Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А59-4566/2016
14 сентября 2017 года
Резолютивная часть постановления оглашена 07 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский», апелляционное производство № 05АП-2218/2017
на решение от 27.01.2017
судьи ФИО1
по делу № А59-4566/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению заместителя прокурора Сахалинской области с учетом уточнений к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский», Собранию муниципального образования «Городской округ Ногликский»;
заинтересованное лицо: Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки сведений об установлении территориальных зон, предусмотренных правилами землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Ногликский», координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны и обязании принять меры по предоставлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон, видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны,
при участии: от прокуратуры Сахалинской области: ФИО2 (по доверенности от 17.04.2017 № 8-1179-2016, служебное удостоверение);
Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский», администрация муниципального образования «Городской округ Ногликский», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Сахалинской области (далее – прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области (далее – администрация), выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» в сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден, а также о возложении обязанности принять меры по предоставлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» в сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 05.10.2016 к участию в деле в качестве заинтересованного лица суд привлек Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - учреждение).
Определением суда от 23.11.2016 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский» (далее-Собрание).
Определением суда от 23.12.2016 суд исключил Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский» из числа заинтересованных лиц и привлек его к участию в деле в качестве соответчика.
В ходе рассмотрения настоящего дела прокурор уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации и Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» (далее – Собрание), выразившиеся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки сведений об установлении территориальных зон, предусмотренных правилами землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Ногликский», координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны и обязании принять меры по предоставлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области указанных сведений в 10- дневный срок со дня вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 27.01.2017 требования прокурора удовлетворены частично: бездействие Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский», выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки сведений об установлении территориальных зон, предусмотренных правилами землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Ногликский», координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, признано незаконным. В удовлетворении остальных заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части удовлетворения требований к Собранию, последнее обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в силу пункта 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства от 18.08.2008 № 618 (далее – Положение № 618) в орган кадастрового учета предоставляется именно выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, который такой перечень утвержден.
Если утвержденные Собранием Правила землепользования и застройки не содержат сведения об установлении координат характерных точек границ территориальных зон, то данные сведения в принципе не могут быть направлены ввиду их отсутствия.
Такие документы при названных обстоятельствах не могут быть составлены и направлены Собранием в кадастровый орган, учитывая, что полномочиями по разработке правил землепользования и застройки наделен иной орган местного самоуправления - администрация муниципального образования «Городской округ Ногликский».
В связи с тем, что сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ таких зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны должны быть представлены в орган кадастрового учета в совокупности, отсутствие хотя бы одного из указанных документов не дает возможности Собранию исполнить требования статьи 31 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее- Закон № 218-ФЗ).
Учитывая, что Собрание фактически не располагало и не располагает утвержденными в предусмотренном законом порядке сведениями об установлении координат характерных точек границ территориальных зон, то в отношении этого не может усматриваться бездействие Собрания по непредставлению такой информации в орган кадастрового учета.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству, рассмотрение жалобы неоднократно откладывалось в целях дополнительно изучения материалов дела.
Через канцелярию суда от заместителя прокурора Сахалинской области поступил отзыв на апелляционную жалобу с дополнительными пояснениями, которые в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщены к материалам дела, по тексту отзыва прокурор считает обжалуемое решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» по тексту представленного отзыва, поддерживает доводы апелляционной жалобы.
Через канцелярию суда от Собрания поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
На основании определения председателя третьего судебного состава от 07.09.2017 в связи с уходом в отпуск судьи С.В. Гуцалюк, произведена ее замена на судью О.Ю, Еремееву.
Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский», администрация муниципального образования «Городской округ Ногликский», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явились, в порядке ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено в их отсутствие.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры на доводы апелляционной жалобы возразила.
Поскольку установлено, что апелляционная жалоба подана на часть обжалуемого судебного акта, при отсутствии возражений, суд руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Принимая решение по отказу в удовлетворении требований к Администрации, суд первой инстанции исходил из того, что Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, в рамках данного дела, таким органом в муниципальном образовании «Городской округ Ногликский» является Собрание муниципального образования.
Таким образом, оспариваемое прокурором бездействие допущено Собранием, а не Администрацией муниципального образования.
Решение в указанной части не оспаривается, судебный акт обжалуется в части удовлетворении требований к Собранию.
Рассмотрев требования к Собранию, суд первой инстанции посчитал их подлежащими удовлетворению в части в силу следующего.
Как было указано выше, суд пришел к выводу, что именно на Собрание, как на орган, принявший решение об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ Ногликский», возложена обязанность направить необходимые документы и сведения для внесения их в государственный кадастр недвижимости, а в настоящее время в Единый государственный реестр недвижимости.
