Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело
№ А59-1227/2023
16 ноября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Совхоз «Тепличный»,
апелляционное производство № 05АП-6339/2023
на решение от 08.09.2023
судьи Е.М. Александровской
по делу № А59-1227/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества «Совхоз «Тепличный» (ИНН 6501254511, ОГРН 1026500538129)
к Контрольно-счетной палате Сахалинской области (ИНН 6501241960, ОГРН 1116501006896)
о признании недействительным предписания от 26.01.2023 № 02-06/88,
при участии:
от АО «Совхоз «Тепличный»: представитель О.С. Ефимова, по доверенности от 01.01.2023, сроком действия по 31.12.2023, паспорт, диплом (регистрационный номер 2677);
от Контрольно-счетной палате Сахалинской области – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Совхоз «Тепличный» (далее – заявитель, общество, АО «Совхоз «Тепличный») обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Сахалинской области (далее – КСП, контрольный орган) о признании недействительным предписания от 26.01.2023 № 02-06/88.
Решением суда от 08.09.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО «Совхоз «Тепличный» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 08.09.2023, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований АО «Совхоз «Тепличный», указывая неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и неправильное применение норм материального права.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что Контрольно-счетная палата Сахалинской области обладает полномочиями на проведение контрольного мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности общества, созданного публичным образованием, в силу наличия у Палаты, как органа внешнего государственного финансов контроля, полномочий по контролю за исполнением областного бюджета, в том числе доходной части. Полномочие КСП по контролю за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации может осуществляться в отношении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, соответствующего финансового органа, но не в отношении коммерческой организации - АО «Совхоз «Тепличный». Заявитель полагает, что законодательство Российской Федерации не содержит правового регулирования порядка проведения внешнего государственного финансового контроля в отношении хозяйственного товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах.
Отсутствие правовой определенности процедур проведения внешнего государственно-финансового контроля в акционерном обществе повлекло произвольное осуществление контрольно-счетной палатой Сахалинской области своих полномочий и повлекло существенное нарушение прав и интересов общества.
Контрольно-счетной палата Сахалинской области по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивал на отмене оспариваемого судебного акта.
Контрольно-счетной палата Сахалинской области, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Постановлением Сахалинской областной Думы от 22.12.2022 № 1/11/198-8 на основании статьи 12 Закона Сахалинской области от 30.06.2011 года № 60-ЗО «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» предложено включить в план работы КСП на 2023 год проверку использования средств областного бюджета, направленных, в том числе, на реализацию государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ, в части средств, направленных АР «Совхоз Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет Сахалинской области за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года (пп.12, п.1 Постановления).
Распоряжением Контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 26.12.2022 года № 01-13/9 утвержден план работы на 2023 год, на основании которого распоряжениями от 09.01.2023 № 01-02/2, 17.03.2023 № 01-02/12 и 27.04.2023 № 01-02/23 в отношении АО «Совхоз Тепличный» проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ в части средств, направленных АО «Совхоз «Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года.
27.12.2022 года в адрес общества направлено уведомление № 02- 06/1316 о том, что в соответствии с пунктом 8 плана работы на 2023 год с 10 января по 31 марта 2023 будет проводиться контрольное мероприятие, в связи с чем, проверяемому лицу необходимо предоставить информацию за 2020-2022 годы согласно прилагаемому перечню, не позднее 11.01.2023.
29.12.2022 года АО «Совхоз Тепличный» в ответ на письмо КСП от 27.12.2022 года № 02-06/1316, направлено письмо № 29, в котором, со ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», общество указало, что контрольные мероприятия в отношении АО «Совхоз Тепличный» в 2023 году не могут быть включены в план контрольных мероприятий в силу закона.
Кроме того, общество выразило несогласие с проведением проверки со ссылкой на положения федерального закона РФ от 07.02.2011 № 6-ФЗ, Закона Сахалинской области от 30.06.2011 № 60-ЗО, Приказа КСП Сахалинской области от 28.03.2012 № 1, федерального закона РФ от 21.12.2021 № 414-ФЗ, отметив, что вмешательство в хозяйственную деятельность общества со стороны государственных органов не допускается, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией, результаты оформляются отчетом (заключением). К тому же общество как получатель субсидий представляет ГРСБ всю необходимую отчетность об использовании субсидий и достижении результатов предоставления субсидий.
