Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело
№ А59-3957/2021
10 марта 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «ДВ-Инвест»,
апелляционное производство № 05АП-510/2022
на решение от 30.11.2021
судьи Дрёмовой Ю.А.
по делу № А59-3957/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению акционерного общества «ДВ-Инвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), ООО «КрасИнвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица: ООО «Новапорт Инвест» ИНН <***>, ОГРН <***>), Правительство Сахалинской области, АО «Восточные ворота страны», АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск»,
о признании конкурсного отбора по привлечению инвестора для завершения строительства аэровокзального комплекса в аэропорту г. Южно-Сахалинска, проведенного Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области и оформленного Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе № 3к/2021 от 09.03.2021, недействительным, о признании инвестиционного соглашения от 02.04.2021, заключенного по итогам проведения конкурсного отбора между Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области и ООО «КрасИнвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>), недействительным, применение последствий недействительности, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации,
при участии:
от АО «ДВ-Инвест»: ФИО1 по доверенности от 09.02.2022, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 2841);
от ООО «КрасИнвест»: ФИО2 по доверенности от 15.04.2021, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение адвоката № 77/11833; ФИО3 по доверенности от 15.04.2021, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение адвоката № 77/2746;
от Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области: ФИО4 по доверенности от 29.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 867); ФИО5 по доверенности от 02.02.2022, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 186-ЮС);
от Правительства Сахалинской области: ФИО6 по доверенности от 09.12.2021, сроком действия до 01.02.2023, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 3471);
от АО «Восточные ворота страны»: ФИО2 по доверенности от 14.02.2022, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение адвоката № 77/11833; ФИО3 по доверенности от 14.02.2022, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение адвоката № 77/2746;
от АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск»: ФИО3 по доверенности от 10.10.2021, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение адвоката № 77/2746; ФИО2 по доверенности от 10.10.2021, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение адвоката № 77/11833;
от ООО «Новапорт Инвест»: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ДВ-Инвест» обратилось в суд к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее Министерство Сахалинской области, Министерство) и ООО «КрасИнвест» со следующими исковыми требованиями:
о признании конкурсного отбора по привлечению инвестора для завершения строительства аэровокзального комплекса в аэропорту г. Южно-Сахалинска, проведенного Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области и оформленного Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе № 3к/2021 от 09.03.2021, недействительным;
о признании инвестиционного соглашения, заключенного по итогам проведения конкурсного отбора между Правительством Сахалинской области и ООО «КрасИнвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>), недействительным;
применение последствий недействительности, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 30 ноября 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, АО «ДВ-Инвест» обжаловало его в апелляционном порядке.
Как считает заявитель жалобы, судом первой инстанции оставлен без оценки довод истца об отсутствии у Министерства полномочий на проведение торгов в виде конкурса на право заключения инвестиционного и акционерного соглашений.
Также истец считает, что вывод суда первой инстанции о надлежащем способе приватизации спорных акций путем заключения инвестиционного соглашения основан на неправильном истолковании Закона о приватизации.
По тексту апелляционной жалобы заявитель повторяет ранее заявленный при рассмотрении дела в суде первой инстанции довод о не соответствии порядка определения победителя оспариваемого конкурсного отбора требованиям действующего законодательства, а также о том, что проведение оспариваемого конкурсного отбора и заключение по его результатам гражданско-правовых сделок в интересах государственных нужд осуществлено в обход императивных норм действующего законодательства о порядке заключения подобных сделок.
По мнению АО «ДВ-Инвест», в результате заключения инвестиционного соглашения с ООО «КрасИнвест» допущено ограничение конкуренции на рынке аэропортовых услуг Дальнего Востока. Вывод суда первой инстанции об обратном сделан в нарушение норм материального права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан без какой-либо оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
Кроме того, заявитель жалобы, указывая на допущенные судом процессуальные нарушения, ссылается на нарушение статьи 49 АПК РФ при рассмотрении заявления общества об уточнении исковых требований.
Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области, Правительство Сахалинской области, ООО «КрасИнвест», АО «Восточные ворота страны», АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» против доводов апелляционной жалобы возражают, считают решение суда законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, АО «ДВ -Инвест» заявляло об уточнении исковых требований, рассмотрев которое, суд первой инстанции обоснованно отказал в его удовлетворении.
В заявленном ходатайстве об уточнении исковых требований истец к ранее заявленным требованиям дополнительно просил признать недействительным акционерное соглашения от 15.09.2021, заключенное по итогам проведения конкурсного отбора между Правительством Сахалинской области и АО «Восточные ворота страны» и признать недействительным договор приобретения акций от 15.09.2021, заключенный по итогам проведения конкурсного отбора между Правительством Сахалинской области и АО «Восточные ворота страны».
Суд, руководствуясь положениями статьи 49 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о заявлении обществом новых требований с иным предметом и основанием, а также с новым субъектным составом лиц, необходимых для привлечения к участию в деле в качестве соответчика (АО «Восточные ворота страны»), в то время как АПК РФ не допускает одновременного изменения предмета и основания иска.
Отклоняя довод жалобы о том, что дополнительно заявленные требования имеют тоже основание, что и первоначальное требование, так как Акционерное соглашения от 15.09.2021 и Договор приобретения акций от 15.09.2021 заключены на основании оспариваемого конкурсного отбора, апелляционный суд считает, что заключение Акционерного соглашения и Договора приобретения акций являются самостоятельными этапами приватизации Аэровокзала, которые проводились с последующим согласованием кандидатуры участника приватизации Сахалинской областной Думой.
Как считает суд, итоги Конкурсного отбора не являются окончательным результатом определения лица, с которым в дальнейшем будут заключены акционерное и инвестиционное соглашения, поскольку окончательное согласование акционера производится Сахалинской областной Думой в установленном порядке. Кроме того, из фактических обстоятельств настоящего дела следует, что договор о приобретении акций от 15.09.2021 был заключен Министерством и АО «Восточные ворота страны»не непосредственно по итогам Конкурсного отбора, а на основании Распоряжения Министерства от 14.09.2021.
Так же следует отметить, что отказ в уточнении искового требования в любом случае не является основанием для отмены решения, поскольку не приводит к нарушению прав АО «ДВ-Инвест» на судебную защиту, так как не лишает истца права обратиться в суд с новым иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, доводы апелляционной жалобы по существу заявленных требований, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В 2017 г. было начато строительство нового пассажирского терминала аэропорта Южно-Сахалинск, которое изначально планировалось завершить осенью 2019 г. В связи с увеличением стоимости строительства практически в два раза (с 6,7 млрд руб. до 12 млрд руб.) Правительством Сахалинской области было принято решение о привлечении для завершения строительства инвестиционных средств.
В июле 2020 г. АО УК «Аэропорты Регионов» направило обращение Губернатору Сахалинской области с предложением достроить новый аэровокзальный комплекс за свой счет при условии передачи в собственность АО УК «Аэропорты Регионов» 51% акций Аэровокзала. По результатам рассмотрения обращения Губернатор поручил Правительству области внести в план приватизации на 2020 г. акции Аэровокзала, а Министерству - до 10.09.2020 внести акции в уставный капитал АО «ДВ-Инвест», специально учрежденного Аэропортами Регионов для этих целей.
В августе 2020 г. ФАС России по запросу депутата Государственной думы ФИО7 в отношении действий правительства Сахалинской области по передаче акций Аэровокзала в собственность АО «ДВ-Инвест» была проведена проверка соблюдения законодательства о защите конкуренции. По итогам проверки Правительству Сахалинской области было рекомендовано провести конкурсный отбор инвесторов для достройки нового аэровокзального комплекса, чтобы, с одной стороны, обеспечить равный доступ заинтересованных инвесторов к участию в проекте, а с другой стороны, чтобы Сахалинская область получила лучшее из возможных предложений.
С учетом рекомендаций ФАС России, 23.12.2020 Министерством было издано Распоряжение о приватизации Аэровокзала после проведения Конкурсного отбора,целью которого являлся выбор инвестора для завершения строительства нового аэровокзального комплекса. Победителем конкурсного отбора было признано общество, предложившее наибольший размер вклада в уставный капитал (ООО «КрасИнвест»).
Постановлением от 11.03.2021 Сахалинская областная Дума подтвердила законность процедуры приватизации Аэровокзала и согласовала сделку по заключению инвестиционного соглашения с ООО «КрасИнвест».
02.04.2021 Министерство и ООО «КрасИнвест» заключили Инвестиционное соглашение, во исполнение условий которого в июне 2021 г. ООО «КрасИнвест» было учреждено АО «Восточные ворота страны» (далее - ВВС).
Посчитав, что проведенный конкурсный отбор инвесторов для достройки нового аэровокзального комплекса проведен с нарушениями положений Закона о приватизации и Закона о защите конкуренции, АО «ДВ-Инвест» обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Как следует из материалов дела, прогнозный план приватизации государственного имущества области на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов утвержден Распоряжением Правительства Сахалинской области от 29.10.2019 N 609-р. В прогнозный план включена приватизация в 2020-м году 70 501 000 штук обыкновенных бездокументарных именных акций АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (далее - Акции), что составляет 100% уставного капитала указанного общества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.08.2020 № 2097-р объект - «Аэропорт г. Южно-Сахалинска (Хомутово), строительство и реконструкция аэропортового комплекса Южно-Сахалинска (Хомутово) с пропускной способностью нового терминала аэропорта 800 пассажиров в час (Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск)» внесен в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 384-р.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 23.12.2020 N 1170-р (далее - Распоряжение N 1170-р от 23.12.2020) утверждены условия приватизации имущества казны Сахалинской области.
В соответствии с условиями указанного распоряжения (п. 1) приватизация находящегося в государственной собственности Сахалинской области имущество 70 501 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций акционерного общества «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (далее – Аэровокзал), что составляет 100% уставного капитала общества, осуществляется путем внесения в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества, учреждённого победителем конкурсного отбора в соответствии с условиями и порядком, установленными в приложении к распоряжению.
В пункте 3 указанного распоряжения цена подлежащего приватизации государственного имущества установлена в размере 6 454 140 000 рублей.
Пунктом 4 Распоряжения предусмотрено два этапа: проведение конкурсного отбора в соответствии с условиями и порядком, утвержденным настоящим распоряжением; заключение по итогам проведенного конкурсного отбора с победителем конкурсного отбора акционерного и инвестиционного соглашения и передача учрежденному победителем конкурсного отбора обществу имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
Как правильно определил суд первой инстанции отношения, возникающие при организации и проведении торгов (конкурсов), а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования (статьи 448, 449 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов; торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1); признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов (пункт 3 статьи 448 ГК РФ).
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) от 26.12.2018 нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов, в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Условиями и порядком проведения конкурсного отбора, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 23.12.2020 № 1170-р (ред. От 25.12.2020 № 1198-о, от 21.01.2021 № 19-р, от 01.02.2021 № 38-р), предусмотрено, что цель проведения конкурсного отбора - выбор инвестора, отвечающего общим и квалификационным требованиям, предусмотренным настоящими условиями и порядком конкурсного отбора, предложившего наибольший размер вклада в уставный каптал учрежденного Акционерного общества (далее - СП)., последующее увеличение уставного капитала которого обеспечивается путем внесения Сахалинской областью 100% акций Акционерного общества «Аэровокзал Южно-Сахалинск», подлежащих приватизации в качестве оплаты размещаемых дополнительных обыкновенных акций, в результате чего Сахалинская область получает 49% всех обыкновенных голосующих акций в уставным капитале СП, и взявшего обязательства по заключению Акционерного соглашения с Сахалинской областью на условиях согласно приложению № 1 к настоящим Условиям и Инвестиционного соглашения на условиях согласно приложению № 2 к настоящим условиям (п. 1.1.).
