ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-3439/07 от 16.01.2008 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Южно-Сахалинск                                                    Дело №А59-3439/07-С11

17 января 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 января 2008 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе:

Председательствующего:   Ефременко В.И.,

Судей:                                   Саниной Л.С., Дудиной С.Ф.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сучковой Е.Б.,

при участии представителей сторон:

от ОАО «Сахалинэнерго»: ФИО1 по доверенности от 08.01.08г. №18-2;

от Региональной энергетической комиссии по Сахалинской области: ФИО2 по доверенности от 01.01.08г.;

от ФИО3: не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Сахалинской области на решение суда от 19.11.07г., принятое судьей Головой Т.И.,

у с т а н о в и л:

ОАО «Сахалинэнерго» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее комиссия, административный орган) от 10.09.07г. о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ.

В обоснование требований указано, что 15.06.07г. РЭК Сахалинской области в адрес ОАО «Сахалинэнерго» было направлено уведомление о необходимости устранения в 15-тидневный срок нарушений действующего законодательства, заключающихся в незаконном отказе от заключения договора энергоснабжения с гражданином ФИО3

27.08.07г. комиссией возбуждено дело об административном правонарушении по ч.5 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов

03.09.07г. составлен протокол №42 и 10.09.07г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Считает, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене ввиду отсутствия события административного правонарушения и вынесения постановления РЭК с превышением полномочий. При направлении уведомления РЭК выступала в качестве органа, осуществляющего функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, а КоАП РФ не установлена административная ответственность за невыполнение уведомления органа, уполномоченного в области регулирования деятельности гарантирующих поставщиков, следовательно, в действиях ОАО «Сахалинэнерго» отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Кроме того, договор энергоснабжения с гражданином Б-вым, являющимся жильцом многоквартирного дома, может быть заключен гарантирующим поставщиком непосредственно с ним и иными гражданами, проживающими в его доме только после предоставления документов, свидетельствующих о выборе способа управления. На момент обращения ФИО3 таких документов представлено не было.

Решением суда от 19.11.07г. оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд указал, что в силу п.1 ст.38 Федерального закона от 26.03.03г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» комиссия уполномочена осуществлять контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков только в части обеспечения надежного и качественного энергоснабжения населения, соответствующего техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в связи с чем, постановление вынесено РЭК с превышением установленных полномочий, следовательно, является незаконным.

Не согласившись с решением суда, комиссия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО «Сахалинэнеро».

В обоснование доводов жалобы указано, что Общество привлечено к административной ответственности по ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа уполномоченного в области государственного регулирования тарифов. Данной статьей предусмотрена ответственность за нарушение срока отведенного на выполнение предписания. В решении суда не указано, в чем заключается незаконность постановления комиссии. Каких-либо процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении не установлено. РЭК имеет право возбуждать и рассматривать дела по ст.19.5 КоАП РФ, в связи с чем, вывод суда о вынесении оспариваемого постановления комиссией с превышением полномочий является необоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Сахалинэнерго» считает решение суда законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.

Третье лицо ФИО3 отзыв на жалобу не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен по последнему известному суду адресу. Информация о дне рассмотрения жалобы размещена на официальном сайте Арбитражного суда Сахалинской области, а также на доске объявлений в здании суда.

С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившегося лица согласно ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель РЭК Сахалинской области поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ОАО «Сахалинэнерго» не признал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с ч.5 ст. 19.5 КоАП РФневыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

В силу ст. 23.51 КоАП РФ органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 19.5 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующим поставщиком электрической энергии признается коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В соответствии с ч.2 ст. 37 настоящего закона в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. При необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии обратившееся к нему лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.

Статья 38 Закона №35-ФЗ предусматривает, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Из материалов дела усматривается, что 16.05.07г. в РЭК Сахалинской области поступило обращение ФИО3, проживающего по адресу планировочный район Хомутово, Ромашковый <...> об отказе ОАО «Сахалинэнерго» в заключение договора энергоснабжения в связи с отсутствием технологического присоединения.

