ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-3259/2021 от 21.02.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А59-3259/2021

01 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2022 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Н. Палагеша,

судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-751/2022

на решение от 17.12.2021

судьи Ю.С.Учанина

по делу № А59-3259/2021 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.03.2015)

к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.02.2003)

о признании незаконным и отмене предписания,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Дальний Восток»: ФИО1 (в режиме веб-конференции) по доверенности от 01.01.2022, сроком действия по 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 2654), ФИО2 (в режиме веб-конференции) по доверенности от 01.01.2022, сроком действия по 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 4636);

от Государственной жилищной инспекции Сахалинской области: не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» (далее - заявитель, общество, ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, ГЖИ Сахалинской области) от 14.05.2021 №17К/Д об устранении выявленных нарушений.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.12.2021 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным и отменено.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Сахалинской области обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 17.12.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что организации, осуществляющие поставки коммунальных ресурсов, в том числе предоставляющие коммунальные услуги населению, обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию о нормативах потребления коммунальных услуг, о применяемых тарифах, о показателях качества коммунальных услуг по договорам ресурсоснабжения вне зависимости от актуализации органами исполнительной субъектов Российской Федерации соответствующих сведений в системе, а также вне зависимости от наличия такой информации в договоре ресурсоснабжения.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без ее участия по имеющимся в материалах дела документам.

Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном представителями в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

В период с 13.05.2021 по 14.05.2021 на основании распоряжения от 11.05.2021 №484 в отношении общества инспекцией проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон №209-ФЗ).

В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что в нарушение части 18, части 19 статьи 7, пункта 27, пункта 28 части 1 статьи 6 Закона №209-ФЗ, пункта 2.1.15.1, пункта 2.1.15.2, пункта 2.1.10 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Приказ от 29.02.2016 №74/114/пр) обществом не размещена информация в ГИС ЖКХ о нормативах потребления коммунальных услуг, о применяемых тарифах, о показателях качества коммунальных услуг по всем договорам ресурсоснабжения, действующим на территории Сахалинской области.

По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 14.05.2021 №484 и ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» выдано предписание от 14.05.2021 об устранении выявленных нарушений №17К/Д, в соответствии с которым ресурсоснабжающей организации предписано в срок до 15.06.2021 разместить в системе ГИС ЖКХ (на сайте dom.gosuslugi.ru) актуальную информацию о нормативах потребления коммунальных услуг, о показателях качества коммунальных услуг и о применяемых тарифах по всем договорам ресурсоснабжения, заключенным с обществом.

Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое было судом первой инстанции удовлетворено.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения общества, проверив в порядке статьей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).

Частью 1 статьи 17 данного Закона закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Право на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений предоставлено должностным лицам органов государственного жилищного надзора также пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, применимой к рассматриваемым правоотношениям, далее - ЖК РФ).

Предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

В соответствии с частью 4 статьи 165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (часть 5 статьи 165 ЖК РФ).

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Законом №209-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 2 данного Закона под государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйствам (ГИС ЖКХ) понимается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Приказом Минкомсвязи России №504, Минстроя России №934/пр от 30.12.2014 адресом официального сайта ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определен www.dom.gosuslugi.ru.

По правилам части 1 статьи 6 Закона №209-ФЗ в системе должна размещаться: информация о нормативах потребления коммунальных услуг (пункт 20); информация о ценах, тарифах, установленных на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (пункт 27); информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги (пункт 28).

В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 7 Закона №209-ФЗ информацию, предусмотренную пунктом 20 части 1 статьи 6 Закона №209-ФЗ, размещают в системе органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информацию, обозначенную в пункте 27 части 1 статьи 6 Закона №209-ФЗ, в системе размещают: федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (часть 7 статьи 7 Закона №209-ФЗ); лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома (часть 19 статьи 7 Закона №209-ФЗ).

Сведения, указанные в пункте 28 части 1 статьи 6 Закона №209-ФЗ, обязаны вносить в систему: органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 13 статьи 7 Закона №209-ФЗ); органы местного самоуправления (пункт 2 части 16 статьи 7 Закона №209-ФЗ; лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг (часть 18 статьи 7 Закона №209-ФЗ).

Приказом от 29.02.2016 №74/114/пр утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Состав информации №74/114/пр).

При этом подпунктом 4 пункта 2 Приказа от 29.02.2016 №74/114/пр установлено, что состав, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 7 статьи 7 Закона №209-ФЗ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предусмотрены Приказом Минкомсвязи России №455, Минстроя России №825/пр от 17.11.2015 «Об утверждении порядка, состава, способов, сроков и периодичности размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее - Приказ от 17.11.2015 №455/825/пр).

В соответствии подпунктом 2 пункта 6 Приказа от 17.11.2015 №455/825/пр органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов размещают в системе информацию, обязательное размещение которой предусмотрено пунктом 27 части 1 статьи 6 Закона №209-ФЗ, а именно: информацию о ценах, тарифах, установленных на ресурсы (размещается в отношении каждого лица, осуществляющего поставки ресурсов):

- муниципальные образования, на территории которых применяются цены, тарифы, установленные на ресурсы (код по общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований);

- вид цены, тарифа (тариф на питьевую воду; тариф на техническую воду; тариф на подвоз воды; тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах теплоснабжения; тариф на водоотведение; тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям; тариф на теплоноситель, поставляемый потребителям; тариф на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения); плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей; тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей; розничная цена на газ, реализуемый населению; розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд; цена на топливо твердое, реализуемое гражданам; цена на топливо печное бытовое, реализуемое гражданам);

- наименование цены, тарифа (при наличии);

- количество компонентов в цене, тарифе;

- наименование компонентов в цене, тарифе (при наличии);

- количество ставок тарифа;

- наименование ставок тарифа;

- наименования установленных критериев дифференциации цены, тарифа путем выбора их из справочника, содержащегося в системе, и значения таких критериев, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при установлении данных критериев органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

- дата начала действия цены, тарифа;

- дата окончания действия цены, тарифа;

- величина тарифа (ставки тарифа);

- дата введения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в субъекте Российской Федерации (при наличии);

- наименования установленных критериев дифференциации социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в том числе группа домохозяйств и тип жилых помещений, и значения таких критериев (при наличии);

- величина социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (при наличии).

Согласно пункту 8 Приказа от 17.11.2015 №455/825/пр информация, указанная в подпунктах 1, 2 пункта 6 настоящего Приказа, размещается в системе органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее 3 дней со дня принятия решений, содержащих соответствующую информацию о ценах, тарифах, установленных на ресурсы.

Первичное размещение информации, указанной в подпунктах 1, 2 пункта 6 настоящего Приказа, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего Приказа. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают в системе информацию, действующую на дату вступления в силу настоящего Приказа (пункт 14 Приказа от 17.11.2015 №455/825/пр).

Разделом 2 Состава информации №74/114/пр установлен перечень информации, подлежащей размещению в системе органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 2 указанного раздела информация о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме подлежит размещению не позднее 7 дней со дня размещения в системе информации, указанной в пункте 1 раздела 1 Состава информации, либо не позднее 3 дней со дня изменения информации, подлежащей размещению в системе в соответствии с настоящим разделом.

Анализ вышеприведенных нормативных положений в совокупности позволяет заключить, что первичное размещение информации о нормативах потребления коммунальных услуг, а также информации о ценах, тарифах, установленных на ресурсы, в ГИС ЖХК осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Делая данный вывод, коллегия также принимает во внимание положения подпункта 10 пункта 2 Приказа от 29.02.2016 №74/114/пр, в соответствии с которым при размещении информации в системе поставщики информации должны использовать сведения, содержащиеся в системе, размещенные федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, путем выбора соответствующих позиций.

Одновременно с этим следует отметить, что разделом 8 Состава информации №74/114/пр предусмотрен перечень информация, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома.

Согласно пункту 2.1.15 данного раздела не позднее 7 дней со дня заключения договора либо со дня произошедших изменений ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, размещает в системе сведения о нормативах потребления коммунальных услуг, нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и тарифах на коммунальные ресурсы, применяемых для расчета размера платы по данному договору (путем выбора из информации, содержащейся в системе).