09.01.2023 года обществом в адрес контрольного органа направлены дополнения (письмо № 07 от 09.01.2023 года), с указанием на необходимость исключения из плана проверок п.8, со ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства от 10.03.2022 № 336», в соответствии с которым, мораторий на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий продлен на 2023 год, в том числе, в отношении органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц.
10.01.2023 года контрольным органом в адрес АО «Совхоз Тепличный» направлено уведомление № 02-06/15 о проведении контрольного мероприятия в период с 17.01.2023 по 17.03.2023 года, с просьбой обеспечить необходимые условия для работы должностных лиц контрольного органа и подготовить необходимые документы в соответствии с запросом от 27.12.2022 № 02-06/1316. В указанном уведомлении нормативно обоснованы положения законодательства, в том числе, основания, по которым ограничение на проведение плановых и внеплановых контрольных мероприятий в 2022- 2023 годах не применяются в отношении осуществления государственного финансового контроля; полномочия КСП Сахалинской области в части проведения финансового контроля; а также правовое основание для проведения проверки в отношении АО «Совхоз Тепличный» как объекта государственного финансового контроля.
12.01.2023 письмом № 35 общество выразило несогласие с обоснованием проведения контрольных мероприятий, изложенных в письме КСП от 10.01.2023 № 02-06/15, указав при этом на отсутствие законных оснований для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 и истекший период 2023 года.
В ходе проведения проверки, в связи с неисполнением обществом требования о предоставлении информации, оформленного письмом от 27.12.2022 № 02-06/1316, в адрес АО «Тепличный» контрольным органом направлено письмо от 17.01.2023 года 02-06/47 с просьбой о предоставлении информации и документов за период 2020-2022 годы. При этом перечень необходимых документов приведен в табличном виде, и по содержанию аналогичен сведениям, истребованным в письме от 27.12.2022 № 02-06/1316.
В этот же день в адрес общества контрольным органом направлено письмо № 02-06/49, в которым зафиксировано, что по состоянию на 17.01.2023 на объекте контроля – АО «Совхоз Тепличный» должностным лицам КСП не представлены документы и информация, необходимые для проведения контрольного мероприятия, в связи чем, контрольный орган просил обеспечить представление сведений о лице, осуществляющим руководство, или на которое возложены соответствующие обязанности в период с 16.01.2023, с приложением надлежаще заверенных копий распорядительных документов в случае передачи полномочий.
При этом, 18.01.2023 в ответ на обращение общества от 12.01.2023 № 35, контрольным органом в адрес общества направлены дополнительные разъяснения в части нормативного обоснования проведения финансового контроля, со ссылкой на положения федерального закона № 248-ФЗ, № 294-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ и полномочий КСП по проверке отдельных вопросов.
18.01.2023 в ответ на запрос КСП от 17.01.2023 № 02-06/49, общество письмом № 47 сообщило данные о руководителе и лице, уполномоченном предоставлять необходимые для проверки документы по использованию средств областного бюджета, отметив при этом, что запросы о предоставлении иных документов и информации, в том числе, отражающих финансово-хозяйственную деятельность общества и не относящихся к проверке использования бюджетных средств (субсидий), не подлежат удовлетворению, как выходящие за пределы полномочий должностных лиц КСП
По фактам создания препятствий инспекторам и иным сотрудникам аппарата КСП Сахалинской области 18.01.2023 составлен акт, которым зафиксировано непредставление запрашиваемых документов, указанных в письме от 17.01.2023 года № 02-06/47, что является нарушением статьей 16, 18 Закона Сахалинской области «О контрольно - счетной палате Сахалинской области».
Решением Коллегии контрольно-счетной палаты Сахалинской области (протокол от 26.01.2023 № 2) в связи с непредставлением обществом информации и документов, касающихся отдельных вопросов финансовохозяйственной деятельности в ходе контрольного мероприятия, предусмотренного п.8 плана работы контрольно-счетной палаты на 2023 год, председателю КСП предложено подписать и направить в адрес АО «Совхоз Тепличный» предписание.
