ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-2526/19 от 13.05.2020 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А59-2526/2019

20 мая 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2020 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа»,

апелляционное производство № 05АП-2208/2020

на решение от 29.01.2020

судьи Т.П. Пустоваловой

по делу № А59-2526/2019 Арбитражного суда Сахалинской области

по иску муниципального предприятия «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об обязании включить в расчет среднюю стоимость одной тонны угля в размере 11 220, 84 руб., обязании произвести перерасчет общей суммы субсидии в соответствии с предложением предприятия, обязании возместить недополученную сумму субсидии в размере 4 551 767 руб. и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины,
третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области,

при участии:

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились;

УСТАНОВИЛ:

17 апреля 2019 года в суд поступило исковое заявление
Муниципального предприятия «Тепло-электросистемы Северо- Курильского городского округа» (далее по тексту - истец, МП «ТЭС», предприятие) к Министерству Жилищно-Коммунального хозяйства Сахалинской области (далее по тексту - Министерство) об обязании включить в расчет среднюю стоимость одной тонны угля в размере 11 220, 84 руб., обязании произвести перерасчет общей суммы субсидии в соответствии с предложением предприятия; обязании возместить недополученную сумму субсидии в размере 4 551 767 рублей.

Решением от 29 января 2020 года суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.

Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обжаловал его путем подачи апелляционной жалобы, в обоснование которой привел следующие доводы.

Согласно Отчету о публикации судебных актов в системе Электронное правосудие в сети Интернет: определение об отложении судебного разбирательства вынесено 24.07.2019г., размещено (опубликовано) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 06.08.2019г.; определение об отложении судебного разбирательства 17.09.2019 опубликовано 19.09.2019г.; определение об отложении судебного разбирательства 06.11.2019 опубликовано 08.11.2019г.; определение об отложении судебного разбирательства 04.12.2019 опубликовано 07.12.2019г.; определение об отказе в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи вынесено 27.01.2020 опубликовано 29.01.2020г.; решение в полном объеме об отказе в удовлетворении иска вынесено 29.01.2020 опубликовано 31.01.2020 года.

По мнению истца, изложенное выше свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права. Допущенные нарушения истец считает существенными, а решения и определения суда подлежащими отмене.

Дополнительно истец указал на следующее.

Ссылаясь на статьи 7 и 9 Закона о теплоснабжении, пункт 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» истец указывает на то, что регулирование тарифов базируется на принципах полного возмещения экономически обоснованных затрат ресурсоснабжающих организаций.

Для своевременного возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в различных сферах, в том числе теплоснабжения, определен Порядок предоставления субсидии, утвержденный постановлением Правительства от 18.01.2018 г. № 13. По мнению истца, тарифное регулирование предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь. В связи с чем было заключено Соглашение № 716 от 15.11.2018 года между МП «ТЭС» и Министерством ЖКХ Сахалинской области о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) и товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере теплоснабжения.

Исходя из цели вышеуказанной субсидии, истец рассчитывал возместить фактически затраченные расходы по закупке твердого топлива.

Расчет спорной субсидии по фактической стоимости 1 тонны угля принимается без НДС и является, по мнению истца, нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации. Контрагент (ООО СК МАК») не является плательщиком НДС и обязанность выделять сумму НДС в первичных документах и оплачивать НДС в бюджет, у них отсутствует. Следовательно для расчета 1 тонны фактической стоимости угля необходимо принимать стоимость указанную в товарной накладной, не уменьшая ее расчетным методом на сумму НДС.

Истец также не согласен с определением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференцсвязи от 27 января 2020.

На основании изложенного истец просит решение Арбитражного суда Сахалинской области от 29 января 2020 года по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Муниципального предприятия «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа».

Истец, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области и Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили.

Руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц.

Коллегия из материалов дела установила следующее.

15.11.2018 года между Министерством (распределитель) и МП «ТЭС» (получатель) заключено соглашение № 716 о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере теплоснабжения, предметом которого является предоставление из областного бюджета Сахалинской области в 2018 году МП «ТЭС» субсидии на возмещение недополученных доходов, в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере теплоснабжения.

В п. 1.2 соглашения предусмотрено, что предоставление субсидии получателю субсидии осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных: с экономически обоснованными расходами организаций в текущем году, не учтенными при установлении регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, в связи с отклонением фактической стоимости (цены) покупки топлива от учтенной при установлении тарифов для потребителей в сфере теплоснабжения; с экономически обоснованными расходами организаций в текущем году, не учтенными при установлении регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, связанных с увеличением расхода топлива в случае отклонения удельных расходов условного топлива, подтвержденных расчетов или результатами режимно-наладочных испытаний специализированных организаций и (или) утверждены приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, от учетных при государственном регулировании тарифов.

Согласно п. 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета Сахалинской области, в соответствии с настоящим соглашением составляет в 2018 году 1 640 432 рубля.

12.12.2018 года между сторонами заключено дополнительное соглашение № 1, которым в п. 2.1 соглашения внесены изменения и размер субсидии установлен в размере 8 629 824 рубля.

Полагая, что расчет субсидии произведен неверно, истец обратился в арбитражный суд первой инстанции с иском.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осу­ществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012г № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Мето­дическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере тепло­снабжения утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013Г №760-э.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 указанной статьи, с учетом статьи 23.4 данного Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую
теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с
установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 18 января 2018 года № 13 утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате
государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики,
газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Порядок).

