Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело
№ А59-1933/2022
07 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прибрежье",
апелляционное производство № 05АП-4590/2022
на решение от 20.06.2022
судьи О.Н. Боярской
по делу № А59-1933/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Прибрежье» (ОГРН <***> ИНН <***>)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***>)
о признании незаконным отказа в выдаче копий документов, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении заявителя, выраженного в письме № 07-10/15128 от 7 апреля 2022 года,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Прибрежье»: ФИО1 (участие онлайн) по доверенности от 22.04.2022, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 2375);
от Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области:
ФИО2 (участие онлайн) по доверенности от 09.08.2022, сроком действия до 31.01.2023, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Прибрежье» (далее – заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (далее – налоговый орган, Инспекция, Управление) в выдаче копий документов, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении заявителя, выраженного в письме №07-10/15128 от 07.04.2022; возложении обязанности выдать документы.
Решением суда от 20.06.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ Управления в выдаче копий документов, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в отношении заявителя, выраженный в письме № 07-10/15128 от 07.04.2022 в части отказа в выдаче:
1. Решения о внесении изменений в учредительные документы от 27.12.2005,
2. Устава юридического лица от 27.12.2005,
3. Устава юридического лица от 12.01.2008,
4. Учредительного договора юридического лица от 12.01.2008. Суд обязал Управление в течение двадцати дней с момента вступления решения в законную силу выдать обществу копии указанных выше документов. В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В доводах жалобы указывает на то, что действие Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» не распространяется на отношения, возникающие при обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных; организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации; обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.
Анализируя положения Закона о персональных данных, а также Закона о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, заявитель полагает, что они не направлены на ограничение доступа юридического лица к информации, касающейся его учреждения, регистрации и деятельности, а обладание юридическим лицом указанной информации презюмируется, являясь его обязанностью и необходимостью. Предоставление указанной информации, а точнее передача её обратно от Управления заявителю, не нарушает права и свободы субъектов персональных данных, поскольку юридическое лицо по отношению к указанной информации не является третьим лицом, а является оператором указанной информации, содержащей персональные данные. Заявитель не утрачивает статус оператора в момент передачи ее Управлению с целью исполнения обязанностей, предусмотренных Законом о государственной регистрации юридических лиц, и несет предусмотренную Законом о персональных данных обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ).
Из материалов дела следует, что 25.03.2022 общество обратилось в УФНС России по Сахалинской области с запросом о предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц документов о юридическом лице ООО «Прибрежье», а именно:
1.Протокол общего собрания от 15.05.2004;
2.Доверенность от 03.03.2004;
3.Определение Арбитражного суда от 31.10.2003 по делу №А59-262/03-С16;
4.Реестр участников и бюллетень для голосования от 26.05.2004;
5.Доверенность от 21.11.2003;
6.Доверенность от 24.03.2004;
7.Доверенность от 14.05.2004 №16/542;
8.Решение о внесении изменений в учредительные документы от 27.12.2005;
9.Устав юридического лица от 27.12.2005;
10.Устав юридического лица;
11.Решение о внесении изменений в учредительные документы;
12.Протокол от 07.10.2006;
13.Устав юридического лица от 07.10.2006;
14.Устав юридического лица от 12.11.2006;
15.Решение о внесении изменений в учредительные документы от 10.11.2006;
16.Договор уступки от 10.11.2006;
17.Учредительный договор юридического лица от 17.03.2007;
18.Устав юридического лица от 17.03.2007;
19.Решение о внесении изменений в учредительные документы от 17.03.2007;
20.Договор уступки доли от 07.02.2007;
21.Уведомление от 07.02.2007;
22.Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице при исправлении ошибок, допущенных заявителем ранее от 17.01.2008 №147А;
23.Протокол от 12.01.2008;
24.Определение суда от 15.11.2007;
25.Реестр регистрации участников от 12.01.2008;
26.Устав юридического лица от 12.01.2008;
27.Учредительный договор юридического лица от 12.01.2008;
28.Протокол общего собрания участников юридического ли ца от 29.10.2009;
29.Список участников от 29.10.2009;
30.Доверенность;
31.Заявление по форме N Р14001 об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов от 06.11.2018;
32.Иной документ в соответствии с законодательством РФ от 16.11.2018;
33.Заявление по форме N Р14001 от 28.05.2020;
34.Служебная записка от 15.06.2020.
35.Решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с допущенными ошибками N 5420Б;
36.Заявление по форме N Р13014 об изменении учредительного документа и/или иных сведений о юридическом лице от 10.03.2021;
37.Иной документ в соответствии с законодательством РФ.
