ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-3488/18 от 07.11.2018 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-3488/2018

14 ноября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено ноября 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-7791/2018

на решение от 16.08.2018

судьи Е.С. Логиновой

по делу № А59-3488/2018 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению Министерства социальной защиты Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

 о признании недействительным и не подлежащим применению представления от 22.05.2018 № 6100-18-13/1516,

при участии:

от Управления Федерального казначейства по Сахалинской области: ФИО1, доверенность от 26.10.2018 сроком на 1 год, служебное удостоверение,
от Министерства социальной защиты Сахалинской области: ФИО2, доверенность от 03.08.2018 сроком на 1 год, паспорт; ФИО3, доверенность от 03.08.2018 сроком на 1 год, паспорт; ФИО4, доверенность от 03.08.2018 сроком на 1 год, паспорт,
В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании присутствует: ФИО5 в качестве слушателя, служебное удостоверение.

УСТАНОВИЛ:

         Министерство социальной защиты Сахалинской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области (далее - Управление) о признании недействительным и неподлежащим применению представления от 22.05.2018 №6100-18- 13/1516.

         Определением от 21.06.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, на стороне заявителя – Правительство Сахалинской области, на стороне Управления – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

         Решением суда от 16.08.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу о том, что административным органом надлежащим образом не установлен факт вмененного Министерству нарушения бюджетного законодательства РФ, что исключает возможность совершения соответствующих положениям Бюджетного кодекса РФ действий по выдачи представления и применения к Министерству бюджетных мер принуждения. На этом основании суд признал представление от 22.05.2018 №6100-18-13/1516 несоответствующим положениям Бюджетного кодекса РФ.

     Управление Федерального казначейства по Сахалинской области, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что Министерство, израсходовав субсидию на сумму 8 576 868,70 руб. из федерального бюджета, предоставленную в 2017 году по соглашению от 20.02.2017 №069-08-183 из расчета 13 583 человек в полном объеме вместо 4 739 350,50 руб. из расчета 9 783 человек нарушило условия заключенного соглашения. Таким образом, перерасход за счет средств федерального бюджета по Сахалинской области составил 3 837 518,20 руб.

         Сумма перерасхода рассчитана в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 28.01.2017 № 92 (далее – Правила № 92). 

         Из расчетов видно, что Министерством не соблюдены указанные Правила, а именно, каждому человеку имеющему льготу, предусмотренную частью 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), выплата из федерального бюджета должна была производиться в размере 27% (Приложение к Правилам №92), вместо этого, Министерство выплачивало льготу за счет средств федерального бюджета более 27%.

         По мнению апеллянта, Министерством не соблюдены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) на финансирование расходных обязательств субъекта РФ.

         Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

         Представители Министерства на доводы жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считают решение суда законным и обоснованным. Просит в жалобе отказать.

         Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.

         Согласно материалам дела, письмом от 01.11.2016 №36199-мм/05 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ просило направить потребность субъекта на частичную компенсацию расходов бюджетов по компенсации отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2017 года и плановый период 2018 и 2019 годов.

         Письмом от 08.11.2016 №2-4631 в ответ на указанное письмо Правительство Сахалинской области предоставило информацию для расчета потребности Сахалинской области на частичную компенсацию расходов бюджета по компенсации отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2017 года и плановый период 2018 и 2019 годов.

         Согласно данной информации на 2017 финансовый год компенсация должна была быть предоставлена: - 5559 одиноко проживающим неработающим собственникам помещений в возрасте от 70 до 79 лет, - 3996 неработающим собственникам жилых помещений в возрасте от 70 до 79 лет, проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, - 2687 одиноко проживающим неработающим собственникам помещений в возрасте от 80 лет и старше, - 1341 неработающим собственникам жилых помещений в возрасте от 80 лет и старше, проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста.

         Также в предоставленной информации указано, что на финансовый год в субъекте РФ установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в сумме 6 рублей за 1 кв.м. в месяц; социальная норма площади жилья для одиноко проживающего гражданина 42 кв.м., для семьи, состоящей из двух человек, 23 кв.м.; количество месяцев предоставления мер социальной поддержки – 12; потребность в средствах федерального бюджета на 2017 год составляет 22 060 080 рублей.

