ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-3878/2021 от 16.08.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А59-3878/2021

18 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2022 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего И.С. Чижикова,

судей С.Н. Горбачевой, Д.А. Самофала,

при ведении протокола секретарем судебного заседания П.П. Васильевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казённого учреждения "Управление дорожного хозяйства и благоустройства",

апелляционное производство № 05АП-4554/2022

на решение от 19.06.2022

судьи Т.С. Горбачевой

по делу № А59-3878/2021 Арбитражного суда Сахалинской области

по иску муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Кипарис-2012» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов спортивную, детскую игровую площадку с элементами озеленения,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация г. Южно-Сахалинска, ООО «Армине», ООО «ЖЭУ-2»,

при участии: лица, участвующие в деле, не явились,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (далее – истец, Учреждение, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства») обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью «Кипарис-2012» (далее – ответчик, Общество) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АК РФ), об обязании включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома № 120 по ул.Пушкина в г.Южно-Сахалинске объекты благоустройства в составе:

1.детская игровая площадка, а именно:

- качели детской игровой площадки,

- диван садово-парковый,

- урна,

- детская игровая песочница,

- качалка-балансир детской игровой площадки,

- карусель детской игровой площадки,

- скамейка,

- бетонная площадка с резиновым покрытием – 80,2 кв.м.

2. спортивная площадка, а именно:

- спортивный комплекс,

- тренажер (скамья для пресса),

- бетонная площадка с резиновым покрытием – 70 кв.м.,

- диван садово-парковый,

- урна,

- стойки для сушки белья – 2 шт.,

об обязании включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома № 118 по ул.Пушкина в г.Южно-Сахалинске объекты благоустройства в составе: СП Град, а именно:

- резиновое покрытие – 170,5 кв.м.,

- металлическое ограждение - 41 п.м.,

- баскетбольную ферму с щитом, кольцом и сеткой,

об обязании включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома № 155 по ул.Амурской в г.Южно-Сахалинске объекты благоустройства в составе: СП Град, а именно:

- диван садово-парковый – 2 шт.,

- урна – 2 шт.,

- резиновое покрытие – 170,5 кв.м.,

- металлическое ограждение - 41 п.м.

Судом на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация г. Южно-Сахалинска, ООО «Армине», ООО «ЖЭУ2».

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 19.06.2022 с учетом дополнительного решения от 25.07.2022 производство по делу в части требований об обязании ответчика включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>: бетонной площадки с резиновым покрытием (СП) площадью 70 кв.м., вешалки (СП) – 1 шт., тренажера (СП) – 3 шт., бетонной площадки с резиновым покрытием (ДП1 и ДП2) площадью 174,8 кв.м., детского игрового комплекса – 1 шт., информационного стенда (ДП2) – 1 шт., детского игрового комплекса (ДП2) – 1 шт., качалки-балансира детской игровой площадки (ДП2) – 1 шт., качели детской игровой площадки (ДП2) 1 шт., карусель детской игровой площадки (ДП2) – 1 шт., игровая панель (ДП2) – 1 шт., детская игровая песочница (ДП2) – 1 шт., урна (ДП2)- 1 шт., скамейка (ДП2) – 1 шт., диван садово-парковый – 3 шт., урна – 4 шт., стоек для сушки белья – 2 шт., озеленения (газон) площадью 3 936 кв.м., клен серебристый – 10 шт., клен остролистный - 3 шт., дуб красный – 11 шт., сосна обыкновенная – 4 шт., чубушник (жасмин) -108 шт., акация желтая – 6 шт. прекращено в связи с отказом от иска в указанной части. В удовлетворении исковых требований об обязании ответчика включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома № 118 по ул.Пушкина в г.Южно-Сахалинске баскетбольную ферму с щитом, кольцом, сеткой отказано. В остальной части заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части отказа в удовлетворении исковых требований, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что баскетбольная ферма с щитом, кольцом, сеткой на момент подписания акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 14.08.2020 входила в состав работ по проекту и была принята в совокупности с другими объектами благоустройства. Настаивает на том, что именно с даты подписания акта выполненных работ спорный объект принадлежит собственникам помещений МКД и подлежит включению в состав общего имущества для дальнейшего содержания и использования. В этой связи апеллянт полагает, что отсутствие спорного имущества в натуре в настоящее время не может являться основанием для не включения данного элемента в состав общего имущества.

Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил наличие оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в целях реализации на территории городского округа «Город ЮжноСахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.11.16 № 10, постановлением Администрации города ЮжноСахалинска от 29.12.17 № 3612 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на 2018 - 2025 годы» на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее - Программа).

Мероприятия Программы направлены на развитие городской среды городского округа «Город Южно-Сахалинск», а именно: благоустройство общественных территорий городского округа «Город Южно-Сахалинск», благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов данного городского округа.

В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило, в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок (п. 2.4.2 Программы).