07.04.2022 года УФНС России по Сахалинской области направило (выдало нарочно) ООО «Прибрежье» копии части документов, а именно:
1. Определение арбитражного суда по делу №А59-262/03-С9 от 15.11.2007;
2. Устав от 17.03.2007;
3. Устав от 12.11.2006;
4.Устав от 07.10.2006;
5. Реестр участников и бюллетень для голосования участников от 15.05.2004;
6. Определение арбитражного суда по делу №А59-262/03-С16 от 31.10.2003;
7.Протокол общего собрания участников от 07.02.2007.
8. Уведомление от 07.02.2007.
В предоставлении остальных документов Инспекция отказала, ссылаясь на требования законодательства о государственной регистрации в части предоставления сведений о паспортных данных (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), законодательства о персональных данных в части условий предоставления персональных данных (статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»), в связи с отсутствием в Управлении согласия граждан, чьи персональные данные содержатся в запрашиваемых документах.
Так, согласно позиции Инспекции в доверенности от 03.03.2004 содержатся паспортные данные, адреса Хван И, ФИО3 (п. 2); в доверенности от 21.11.2003 содержатся паспортные данные, адреса ФИО4, ФИО5 (п. 5); в доверенности от 24.03.2004 содержатся паспортные данные, адреса ФИО5, ФИО4, ФИО6 (п. 6); в протоколе общего собрания участников от 07.10.2006 содержатся паспортные данные, адрес ФИО6 (п. 12); в учредительном договоре от 17.03.2007 содержатся паспортные данные, адреса ФИО7, ФИО8 (п. 17); в протоколе общего собрания участников от 17.03.2007 содержатся паспортные данные, адрес ФИО7 (п. 19); в договорах уступки доли в уставном капитале от 07.02.2007 содержатся паспортные данные, адреса ФИО9, ФИО10, ФИО7 (п. 20); в протоколе общего собрания участников от 12.01.2008 содержатся паспортные данные, адреса ФИО7, ФИО8 (п. 23); в реестре регистрации участников от 12.01.2008 содержатся паспортные данные, адреса ФИО7, ФИО8 (п. 25); в учредительном договоре от 12.01.2008 содержатся паспортные данные, адреса ФИО7, ФИО8 (п. 27); в протоколе общего собрания участников от 29.10.2009 содержатся паспортные данные, адреса ФИО7, ФИО8 (п. 28);
В списках участников от 29.10.2009 содержатся паспортные данные, адреса ФИО7, ФИО8 (п. 29); в доверенности от 29.10.2009 содержатся паспортные данные, адрес ФИО11 (п. 30); в заявлении участника ФИО12 о выходе из общества от 10.03.2021 (по запросу - иной документ) содержатся паспортные данные, адрес ФИО12 (п. 37).
Полагая решение Инспекции в части отказа в предоставлении запрошенных документов незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В уточнении заявленных требований от 16.06.2022 общество просило суд признать незаконным отказ в части выдачи следующих документов:
1. Реестр участников и бюллетень голосования от 26 мая 2004 года,
2. Решение о внесении изменений в учредительные документы от 27 декабря 2005 года,
3. Устав юридического лица от 27 декабря 2005 года,
4. Устав юридического лица от 7 октября 2006 года,
5. Решение о внесении изменений в учредительные документы от 7 октября 2006 года,
6. Протокол от 7 октября 2006 года,
7. Устав юридического лица от 7 октября 2006 года,
8. Устав юридического лица от 12 ноября 2006 года,
9. Решение о внесении изменений в учредительные документы от 10 ноября 2006 года,
10. Договор уступки от 10 ноября 2006 года,
11. Учредительный договор юридического лица от 17 марта 2007 года,
12. Устав юридического лица от 17 марта 2007 года,
13. Решение о внесении изменений в учредительные документы от 17 марта 2007 года,
14. Договор уступки доли от 7 февраля 2007 года,
15. Уведомление от 7 февраля 2007 года,
16. Протокол от 12 января 2008 года,
17. Реестр регистрации участников от 12 января 2008 года,
18. Устав юридического лица от 12 января 2008 года,
19. Учредительный договор юридического лица от 12 января 2008 года,
20. Протокол общего собрания участников юридического лица от 29 октября 2009 года,
21. Список участников от 29 октября 2009 года и обязать Управление ФНС России по Сахалинской области предоставить копии перечисленных документов, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО «Прибрежье» (л.д. 155-156).
