ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-3057/2023 от 21.09.2023 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А59-3057/2023

21 сентября 2023 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Т.А. Солохиной,

рассмотрев апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-4825/2023

на решение от 24.07.2023

судьи О.Н.Боярской

по делу № А59-3057/2023 Арбитражного суда Сахалинской области,

принятое в порядке упрощённого производства,

по заявлению отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1026500532960, ИНН 6500005551)
к обществу с ограниченной ответственностью «Декантер Е» (ОГРН 1045003364328, ИНН 5018095997)

о взыскании финансовых санкций в размере 3 000 рублей по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2020 года, ноябрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019, 2021 годы и за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год,

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Отделение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении общества с ограниченной ответственностью «Декантер Е» (далее – общество, страхователь) на взыскание финансовых санкций в размере 3 500 рублей по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2020 года, ноябрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019, 2021 годы и за предоставление неполных и(или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.

Определением суда от 11.04.2023 года по делу №А59-1935/2023 судом отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

15.05.2023 Отделение обратилось в суд с указанным заявлением, ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства.

Поскольку заявление содержит признаки, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) 22.05.2023 судом вынесено определение о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

26.06.2023 от Отделения поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором просит взыскать с общества финансовые санкций в размере 3 000 рублей по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2020 года, ноябрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019, 2021 годы.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявление об уточнении исковых требований, в их принятии отказал, указав на то, что не отказываясь от требования о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год истец фактически оставляет за собой право повторного обращения в суд с указанным требованием, с учетом срока добровольного исполнения требования до 7 февраля 2023 года, до 7 августа 2023 года, в случае если общая сумма финансовых санкций не превысит 3 000 рублей, в течении шести месяцев с истечения срока добровольной уплаты по требованию после которого сумма превысит 3 000 рублей, либо в течении шести месяцев по истечении трехлетнего срока для добровольного исполнения требования. Поскольку данное обстоятельство создает правовую неопределённость, суд в принятии уточнений обоснованно отказал на основании части 5 статьи 49 АПК РФ.

Решением суда от 10.07.2023, принятым в виде резолютивной части (мотивированное решение в порядке части 2 статьи 229 АПК РФ изготовлено 24.07.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы указывает на то, что в силу пункта 17 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российском Федерации при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 11.03.2020 №178п (далее - Порядок), датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе «Уведомление о доставке», который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в два адреса для всех участником информационного обмена. При этом «Уведомление о доставке» не является уведомлением о прочтении страхователем документов, поступивших от территориального органа ПФР в электронном виде. Таким образом, Порядком предусмотрены даты, не зависящие от прочтения страхователем документов, переданных территориальными органами ПФР через оператора.

Исходя из этого, апеллянт считает, что отсчет пятидневного срока направления уведомления по ТКС следует вести с даты получения уведомления страхователем, т.е. с даты доступной для прочтения страхователем, а не с даты непосредственного открытия сообщения страхователем и получения территориальным органом ПФР «Извещения о доставке». При этом, день получения страхователем уведомления является днем начала течения пятидневного срока для устранения имеющихся ошибок и несоответствий.

Заявитель не согласен с выводом суда о необоснованности заявленных требований, поскольку в платёжном поручении №17 от 14.04.2023г. ответчик указал следующее назначение платежа: «Штраф за непредставление в установленный срок СЗВ-М». Таким образом, период задолженности конкретизирован не был. Указанные платежи были «привязаны» к требованию от 09.02.2018 г. (1 500 руб.) и к требованию от 08.11.2019 г. (1 500 руб.). Вышеуказанные обстоятельства не были приняты во внимание судом.

От общества поступил письменный отзыв, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Декантер Е» зарегистрировано в качестве юридического лица 25 июля 2004 года за основным государственным регистрационным номером 1045003364328.

При постановке на налоговый учет присвоен идентификационный номер налогоплательщика 5018095997. В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации учреждению присвоен номер 074-001- 035534.

10.01.2022 года обществом в адрес территориального органа ПФР по бесконтактному приему сведений представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года (тип сведений «ИСХ») в отношении 1 застрахованного лица.

Обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года подлежала исполнению не позднее 15 декабря 2021 года.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица за ноябрь 2021 года в связи с чем, 28.02.2022 года составлен акт №074S18220002555 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанный акт от 28.02.2022 года направлен в адрес должника по электронным каналам связи.

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ территориальным органом ПФР принято решение №074S 19220003461 от 04.04.2022 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанное решение направлено должнику по электронным каналам связи.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В связи с тем, что штрафные санкции в размере 500,00 руб. за ноябрь 2021 года не были уплачены в добровольном порядке, должнику были направлено требование №074S01220003204 от 22.04.2022 года об уплате штрафа в срок до 16.05.2022 года.

До настоящего времени штраф добровольно не уплачен.

В ходе сверки представленных сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2020 год выявлены ошибки (несоответствия) в отношении в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС 061-221-773 18) (отражен факт работы по форме СЗВ - СТАЖ за указанные в сверке периоды - июль 2020 года, но при этом отсутствуют сведения зарегистрированного лица в форме СЗВ - М за аналогичный период).

Страхователю 14.10.2021 года направлены сверка и уведомление №35534 о необходимости в течение 5 рабочих дней предоставить уточненные сведения.

Исправленные сведения в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС 061-221-773 18) не представлены, что повлекло нарушение согласно статье 17 Закона №27-ФЗ, а именно непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ - М за июль 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица за июль 2020 года, в связи с чем, 20.01.2022 года составлен акт №074S18220000665 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанный акт от 20.01.2022г. направлен в адрес должника по электронным каналам связи.

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ территориальным органом ПФР принято решение № 074S19220001847 от 25.02.2022 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанное решение направлено должнику по электронным каналам связи.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В связи с тем, что штрафные санкции в размере 500,00 руб. за июль 2020 года не были уплачены в добровольном порядке, должнику было направлено требование №074S01220001660 от 17.03.2022 года об уплате штрафа в срок до 05.04.2022 года.

До настоящего времени штраф добровольно не уплачен.

В ходе сверки представленных сведений по форме СЗВ - Стаж за 2018 год и сведений в налоговые органы о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за периоды 2018 года выявлено расхождение в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС 040-308-518 06). Имеются сведения о начисленных страховых взносах на ОПС, но отсутствует факт работы по форме СЗВ - Стаж за аналогичный период.

Страхователю 13.10.2020 года направлены сверка и уведомление №35534 о необходимости в течение 5 рабочих дней предоставить уточненные сведения.

Исправленные сведения в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС 040-308-518 06) не представлены, что повлекло нарушение согласно статье 17 Закона № 27-ФЗ, а именно непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ - СТАЖ за 2018 год в отношении 1 застрахованного лица.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица за 2018 год, в связи с чем 12.01.2021 года составлен акт №074S18210000034 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанный акт от 12.01.2021г. направлен в адрес должника по электронным каналам связи.

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ территориальным органом ПФР принято решение №074S19210001210 от 10.02.2021 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанное решение направлено должнику по электронным каналам связи.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В связи с тем, что штрафные санкции в размере 500,00 руб. за 2018 год не были уплачены в добровольном порядке, должнику было направлено требование №074S01210001585 от 26.02.2021 года об уплате штрафа в срок до 17.03.2021 года.

До настоящего времени штраф добровольно не уплачен.

В ходе сверки представленных сведений по форме СЗВ - Стаж за 2019 год и сведений в налоговые органы о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за периоды 2019 года выявлено расхождение в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС 040-308-518 06). Имеются сведения о начисленных страховых взносах на ОПС, но отсутствует факт работы по форме СЗВ - Стаж за аналогичный период.

Страхователю 13.10.2020 года направлены сверка и уведомление №35534 о необходимости в течение 5 рабочих дней предоставить уточненные сведения.

Исправленные сведения в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС 040-308-518 06) не представлены, что повлекло нарушение согласно статье 17 Закона №27-ФЗ, а именно непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ - СТАЖ за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица за 2019 год, в связи с чем, 12.01.2021 года составлен акт №074S18210000036 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанный акт от 12.01.2021г. направлен в адрес должника по электронным каналам связи.