         20.02.2017 заключено соглашение между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Сахалинской области о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Сахалинской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме № 069-08-183.

         Согласно данному соглашению оно заключено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 №999, Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства от 28.01.2017 № 92.

         В соответствии с пунктом 1.1 соглашения его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2017 году бюджету Сахалинской области субсидии на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств федерального бюджета с кодами классификации расходов бюджетов РФ: код главного распорядителя  средств федерального бюджета 069 «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», раздел 10 «Социальная политика», подраздел 03 «Социальное обеспечение населения», целевая статья 05 2 09 54620 «Субсидии на компенсацию отдельным категориям граждан для оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», вид расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению №1 к соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 № 279 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014-2020 годы».

         В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.2.1 соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Сахалинской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2017 году 31 766 190 рублей (пункт 2.1).

         Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Сахалинской области в соответствии с соглашением, составляет в 2017 году 27% от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 соглашения в 2017 году, но не более 8 576 870 рублей (пункт 2.2). В случае уменьшения общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 соглашения, субсидия предоставляется в размере, определенном исходя из уровня софинансирования от уточненного общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем финансовом году в бюджете Сахалинской области.

         В случае увеличения в соответствующем финансовом году общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 соглашения, размер субсидии, указанный в пункте 2.2 соглашения на соответствующий финансовый год, не подлежит изменению (пункт 2.2.1).

         Согласно пункту 3.2 соглашения субсидия предоставляется при выполнении следующих условий: наличие у субъекта Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации об установлении расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации; наличие правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.

         В силу пунктов 3.3.1, 3.3.1.1 соглашения перечисление субсидии из федерального бюджета осуществляется федеральным казначейством в доле, соответствующей уровню софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленному пунктом 2.2 соглашения на соответствующий финансовый год, не позднее 2-го рабочего дня, следующего за днем представления в Управление Федерального казначейства по Сахалинской области в установленном Федеральным казначейством порядке платежных документов, связанных с исполнением расходных обязательств субъекта, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, представленных финансовым органом субъекта.

         Согласно пунктам 4.3.4 и 4.3.7 соглашения субъект принял на себя обязательства, в том числе, обеспечивать формование и ведение реестра получателей соответствующих выплат. Обеспечивать представление в министерство ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об): расходах бюджета Сахалинской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению № 4 к соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью; достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению №5 к соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.

         Распоряжением от 28.02.2017 №119-р Правительство Сахалинской области утвердило указанное соглашение. 20.04.2017 подписано дополнительное соглашение №069-08-183/1 к указанному соглашению.

         Согласно выписке из Закона Сахалинской области от 19.11.2016 № 112-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в редакции Закона Сахалинской области от 13.06.2017 №45-ЗО на социальные выплаты граждан, кроме публичных нормативных социальных выплат выделено 31 766,2 тыс. рублей, в том числе 23 189, 3 тыс. рублей средства областного бюджета на исполнение расходного обязательства, 8 576,9 тыс. рублей средства федерального бюджета (субсидия).

         Дополнительно к приведенным суммам для обеспечения указанных выплат в 2017 году выделено 12 770,7 тыс. рублей. Таким образом, на социальные выплаты, связанные с освобождением от взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в 2017 году выделено 44 536,9 тыс. рублей, из них 8 576,9 тыс. рублей средства федерального бюджета (субсидия).

         Согласно выписке из Закона Сахалинской области от 22.06.2018 № 38- ЗО «Об исполнении областного бюджета Сахалинской области за 2017 год» на компенсацию средств на освобождение от взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме израсходовано в 2017 году 45 577, 3 тыс. рублей, из них 8 576,9 тыс. рублей средства федерального бюджета (субсидия), 37 000, 4 тыс. рублей – средства областного бюджета.

