Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело
№ А59-3884/2021
12 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года06 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Самофала,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального казённого учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», товарищества собственников жилья «13-А»
апелляционное производство № 05АП-4552/2022, 05АП-4553/2022
на решение от 10.06.2022
судьи Т.С. Горбачевой
по делу № А59-3884/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к товариществу собственников жилья 13-а (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов спортивную, детскую игровую площадки с элементами озеленения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация г. Южно-Сахалинска, общество с ограниченной ответственностью «Технострой гарант», общество с ограниченной ответственностью УК «Фикен»,
при участии:
от лиц, участвующих в деле – не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежаще
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (далее – истец, Учреждение, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства») обратилось в арбитражный суд к товариществу собственников жилья 13-а (далее – ответчик, ТСЖ) с исковым заявлением об обязании включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...> детскую площадку, спортивную площадку и озеленение.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Южно-Сахалинска, общество с ограниченной ответственностью «Технострой гарант» и общество с ограниченной ответственностью УК «Фикен».
В ходе рассмотрения дела истцом был заявлен отказ от иска в части требований об обязании ответчика включить в состав общедомового имущества многоквартирных жилых домов объектов озеленения в составе: газон обыкновенный – 2720 м2 и рябина – 3 шт.
Заявлением от 27.04.2022 истец уточнил требования, просит обязать ответчика включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов объекты, расположенные на земельных участка этих многоквартирных домов:
1) многоквартирных жилых домов № 285А и 287 по улице Комсомольская в городе Южно-Сахалинск элементы благоустройства – детский игровой комплекс 5103; детский игровой комплекс «Замок» 5510; качели детской игровой площадки 6328; качалка-балансир «Гномик» 6212; качалка «Карета» 6136; карусель детской игровой площадки 6508; резиновое покрытие – 200 м2; ограждение металлическое – 58 м.п., урна 3091 – 5 шт.; скамейка 8002 – 5 шт., детский игровой комплекс 7806, тренажер 7709, тренажер 7738, спортивный комплекс W0031, резиновое покрытие – 95 м2;
2) многоквартирного жилого дома № 291 по улице Комсомольская в городе Южно-Сахалинск элементы благоустройства – качели детской игровой площадки 6327; качели детской игровой площадки 6411; резиновое покрытие – 65,6 м2.
В порядке статьи 49 АПК РФ отказ от иска в указанной части и уточнения заявленных требований судом приняты.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 10.06.2022 производство по делу в части требований о понуждении включить в состав общедомового имущества многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <...>, <...>, озеленение в составе: газон обыкновенный – 2720 кв.м., рябина – 3 шт. прекращено в связи с отказом от иска в указанной части. Исковые требования удовлетворены частично, на товарищество собственников жилья 13-а возложена обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома № 287 по ул. Комсомольской в г. Южно-Сахалинске следующие элементы благоустройства: - детский игровой комплекс (артикул 5103), - детский игровой комплекс «Замок» (артикул 5510), - качели детской игровой площадки (артикул 6328), - качалка-балансир «Гномик» (артикул 6212), - качалка «Карета» (артикул 6136), - карусель детской игровой площадки (артикул 6508), - резиновое покрытие – 200 кв.м., - ограждение металлическое – 58 п.м., - урны (артикул 9031) – 5 штук, 9 - скамейки (артикул 8002) – 5 штук, а также обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома № 291 по ул. Комсомольской в г. Южно-Сахалинске следующие элементы благоустройства: - качели детской игровой площадки (артикул 6327), - качели детской игровой площадки (артикул 6411), - резиновое покрытие – 65,6 кв.м. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» и ТСЖ-13а обжаловали его в порядке апелляционного производства.
МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение указывает, что элементы благоустройства, входящие в состав спорных площадок не могут быть разделены без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, исходя из понятия неделимой вещи.
ТСЖ-13а в обоснование своих доводов указывает, что обстоятельства принятия решения собственниками о включении спорного оборудования в состав общего имущества и выборе уполномоченных для этой цели лиц исчерпывают предмет спора, также указал, что ТСЖ является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, ответчик указывает, что предмет спора заключается в том, чтобы воздействовать мерами гражданского принуждения на уполномоченных лиц с целью подписания актов приема-передачи. Просит решение суда отменить в полном объеме.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Поступивший через канцелярию суда письменный отзыв истца на апелляционную жалобу ответчика в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен коллегией к материалам дела.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил наличие оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в целях реализации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.11.16 года № 10, постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 29.12.17 года № 3612 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на 2018 - 2025 годы» на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее - Программа).
Мероприятия Программы направлены на развитие городской среды городского округа «Город Южно-Сахалинск», а именно:
- благоустройство общественных территорий городского округа «Город Южно-Сахалинск»,
- благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов данного городского округа.
В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило, в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок (п. 2.4.2 Программы).
Как следует из протоколов от 01.02.2019 года внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...>, собственниками помещений были приняты, в том числе, следующие решения:
- принять участие в муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы» по вопросу благоустройства дворовой территории,
- утвердить работы по благоустройству дворовой территории, сформированные исходя из минимального перечня работ по благоустройству: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, а также утвердить работы по благоустройству, исходя из дополнительного перечня работ по благоустройству в рамках муниципальной программы: оборудование детских и (или) спортивных площадок, оборудование автомобильных парковок, озеленение территорий,
- включить в состав общего имущества многоквартирного дома оборудование, иные материальные объекты, установленные на дворовой территории, в результате реализации мероприятий по ее благоустройству, в целях осуществления последующего содержания указанных объектов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В рамках Программы администрацией города Южно-Сахалинск на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...> на основании муниципального контракта от 31.05.2019 года № 027-036-19, заключенного с ООО «Технострой-Гарант», были выполнены работы по благоустройству с установкой детских площадок.