Таким образом, основным критерием отбора инвестора по итогам конкурса является наибольший размер вклада в уставный капитал в учреждаемое им акционерное общество в качестве вклада в уставный капитал при создании, предложенный участниками конкурса, которые отвечают общим и квалификационным требованиям, предусмотренным условиями и порядком конкурсного отбора.
Участниками, соответствующие общим и квалификационным требованиям, признаны общество с ограниченной ответственностью «КрасИнвест» (далее - ООО «КрасИнвест»), общество с ограниченной ответственностью «Новапорт Инвест» и акционерное общество «ДВ-Инвест» (далее - АО «ДВ-Инвест, истец). Все три общества допущены к участию в конкурсном отборе и признаны участниками конкурсного отбора, поскольку представленный в составе заявки на участие в конусном отборе пакет документов подтверждает соответствие указанных обществ требованиям условий и порядка проведения конкурсного отбора, утверждённых распоряжением Министерства от 23.12.2020 № 1170-р.
Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе N 3к/2021 от 09.03.2021 победителем конкурсного отбора признано ООО «КрасИнвест».
Согласно пункту 9 протоколанаибольший размер вклада уставного капитала СП предложен ООО «Красинвест» - 12 500 080 000 рублей, второй по величине размер вклада предложен АО «ДВ-Инвест» - 10 500 000 000 рублей, третий по величине размер вклада предложен ООО «Новапорт Инвест» 10 011 080 000 рублей.
Таким образом, с учетом критерия отбора инвестора по итогам конкурса, установленного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 23.12.2020 № 1170-р, коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что ООО «КрасИнвест» правомерно признано победителем конкурсного отбора.
При этом при объявлении конкурсного отбора Минимуществом обеспечены единые и понятные требования к документации, процедуре участия в торгах, критерии отбора участников. Все заявки участников поступили в установленные сроки, содержат документы и информацию в соответствии с условиями и порядком, определенными распоряжением Министерства от 23.12.2020 № 1170-р. Конкурсный отбор участников являлся открытым, необходимость прохождения конкурсного отбора в равной степени распространялась на всех желающих принять участие, поэтому не может оказывать влияние на конкуренцию.
Истец не представил суду доказательств того, что примененные конкурсной комиссией критерии оценки для определения победителей конкурсного отбора привели к неправильному определению его победителя. Апелляционная жалоба не содержит доводов о несогласии с оценкой Арбитражным судом Сахалинской области Протокола от 09.03.2021№ Зк/2021 в оспариваемом Решении.
Оспаривая результаты конкурсного отбора, АО «ДВ-Инвест» ссылается на отсутствие у Министерства полномочий на проведение торгов в виде конкурса на право заключения инвестиционного и акционерного соглашений.
В обоснование данного довода Истец ссылается на то, что п. 3.60 Положения о Министерстве содержит исчерпывающий перечень договоров, в отношении которых Министерство может проводить торги на право их заключения, а торги на право заключения инвестиционного и акционерного соглашений в данный в данный перечень не входят.
Отклоняя указанный довод, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно распоряжению министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 23.12.2020 № 1170-р конкурсный отбор не преследовал целью заключение какого-либо соглашения, был направлен на предварительный выбор акционера для реализации избранного Министерством способа приватизации.
Право уполномоченного органа самостоятельно избрать способ определения контрагента для заключения сделки по приватизации определено в ст. 25 Закона о приватизации.
В данном случае Министерство выступает не как субъект хозяйственных отношений, а действовало в рамках предоставленных ему полномочий по реализации избранного им способа приватизации.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2016 N 270 утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 3.4 указанного положения Министерство осуществляет функции по приватизации государственного имущества области, включая подготовку к приватизации, разработку проекта прогнозного плана приватизации государственного имущества области, принятие решений об условиях приватизации, организует и контролирует реализацию плана (программы) приватизации областного государственного имущества на очередной финансовый год и плановый период. Выступает от имени Сахалинской области учредителем (участником) акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации областных государственных унитарных предприятий, а также иных хозяйственных обществ.
Полномочия Минимущества в области приватизации, принятие решений об условиях приватизации государственного имущества области (включая определение способа приватизации) определены постановлением администрации Сахалинской области от 09.09.2004 № 138-па «О Порядке подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Сахалинской области»; распоряжением Правительства Сахалинской области от 29.10.2019 № 609-р «Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Законом Сахалинской области от 06.07.2010 № 73-30 «О приватизации государственного имущества Сахалинской области».
К компетенции Минимущества на основании пунктов 2, 6, 7 Порядка, утвержденного постановлением от 09.09.2004 № 138-па отнесен выбор способа приватизации.
Таким образом, следует признать, что Министерство, организуя конкурс выбора акционера для реализации избранного способа приватизации, действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
По мнению АО «ДВ-Инвест», установленный Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 23.12.2020 № 1170-р порядок определения победителя Конкурсного отбора не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку, как считает заявитель, к Конкурсному отбору должны субсидиарно применяться положения ГК РФ о заключении договора на торгах (п. 4 ст. 447 ГК РФ), а единственный ценовой критерий определения победителя конкурса не отвечает цели его проведения.
Коллегия считает данный довод ошибочным, в силу неверного понимания АО «ДВ-Инвест» цели проводимого конкурса, по сути истец приравнивает процедуру конкурсного отбора по выбору инвестора к закупкам по строительству объектов недвижимого имущества.
Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ, выигравшим торги на аукционе, признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу-лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия. Исходя из того, что Министерством проводился именно конкурсный отбор, а не аукцион, АО «ДВ-Инвест» делает вывод, что оценка должна была производиться не только исходя из ценового критерия (размера уставного капитала), но и от иных конкурсных условий (в частности условия по наличию опыта и квалификации для завершения строительства аэровокзального комплекса Международного аэропорта «Южно-Сахалинск»).
Однако объектом приватизации по результатам конкурсного отбора, результаты которого обжалованы в рамках настоящего дела, выступают акции, а не основное средство - недостроенное здание Аэровокзала, конкурсный отбор для получения инвестиций для осуществления работ по строительству здания Аэровокзала, не проводился.
Как указывалось выше, согласно Распоряжению от 23.12.2020 № 1170-р целью конкурсного отбора является выбора акционера для реализации избранного способа приватизации.
При этом, вопреки доводам АО «ДВ-Инвест», при проведении рассматриваемого Конкурсного отбора размер уставного капитала определяет размер вклада акционера будущего общества, в уставный капитал которого будут вноситься акции Аэровокзала. Таким образом, данный критерий фактически отражает размер инвестиционных обязательств акционера, направляемых на реализацию проекта.
Способ определения контрагента путем проведения Конкурсного отбора был избран Министерством по указанию антимонопольной службы с целью недопущения ограничения конкуренции в ходе проведения процедуры приватизации Аэровокзала. Такой Конкурсный отбор является лишь механизмом обеспечения конкуренции, проведенным Министерством с целью исполнения рекомендаций ФАС России.
Следует отметить, что критерии проведения такого конкурса нормативно не установлены.
Вместе с тем, несогласие АО «ДВ-Инвест» с критерием оценки, само по себе не свидетельствует о незаконности порядка проведения Конкурсного отбора. При этом такое несогласие выражено обществом уже после подведения итогов конкурса, при подаче конкурсных предложений АО «ДВ-Инвест» несогласие с установленным критерием оценки не выражало, следовательно, подав заявку на участие в конкурсном отборе АО «ДВ-Инвест» согласилось с его условиями, а заявленные в рамках настоящего дела доводы касательно критерия оценки обусловлены исключительно неудовлетворенностью результатами Конкурсного отбора.