Согласно п.п. 1.4, 1.6 Порядка предоставление субсидии получателю субсидии осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления региональной энергетической комиссией Сахалинской области в процессе государственного регулирования: 1. тарифов на услуги, указанные в пункте 1.3 указанного выше Порядка, ниже экономически обоснованных тарифов; 2. тарифов на услуги, указанные в пункте 1.3 указанного выше Порядка (за исключением тарифов на электроэнергию), учитывающих расходы на выплату заработной платы работникам получателей субсидии ниже минимального размера оплаты труда в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Субсидия предоставляется в соответствии с утвержденными правовыми актами региональной энергетической комиссии Сахалинской области на текущий год: Перечнем юридических лиц - производителей электрической энергии, Перечнем юридических лиц - производителей тепловой энергии, Перечнем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, Перечнем поставщиков газа (газоснабжающих организаций) (далее - Перечни).

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия по установлению тарифов, в том числе, в сфере теплоснабжения.

Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения.

Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания

В п.1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 17.05.2013 № 244, предусмотрено, что Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области (далее - комиссия) является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим на территории Сахалинской области функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, в сфере регулирования цен (тарифов) организаций коммунального комплекса, а также цен (тарифов, надбавок, наценок и т.д.) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. Комиссия является правопреемником присоединенного к ней управления цен Сахалинской области.

Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области осу­ществляет государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в соответствии Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвер­жденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования), Методическими ука­заниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Мето­дические указания).

Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим орга­ном плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следую­щего за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования, пункт 49 Методи­ческих указаний).

Согласно пункту 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую выручку на каждый 1-год до конца долгосрочного периода ре­гулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.

Согласно пункту 52 Методических указаний N 760-э размер корректи­ровки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения; фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с при­менением данных за последний расчетный период регулирования, по кото­рому имеются фактические значения.

Корректировка расходов на топливо, учтенных в составе необходимой валовой выручки принятой к расчету тарифов на тепловую энергию для по­требителей муниципального предприятия «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа» на 2018 год, с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от зна­чений, учтенных при установлении тарифов, экспертами РЭК Сахалинской области произведена в соответствии с пунктом 52 Методических указаний. При этом в составе скорректированной необходимой валовой выручки, принятой
к расчету скорректированного долгосрочного тарифа на тепловую энергию
для потребителей далее - МП «ТЭС» на 2020 год, учтен размер корректировки необходимой валовой выручки, принятой при расчете тарифов на тепловую энергию, для потребителей МП «ТЭС» на 2018
год.

Согласно пояснениям РЭК корректировка расходов на топливо, учтенных в составе необходимой валовой |выручки принятой к расчету тарифов на тепловую энергию для по­требителей МП «ТЭС» на 2018 год, с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установле­нии тарифов, экспертами РЭК Сахалинской области произведена в соответствии с пунктом 52 Методических указаний. При этом, согласно пояснениям, в расчете скорректированной валовой выручке 2018|года расходы на топливо учтены в размере 82.526,7 тыс. руб. с учетом расхода условного топлива на товарный отпуск тепловой энергии 5277,2 тонн, стоимости 1 тонны условного топлива в размере – 15.638,5 тыс. руб. |Фактическая стоимость 1 тонны условного топлива (15638,5 руб.) определена на основании бухгалтерской отчетности МП «ТЭС» за 2018 год, исходя из расходов на топливо на производство т/энергии в размере 85.162,5 тыс. руб., из которых 46.170,3 тыс. руб. - стоимость угля, 38.992,2 тыс. руб. - сто­имость дизельного топлива.

] Расход условного топлива для корректировки расходов на топливо
определен с учетом отпуска тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии 28,8566 тыс. Гкал, удельного расхода условного топлива на
производство тепловой энергии в размере значения, утвержденного приказом
РЭК Сахалинской области от 18 декабря 2015 года № 115-э «Об установлении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые потребителям МП «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа» - 184,06 кг, у.т./Гкал. I

Таким образом, из изложенного выше следует вывод о том, что при установлении тарифа на 2020 год МП «ТЭС» предоставило в РЭК документы о фактически (не расчетных) понесенных расходах, которые считало экономически обоснованными для целей тарифного регулирования в 2018 году, а РЭК на основании данных документов составило заключение, согласно которому фактически обоснованной за 2018 год признана стоимость топлива в сумме 79 371 700 рублей, тогда как учтено было 82 526 700 рублей, разница составляет 3 155 000 рублей.

Таким образом, поскольку субсидия за 2018 год была предоставлена в сумме 8 629 824 рубля, то есть в большем размере чем разница между признанной и учтенной стоимостью топлива, то является верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

Довод апелляционной жалобы о том, что расчет спорной субсидии по фактической стоимости 1 тонны угля, принимаемый без НДС, является нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации, коллегия отклоняет, поскольку к спорным правоотношения нормы Налогового кодекса Российской Федерации применены быть не могут.

Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что процессуальные права ответчика обжалуемым им судебным актом нарушены не были.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, вопреки доводу апелляционной жалобы, коллегией не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 29.01.2020 по делу №А59-2526/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова