апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности
решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-3479/07–С6
22 февраля 2008 года
Арбитражный суд Сахалинской области в составе председательствующего Дудиной С.Ф.,
Судей Пустоваловой Т.П., Шевченко В.В.,
При ведении протокола секретарем судебного заседания Сучковой Е.Б.,
Рассмотрев дело по апелляционной жалобе ОАО «Дальэнергомонтаж»
На решение суда от 21.12.2007 года
При участии:
От истца – ФИО1 - директор
От ответчика – ФИО2 – по доверенности от 09.01.2008
От 3-го лица – ФИО3 – по доверенности от 01.10.2007
Решение принято судьей Похолковой Л.В.
У С Т А Н О В И Л:
Резолютивная часть постановления от 21.02.2008. Полный текст постановления от 22.02.2008.
Открытое акционерное общество « Дальэнергомонтаж» ( далее – общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа конкурсной комиссии администрации муниципального образования Городской округ «Долинский» ( далее – конкурсная комиссия) в допуске к участию в конкурсе на выполнение проектных работ, поставку оборудования, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам «Реконструкция системы водоотведения г.Долинска» и « Реконструкция системы водоснабжения г.Долинска»; обязать конкурсную комиссию осуществить оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсах на выполнение проектных работ,поставку оборудования, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по указанным объектам.
Решением суда от 21.12.2007 в удовлетворении заявления отказано в связи с необоснованностью заявленных требований. Суд первой инстанции установил,что ОАО «Дальэнергомонтаж» в нарушение конкурсной документации лицензию на выполнение работ по проектированию зданий и сооружений не представил, в связи с чем отказ конкурсной комиссии в допуске общества к участию в конкурсах суд признал правомерным.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. В апелляционной жалобе общество приводит следующие доводы: на период с 01.07.2007 по 23.07.2007 деятельность по проектированию и строительству зданий и сооружений лицензированию не подлежала,в связи с чем конкурсная комиссия незаконно потребовала от участников конкурса данную лицензию;
- суд применил Федеральный закон № 136-ФЗ от 19.07.2007, который не подлежал применению на день вскрытия конвертов с заявками участников конкурса ( 17.07.2007), поскольку официально закон опубликован 23.07.2007 и вступает в силу именно с момента публикации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Ответчик и третье лицо с доводами жалобы не согласились,просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Администрацией муниципального образования Городской округ «Долинский» 15.06.2007 был объявлен открытый конкурс на заключение муниципального контракта, предметом которого являлось выполнение проектных работ, поставка оборудования, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам « Реконструкция системы водоснабжения в г.Долинске» и « Реконструкция водоотведения в г.Долинске».
До объявления открытого конкурса мэром МО Городской округ «Долинский» утверждены: конкурсная документация для участия в открытом конкурсе на выполнение проектных работ, поставку оборудования, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ « реконструкция водоотведения в г.Долинске»;
- конкурсная документация для участия в открытом конкурсе на выполнение проектных работ, поставку оборудования, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ « Реконструкция системы водоснабжения в г.Долинске».
Информация о проведении открытого конкурса опубликована в газете «Долинская правда» от 15.06.2007 № 24 (10557-10558), а также размещена в сети Интернет на странице www.gz.adm.sakhalin.ru и www.dolinsk.market.center.ru.
Информация о внесении изменений в извещения о проведении открытых конкурсов опубликована в газете «Долинская правда» от 29.06.2007.
На открытые конкурсы представлено две заявки : ОАО «Дальэнергомонтаж» и ЗАО «Энергокаскад», что отражено в протоколах вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсах от 17.07.2007.
В соответствии с протоками рассмотрения заявок на участие в открытых конкурсах от 19.07.2007 ОАО «Дальэнергомонтаж» отказано в допуске к участию в названных конкурсах в связи с несоответствием конкурсной заявки требованиям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ( далее – Закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) , а именно: непредставление лицензии на выполнение проектных работ.
Полагая незаконным отказ в допуске к участию в конкурсах, ОАО «Дальэнергомонтаж» обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 8 Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица,претендующие на заключение государственного или муниципального контракта.
Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях,предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно статье 27 Закона от21.07.2005 № 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям,установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям,установленным в соответствии со статьей 11 Закона.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа,подавшего заявку на участие в конкурсе,участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Из материалов дела следует,что одним из требований конкурсной документации для участия в открытых конкурсах на выполнение проектных работ,поставка оборудования,выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объектах «Реконструкция системы водоснабжения в г.Долинске» и «Реконструкция водоотведения г.Долинска» является обязательное приложение к заявке лицензии на выполнение заявленных видов работ.
Однако, как следует из протокола вскрытия конвертов на участие в конкурсе, ОАО «Дальэнергомонтаж» приложило только лицензии на строительство, лицензии на выполнение проектных работ к заявке не приложены, то есть не выполнены требования конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации реклама и иные предложения ( в данном случае – извещение о проведении открытых конкурсов) , адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферту, если иное прямо не указано в предложении.
В силу пункта 1 статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Таким образом, действия ОАО «Дальэнергомонтаж» , выразившиеся в непредставлении лицензий на выполнение проектных работ, не может рассматриваться в качестве полного и безоговорочного акцепта.
Кроме того, в соответствии со статьей 27 Закона от 21.07.2005 конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям,установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.
При этом, названный Закон не наделяет конкурсную комиссию полномочиями по оценке и признанию незаконными положений конкурсной документации.
Фактически заявитель оспаривает включение в конкурсную документацию требования о наличии лицензии на выполнение проектных работ и в апелляционной жалобе приводит этот же довод.
Указанный довод апелляционной жалобы суд признает несостоятельным по следующим основаниям.
На момент утверждения конкурсной документации действовал Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» ,подпункт 101 пункта 1 статьи 17 которого предусматривал лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 252-ФЗ « О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 01 июля 2007 года признан утратившим силу подпункт 101 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
Федеральным законом от 19.07.2007 № 136-ФЗ « О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» пункт 1 статьи 17 дополнен подпунктом 101.1 следующего содержания « проектирование зданий и сооружений , за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения».Настоящий закон, как указано в статье второй, вступает в силу со дня его официального опубликования. Официально закон опубликован в «Собрании законодательства РФ» 23.07.2007, № 30, ст.3750 и в «Российской газете» 25.07.2007 № 159.
Таким образом, на момент утверждения конкурсной документации и опубликования извещения о проведении открытых конкурсов, обязательным условием для допуска к участию в конкурсе являлось наличие лицензии на выполнение проектных работ.
Заявление ОАО «Дальэнергомонтаж» о том, что еще в декабре 2006 года был принят Федеральный закон № 252-ФЗ и заказчику , а также – конкурсной комиссии было известно, что с 1 июля 2007 года лицензия на выполнение проектных работ уже не будет требоваться, апелляционная инстанция находит не имеющим значение для дела, поскольку такое утверждение не основано на нормах законодательства, регулирующих вопросы применения права и вопросы о действии закона во времени.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе и форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Как усматривается из материалов дела и подтверждается пояснениями представителя ОАО «Дальэнергомонтаж» , после отмены с 01.07.2007 требования об обязательном лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений, с запросом о разъяснении положений конкурсной документации в этой части, ОАО «Дальэнергомонтаж» не обращалось.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Сахалинской области от 21.12.2007 года по делу № А59-3479/07-С6, оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Сахалинской области.
Председательствующий Дудина С.Ф.
Судьи Пустовалова Т.П.
Шевченко В.В.