апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности
решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-2988/07–С24
11 апреля 2008 года
Арбитражный суд Сахалинской области в составе председательствующего Дудиной С.Ф.,
Судей Пустоваловой Т.П., Саниной Л.С.,
При ведении протокола секретарем судебного заседания Сучковой Е.Б.,
Рассмотрев дело по апелляционной жалобе Департамента архитектуры,градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска
На решение суда от 09.01.2008 года
При участии:
От заявителя – ФИО1 – по доверенности от 10.01.2008
От ДАГУН г.Южно-Сахалинска – ФИО2 – по доверенности 05.12.2007 № 117-Д
От Администрации г.Южно-Сахалинска – ФИО2 – по доверенности от 05.12.2007 № 014-1680
От УВД г.Южно-Сахалинска – ФИО3 – по доверенности от 09.01.2008 № 1
Решение принято судьей Орифовой В.С.
У С Т А Н О В И Л:
Резолютивная часть постановления от 08.04.2008. Полный текст постановления от 11.04.2008.
Общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ирида-Сервис» ( далее – Общество, ООО РА «Ирида-Сервис») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Департамента архитектуры,градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска ( далее – ДАГУН г.Южно-Сахалинска) от 13.07.2007 № 5708-014/018 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, их демонтаже и признании действующими договоров на рекламные конструкции.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель заявил отказ от требований, касающихся рекламной конструкции, расположенной на юго-восточной стороне перекрестка пр.Мира-ул.Бумажная /пр.Мира,д.81/ и рекламной конструкции, расположенной на северной стороне ул.Хабаровской,д.14.
Определением суда от 10.09.2007 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация города Южно-Сахалинска.
Решением суда от 09.01.2008 принят отказ заявителя от части требований и производство по делу в этой части прекращено. Также признано незаконным предписание в части отказа в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и на ДАГУН г.Южно-Сахалинска возложена обязанность рассмотреть в установленном законом порядке заявки ООО РА «Ирида-Сервис» на получение разрешения на установку рекламных конструкций на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», указанных в предписании под номерами 1,8 и 10.
Кроме того,суд признал оспариваемое предписание незаконным в части, предписывающей демонтировать рекламные конструкции,поименованные в предписании под номерами 3,4,5,6 и 7.
В удовлетворении требований о признании действующими договоров на установку рекламных конструкций , указанных в предписании под номерами 3,4,5,6 и 7 суд отказал.
Удовлетворяя заявление в части, суд пришел к выводу о том,что отказа в выдаче разрешения по установку рекламных конструкций в связи с отсутствием согласования с ГИБДД УВД г.Южно-Сахалинска является незаконным,поскольку в Федеральном законе «О рекламе» такое основание для отказа отсутствует.
По рекламным конструкциям, поименованными под номерами 3,4,5,6 и 7 , суд указал,что на момент вынесения предписания срок действия ранее выданных разрешений не истек.
На решение суда в части признания незаконным оспариваемого предписания и возложения обязанности по рассмотрению заявок на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций, ДАГУН г.Южно-Сахалинска подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда в этой части отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В апелляционной жалобе ДАГУН г.Южно-Сахалинска приводит следующие доводы:
- в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций отказано по причине их несоответствия требованиям технического регламента – ГОСТ Р 52044-2003, оценка которому судом не дана;
- в представленном ООО РА «Ирида-Сервис» пакете документов отсутствовало согласование с ГИБДД УВД г.Южно-Сахалинска; отказ ГИБДД УВД г.Южно-Сахалинска в согласовании Обществом не обжалован;
- на момент вынесения предписания срок действия договоров по всем рекламным конструкциям истек.
В судебном заседании представитель ДАГУН г.Южно-Сахалинска поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Администрация г.Южно-Сахалинска и УВД г.Южно-Сахалинска с доводами жалобы согласились.
ООО РА «Ирида-Сервис» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
В апелляционной инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО РА «Ирида-Сервис» заявило отказ от требования в отношении рекламной конструкции , поименованной в предписании под номером 5, код 0356, юго-восточная сторона перекрестка ул.К.Маркса- ул.Амурская (Карла Маркса,29) ввиду ее демонтажа Обществом.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 04.04.2008 до 11 часов и до 08.04.2008 до 12 часов.
