ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-2689/2022 от 20.10.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А59-2689/2022

26 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Понуровской,

судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск»,

апелляционное производство № 05АП-6040/2022

на решение от 09.08.2022

судьи О.Н. Боярской

по делу № А59-2689/2022 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным представления от 25.05.2022 № Прдп 109-22, вынесенного Сахалинской транспортной прокуратурой,

при участии:

от АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»: представитель ФИО1 (при участии онлайн) по доверенности от 24.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 19076), паспорт;

от Сахалинской транспортной прокуратурой, Дальневосточной транспортной прокуратуры: представитель ФИО2 по доверенности от 17.10.2022, сроком действия 1 год, служебное удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – заявитель, общество, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным представления от 25.05.2022 № Прдп 109-22, вынесенного Сахалинской транспортной прокуратурой.

Решением суда от 09.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции от 09.08.2022, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что вывод суда об обязанности общества финансировать за счёт средств организации содержание аварийно-спасательных формирований, находящихся в структуре коммерческой организации, противоречит нормам права. Ссылается также на пункт 5 статьи 25 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ), которым определено право спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований на обеспечение питанием при несении дежурств с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

При этом частью 1 статьи 20 Федерального закона № 151-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из толкования положений Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», апеллянт приходит к выводу, что для коммерческих организаций порядок финансирования бесплатного питания спасателем и выплаты компенсаций действующим законодательством не установлен.

Кроме того, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» является коммерческой организацией, основным видом деятельности которого является деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом, соответственно, требования Федерального закона № 151-ФЗ на общество не распространяются.

Через канцелярию суда от Сахалинской транспортной прокуратуры поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АКП РФ) приобщен к материалам дела. Прокуратура по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразила несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению.

Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.09.2022 и размещено в информационной системе «Картотека арбитражных дел» по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.

Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

В судебном заседании представитель АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель прокуратуры на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судом установлено, что к отзыву на апелляционную жалобу Сахалинской транспортной прокуратурой приложены дополнительные документы: постановление Государственной инспекции труда в Сахалинской области № 65/4-98-22-ППР/12-2546-И/96 от 29.08.2022 о назначении административного наказания, постановление Южно-Сахалинского городского суда от 17.08.2022 по делу № 5-1748/2022, что расценивается судом как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.

Согласно части 2 статьи 268 АПК РФ, дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Рассмотрев указанное ходатайство, коллегия в силу части 2 статьи 268 АПК РФ определила его удовлетворить, приобщив к материалам дела дополнительные документы, как возражения на доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.

Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее:

АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» создано 08.05.2013, зарегистрировано в ЕГРЮЛ Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области с присвоением ОГРН <***>.

Основным видом деятельности является деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом (код по ОКВЭД 52.23.19).

АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» является оператором аэродрома гражданской авиации согласно сертификату от 25 мая 2016 года № Фат. ОА010.

В составе структуры общества создана Служба противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов, деятельность которой регламентирована Положением о службе, утвержденным генеральным директором АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» 04.03.2021. Указанная служба (далее – СПАСОП) является штатным структурным подразделением общества, цель создания которого заключается в организации и проведении аварийно-спасательных и противопожарных работ на ВС и объектах аэропорта «Южно-Сахалинск». Согласно штатному расписанию аэропорта «Южно-Сахалинск» в составе службы СПАСОП числится 85 сотрудников, все имеют аттестацию спасателей.

Сахалинской транспортной прокуратурой проведена проверка в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» по факту обращения сотрудников СПАСОП по вопросу определения порядка обеспечения питанием спасателей.

В ходе проведения проверки прокуратурой было установлено, что в нарушение положений статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), Федерального закона № 151-ФЗ в АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» не определен порядок обеспечения питанием работников СПАСОП либо порядок выплаты денежной компенсации взамен стоимости норм питания, что послужило основанием для вынесения прокуратурой в адрес общества представления от 25.05.2022 № Прдп 109-22 об устранении нарушений федерального законодательства.

Указанным представлением № Прдп 109-22 прокуратура потребовала:

1. Незамедлительно рассмотреть настоящее представление.

2. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, их причин и условий, им способствующих.

3. Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, по вине которых допущены нарушения закона, к ответственности.

4. О дне и времени рассмотрения представления заблаговременно сообщить в Сахалинскую транспортную прокуратуру. О результатах сообщить прокурору в письменной форме.

Полагая, что внесенное представление прокурора об устранении нарушений законодательства противоречит закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который обжалуемым решением суда отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим:

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

По правилам пункта 1 статьи 21 названного Закона предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Из пункта 3 статьи 22 Закона № 2202-1 следует, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 указанного Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, следует, что орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора, если они считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается, что основанием для внесения оспариваемого представления об устранении нарушений действующего законодательства послужили проверочные мероприятия в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» по вопросу определения порядка обеспечения питанием сотрудников СПАСОП.

Оценив оспариваемое представление в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оно соответствует закону, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 ВК РФ обслуживание воздушного движения, а также метеорологическое, радио-, электро- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, поисковое, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляются на единообразных условиях за плату, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Правила и условия обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Статьей 90 ВК РФ предусмотрено, что аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации.

Согласно пункту 4 Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 26.11.2020 № 517 (далее – ФАП № 517) оператор аэродрома осуществляет организацию аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома гражданской авиации.

Пунктами 11 и 17 ФАП № 517 предусмотрено, что на аэродроме и в районе аэродрома оператором аэродрома создается аварийно-спасательная команда, оснащенная аварийно-спасательными средствами, находящиеся в постоянной готовности к действиям по тушению пожара и ликвидации ЧС. Количество и характеристики аварийно-спасательных сил и средств должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 151-ФЗ аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Частью 3 статьи 20 Федерального закона № 151-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в иных организационно-правовых формах, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется на договорной основе за счет осуществления уставной деятельности и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 25 Федерального закона № 151-ФЗ предусмотрено, что спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, в составе структуры АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» создана Служба противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), деятельность которой регламентирована Положением о службе, утвержденным генеральным директором АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» 04.03.2021.

СПАСОП выдано Свидетельство № 04222 от 24.12.2019 об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

При этом указанная служба является штатным структурным подразделением общества, цель создания которого заключается в организации и проведении аварийно-спасательных и противопожарных работ на ВС и объектах аэропорта «Южно-Сахалинск».

Приказом генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» № 247 от 16.05.2022 «О временном изменении регламента работы аэродрома Южно-Сахалинск» (Хомутово) регламент работы аэродрома установлен с 08:00 до 23:00 часов (Сахалинское время), обеспечение запасным аэродромом всех типов воздушных судов без обслуживания воздушных судов установлен с 23:00 до 08:00 часов (Сахалинское время) в связи с чем, аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома Южно-Сахалинск в части несения дежурства работниками СПАСОП осуществляется круглосуточно.

В соответствии с положением о СПАСОБ, к основным функциям СПАСОП АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» относится, в том числе, поддержание постоянной готовности аварийно-спасательных сил и средств СПАСОБ к оперативному реагированию на ЧС, действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на аэродроме м в районе аэродрома.

При этом апелляционная коллегия учитывает, что АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» имеет Лицензию № 7-А/00096 от 15.04.2010 на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Таким образом, принимая во внимание, что финансирование содержания аварийно-спасательных формирований, находящихся в структуре коммерческой организации, осуществляется за счет средств этой организации, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» как оператор аэродрома обязан иметь и содержать за свой счет аварийно-спасательную службу, именно на нем лежит обязанность обеспечить питанием спасателей при несении ими дежурства.

Кроме того, судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что ранее приказом генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» № 271 от 25.09.2014 «О выплате денежной компенсации работникам СПАСОП» был определён порядок обеспечения питанием работников СПАСОП АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», отменённый приказом № 174 от 06.04.2022.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что оспариваемое обществом представление Сахалинской транспортной прокуратуры от 25.05.2022 № Прдп 109-22 об устранении нарушений федерального законодательства было вынесено при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при подаче жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09.08.2022 по делу № А59-2689/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.В. Понуровская

Судьи

Н.Н. Анисимова

А.В. Гончарова