26.01.2023 года должностными лицами КСП Сахалинской области вынесено предписание по фактам создания препятствий для проведения контрольного мероприятия, которым установлено, что должностным лицом АО «Совхоз «Тепличный» - генеральным директором Бутковым В.Б. были созданы препятствия для проведения контрольного мероприятия при осуществлении инспекторами и иными сотрудниками аппарата контрольно-счетной палаты Сахалинской области возложенных на них должностных полномочий, выразившиеся в непредставлении в установленном порядке информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольного мероприятия. Общество предупреждено о том, что указанные действия являются нарушением статей 16, 18 Закона Сахалинской области «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» и влекут за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 16 Закона Сахалинской области «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» АО «Совхоз «Тепличный» предписано незамедлительно устранить указанные препятствия для проведения контрольного мероприятия, а также принять меры в отношении должностных лиц, не исполняющих законные требования контрольно-счетной палаты Сахалинской области.
В соответствии со статьей 19 Закона Сахалинской области «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» срок исполнения предписания установлен 10.02.2023.
Полагая, что предписание от 26.01.2023 № 02-06/88 не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия должностных лиц КСП по проведению проверки и предписание являются законными и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве контрольного органа на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14044/10.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Закона № 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1 статьи 10 Закона № 6-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 16 Закона № 6-ФЗ в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений контрольно-счетных органов, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем (часть 5 статьи 16 Закона № 6-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, установлены настоящим Кодексом.
Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия, в том числе по вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон 6-ФЗ, пункт 2 статьи 157).
Бюджетные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (пункт 5).
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Абзацем седьмым пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования (пункт 3).
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль в других сферах, установленных, в том числе Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии, в ом числе Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"; направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии, в ом числе с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (пункт 3.1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статья 2 Федерального закона № 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Целью Федерального закона № 6-ФЗ является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1).
Пунктами 1 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ установлено, что контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет, в том числе следующие основные полномочия: контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении, в том числе организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Как правильно указал суд первой инстанции, полномочия Контрольно-счетной палаты Сахалинскоц области определены Федеральным законом № 6-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Сахалинской области от 30.06.2011 № 60-ЗО «О Контрольно-счетной палате Сахалинской области» (далее - Закон № 60-ЗО).
Основные полномочия КСП Сахалинской области определены статьей 9 Закона № 60-ЗО, в том числе,
- контроль за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;
- контроль за исполнением областного бюджета Сахалинской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета Сахалинской области, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Сахалинской области, оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета Сахалинской области, а также оценка законности предоставления государственных гарантии и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств областного бюджета Сахалинской области и имущества, находящегося в целей государственной собственности Сахалинской области; оценка реализуемости, рисков и результатов достижения социально-экономического развития Сахалинской области, предусмотренных документами стратегического планирования Сахалинской области, в пределах компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах; юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что единственным акционером ОА «Совхоз Тепличный» является Сахалинская область как публично-правовое образование (субъект Российской Федерации), в лице Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции, что ОА «Совхоз Тепличный» является объектом государственного финансового контроля в силу п.п.1 и 3 статьи 266.1 БК РФ.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации также определено понятие "кассовое обслуживание исполнения бюджета" - это проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Как следует из части 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к доходом бюджетов отнесены налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
В свою очередь к неналоговым доходам бюджетов относятся, в частности, доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (пункт 3 статьи 41).
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета (пункт 5 статьи 41).
К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, относятся, в том числе, доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами (статья 42).
В силу положений статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации дивиденды по акциям относится к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.
Законами Сахалинской области от 19.12.2019 № 124-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», от 23.12.2020 № 94-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов», от 22.12.2021 № 107-ЗО «Об областном бюджете на 2023 и 2024 годов» от 26.12.2022 № 115-ЗО «Об областном бюджете на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены прогнозы в каждом финансовом году поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендом по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, главным администратором которых являлось министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
Исходя из вышеизложенного, ОА «Совхоз Тепличный», как хозяйственное общество с участием публично-правового образования в его уставном капитале, в силу статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является объектам государственного финансового контроля, а Контрольно-счетная палата Сахалинской области, как орган внешнего государственного финансового контроля наделен полномочиями по контролю за исполнением областного бюджета, в том числе его доходной части.
Согласно статье 12 Федерального закона № 6-ФЗ Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.
Планирование деятельности Контрольно-счетной палатой осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений представительного органа, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок включения в планы деятельности контрольно-счетных органов поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 плана работы контрольно-счетной палаты Сахалинской области на 2023 год, утвержденным распоряжением контрольно- счетной палаты Сахалинской области от 26.12.2022 № 01-13/8, на основании распоряжения председателя контрольно-счетной палаты Сахалинской области от 09.01.2023 № 01-02/2 организовано контрольное мероприятие «Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ в части средств, направленных АО «Совхоз «Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года» сроком проведения проверки с 10 января по 31 марта 2023 года, в том числе срок проведения основного этапа проверки определен с 16 января по 23 марта 2023 года.