Выслушав лиц,участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела следует,что в 2005 году между Администрацией г.Южно-Сахалинска ( арендодатель), ООО РА «Ирида-Сервис» ( арендатор) и МУП «Городские визуальные коммуникации» ( уполномоченное предприятие) заключены договора на предоставление рекламных мест в городе Южно-Сахалинске:
1. договор № Д-1225-80 от 10.03.05 на рекламное место - над проезжей частью автодороги на аэропорт 1 км.+538 м (код 0233) ( т.1 л.д.33-36);
2. договор № Д-1270-194 от 21.06.05 на рекламное место - северная сторона автодороги в аэропорт (1 км.+330м), перед поворотом к ЗАО «ТОК» до арки ( код 0172) ( т.1 л.д.49-53);
3. договор № Д-1463-014-534 от 27.09.05 на рекламное место - северная сторона ул.Емельянова,напротив д.43 (перекресток ул.Ленина- ул.Емельянова,1-й на углу) ( код 0456) ( т. 1 л.д.28-32) ;
4. договор № Д-1466-014-537 от 27.09.05 на рекламное место -южная сторона ул.Карла Маркса, напротив ДАГУН,40 м на запад от ул.Амурской ( Карла Маркса,31) (код 0355) ( т.1 л.д.44-48);
5. договор № Д-1455-014-526 на рекламное место по юго-восточной стороне перекрестка ул.Карла Маркса-ул.Амурская (Карла Маркса,29) (код 0356) ( т.1 л.д.23-27);
6. договор № Д-1461-014-533 от 27.09.05. на рекламное место - Коммунистический пр.- ул.Вокзальная /северо-восток/. Северная часть привокзальной площади,возле павильона «Азбука вкуса» ( код 0359) ( т.1 л. д.69-73);
7. договор № Д-1302-180 от 21.06.05 на рекламное место - ул.Комсомольская – ул.ФИО4 /юго-восток/, напротив «Астории», перед въездом в новый м/р-н,150м от ФИО4 на юг (код 0698) ( т.1 л.д.39-43);
8. договор № Д-1261 от 21.06.05. на рекламное место -восточная сторона ул.Комсомольской,д.193, 150 м на север от пр.Победы (код 0417) ( т.1 л.д.59-63);
9. договор № Д-1265-199 от 21.06.05. на рекламное место - юго-восточная сторона перекрестка пр.Мира – ул.Бумажная /пр.Мира,д81/ (код 0421) ( т.1 л.д.64-68);
10. договор № Д-1259-187 от 21.06.05 на рекламное место - ул.Сахалинская,88 / «Санта-Барбара»/ ( код 0192) ( т.1 л.д.54-58);
11. северная сторона ул.Хабаровская,д.14 (код 0990).
07.11.2006 ООО РА «Ирида-Сервис» обратилось в ДАГУН г.Южно-Сахалинска с заявками на получение вновь разрешений на установку перечисленных рекламных конструкций на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
13.07.2007 ДАГУН г.Южно-Сахалинска выдал ООО РА «Ирида-Сервис» предписание, согласно которому было отказано в выдаче испрашиваемых разрешений в связи с тем,что территориальное размещение этих конструкций не соответствует требованиям технического регламента.
Также ООО РА «Ирида-Сервис» предписано в срок до 20.07.2007 демонтировать данные рекламные конструкции.
Полагая,что данное предписание является незаконным и нарушает права и обязанности ООО РА «Ирида-Сервис», последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане,организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления,иных органов,должностных лиц,если полагают,что оспариваемый ненормативный правовой акт,решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и обязанности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона « О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 ( далее – Закон от 13.03.06 № 38-ФЗ) реклама-информация,распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пунктов 1,4,9,10,21 статьи 19 Закона от 13.03.06. № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов,стендов,строительных сеток,электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения ( далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах,крышах и иных конструктивных элементах зданий,сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции,являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции , органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения ( самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа,на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 25.04.2007 № 662/32-07-3 утвержден Порядок выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» ( далее – Порядок).
Согласно пункту 1.3. Порядка, установка и эксплуатация рекламных конструкций осуществляется их владельцами при наличии разрешений на установку рекламных конструкций, предусмотренных Федеральным законом « О рекламе» и выдаваемых ДАГУН г.Южно-Сахалинска в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 5.8. Порядка,для оформления и выдачи разрешения на установку рекламной конструкции должен быть полностью сформирован пакет разрешительной документации. Пакет разрешительной документации включает:
- лист согласования рекламного места,согласованный с соответствующими согласующими организациями;
- технический (рабочий) проект рекламной конструкции, выполненный по заказу Заявителя проектной организацией, имеющей лицензию на выполнение таких работ, и прошедший экспертизу и согласование в ДАГУН;
- договор между Заявителем и собственником имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Согласно раздела 3 Порядка к согласующим организациям относятся: ДАГУН г.Южно-Сахалинска, ОГИБДД г.Южно-Сахалинска, ОГУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области, ГУ « Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток», ОАО «Электросервис», Департамент городского хозяйства, Южный территориальный межрайонный отдел управления Роснедвижимости по Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 5.12. заявителю может быть отказано в выдаче разрешения в случаях,предусмотренных Федеральным законом « О рекламе».
В пункте 15 статьи 19 Закона от 13.03.06. № 38-ФЗ изложены основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения:
-несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
-несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генерального плана;
-нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
-нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
-нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации,их охране и использовании.
Как следует из оспариваемого предписания, основанием для отказа в выдаче разрешения на установку рекламных конструкции послужило несоответствие их территориального размещения требованиям технического регламента.