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ территориальным органом ПФР принято решение №074S19210001211 от 10.02.2021 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанное решение направлено должнику по электронным каналам связи.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В связи с тем, что штрафные санкции в размере 500,00 руб. за 2019 год не были уплачены в добровольном порядке, должнику было направлено требование №074S01210001586 от 26.02.2021 года об уплате штрафа в срок до 17.03.2021 года.

До настоящего времени штраф добровольно не уплачен.

27.10.2020 года должником в адрес территориального органа ПФР по бесконтактному приему сведений представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год (тип сведений «ИСХ») в отношении 2 застрахованных лиц (СНИЛС 124-329-323 32, 040-308-518 06). В отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС 040-308-518 06 штрафные санкции применены ранее).

Обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год подлежала исполнению не позднее 02 марта 2020 года.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица за 2019 год в связи с чем, 12.01.2021 года составлен акт №074S18210000041 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанный акт от 12.01.2021 года направлен в адрес должника по электронным каналам связи.

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ территориальным органом ПФР принято решение №074S19210001212 от 10.02.2021 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанное решение направлено должнику по электронным каналам связи.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В связи с тем, что штрафные санкции в размере 500,00 руб. за 2019 год не были уплачены в добровольном порядке, должнику были направлено требование №074S01210001587 от 26.02.2021 года об уплате штрафа в срок до 17.03.2021 года.

До настоящего времени штраф добровольно не уплачен.

11.02.2022 года должником в адрес территориального органа ПФР по
бесконтактному приему сведений представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год (тип сведений «ИСХ») в отношении 1 застрахованного лица.

04.07.2022 года должником в адрес территориального органа ПФР по бесконтактному приему сведений впервые представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год (тип сведений «ДОП») в отношении 1 застрахованного лица, сведения о котором отсутствовали в исходной форме.

Обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год подлежала исполнению не позднее 01 марта 2022 года.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица за 2021 год в связи с чем, 12.08.2022 года составлен акт №074S18220007995 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанный акт от 12.08.2022 года направлен в адрес должника почтовым отправлением.

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ территориальным органом ПФР принято решение №074S 19220008966 от 20.09.2022 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанное решение направлено должнику по электронным каналам связи.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В связи с тем, что штрафные санкции в размере 500,00 руб. за 2021 год не были уплачены в добровольном порядке, должнику были направлено требование №074S01220008035 от 07.10.2022 года об уплате штрафа в срок до 25.10.2022 года.

До настоящего времени штраф добровольно не уплачен.

В ходе сверки представленных сведений по форме СЗВ - Стаж за 2021 год и сведений из расчетов по страховым взносам (РСВ), представленных страхователем за 2021 год в налоговые органы, выявлено расхождение в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС 160-642-567 54).

Имеются сведения о начисленных страховых взносах, но отсутствует факт работы по форме СЗВ - Стаж, СЗВ-М за аналогичный период.

Страхователю 30.09.2022 года направлены сверка и уведомление №35534 о необходимости в течение 5 рабочих дней предоставить уточненные сведения.

Исправленные сведения в отношении 1 застрахованного лица (СНИЛС 160-642-567 54) не представлены, что повлекло нарушение согласно статье 17 Закона № 27-ФЗ, а именно представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ - СТАЖ за 2021 год в отношении 1 застрахованного лица.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица за 2021 год, в связи с чем, 25.11.2022 года составлен акт №074S18220011471 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанный акт от 25.11.2022г. направлен в адрес должника по электронным каналам связи.

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ территориальным органом ПФР принято решение №074S19220011825 от 26.12.2022 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Вышеуказанное решение направлено должнику по электронным каналам связи.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В связи с тем, что штрафные санкции в размере 500,00 руб. за 2021 год не были уплачены в добровольном порядке, должнику было направлено требование №074S01230000301 от 19.01.2023 года об уплате штрафа в срок до 07.02.2023 года.

