порядке статьи 28.48 КоАП РФ в адрес управления для рассмотрения вопроса о привлечении министерства к административной ответственности.

27.12.2017 управлением вынесено определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-248/17-7.32.4 (т.1 л.д.100).

Определением по делу № 02-248/17-7.32.4 от 29.12.2017 срок рассмотрения дела продлен до 28.01.2018 (т.1 л.д.138).

Определением о времени и месте рассмотрения дела № 02-248/17-7.32.4 от 29.01.2018 рассмотрение дела назначено на 06.02.2018 в 15 часов 00 минут (т.1 л.д.176).

06.02.2018 заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы административного дела в отношении министерства, с участием уполномоченного представителя лица привлекаемого к административной ответственности, вынес постановление о наложении административного штрафа по делу № 02-248/17-7.32.4 об административном правонарушении, которым установлено, что отмена конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), Центральная зона деятельности, извещение № 290917/17558032/01 было совершено в нарушение требований установленных Правилами №881.

Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей с учетом наличия обстоятельств, отягчающих ответственность.

Министерство, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3, частью 2 статьи 23.83 КоАП РФ, пунктом 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом.

Диспозиция части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Пункт 1 Правил № 881 определяет, что правила устанавливают порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор, конкурсный отбор), требования к участникам, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.

Правилами не предусмотрена такая процедура как «отмена либо отказ» от проведения конкурсного отбора.

В документации об отборе, в редакции опубликованной 10.11.2017, пункт 3.16 отсутствует. Документация об отборе не содержит прав и полномочий организатора торгов по отмене либо по отказу в проведении отбора.

В определении Арбитражного суда PC (Я) о принятии искового заявления ООО «Якугскэкосети» к производству от 19.10.2017 № А58-7568/2017, которое указано в качестве основания для издания Приказа министерства, отсутствует обязанность министерства отменить конкурсный отбор по извещению № 290917/17558032/01.

Из представленных министерством документов (письмо от 22.01.2018 № 03-390/02) следует, что Верховный суд PC (Я) также не выносил решений (определений) об отмене или приостановлении конкурсного отбора.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции определение о принятии административного искового заявления и возбуждении административного дела Верховный суд PC (Я) вынес 14.12.2017 (т.1 л.д.156), а приказ министерства об отмене отбора датирован 20.11.2017 (т.1 л.д.94).

Согласно пункту 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В соответствии с частью 6 статьи 448 Гражданского кодекса РФ если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Пунктом 11 Правил № 881 предусмотрено, что документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок.

Пункт 12 Правил № 881 определяет, что документация об отборе содержит, в том числе, срок, место и порядок подачи заявок, место, дату и время вскрытия конвертов с заявками.

Таким образом, срок подачи заявок и дата рассмотрения заявок должны быть указаны именно в Документации об отборе.

Пунктами 40-41, 46, 52, 54-55 Правил № 881 предусмотрено, что сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками, наименование, почтовый адрес каждого заявителя, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных документацией об отборе, значения критериев конкурсного отбора, указанные в заявке, объявляются при вскрытии данных конвертов и вносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками.

Организатор конкурсного отбора обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками и фотофиксации документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок. Заявители (представители заявителей по доверенности), присутствующие при вскрытии конвертов с заявками, вправе осуществлять фотофиксацию документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок, аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов.

Срок рассмотрения заявок не может превышать 10 дней со дня вскрытия конвертов с заявками.

На первом этапе оценки и сопоставления заявок срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 5 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе.

Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня окончания первого этапа оценки и сопоставления заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол первого этапа оценки и сопоставления заявок.

В случае если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок организатору конкурсного отбора поступили уведомления об участии во втором этапе от участников конкурсного отбора, указанных в абзаце втором настоящего пункта, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок. При этом второй этап отбора проводится, только если поступили уведомления от участников конкурсного отбора.

Из Документации в редакции, опубликованной 10.11.2017 года на официальном сайте https://torgi.gov.ru, следует, что прием заявок осуществляется в течение периода с 09.00 часов 13 ноября 2017 года до 12.00 часов 1 декабря 2017 года (время местное) (пункт 3.3 документации т.1 л.д.19).

Дата и время вскрытия конвертов с заявками: 1 декабря 2017 года 15.00 часов по местному времени (GMT+9) (пункт 6.2 документации т.1 л.д.26).

Таким образом, апелляционный суд полагает, что управление пришло к правильному выводу, что датой окончания приема заявок и вскрытия конвертов является 1 декабря 2017 года, а последним днем рассмотрения заявок и опубликование протокола на официальном сайте является - 11 декабря 2017 года. Последним днем первого этапа оценки и сопоставления заявок является - 16 декабря 2017 года.

Приказ министерства от 20.11.2017 № 545-п об отмене конкурсного отбора был опубликован на официальном сайте 21.11.2017.

При таких установленных обстоятельствах следует признать, что министерство, как организатор конкурсного отбора, отменив конкурсный отбор менее чем за тридцать дней до проведения конкурса, нарушило порядок проведения конкурса, установленный Правилами № 881.

Доводы министерства о неправильных выводах управления и суда первой инстанции в отношении исчисления срока проведения конкурса и подписания протокола суд апелляционной инстанции отклоняет по приведенным основаниям как основанные на неверном толковании положений Правил №881.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что факт совершения министерством правонарушения, выразившегося в нарушении установленной законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных торгов, ответственность за нарушение которого установлена ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ антимонопольным органом доказан.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что министерством были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований о проведении конкурса и недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности для соблюдения таких требований, наличия обстоятельств, исключающих вину, министерством не представлено.

В этой связи административным органом правомерно установлена вина министерства в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 декабря 2017 года вынесено при участии представителя по специальной доверенности Николаевой А.Д. от 21 декабря 2017 года (т.1 л.д.97) и оспариваемое постановление об административном правонарушении от 6 февраля 2018 года по делу № 02-248/17-7.32.4 о назначении наказания вынесено при участии представителя Николаевой А.Д. по доверенности от 05.02.2018.

В связи с чем довод министерства о том, что постановление и.о. Якутского природоохранного прокурора РС(Я) от 22.12.2017 года вынесено в нарушение ст.28.2 КоАП РФ в отсутствие надлежаще уполномоченного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Между тем, ссылка апеллянта на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 04.05.2018 по делу №7/2-165/18 не принимается апелляционным судом, поскольку указанный судебный акт не имеет для суда преюдициального значения в связи с тем, что в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства с иным субъектным составом.

Постановление административного органа вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Оснований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции не усматривает.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Назначенное министерству наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, с учетом наличия отягчающих обстоятельств (неоднократного привлечения министерства к административной ответственности по 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ по делу № 02-165/17¬7.32.4 от 10.10.2017, по делу № 02-208/17-7.32.4 от 10.11.2017, по делу № 02-233/17-7.32.4 от 21.11.2017 и по делу № 02-247/17-7.32.4 от 29.12.2017).

Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а требования апеллянта удовлетворению не подлежат.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской 8 Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2018 года по делу № А58-946/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Д.В. Басаев