В ходе судебного разбирательства из пояснений представителя регистрирующего органа, которые подтвердил представитель общества, установлено, что Уставы общества в редакции от 17.03.2007, 12.11.2006 и 07.10.2006 выданы директору общества ФИО13 (л.д. 19, 160-161).
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Кодекса правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Соответственно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Отношения в области государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц, Закон №129-ФЗ)
В силу пункта 1 статьи 4 государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Пунктом 1 статьи 6 Закона определено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим названного пункта, а также с Федеральным законом от 03.08.2018 года №290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (статья 1).
По смыслу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон №152-ФЗ, Закон о персональных данных) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу пункта 1.1 статьи 3 Закона №152-ФЗ персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закона №152-ФЗ).
Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Закона №152-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 3 Закона №152-ФЗ предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом.
По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пп. 1 пункта 1 статьи 6 Закона о персональных данных).
Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора).
В силу статьи 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Названная правовая норма прямо относит персональные данные к разновидности информации ограниченного доступа (статья 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на оператора (пункт 3 статьи 9 Закона о персональных данных).
Подпунктом 7 пункта 4 статьи 9 Закона о персональных данных установлено, что согласие должно содержать перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.
В соответствии со статьей 17 Закона о персональных данных субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Из системного толкования приведенных норм следует, что сбор, обработка, передача, распространение персональных данных возможны только с согласия субъекта персональных данных, при этом согласие должно быть конкретным. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу.
Вместе с тем, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 6 Закона №129-ФЗ сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в случаях, предусмотренных федеральными законами, и в порядке, установленном актами Правительства Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 названной статьи.
Таким образом, названная правовая норма содержит исчерпывающий перечень лиц, которым могут быть предоставлены персональные данные, не подлежащий расширительному толкованию.
Проанализировав в совокупности указанные выше правовые нормы Закона о государственной регистрации юридических лиц, Закона о персональных данных, Закона об обществах с ограниченной ответственностью, Закона о защите информации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что воля законодателя направлена на возможность передачи персональных данных оператором только при наличии конкретно выраженного согласия на такую передачу субъекта персональных данных и только по запросам лиц, перечисленных в абзаце 2 пункта 1 статьи 6 Закона №129-ФЗ.
В своих доводах общество ссылается на положения пункта 8 статьи 9 и пункта 1 статьи 6 Закона о персональных данных в соответствии с которыми, обработка (в том числе передача) персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается в случаях, когда обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных, По мнению общества, указанные положения корреспондируются с требованиями, установленными статьей 50 Закона об ООО в части обязанности общества хранить документы, установленные законом, учредительным документом общества, обеспечении по требованию участника доступ к таким документам. Полагает, что предоставление запрошенной информации не нарушает права и свободы субъектов персональных данных, поскольку не является незаконным распространением персональных данных физического лица, то есть, раскрытие таких данных неопределённому кругу лиц не происходит.
Отклоняя данные доводы, судебная коллегия считает, что ООО «Прибрежье» не является оператором персональных данных по смыслу пункта 2 статьи 3 Закона №152-ФЗ. В данном случае таким оператором выступает именно налоговый орган, имеющий в своем распоряжении персональные данные участников общества и осуществляющий их обработку.
При этом, не оспаривая обязанность, установленную статьей 50 Закона об ООО, коллегия отмечает, что в то же время названная правовая норма не отменяет ограничений относительно документов, содержащих персональные данные, установленные в пункте 1 статьи 6 Закона №129-ФЗ.
Поскольку доказательств наличия согласия субъектов персональных данных на их передачу третьим лицам не представлено, учитывая, что запрос о предоставлении таких сведений подан неуполномоченным лицом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ Инспекции в предоставлении информации, содержащей паспортные данные и сведения о месте жительства соответствует требованиям пункта 1 статьи 6 Закона №127-ФЗ и статье 7 Закона №152-ФЗ, и не влечет нарушение прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
Относительно требования общества о предоставлении учредительных документов ООО «Прибрежье»: решения о внесении изменений в учредительные документы от 27.12.2005, устава юридического лица от 27.12.2005, устава юридического лица от 12.01.2008, учредительного договора юридического лица от 12.01.2008, судом первой инстанции верно указано на то, что данные документы в силу пункта 1 статьи 6 Закона №129-ФЗ являются открытыми и доступными, в связи с чем отказ в их предоставлении является незаконным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.06.2022 по делу №А59-1933/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А. Солохина
Судьи
А.В. Пяткова
Е.Л. Сидорович