В связи с тем, что установленные детские и спортивные площадки не включены в состав общего имущества собственников помещений спорных МКД, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 16 указанного Федерального закона со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
По условиям подпунктов «е», «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила содержания общего имущества), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, включаются в состав общего имущества.
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с частью 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Согласно подпункту «ж» пункта 11 Правила содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений:
- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Таким образом, земельный участок под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома, в связи с чем ответственность за содержание такого земельного участка, а также расположенных на нем объектов благоустройства, несут собственники помещений данного МКД, а при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – соответствующая управляющая организация.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома, расположенные по адресу: <...> находятся в управлении ответчика.
В соответствии с Порядком предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в проект мероприятия «Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», утвержденным Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска № 895 от 29.03.2017, предложения о рассмотрении и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в мероприятие муниципальной программы дворовых территорий многоквартирных домов подаются уполномоченными собственниками помещений в многоквартирных домах, собственниками каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию.
Необходимыми условиями для включения в проект мероприятия муниципальной программы являются протоколы общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение собственников каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию, содержащее согласие на участие в мероприятии муниципальной программы; на определение лица, уполномоченного на подачу заявки на участие в отборе; на определение уполномоченных лиц из числа собственников помещений, зданий и сооружений для участия в обследовании дворовой территории, приемке выполненных работ по благоустройству дворовой территории, в том числе подписании соответствующих актов приемки выполненных работ.
В рассматриваемом случае на основании протоколов внеочередных общих собраний собственников помещений от 01.02.2019 года в рамках указанной Программы истцом на придомовых территориях многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>, на основании муниципального контракта от 31.05.2019 года № 027-036-19, заключенного с ООО «Технострой-Гарант», были выполнены работы по благоустройству с установкой детских площадок, в составе:
1. на территории МКД № 287 по ул. Комсомольской в г. Южно-Сахалинск следующие элементы благоустройства: детский игровой комплекс (артикул 5103), детский игровой комплекс «Замок» (артикул 5510), качели детской игровой площадки (артикул 6328), качалка-балансир «Гномик» (артикул 6212), качалка «Карета» (артикул 6136), карусель детской игровой площадки (артикул 6508), резиновое покрытие – 200 кв.м., ограждение металлическое – 58 п.м., урны (артикул 9031) – 5 штук, скамейки (артикул 8002) – 5 штук.
2. на территории МКД № 291 по ул. Комсомольской в г. Южно-Сахалинск следующие элементы благоустройства: качели детской игровой площадки (артикул 6327), качели детской игровой площадки (артикул 6411), резиновое покрытие – 65,6 кв.м.
Выполненные работы по контракту подтверждаются актами о приемке выполненных работ по форме № КС-2 № 47 от 22.10.2019 года, № 29 от 23.09.2019 года, № 18 от 09.09.2019 года, актом приемки законченного строительство объекта от 31.10.2019 года.
Качество установленного оборудования подтверждается представленной подрядчиком истцу исполнительной документацией – техническими паспортами изделий.
Генеральным планом, представленным истцом с актом комиссионного обследования от 11 ноября 2021 года, проведенным комиссией истца подтверждается факт наличия в натуре детских площадок и их нахождения на земельных участках, сформированных под многоквартирными домами, расположенными по адресу <...> и № 291.
Выписками из ЕГРН, представленными истцом подтверждается факт сформирования и постановки на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами, расположенными по адресам <...> и № 291.
Таким образом, поскольку земельным и жилищным законодательством установлено, что земельный участок под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома, установив, что спорные объекты расположены на земельных участках, сформированных под указанными МКД, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленные истцом объекты входят в состав общего имущества собственников помещений данных МКД и подлежат включению управляющей компанией в состав данного имущества, в том числе, с целью его надлежащего содержания, правомерно удовлетворив иск.
Вместе с тем, из материалов дела установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенного по адресу: <...> не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" даны разъяснения о том, что право общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок в силу указанных норм наступает только после того как земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Изложенной позволило суду прийти к обоснованному выводу об отсутствии оснований полагать, что детские и спортивная площадки, находящиеся вблизи от спорных многоквартирных домов, предназначены именно для благоустройства этих многоквартирных домов, на их придомовой территории, а не на муниципальных землях общего пользования.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку в данном случае земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, в связи с чем в силу требований статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ право общей долевой собственности на индивидуально определенные земельные участки у собственников помещений многоквартирных домов в силу закона не возникло, соответственно не нашло своего документального подтверждения утверждение истца о том, что установленные им объекты входят в состав общего имущества собственников помещений данных МКД и подлежат включению управляющей компанией в состав данного имущества, в том числе, с целью его надлежащего содержания.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционных жалоб не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании положений статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 10.06.2022 по делу №А59-3884/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Д.А. Самофал
Судьи
С.Н. Горбачева
Е.Н. Номоконова