         Согласно реестру платежных поручений по взносам на капитальный ремонт на 2017 год Министерством перечислено из средств субсидии в общей сумме 8 576 868, 70 рублей, из них: в НК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» перечислено средств субсидии: 25.04.2017 платежное поручение № 0007904 в размере 2144347,09 рублей, 20.07.2017 платежное поручение № 0023037 в размере 2142000,00 рублей, 27.10.2017 платежное поручение № 0036723 в размере 2141999,99 рублей, 25.12.2017 платежное поручение № 0050551 в размере 2141998,72 рублей, ТСЖ «Хомутово-2» 10.03.2017 платежное поручение № 0004085 в размере 86,02 рублей, 10.03.2017 платежное поручение № 0004086 в размере 204,12 рублей, 10.03.2017 платежное поручение № 0004087 в размере 1342,49 рублей, 10.03.2017 платежное поручение № 0004088 в размере 143,37 рублей, 13.03.2017 платежное поручение № 0004089 в размере 444,20 рублей, ТСЖ «Надежда» 25.04.2017 платежное поручение № 0007876 в размере 4302,70 рублей.

         Приказом от 21.03.2018 №84 Управлением назначена выездная проверка министерства. Тема контрольного мероприятия: проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства от 28.01.2017 № 92. Проверяемый период – 2017 год. Дата начала проверки – 26.03.2018, срок проведения 20 рабочих дней.

         Письмом от 22.03.2018 №6100-18-10/886 Управление направило в Министерство приказ о проведении проверки и удостоверение №7 на проведение проверки.

         23.03.2018 и 02.04.2018 Управлением утверждена программа плановой выездной проверки министерства за 2017 год и изменения в нее, соответственно.

         20.04.2018 должностное лицо Управления просило руководителя о продлении выездной проверки на три рабочих дня для представления дополнительных материалов посредством направления на имя руководителя Управления служебной записки № 6100-18-19.

         Приказом от 20.04.2018 №128 срок проведения выездной проверки продлен на 3 рабочих дня по 25.04.2018 включительно. Данный приказ направлен в Министерство письмом от 20.04.2018 № 6100-18-10/1241.

         25.04.2018 должностными лицами Управления составлен акт выездной проверки ИКМ2018-ПВ.038.1003-6100-007 и подготовлена справка о завершении контрольных действий.

         Согласно указанному акту в результате проверки выявлено нарушение статьи 162 БК РФ, пунктов 2, 4 Постановления № 92, пункта 1.1 соглашения № 069-08-183, выразившееся в несоблюдении Министерством условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) на финансирование расходных обязательств субъекта РФ в результате завышения суммы выплаты за счет средств федерального бюджета в размере 3 837 518, 20 рублей.

         Данный вывод сделан Управлением ввиду изменения численности лиц, которым фактически выплачена компенсация, по сравнению с численностью, исходя из которой, формировались расходные обязательства и потребность в средствах на выплату компенсации, и, соответственно, определялся размер субсидии (с 13 583 лиц до 9 783 лиц).

         Письмом от 25.04.2018 №6100-18-11/1274 Управление направило указанный акт Министерству.

         10.05.2018 в Управление от Министерства поступили возражения от 08.05.2018 № 3.11-2467 на акт выездной проверки, в которых Министерством указано на то, что во исполнение условий заключенного соглашения им соблюдены требования и обеспечено предоставление субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству. Средства федерального бюджета, направленные на компенсацию расходов, в общем объеме не превысили предельный уровень софинансирования Сахалинской области. Изменение численности льготополучателей произошло в виду независящих от Министерства обстоятельств.

         16.05.2018 Управлением подготовлено заключение на возражения Министерства, согласно которому данные возражения отклонены, поскольку сделан вывод о том, что выплаты компенсации должны были производиться исходя из фактической численности получателей с учетом размера начисления по соответствующей категории граждан и площади жилого помещения (не более социальной нормы). Общая сумма начисленных таким образом выплат составляет 17 553 150 рублей, из них 27% - 4 739 350, 50 рублей за счет средств субсидии.

         Данное заключение направлено Управлением Министерству с письмом от 18.05.2018 № 6100-18-15/1483. Письмом от 16.05.2018 № 6100-18-14/1469 Управление направило в Федеральное казначейство проект уведомления о применении к Министерству мер бюджетного принуждения за нарушение, обозначенное в акте проверки ИКМ2018-ПВ.038.1003-6100-007 от 25.04.2018.

         Данное уведомление также было направлено Управлением Министру финансов Сахалинской области с письмом от 18.05.2018 № 6100-18-15/1488.

         22.05.2018 Управлением Министерству вынесено представление №6100-18-13/1516, в котором Министерству вменено совершение нарушения в виде не соблюдения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации в результате завышения суммы выплаты за счет средств федерального бюджета. Нарушения в денежном выражении составило 3 837, 518 20 тысяч рублей. Дата совершения нарушения 31.12.2017.