При этом, в предписании имеется ссылка на отказ ГИБДД УВД г.Южно-Сахалинска ,оформленный письмами №№ 524, 672, 673, 675-679, 681, 682, б/н от 30.05.07, в согласовании мест установки рекламных конструкций по тем основаниям,что размещение рекламных конструкции в испрашиваемых местах противоречит требованиям пунктов 6.1.5.; 6.1.9.; 6.6., 6.7. ГОСТ Р 52044-2003.
Согласно статье 2 Федерального закона « О техническом регулировании» от 27.12.02 № 184-ФЗ, технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или Указом Президента РФ, или Постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования ( продукции, в том числе зданиям,строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования ( включая изыскания), производства, строительства,монтажа, наладки,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 46 этого закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства,эксплуатации, хранению,перевозке,реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни и здоровья граждан.
Документом, применение которого является обязательным, поскольку направлен на обеспечение безопасности дорожного движения, в целях охраны жизни и здоровья граждан, служит ГОСТ Р 52044-2003 « Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений . Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила применения» с Изменением № 1. Указанный ГОСТ введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30.06.05 № 170.
Таким образом, из изложенного следует,что у ДАГУН г.Южно-Сахалинска имелись основания для отказа ООО РА «Ирида-Сервис» в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций по основанию несоответствия территориального размещения рекламных конструкций требованиям технического регламента. Подобное основание для отказа предусмотрено подпунктом 1 пункта 15 статьи 19 Федерального закона « О рекламе.
Оспариваемое предписание в части демонтажа рекламных конструкций, поименованных в предписании под номерами 1, 2, 8, 10 является законным,поскольку ранее выданные разрешения на эти рекламные конструкции,оформленные в виде договоров, были заключены на один год, соответственно до 01.03.06.; 19.05.06; 15.04.06; 01.04.06.
Правом на их перезаключение на очередной срок в порядке, предусмотренном пунктом 8.2. действующих на момент истечения срока разрешений Правил распространения,размещения и эксплуатации наружной рекламы и информации на территории муниципального образования «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 07.06.02 № 244/27-02-2, согласно которым заявка должна быть подана за тридцать дней до окончания срока размещения, указанного в договоре, ООО РА «Ирида-Сервис» не воспользовалось.
Таким образом, поскольку на размещение указанных рекламных конструкций срок разрешения истек, новые разрешения не получены, следовательно, названные рекламные конструкции являются незаконно размещенными ( эксплуатируемыми) и поэтому в силу статьи 19 Федерального закона « О рекламе» подлежат демонтажу рекламораспространителем в добровольном порядке.
В то же время апелляционная инстанция соглашается с решением суда первой инстанции в части того,что предписание о демонтаже рекламных конструкций , поименованных в предписании под номерами 3, 4, 6 и 7 является незаконным в связи с тем,что на момент предписания срок действия ранее выданных разрешений не истец, поэтому в этой части не соответствует положениям Порядка выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа « Город Южно-Сахалинск», утвержденного решением городского Собрания от 25.04.07 № 662/32-07-3 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности по размещению рекламных конструкций.
В соответствии с названным Порядком , в случае оформления и согласования разрешительной документации для выдачи разрешений на размещение рекламных конструкций, поименованных в предписании под номерами 3,4, 6 и 7 ООО РА «Ирида-Сервис» вправе обратиться вновь в установленном законом порядке за получением разрешений.
В судебном заседании апелляционной инстанции ООО РА «Ирида-Сервис» заявило отказ от требований в части признания незаконным предписания о демонтаже рекламной конструкции , поименованной в предписании под номером 5, отказа в выдаче разрешения на установку этой конструкции и признании действующим договора от 27.09.05 № Д-1463-014-534, так как названная конструкция демонтирована заявителем.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Поскольку заявленный истцом отказ от иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, апелляционная инстанция находит заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь частями 2 и 5 статьи 49,пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 151,258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Сахалинской области от 09.01.2008 года по делу № А59-2988/07-С24,изменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным предписания Департамента архитектуры,градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска от 13.07.2007 года № 5708-014/018 в части отказа в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, ООО Рекламное агентство «Ирида-Сервис», отказать.
Признать предписание Департамента архитектуры,градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска от 13.07.2007 года № 5708-014/018 в части,предписывающей демонтировать рекламные конструкции,поименованные в предписании под номерами 3,4,6,7 незаконным,как противоречащее Порядку выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа « Город Южно-Сахалинск», утвержденного решением городского Собрания от 25.04.2007 № 662/32-07-3.
Принять отказ ООО Рекламное агентство «Ирида-Сервис» от требований в части признания незаконным предписания о демонтаже рекламной конструкции, поименованной в предписании под номером 5, отказа в выдаче разрешения на установку этой конструкции и признании действующим договора от 27.09.2005 № Д-1463-014-534.
Производство по делу в этой части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия,но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Сахалинской области.
Председательствующий Дудина С.Ф.
Судьи Пустовалова Т.П.
Санина Л.С.