Кроме того, проведение конкурса с единственным ценовым критерием в любом случае не является основанием для отмены проведенного конкурса, если этот критерий определяет лучшие условия исполнения договора.
Также судом обоснованно отклонен довод истца о ненадлежащем способе приватизации спорных акций путем заключения инвестиционного соглашения, как основанный на неправильном истолковании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Вопреки доводам АО «ДВ-Инвест» Министерством был избран способ приватизации акций Аэровокзала путем внесения акций в качестве вклада в уставный капитал, который прямо предусмотрен ст. 25 Закона о приватизации.
Так, согласно п. 1 Распоряжения, на основании которого Министерством проводился Конкурсный отбор, приватизация акций Аэровокзала осуществляется «путем внесения в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества». Данный способ приватизации прямо предусмотрен пп.9 п.1 ст. 13 и ст. 25 Закона о приватизации.
Предусмотренный подпунктом 9 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации способ приватизации (внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ) является универсальным по отношению к любому имуществу, в том числе и в отношении акций. Данный вывод следует также из системного толкования положений статей 7, 13, 25 Закона о приватизации.
Доводы истца об обязательности проведения приватизации путем проведения конкурса на основании ст. 20 Закона о приватизации являются ошибочными и основаны на неверном толковании законодательства, поскольку приватизация акций Аэровокзала была произведена Министерством не посредством их продажи, а иным предусмотренным Законом о приватизации способом.
Положения ст. 20 Закона о приватизации применяются только к ситуациям, когда приватизация акций производится путем заключения договора купли-продажи, продавцом по которому выступает государство.
При этом в отличие от продажи государственного имущества, где государство выступает в качестве продавца, при внесении вклада в уставный капитал акционерного общества государство выступает в качестве покупателя акций акционерного общества, а государственное имущество является неденежной формой оплаты за приобретаемые государством акции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый способ приватизации соответствует требованиям подпункта 9 пункта 1 статьи 13 и пункта 1 статьи 25 Закона о приватизации, в соответствии с которыми внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества и может осуществляться по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Кроме того, как правильно указал суд, при избранном способе приватизации отсутствуют конкурентные отношения, отсутствует рынок, невозможен отбор заинтересованных лиц, поэтому доводы истца об ограничении конкуренции на рынке аэропортных услуг не состоятельны, поскольку проведение конкурсного отбора и заключение инвестиционного соглашения не привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заявляя довод о том, что в результате заключения инвестиционного соглашения с ООО «КрасИнвест» допущено ограничение конкуренции на рынке аэропортовых услуг Дальнего Востока, истец ссылается на то, что признавая ООО КрасИнвест» победителем оспариваемого конкурса, допущена ситуация, при которой контроль над аэровокзалами г. Южно-Сахалинска и аэропортом г.Владивостока, являющимися конкурентами на рынке аэропортовых услуг Дальнего Востока, осуществляют лица, входящие в одну группу лиц.
Однако общество не представляет никаких доказательств ограничения конкуренции на рынке аэропортных услуг, не указывается в чем они могут выражаться.
Проведение Конкурсного отбора и заключение сделки по приобретению 100% акций Аэровокзала компанией, учрежденной обществом, было согласовано ФАС России, которая по результатам анализа и оценки состояния конкуренции на рынке аэропортовых услуг, а также определения продуктовых и географических границ затрагиваемых товарных рынков, установила отсутствие угрозы ограничения конкуренции на «рынке аэропортовых услуг в Дальневосточном регионе» в случае передачи акций Аэровокзала в собственность компании, учреждённой ООО «КрасИнвест» как победителем конкурсного отбора, равно как и отсутствие такого рынка в географических границах Дальневосточного региона.
