Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело
№ А59-1151/2023
04 августа 2023 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Г.Н. Палагеша,
рассмотрев апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство № 05АП-2951/2023
на решение от 03.05.2023 в части,
судьи Е.М.Александровской
по делу № А59-1151/2023 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятому в порядке упрощённого производства,
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 27.02.1995)
к обществу с ограниченной ответственностью «Еврофасад» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.10.2013)
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее – отделение, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью «Еврофасад» (далее – общество, страхователь) о взыскании 1 000 рублей финансовых санкций, в том числе 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года, и 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.04.2023, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано. На основании заявления Пенсионного фонда арбитражным судом изготовлено мотивированное решение от 03.05.2023.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что в случае выявления территориальным органом ПФР по результатам контрольных мероприятий факта непредставления страхователем сведений о застрахованных лицах в установленный срок уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий страхователю не направляется и в отношении данного страхователя составляется акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе сверки представленных страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021г и сведениями по форме СЗВ-М выявлены расхождения в отношении 1 застрахованного лица. В адрес страхователя 10.08.2022 направлено уведомление об устранении ошибок в течение 5 рабочих дней. Однако, сведения по форме СЗВ-СТАЖ (корр.) представлены только 07.10.2022, с нарушением срока. Акт камеральной проверки был направлен должнику по электронным каналам связи. На рассмотрение акта камеральной проверки страхователь не являлся, письменных возражений не заявлял. В этой связи пенсионный фонд настаивает на том, что освобождение страхователя от финансовых санкций в данном случае не допустимо.
В установленный апелляционным судом срок ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Судом установлено, что судебный акт первой инстанции обжалуется в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку решение в порядке апелляционного производства обжалуется в части отказа во взыскании 500 рублей за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области проведена сверка представленных страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год и сведениями по форме СЗМ-М за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года, в ходе которой были выявлены расхождения в отношении 1 застрахованного лица: ФИО1 , в сведениях по форме СЗВ-М отражены периоды работы за март-ноябрь 2021, сведения по форме СЗВ-СТАЖ (корр.) за указанные периоды страхователем представлены 07.10.2022.
В адрес страхователя 10.08.2022 направлено уведомление № 64317/4 об устранении ошибок в течение 5 рабочих дней. Сведения по форме СЗВ-СТАЖ (корр.) страхователем представлены только 07.10.2022, т.е. за пределами установленного срока. По данному факту составлен акт № 074S18220010581 от 07.11.2022, который направлен страхователю по электронным каналам связи.
Решением Отделения от 09.12.2022 № 074S19220011267 ответчик был привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей. 28.12.2022 в адрес ответчика отделением выставлено требование № 074S01220010013 об уплате финансовых санкций 500 рублей в срок до 17.01.2023. В добровольном порядке требование об уплате штрафа не исполнено.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 29.1 АПК РФ о выдаче судебного приказа. Определением суда от 07.02.2023 по делу № А59-382/2023 отказано в выдаче судебного приказа, так заявленное требование не отвечало признаку бесспорности.
Поскольку до настоящего времени требование в добровольном порядке не исполнено, Отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании санкций в общем порядке, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены в обжалуемой части решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном и социальном страховании, установлены Законом № 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для обеспечения реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В соответствии со статьей 16 Закона № 27-ФЗ органы Фонда обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в том числе, пунктами 2, 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Относительно привлечения ответчика к ответственности за не представление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На момент принятия решений о привлечении к ответственности действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты России от 22.04.2020 № 211н (далее – Инструкция № 211н).
Согласно пункту 37 Инструкции № 211н контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции №211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 40 Инструкции №211н установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, в целом по смыслу указанных положений законодатель допускает привлечение к ответственности страхователя только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки, о котором страхователь информируется путем направления соответствующего уведомления.
В свою очередь, анализ представленных в материалы дела документов показывает, что Пенсионным фондом в адрес ответчика было направлено уведомление от 10.08.2022 относительно выявленных несоответствий в форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
В качестве доказательств направления вышеуказанного уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у органа ПФР, сформированного пенсионным фондом и направленного страхователю по телекоммуникационным каналам связи, представлена выписка о движении сообщений по данным каналам связи «Реестр документов. Страхователь ООО «Еврофасад», которая, однако не содержит даты и времени получения названного уведомления адресатом отправления (страхователем).
При этом иных доказательств получения страхователем уведомления от 10.08.2022 №64317/4, в том числе, лично под расписку, или по почте заказным письмом, пенсионный фонд не представил.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.03.2020 № 178п утвержден Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 17 Порядка № 178п датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.
Датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через Кабинет страхователя, считается дата их размещения в Кабинете страхователя. При размещении в Кабинете страхователя документов в электронном виде от территориальных органов ПФР автоматически формируется и размещается в Кабинете страхователя электронный документ "Уведомление о доставке" (пункт 18 Порядка № 178п).
В пункте 38 Инструкции № 211н, установлено, что датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации именно дата получения уведомлений страхователем является значимой для целей исчисления срока по представлению данных.
В этой связи, для привлечения учреждения к ответственности Пенсионный фонд должен располагать подтверждением о получении информационной системой страхователя уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в виде электронного уведомления о доставке. То есть, данный документ должен исходить от общества и подтверждать прочтение входящего письма.
Между тем, в рассматриваемом случае таких документов суду в нарушение статьи 65 АПК РФ представлено не было, поскольку представленные скриншоты программы «АРМ Приема ПФР» реестра документов подтверждают только дату отправления уведомлений, однако, сведения о получении страхователем вышеуказанного уведомления отсутствуют.
При этом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафных санкций недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Соответственно, принимая во внимание, что правовых и фактических оснований для взыскания с ответчика финансовой санкции в размере 500 рублей по статье 17 Закона № 27-ФЗ не имелось, суд первой инстанции обоснованно отказал Пенсионному фонду в удовлетворении предъявленных требований.
Иное толкование Пенсионным фондом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта в части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 03.05.2023 в обжалуемой части по делу №А59-1151/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья
Г.Н. Палагеша