Региональная комиссия, признав отказ Общества заключить договор с гражданином Б-вым незаконным и необоснованным, направила в адрес ОАО «Сахалинэнерго» уведомление от 15.06.07г. о необходимости устранить выявленные нарушения, установив срок исполнения уведомления 04.07.07г. По заявке ОАО «Сахалинэнерго» срок продлен до 18.07.07г.

По истечении указанного срока Общество не представило в адрес комиссии доказательств выполнения уведомления, в связи с чем, РЭК пришла к выводу о том, что Общество совершило правонарушение, предусмотренное ч.5 ст.19.5 КоАП РФ.

27.08.07г. в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, 03.09.07г. составлен протокол и 10.09.07г. вынесено постановление о назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Полагая, что данное постановление является незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено комиссией с превышением полномочий.

Так, согласно постановлению РЭК Сахалинской области №19-г от 23.10.06г. «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии в Сахалинской области» ОАО «Сахалинэнерго» является гарантирующим поставщиком в административных границах Сахалинской области, за исключением границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в подпунктах 1.1.-1.13.

Согласно п.1.2 Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области (утверждено постановлением Администрации Сахалинской области №101-па от 28.04.2006г.) комиссия является  уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии и в силу п.3.19 настоящего положения контролирует осуществляемую гарантирующими поставщиками деятельность по обеспечению надежного энергоснабжения населения.

Из изложенного следует, что комиссия уполномочена осуществлять контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков только в части обеспечения надежного и качественного энергоснабжения населения, в связи с чем, привлечение Общества к административной ответственности за не выполнение в срок уведомления об устранении нарушений в части отказа заключить договор энергоснабжения с ФИО3 является незаконным, постановление вынесено РЭК Сахалинской области за пределами своих полномочий.

Более того, в силу положений ст. 37 Закона №35-ФЗ, ст. ст. 426, 445 ГК РФ,  предусмотрено право потребителя в случае необоснованного уклонения гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии обратиться в суд о понуждении последнего заключить указанный договор. Кодексом об административных правонарушениях РФ не предусмотрена ответственность за невыполнение в срок уведомления уполномоченного органа в области регулирования деятельности гарантирующих поставщиков.

Доводы заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции не указал, в чем именно заключается незаконность постановления от 10.09.07г., несостоятельны, поскольку в решении суда конкретно указано, что комиссия осуществляет контроль только в области регулирования цен (тарифов) и в части надежного и качественного энергоснабжения населения, в связи с чем, постановление от 10.09.07г. является незаконным, поскольку уведомлением от 15.06.07г. комиссия обязывала ОАО «Сахалинэнерго» заключить договор энергоснабжения.

Все указанные обстоятельства Общество изложило в своем заявлении, поэтому суд не вышел за пределы заявленных требований.

Необходимости нет и в признании незаконным уведомления в отдельном производстве, т.к. указанное уведомление было предметом исследования в настоящем деле, поскольку постановление от 10.09.07г. принято за невыполнение данного уведомления.

Кроме того, как указано выше в ст.37 Закона №35-ФЗ при необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора энергоснабжения обратившееся к нему лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить указанный договор.

Ссылка заявителя жалобы на статью 38 Закона «Об энергетике» также является несостоятельной, т.к. данной статьей не предусмотрено, что гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергии выражаются в частности и в обязательности заключения договора энергоснабжения с любым обратившимся лицом.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений в части отказа заключить договор энергоснабжения являются несостоятельными по изложенным выше основаниям.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

п о с т а н о в и л:

Решение суда от 19.11.07г. по делу №А59-3439/07-С11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия, но может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Сахалинской области.

Председательствующий                                                    В.И. Ефременко

Судьи:                                                                                  Л.С. Санина

                                                                                              С.Ф. Дудина