До настоящего времени штраф добровольно не уплачен.

Поскольку общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, Отделение на основании части 18 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

В силу пункта1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 14 указанного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Аналогичная обязанность страхователя предусмотрена статьей 15 Закона № 27-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ в редакции действовавшей до 1 января 2023 года страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 названного Федерального закона) обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Такие сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года, предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.

Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года, предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно статье 16 Закона №27-ФЗ органы Фонда, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, абзацем 3 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрена ответственность в виде применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Основанием для обращения в арбитражный суд за взысканием финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования, семь решений отделения: от 10.02.2021 №№074S19210001210, 074S19210001211, 074S19210001212, от 25.02.2022 №074S19220001847, от 04.04.2022 №074S19220003461, от 20.09.2022 №074S19220008966, от 26.12.2022 №074S19220011825.

Относительно требований о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей, за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год судом установлено следующее.

В статье 15 Закона № 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 27 июля 2020 года вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 №211н, (далее – Инструкция №211н).

Согласно пункту 40 Инструкции №211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона №27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.

В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Инструкция №211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции № 211н).

Между тем, следует иметь в виду, что положения статьи 15 Закона №27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона № 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции №211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.

В целом по смыслу статьи 17 Закона №27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.

Таким образом, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Как следует из материалов дела, первоначально отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год (тип исходная) страхователь представил 11.02.2022, т.е. в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок.

Согласно протоколу проверки отчетности страхователя указанные сведения приняты отделением без замечаний.

04.07.2022 обществом с целью дополнения ранее поданных сведений направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом «дополняющая», 2021 год в отношении 1 застрахованного лица. Поступившая дополняющая форма проверена отделением, ошибок не выявлено.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения Отделением нарушения, общество реализовало предусмотренное статьей 15 Закона №27-ФЗ право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 05.07.2019 №308-ЭС19-975 по делу №А22-1060/2018, от 22.07.2019 №305-ЭС19- 2960 по делу № А40-22593/2018, от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу №А73-910/2017, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700 по делу № А04-5751/2017, от 05.09.2018 №303-КГ18-5702 по делу №А04-5748/2017, от 30.10.2017 №307-КГ18-6769 по делу №А56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку ответчик самостоятельно выявил и представил органу пенсионного фонда дополняющие сведения по форме СЗВ-М за данный отчетный период, является правильным.

В отношении требования Отделения о взыскании с общества финансовых санкций в размере 500 рублей, за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год судом установлено следующее.

Решение от 26.12.2022 № 074S19220011825 принято по результатам проведенной камеральной проверки представленных форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ за 2021 год и отчетности по форме РСВ-1, в результате которой установлено, что сведения об одном застрахованном лице, указанные в отчете по форме РСВ-1, отсутствуют в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.

Согласно решению страхователю было направлено уведомление №35534 от 30.09.2022 об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок, однако доказательств направления, либо вручения указанного уведомления обществу суду не представлено.

Абзацем 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в период предоставления страхователем сведений), при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ошибки (несоответствия) в отчетах выявлены Отделением, следовательно, в силу вышеназванных нормативных требований страхователю должно быть вручено/направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок.

При обнаружении ошибки (несоответствия) Отделением составлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок №35534, однако доказательств направления, либо вручения указанного уведомления, а также таблицы сверки суду не представлено.

В пункте 37 Инструкции закреплена обязанность управления при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, вручить страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку.

При этом Инструкция разработана в соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ, предоставляющими заявителю право дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах. Иное толкование содержащихся в инструкции положений будет прямо противоречить нормам Закона №27-ФЗ, в соответствии с которым она была принята и во взаимосвязи с положениями которого она применяется.