Принимая во внимание заявленные в исковом заявлении требования АО «ДВ-Инвест» как оспаривание согласно положениям статьи 449 ГК РФ торгов (конкурса) и признания недействительным инвестиционного соглашения, заключенного по итогам конкурсного отбора с применением последствий недействительности, предусмотренных статьей 167 ГК РФ, истец должен доказать нарушение своих прав и законных интересов, а также возможность восстановления своих нарушенных прав.
В рассматриваемом случае, юридически значимыми обстоятельствами для признания недействительными результатов торгов и сделки, заключенной по итогам их проведения, должна быть установлена совокупность двух условий:
-нарушение закона при проведении торгов, которое могло повлечь искажение их результатов;
-наличие материально-правового интереса истца, который, будучи допущенным к участию в торгах, мог бы конкурировать с иными его участниками и предложить более выгодные условия (применительно к торгам, проводимым в форме конкурса).
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение иска о признании недействительными открытого конкурса и сделки, заключенной по их результатам.
Коллегия соглашается с выводом суда о том, что истец не представил суду доказательства того, что примененные конкурсной комиссией критерии оценки для определения победителей конкурса привели к неправильному определению его победителя и к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Кроме того доводы апелляционной жалобы о возможности восстановления нарушенных прав АО «ДВ-Инвест» не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 02.04.2021 между Сахалинской областью, в лице Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, именуемое в дальнейшем Регион, и ООО «КрасИнвест», именуемое в дальнейшем Инвестор, заключено инвестиционное соглашение о реализации проекта по завершению строительства и дальнейшей эксплуатации аэровокзального комплекса Международного аэропорта «Южно-Сахалинск».
Предметом настоящего соглашения является реализация сторонами проекта за счет средств Инвестора в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим соглашением с учетом иных документов по проекту (п1.1).
Статьей 3 предусмотрены базовые требования к реализации проекта. Согласно пункту 3.4. право собственности на все создаваемые в ходе реализации проекта объекты строительства должно возникнуть у Аэровокзала и в последующем принадлежать Аэровокзалу.
Общая сметная стоимость завершения строительства на дату заключения инвестиционного соглашения составляет 10 011 480 430 рублей (пункт 4.1.). Инвестор обеспечивает предоставление Аэровокзалу финансирование для целей завершения строительства в размере не менее 6 717 580 000 рублей, в случае необходимости дополнительного финансирования Аэровокзала, превышающем финансирование, указанное в пункте 4.2., указанное обстоятельство является дополнительным финансовым риском Инвестора (пункты 4.2., 4.3.)
Статьей 5 предусмотрены планируемые способы финансирования проекта. Согласно пункту 5.1. Инвестор учреждает непубличное акционерное общество (далее «СП») с первоначальным уставным капиталом в размере не менее 6 717 580 000 рублей, который оплачивается денежными средствами.
Пунктом 5.4. предусмотрено, что стороны соглашаются, что средства, поступившие от инвестора в оплату уставного капитала СП, будут предоставлены Аэропорту для завершения строительства в порядке на условиях, определенными сторонами как акционерами СП (акционерное финансирование).
Статьей 6 предусмотрены основные обязательства Инвестора. Согласно пункту 6.1. Инвестор обязан учредить и зарегистрировать на территории Сахалинской области СП с первоначальным уставным капиталом в размере 6 717 580 000 рублей и оплатить уставный капитал СП при учреждении денежными средствами. Согласно пункту 6.1.1. Инвестор обязан обеспечить принятие решения об увеличении первоначального уставного капитала за счет размещения посредством закрытой подписки акций СП в следующем порядке: 6 454 140 000 штук дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая в пользу Региона по цене размещения 1 рубль за 1 дополнительную акцию на сумму 6 454 140 000 рублей, которые будут оплачиваться передачей в собственность СП 100% акций Аэропорта. При этом доля акций Региона в общем количестве обыкновенных акций СП не может составлять менее чем 49%.