         По мнению Управления, Министерством допущено нарушение следующих нормативных правовых актов и документов, являющихся основанием предоставления бюджетных средств: статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 4 постановления № 92, пункта 1.1 соглашения № 069-08-183 от 20.02.2017.

         В качестве перечня документов, подтверждающих нарушение Управление представило: акт выездной проверки от 25.04.2018 № ИКМ 2018-ПВ.038.1003-6100-007, соглашение от 20.02.2017 № 069-08-183, письмо Правительства Сахалинской области от 08.11.2016 №2-463, список федеральных льготополучателей, состоящих на учете в ГКУ ЦСПСО за 2017 год, отчет о расходах бюджета Сахалинской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия по состоянию на 01.01.2018, аналитическая таблица расчета субсидии.

         В этой связи на основании статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1092 Управление потребовало от Министерства рассмотреть информацию об указанных в данном представлении нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 1); принять меры по устранению причин и условий допущенных нарушений, а также строгому соблюдению должностными лицами нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. О результатах исполнения представления следует проинформировать Управление до 02.07.2018 (с приложением заверенных копий документов, подтверждающих исполнение) (пункт 2).

         Письмами от 23.05.2018 №6100-18-15/1526 и 6100-18-15/1525 Управление сообщило Прокуратуре Сахалинской области и Правительству Сахалинской области о результатах проведенной в отношении Министерства проверки и выявленном нарушении бюджетного законодательства РФ.

         Письмом от 08.06.2018 №6100-18-15/1756 Управление запросило у Министерства информацию в рамках проведенной проверки (акт от 25.04.2018), а именно просило предоставить копии следующих документов: списки граждан, получивших право на меру социальной поддержки на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами №92 с указанием адреса проживания, площади, доли собственности, начисленной суммы за каждый месяц 2017 года; свод федеральных льготополучателей помесячно в разрезе муниципальных образований и в целом по области за 2017 год; свод начисленной федеральной льготы помесячно в разрезе муниципальных образований и в целом по области за 2017 год; копии платежных поручении по перечислению средств федерального бюджета по данному направлению в 2017 году.

         Письмом от 14.06.2018 № 3.11-3207/18 Министерство в ответ на запрос от 08.06.2018 № 6100-18-15/1756 сообщило Управлению, что проверка в отношении Министерства была проведена в период с 26.03.2018 по 25.04.2018.

         В этой связи запрос о предоставлении сведений сделан Управлением за пределами сроков проведения контрольных мероприятий и соответственно не подлежит исполнению в связи с несоответствием действующему законодательству РФ.

         Письмом от 15.06.2018 №6100-18-15/1817 Управление сообщило Министерству о том, что исполнение представления приостановлено до вступления в силу решения суда по настоящему делу. Также указало, что проект уведомления о применении бюджетных мер принуждения в отношении Министерства находится на согласовании в Федеральном казначействе. Пояснило, что Управление не уполномочено приостанавливать применение бюджетных мер принуждения.

         Не согласившись с представлением Управления от 22.05.2018 № 6100- 18-13/1516, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

         Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

         При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий: не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

         В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

         В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль.

         Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, которое в силу пункта 3 статьи 166.1 названного Кодекса осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

         В силу пункта 2 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении своих полномочий, в частности, проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Так, частью 2 статьи 270.2 БК РФ установлено, что под представлением в целях указанного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

         Таким образом, оспариваемый акт вынесен уполномоченным органом, и является документом властно-распорядительного характера, содержащим предписания, подлежащие обязательному исполнению.

         Невыполнение представления в установленные сроки является основанием для привлечения лица к административной ответственности.

         Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 указанного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

         Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

         В силу пункта 3 статьи 132 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

         Согласно части 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

         Постановлением Правительства РФ от 28.01.2017 № 92 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

         В пунктах 1 и 2 Правил № 92 определен порядок, цели и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - субсидии, компенсация оплаты взноса на капитальный ремонт).

         Субсидии предоставляются на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на компенсацию оплаты взноса на капитальный ремонт, обусловленных принятием ими на основании части 2.1 статьи 169 ЖК РФ в соответствии с законами субъектов Российской Федерации соответствующих расходных обязательств.