В рассматриваемом случае положения пунктов 37 и 39 Инструкции должны действовать во взаимосвязи с положениями установленными статьей 15 Закона № 27-ФЗ, то есть орган пенсионного фонда при выявлении ошибок и (или) несоответствий составляет уведомление и направляет его страхователю, добросовестный страхователь, в свою очередь, получив уведомление об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, представляет органу пенсионного фонда дополняющие (уточняющие) сведения по форме, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона №27-ФЗ, вместе с тем в случае недобросовестных действий страхователя и устранения выявленных несоответствий по истечение 5-ти дневного срока или не устранение несоответствий вовсе к, такому страхователю применяются финансовые санкции по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем, не направив уведомление в адрес страхователя, Отделение фактически лишило страхователя права, предусмотренного статьей 15 Закона №27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции № 766н, на получение уведомления об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, и на их устранение в установленный срок, с целью исключения применения к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Указанное обстоятельство, свидетельствует о несоблюдении Отделением требований закона, установленных указанными выше нормами и не соблюдении прав страхователя, что, как верно расценено судом первой инстанции, не свидетельствует о законности применения к обществу финансовых санкций по решению от 26.12.2022 № 074S19220011825.

Относительно требований о взыскании финансовых санкций в размере 2500 рублей, за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных 15 лицах по форме СЗВ-М за июль 2020 года, ноябрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019 годы судом установлено следующее.

12.01.2021, 20.01.2022, 28.02.2022 Отделением в отношении общества проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а так же порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, по результатам которых составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №№074S18220000665, 074S18210000034, 074S18210000036, 074S18210000041, 074S18220002555, 10.02.2021, 25.02.2022, 04.04.2022 по результатам рассмотрения актов проверки Отделением приняты решения о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде наложения финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2020 года, ноябрь 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019 годы №№074S19210001210, 074S19210001211, 074S19210001212, 074S19220001847, 074S19220003461.

Для добровольной уплаты финансовой санкции обществу направлены требования об уплате финансовой санкции от 26.02.2021, 17.03.2022, 22.04.2022 №№074S01210001585, 074S01210001586, 074S01210001587, 074S01220001660, 074S01220003204.

Поскольку требования об уплате финансовой санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в добровольном порядке не исполнены, отделение обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

Вмененные правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам, действия общества квалифицированы верно, штраф назначен в пределах санкции. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки судом не установлено. Нарушение срока на обращение Отделения в арбитражный суд не выявлено.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В силу части 3 статьи 41 АПК РФ неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные названным Кодексом последствия.

Как следует из представленных копий платежных поручений № 17 от 14.04.2023 на сумму 3 000 рублей и № 15 от 15.06.2023 на сумму 500 рублей, обществом уплачены финансовые санкции в размере 3 500 рублей.

Вопреки доводам жалобы, Отделением доказательств отнесения платежей по указанным платежным поручениям на иные задолженности суду не представлено, поступление указанных платежей в бюджет не оспорено.

Как следует из картотеки арбитражных дел, 29.11.2022 Арбитражным судом Сахалинской области по делу №А59-6333/2022 вынесен судебный приказ на взыскание с ООО «Декантер Е» в пользу государственного учреждения главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области финансовых санкций в размере 3 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.

Согласно тексту приказа, взыскиваемая сумма подлежит перечислению по следующим реквизитам: Получатель: УФК по г. Москве (Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области, л/с 04734Ф392П0); ИНН 7703363868; КПП 772501001; Единый казначейский счёт (Кор/счёт) 40102810545370000003; Казначейский счёт (Р/счёт) 03100643000000017300; БИК: 004525988; Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО//УФК по г. Москве, г. Москва; ОКТМО 45915000.

Как следует из копий платежных поручений № 17 от 14.04.2023 на сумму 3 000 рублей и № 15 от 15.06.2023 на сумму 500 рублей оплата произведена по реквизитам ОСФР по Сахалинской области в УФК по Сахалинской области. Наименование платежа в платежных поручениях позволяют идентифицировать платежи как относящиеся к рассматриваемому спору.

При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения заявленных Отделением требований о взыскании финансовых санкции с общества не имеется.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения определения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе коллегия не рассматривает, поскольку Отделение от её уплаты освобожден на основании пп.1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.07.2023 по делу №А59-3057/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Судья

Т.А. Солохина