Пунктом 7.1. предусмотрена обязанность Региона приобрести 49% обыкновенных акций СП путем внесения в его уставный капитал 100% акций Аэровокзала в порядке и на условиях, предусмотренных Акционерным соглашением.
11.03.2021 Постановлением Сахалинской областной Думы согласовано решение Правительства Сахалинской области об участии в акционерном обществе подлежащем учреждению победителем конкурсного отбора, в соответствии с условиями и порядком конкурсного отбора, утвержденными Распоряжением от 23.12.2020 № 1170-р, с использованием являющихся государственной собственностью Сахалинской области 100 процентов акций уставного капитала АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» в форме оплаты размещаемых дополнительных обыкновенных акций учрежденного акционерного общества. При этом доля акций в уставном капитале учреждаемого акционерного общества, находящихся в собственности Сахалинской области, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества должна составлять 49 процентов, что соответствует оценке стоимости 100 процентов акций АО Аэровокзал Южно-Сахалинск».
Из выписки из ЕГРЮЛ (общедоступный источник) следует, что 07.06.2021 создано и зарегистрировано Акционерное общество «Восточные ворота страны», сокращенное наименование - АО «ВВС». Единственным акционером является ООО «КрасИнвест» (запись от 07.06.2021). Держателем реестра акционеров указано АО «Межрегиональный регистрационный центр» (запись от 07.06.2021).
14.09.2021 Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области издано распоряжение № 754-р «Об условиях приватизации имущества казны Сахалинской области».
В соответствии с условиями указанного распоряжения (п. 1) приватизация находящегося в государственной собственности Сахалинской области имущество: 70 501 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций акционерного общества «Аэровокзал Южно-Сахалинск», что составляет 100% уставного капитала общества, осуществляется путем внесения в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества «Восточные ворота страны» в порядке оплаты размещенных обыкновенных акций дополнительной эмиссии общества.
Согласно уведомлению АО «Межрегиональный регистрационный центр» о выполнении операций в реестре АО «ВВС» от 16.09.2021 № 8732/21-ЦО, 15.09.2021 произведена регистрация операций по первичному размещению 6 454 140 000 штук обыкновенных акций АО «ВВС» в пользу Сахалинской области в лице Министерства.
Согласно уведомлению АО «Независимая регистрационная компания Р.О.С.Т» о выполнении операций в реестре АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» от 15.09.2021 № ЮЖСФ21-0276, 15.09.2021 произведена регистрация операции по переходу права собственности на 70 501 000 обыкновенную именную акцию от Сахалинской области в лице Министерства в пользу АО «ВВС».
Из выписки из ЕГРЮЛ (общедоступный источник) следует, что 10.11.2021 внесена запись о том, что единственным акционером АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» является АО «Восточные ворота страны».
15.09.2021 в отношении акций АО «Восточные ворота страны» между Сахалинской областью, в лице Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области и ООО «КрасИнвест» заключено акционерное соглашение.
Письмом от 30.09.2021 АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» уведомил Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области об окончании срока консервации недостроенного объекта: «Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск».
В сложившейся ситуации, с учетом завершения этапа Конкурсного отбора и фактического внесения 100% акций в уставный капитал ВВС, применение реституции и восстановление прав Истца в результате удовлетворения исковых требований является невозможным ни при каких условиях, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В настоящий момент сделка заключена во исполнение прогнозного плана приватизации государственного имущества; имущество Сахалинской области внесено в уставной капитал Акционерного общества, созданного победителем конкурсного отбора; доля Сахалинской области в уставном капитале созданного АО составляет 49% акций; акции общества полностью оплачены и зарегистрированы в соответствии с законом; действительная воля учредителей АО направлена именно на создание общества и на участие в обществе, и она была достигнута.
При установленных судом обстоятельствах, суд обоснованно отказал АО «ДВ-Инвест» в удовлетворении заявленных требований, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 30.11.2021 по делу №А59-3957/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л. Сидорович
Судьи
Л.А. Бессчасная
Т.А. Солохина