         Согласно части 2.1 статьи 169 ЖК РФ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

         Согласно статье 14-4 Закона Сахалинской области от 28.12.2010 № 127-ЗО «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области» гражданам старше 70 лет предоставляются такая мера социальной поддержки, как освобождение от взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

         По смыслу изложенного, на территории Сахалинской области предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, в размерах, превышающих установленные  Жилищным кодексом РФ.

         Проанализировав вышеприведенные положения Жилищного кодекса РФ и Правил № 92, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не следует, что в случае, если законом субъекта РФ предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в большем размере, чем предусмотрено ЖК РФ, то указанный субъект РФ лишается права на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

         Приложением к Правилам № 92 для Сахалинской области установлен предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъектов РФ на компенсацию оплаты взноса на капитальный ремонт из федерального бюджета на 2017 год в размере 27 %.

          Судом установлено, что Постановлением Правительства РФ от 28.01.2017 №92, Сахалинской области из федерального бюджета на цели софинансирования расходных обязательств субъектов РФ на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2017 году выделено 8 576, 87 тыс. рублей.

         Указанная сумма определена на основании сведений, представленных Правительством Сахалинской области в Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ письмом от 08.11.2016 № 2-4631, в котором в том числе указало, что согласно имеющейся информации на 2017 год компенсация должна быть предоставлена 13 583 лицам, в этой связи потребность в средствах федерального бюджета на 2017 год составляет 22 060 080 рублей.

         На этом основании из суммы потребности в средствах федерального бюджета в размере 22 060 080 рублей на выплату компенсации 13 583 лицам Сахалинской области определена сумма в размере 8 576, 87 тыс. рублей.   

         В соответствии с представленным расчетом к проекту областного бюджета на 2017-2019 годы Министерством была предусмотрена выплата компенсации в 2017 году 16 000 лиц, размер выплаты был определен, исходя из среднего размера выплат на одного человека в сумме 180 рублей, в общей сумме 34 560 000 рублей.

         Из выписки из Закона Сахалинской области от 19.11.2016 № 112-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в редакции Закона Сахалинской области от 13.06.2017 № 45-ЗО следует, что на социальные выплаты гражданам, кроме  публичных нормативных социальных выплат выделено 31 766,2 тыс. рублей.

         В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Сахалинской области о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Сахалинской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме № 069-08-183 от 20.02.2017 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Сахалинской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2017 году 31 766 190 рублей.

         Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Сахалинской области в соответствии с соглашением, составляет в 2017 году 27% от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 соглашения в 2017 году, но не более 8 576 870 рублей (пункт 2.2).

         Таким образом, расчет потребности в бюджетных средствах на расходы по компенсации взносов на капитальный ремонт был осуществлен исходя из того, что данная компенсация в 2017 году должна быть выплачена 13 583 лицам. Однако из представленного расчета потребности следует, что он произведен исходя из усредненных показателей, а именно без учета площади принадлежащего льготополучателю жилого помещения, состава его семьи, то есть без учета тех показателей, которые должны быть использованы в соответствии с частью 2.1 статьи 169 ЖК РФ при определении размера компенсации.

         Согласно пояснениям Министерства при расчете потребности использовалась усредненная сумма в размере 180 рублей, умноженная на 12 месяцев и на количество лиц, которые по сведениям на конец 2016 года имели право на получение такой компенсации.

         Оценив данные обстоятельства, суд первой инстанции поддержал позицию Министерства о том, что определенная на конец 2016 года сумма расходных обязательств субъекта РФ для выплаты указанной компенсации не могла являться окончательной ввиду того, что окончательно она может быть определена только при ее фактической выплате льготополучателям, учитывая те составляющие, исходя из которых данная сумма в отношении каждого льготополучателя рассчитывается (площадь помещения, состав семьи, являются ли члены семьи работающими или нети т.д.).

         Таким образом, сам по себе расчет потребности, а также использованные при его произведении сведения, в том числе и о количестве лиц, которым подлежит выплате компенсация, не могут являться основанием для безусловного вывода о том, что если фактически компенсация выплачена меньшему числу лиц, чем указано в расчете, то допущено превышение расходов средств федерального бюджета.