Как следует из протоколов от 25.01.2019 года, от 29.01.2019 года внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...> собственниками помещений были приняты, в том числе, следующие решения:

- принять участие в муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы» по вопросу благоустройства дворовой территории,

- утвердить работы по благоустройству дворовой территории, сформированные исходя из минимального перечня работ по благоустройству: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, а также утвердить работы по благоустройству, исходя из дополнительного перечня работ по благоустройству в рамках муниципальной программы: оборудование детских и (или) спортивных площадок, оборудование автомобильных парковок, озеленение территорий,

- включить в состав общего имущества многоквартирного дома оборудование, иные материальные объекты, установленные на дворовой территории, в результате реализации мероприятий по ее благоустройству, в целях осуществления последующего содержания указанных объектов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (МКД по ул.Пушкина, 120).

В рамках Программы администрацией города Южно-Сахалинска на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>, Амурская, 155 на основании муниципального контракта от 20.08.2019 года № 027-085-19, заключенного с ООО «Арминэ», были выполнены работы по благоустройству с установкой детских, спортивных площадок.

В связи с тем, что установленные детские площадки не были включены в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по указанным адресам, истец обратился в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 5 статьи 16 указанного Федерального закона со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

По условиям подпунктов «е», «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, включаются в состав общего имущества.

В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии с частью 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

Согласно подпункту «ж» пункта 11 Правила содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений:

- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Таким образом, земельный участок под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома, в связи с чем ответственность за содержание такого земельного участка, а также расположенных на нем объектов благоустройства, несут собственники помещений данного МКД, а при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - соответствующая управляющая организация. С учетом изложенного довод апеллянта о невозможности включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов по содержанию детской площадки, расположенной на земельном участке под спорным МКД, несостоятелен. Механизм изменения платы за услуги управляющей компании установлен Жилищным кодексом РФ.

Как следует из материалов дела, многоквартирные дома, расположенные по адресам: <...>, Амурская, 155 находятся в управлении ответчика.

В соответствии с Порядком предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в проект мероприятия «Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», утвержденным Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска № 895 от 29.03.2017, предложения о рассмотрении и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в мероприятие муниципальной программы дворовых территорий многоквартирных домов подаются уполномоченными собственниками помещений в многоквартирных домах, собственниками каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию.

Необходимыми условиями для включения в проект мероприятия муниципальной программы являются протоколы общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение собственников каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию, содержащее согласие на участие в мероприятии муниципальной программы; на определение лица, уполномоченного на подачу заявки на участие в отборе; на определение уполномоченных лиц из числа собственников помещений, зданий и сооружений для участия в обследовании дворовой территории, приемке выполненных работ по благоустройству дворовой территории, в том числе подписании соответствующих актов приемки выполненных работ.

В рассматриваемом случае на основании протоколов внеочередных общих собраний собственников помещений в рамках указанной Программы истцом на придомовых территориях находящихся в управлении ответчика МКД на основании муниципального контракта от 20.08.2019 года № 027-085-19, с ООО «Арминэ», были выполнены работы по благоустройству с установкой детских, спортивных площадок, что подтверждается актом о приемке выполненных работ по форме № КС-2 № 7 от 14.08.2020, подписанным между сторонами контракта.

Факт нахождения детских площадок на земельных участках, сформированных под многоквартирными домами, расположенными по адресам <...>, Амурская, 155 подтверждается актом комиссионного обследования от 11.11.2021, которое было проведено комиссией истца, а также актом комиссионного обследования от 01.06.2022 года, составленным ответчиком.

Вместе с тем, согласно указанному акту ответчика баскетбольная ферма с щитом, кольцом, сеткой на спортивной площадке, расположенной на земельном участке по МКД по адресу ул.Пушкина, д.118 отсутствует.

Данное обстоятельство позволило суду прийти к обоснованному выводу об отсутствии оснований для обязания ответчика включить данный объект благоустройства в состав общего имущества собственников указанного МКД, в связи с этим в данной части исковых требований отказал.

То обстоятельство, что на момент подписания акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 14.08.2020 баскетбольная ферма с щитом, кольцом, сеткой входила в состав работ по проекту и была принята в совокупности с другими объектами благоустройства вопреки убеждению апеллянта само по себе не опровергают вышеизложенных выводов суда. Факт передачи результата работ свидетельствует об исполнении обязательств подрядчиком перед заказчиком по заключенному между ними контракту и не возлагает на управляющую организацию, не являющуюся стороной данной сделки, обязанности по принятию в состав общего имущества МКД и дальнейшему содержанию отсутствующего на момент передачи объекта в натуре.

Земельные участки под многоквартирными домами, расположенными по адресам <...>, Амурская, 155 сформированы и поставлены на кадастровый учет, что подтверждается представленными истцом выписки из ЕГРН.

Таким образом, поскольку земельным и жилищным законодательством установлено, что земельный участок под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома, установив, что спорные детские и спортивные площадки расположены на земельных участках, сформированных под многоквартирными домами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленные истцом элементы входят в состав общего имущества собственников помещений указанных многоквартирных домов и подлежат включению управляющей компанией в состав данного имущества, в том числе, с целью его надлежащего содержания, правомерно удовлетворив иск в остальной части.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 19.06.2022 по делу №А59-3878/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

И.С. Чижиков

Судьи

С.Н. Горбачева

Д.А. Самофал