Таким образом, сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и тарифах на коммунальные ресурсы, применяемых для расчета размера платы по договору, размещаются ресурсоснабжающей организацией в ГИС ЖХК с использованием сведений, ранее размещенных в системе соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, то есть путем выбора ресурсоснабжающей организацией необходимой информации из уже содержащихся в системе сведений.

При этом, согласно пояснениям общества, нашедших подтверждение материалами дела, обязанность по размещению в ГИС ЖКХ информации о нормативах потребления коммунальных услуг, а также информации о ценах, тарифах, установленных на ресурсы, соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исполнена в установленные сроки не была и в системе данные сведения отсутствовали.

В частности, нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению по Сахалинской области были размещены в ГИС ЖКХ уже после проведения проверочных мероприятий в отношении общества и выдачи оспариваемого предписания, о чем свидетельствует письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 19.07.2021 исх. №3.10-3348/21.

В связи с этим, а также принимая во внимание, что сведения ГИС ЖКХ размещены в открытом доступе и доступны для обозрения, что не лишало инспекцию в ходе проведения проверки учитывать вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание в части указания обществу на необходимость разместить в системе ГИС ЖКХ актуальную информацию о нормативах потребления коммунальных услуг и о применяемых тарифах по договорам ресурсоснабжения в срок до 15.06.2021 не отвечает критерию исполнимости, поскольку выполнение ресурсоснабжающей организацией обязанности по размещению в системе такой информации сопряжено и фактически поставлено в зависимость от выполнения соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязанности по размещению в ГИС ЖКХ информации о нормативах потребления коммунальных услуг, о ценах, тарифах, установленных на ресурсы.

Что касается предписания в части указания на необходимость внести в систему актуальную информацию о показателях качества коммунальных услуг по договорам ресурсоснабжения, то суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Действительно, анализ пункта 2.1.10 раздела 8 Состава информации №74/114/пр показывает, что в составе размещаемой ресурсоснабжающей организацией информации указываются показатели качества коммунальных ресурсов, в том числе: показатели качества коммунальных ресурсов, определенные в договоре на поставку холодной воды (пункт 2.1.10.1); показатели качества, определенные в договоре на поставку горячей воды (пункт 2.1.10.2); показатели качества и иные показатели, определенные в договоре на поставку тепловой энергии (пункт 2.1.10.3); иные показатели качества коммунальных ресурсов в случае их определения в договоре (пункт 2.1.10.4).

Из материалов дела усматривается, что Положением ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» о работе с физическими лицами, приобретающими газ для обеспечения собственных коммунально-бытовых нужд, утверждена типовая форма договора поставки природного газа, в котором характеристики качества газа не определены.

Соответственно занесение указанной информации в систему не требуется.

При этом доказательства, свидетельствующие о наличии определения показателей качества в договорах ресурсоснабжения, заключенных с обществом, инспекцией не представлены и в материалах дела подтверждение данному обстоятельству отсутствует.

При таких обстоятельствах, коллегия приходит к выводу о том, что правовые и фактические основания для выдачи предписания в указанной части у инспекции отсутствовали.

По изложенному оспариваемое предписание инспекции от 14.05.2021 №17К/Д не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем заявленные требования в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению.

При этом, признавая несостоятельными доводы общества о проведении инспекцией проверки с грубыми нарушениями, коллегия учитывает, что уведомлением от 11.05.2021, полученным заявителем 11.05.2021 (вх. №140-409), общество было уведомлено о дате, времени и месте проведения внеплановой документарной проверки. Поскольку при проведении проверки представитель общества не присутствовал, распоряжение о проведении проверки от 11.05.2021 №484, акт проверки от 14.05.2021 №484, а также предписание от 14.05.2021 №17К/Д были направлены в адрес общества письмом от 14.05.2021, что требованиям Закона №294-ФЗ не противоречит.

Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не распределяются.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.12.2021 по делу №А59-3259/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

Г.Н. Палагеша

Судьи

А.В. Гончарова

О.Ю. Еремеева