         При исследовании обстоятельств дела судом правомерно было принято во внимание письмо от 08.11.2016 № 2-4631, направленное в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в котором область указала на то, что для выплаты компенсации в 2017 году 13 583 лицам потребность в средствах федерального бюджета на 2017 год составляет 22 060 080 рублей, вместе с тем, из средств федерального бюджета выделено лишь 8 576,9 тыс. рублей.

         Согласно выписке из Закона Сахалинской области от 22.06.2018 № 38-ЗО «Об исполнении областного бюджета Сахалинской области за 2017 год» на компенсацию средств на освобождение от взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме израсходовано в 2017 году 45 577, 3 тыс. рублей, из 26 8_796167 них 8 576,9 тыс. рублей средства федерального бюджета (субсидия), 37 000, 4 тыс. рублей – средства областного бюджета.

         Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что на выплату компенсации Сахалинская область израсходовала собственных средств в размере 37 000, 4 тыс. рублей, при этом общая сумма израсходованных средств с учетом суммы субсидии составила 45 577, 3 тыс. рублей. То есть 27% от 45 577, 3 тыс. рублей составляет сумму в размере 12 305 871 рубля тогда, как израсходована сумма средств из федерального бюджета в размере 8 576,9 тыс. рублей (данная сумма определена в соглашении как 27% от суммы потребности, определенной на начало 2017 года).

         При таких обстоятельствах, коллегия соглашается с тем, что вывод Управления о превышении компенсационных расходов является преждевременным, поскольку сделан только на основании данных об уменьшении количества лиц, которым выплачена компенсация. При этом материалы дела свидетельствуют о том, что Управление в ходе проведения проверки не исследовало в полном объеме вопросы, связанные с расходованием средств выделенной субсидии, а выводы о допущенном нарушении сделало исходя из презумпции о том, что при сокращении числа лиц, которым фактически выплачена компенсация по сравнению с числом, которому выплачивать компенсацию было запланировано при определении потребности в 2017 году в средствах на выплату компенсации, должна сократиться и сумма средств, необходимых  для выплаты компенсации и фактически выплаченной.

         Таким образом, совокупность исследованных по делу доказательств позволяет прийти к выводу о том, что первоначально в бюджет Сахалинской области на выплату указанной компенсации из средств области была заложена сумма в размере 23 189, 3 тыс. рублей, которая в последующем была увеличена до 37 000, 4 тыс. рублей (то есть на 13 811,1 тыс. рублей), что фактически подтверждают довод заявителя о том, что сумма потребности была рассчитана усреднено и не являлась окончательной.

         Исходя из обстоятельств рассматриваемого спора, коллегия приходит к выводу о том, что законность оспариваемого представления подлежала установлению путем доказательства того, что средства из федерального бюджета в 2017 были затрачены на выплату компенсации в размере более чем 27% об общей суммы понесенных расходов на указанные цели за 2017, которая была определена в соответствии с частью 2.1 статьи 169 ЖК РФ, а также Правилами №92.

         Таким образом, в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 АПК РФ Управлению надлежало доказать, что из бюджета Сахалинской области в 2017 году на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме было истрачено менее 73% от общей суммы, которая была израсходована на выплату компенсации. Однако таких доказательств суду представлено не было.

         Довод апелляционной жалобы со ссылкой на допущенное, по мнению Управления, нецелевое расходование средств Министерством подлежит отклонению, поскольку такое нарушение не вменялось Министерству в акте выездной проверки от 25.04.2018.

         Вместе с тем, Министерством представлены платежные поручения со списками лиц, в пользу которых компенсация была выплачена, реестр платежных поручений по взносам на капитальный ремонт на 2017 год, согласно которому на выплату компенсации указанным в списках лицам средства выделялись в следующем процентом соотношении – 27% из федерального бюджета (средства субсидии), 73% - из регионального.

         Каких-либо возражений относительно данного довода Министерства Управление суду не представило.

         Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое представление не соответствует требованиям бюджетного законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем является незаконным.

         Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены.

         В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

         Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

         Следовательно, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

         Коллегия не относит расходы по государственной пошлине ни на одну из сторон с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы и освобождения подателя жалобы от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

         Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.08.2018  по делу №А59-3488/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

Е.Л. Сидорович