Срок проверки на основании распоряжения от № 01-02/12 продлен до 28.04.2023, в том числе срок основного этапа - до 21.04.2023.
10.01.2023 председателем КСП Сахалинской области утверждена Программа проведения контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ, в части средств, направленных АО «Совхоз «Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдение условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года». (далее – Программа) .
Предмет контрольного мероприятия (в редакции последующих изменений от 16.01.2023, 03.12.2023, 17.03.2023):
-средства областного бюджета, направленные в рамках государственных программ Сахалинской области: «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018- 2025 годы», «Развитие энергетики Сахалинской области»,
- средства АО «Совхоз «Тепличный», подтверждающие исполнение условий финансирования/софинансирования в рамках соглашений (договоров), заключенных с органами исполнительной власти Сахалинской области;
- нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, регламентирующие предоставление и использование средств областного бюджета, направленных АО «Совхоз «Тепличный»;
- нормативные правовые акты, регламентирующие процессы управления и распоряжения государственным имуществом Сахалинской области;
- соглашения, договоры, контракты; платежные, финансовые, отчетные и другие документы, подтверждающие получение и использование средств;
- бухгалтерская и иная отчетность; прочие документы и материалы, имеющие отношение к теме контрольного мероприятия.
В качестве объектов контроля указаны: Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (далее - Сахминсельхозторг), Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее - МИЗО), Акционерное общество «Совхоз «Тепличный.
Целями контрольного мероприятия заявлены, в том числе, использование АО «Совхоз Тепличный» средств областных субсидий, влияние средств государственной поддержки на финансовые результаты общества; исполнение мероприятий, реализуемых обществом за счет полученных субсидий от Сахминсельхозторг в рамках государственных программ Сахалинской области, выборочная проверка контрактов (договоров) общества, учет имущества и оборудования, объектов, созданных/смонтированных в целях исполнения мероприятий, целевое и эффективное использование имущества, полученного от министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, использование средств субсидий, полученных от Агентства по труду и занятости Сахалинской области на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, направленных на содействие занятости работников организаций, осуществляющих модернизацию производства.
Период проведения проверки определен в Программе с 16.01.2023 года по 28.04.2023 года.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что АО «Совхоз «Тепличный» является участником ряда государственных программ Сахалинской области, в том числе государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 127 (далее - Государственная программа), в частности, основных мероприятий «Стимулирование развития производства сельскохозяйственных культур» подпрограммы № 1 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» и 2.4 «Реализация (комплекса мероприятии по развитию акционерного общества «Совхоз «Тепличный» подпрограммы № 5 «Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства».
Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами контрольного органа о том, что оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей, предусмотренных Программой, невозможна без проведения проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, круг которых определен программой контрольного мероприятия.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что проведение проверки было назначено в рамках полномочий контрольно-счетной палаты, закрепленных действующим законодательством, на основании плана работы контрольно-счетной палаты и оформлено распоряжением с приложением программы. О начале проверки заявитель был уведомлен надлежащим образом, знал о проводимой проверки, ее сроках, перенесение которых контрольно-счетной палатой не принимались.
Судом не установлено нарушений Контрольно-счетной палатой каких-либо прав и законных интересов АО «Совхоз «Тепличный» в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, нарушений или создания препятствий для их реализации распоряжением председателя КСП от 09.01.2023 № 01-02/2 и предписанием от 26.01.2023 №02-06/88.
Организация проведения контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Сахалинской области на основании распоряжения председателя КСП ИО от 09.01.2023 № 01-02/2, в пределах предоставленных Федеральным законом № 6-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Сахалинской области № 60-ОЗ полномочий, не нарушает права и охраняемые законом интересы проверяемого.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких условиях суд первой инстанции, законно и обоснованно, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, отказал обществу в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания КСП по Сахалинской области от 26.01.2023 №02-06/88.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями АПК РФ, существенных нарушений положений статей 10, 15, 65, 71, 168, 170 АПК РФ, повлекших возможность принятия иного судебного акта, а также обстоятельств, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.09.2023 по делу №А59-1227/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Л.А. Бессчасная
Судьи
А.В. Пяткова
Т.А. Солохина