Суд в обжалуемом решении указал, что Собрание приняло в 2012 году Правила землепользования и застройки, в которых указано, что последние включают в себя порядок применения настоящих Правил и внесения в них изменений (общая часть); карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В этой связи, пришел к выводу, что Собрание, приняв решение об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования, утвердило и карту (план) объекта землеустройства – муниципального образования «Городской округ «Ногликский», сведения из которой были перенесены в карту градостроительного зонирования.
Между тем на протяжении периода с 2012 года и по настоящее время Собрание никаким способом не направило в адрес органа кадастрового учета необходимые сведения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции нашел обоснованной позицию прокурора о наличии факта незаконного бездействия со стороны Собрания, требования в указанной части удовлетворил.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого судебного акта в части в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Решением Собрания муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от 20.11.2012 №211 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ «Ногликский» в части территорий п.г.т. Ноглики, с. Вал, с. Горячие Ключи, с. Ныш. (далее - Правила), разработчиком которых выступала Администрация.
Во исполнение поручения прокурора Сахалинской области 21.07.2016 № 7/1-14-2016 проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о государственном кадастровом учете, о развитии малого и среднего предпринимательства.
В ходе проведения проверки прокуратурой Сахалинской области в адрес филиала учреждения по Сахалинской области направлено письмо (запрос) № 7/1-14-2016 о предоставлении информации относительно исполнения органами местного самоуправления требований статьи 15 Закона № 221- ФЗ.
Из поступившего письменного ответа от 01.08.2016 № ИСХ-902 усматривается, что в филиал учреждения документы об утверждении правил землепользования и застройки, об утверждении проекта межевания территории, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о переводе жилого помещения в нежилое от органов местного самоуправления Сахалинской области в соответствии со статей 15 Закона № 221-ФЗ не поступали. Согласно требованиям Правил № 71 сведения об утверждении проектов межевания подлежат направлению в орган кадастрового учета в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в нем данных. При этом XML-схемы для подготовки проектов межевания до сих пор не утверждены, следовательно, до их разработки передача необходимых сведений о проектах межевания в государственный кадастр недвижимости в электронном виде невозможна.
27.09.2016 прокурором получены объяснения мэра МО «Городской округ «Ногликский» ФИО3, согласно которым правила землепользования и застройки администраций в адрес кадастровой палаты не направлялись.
Полагая, что со стороны Собрания и Администрации имеется незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по представлению в орган кадастрового учета в установленные законом сроки сведений об установлении территориальных зон, предусмотренных правилами землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ «Ногликский», координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, заместитель прокурора Сахалинской области обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, который удовлетворил требования в части признания незаконным бездействие Собрания.
В оспариваемом решении суд первой инстанции пришел к выводу, что Собрание приняло в 2012 году Правила землепользования и застройки, в которых указано, что последние включают в себя порядок применения настоящих Правил и внесения в них изменений (общая часть); карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. В этой связи, Собрание, приняв решение об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования, утвердило и карту (план) объекта землеустройства – муниципального образования «Городской округ «Ногликский», сведения из которой были перенесены в карту градостроительного зонирования.
Коллегия признает указанные выводы ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с часть 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ). Приведенные разъяснения применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Судом установлено, что требования прокурора в настоящем деле заявлены в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления требований законодательства о государственном кадастровом учете границ муниципального образования «Городской округ «Ногликский» и границ территориальных зон муниципального образования «Городской округ «Ногликский».
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входят, в том числе, представительный орган муниципального образования (в рассматриваемом споре – Собрание) и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (Администрация).
Прокурор, контролируя исполнение органами местного самоуправления «Городской округ «Ногликский» требований законодательства о государственном кадастровом учете, действует в интересах неопределенного круга лиц.
Предъявление настоящего требования осуществлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных пунктом 1 части 1 статьи 52 АПК РФ.
Поскольку об оспариваемом бездействии прокурору стало известно в рамках проверочных мероприятия, проведенных в августе 2016 года, срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ на обращение в суд, соблюден.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в период спорных правоотношений регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее- Закон № 221-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Таким уполномоченным органом является кадастровая палата.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иные вопросы в сфере градостроительной деятельности урегулированы, в частности, Градостроительным кодексом РФ (далее – ГрК РФ).
Субъектами градостроительных отношений являются, в числе прочего, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, от имени которых выступают соответствующие органы в пределах своих компетенций (статьи 5 ГрК РФ).
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 ГрК РФ, к числу которых относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки муниципального образования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 2 части 2 и частью 4 статьи 30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» территориальная зона является объектом землеустройства, в отношении которого необходимо установление его границ на местности. Для этих и других целей в отношении территориальных зон должна составляться землеустроительная документация.
Согласно статье 19 Федерального закона № 78-ФЗ эта документация должна включать, в том числе карты (планы) объектов землеустройства.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Согласно статье 22 Федерального закона № 78-ФЗ землеустроительная документация в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы по объекту землеустройства собирается в землеустроительное дело.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки определены в статье 31 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, после чего данный документ подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет».
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится утверждение, в том числе, правил землепользования и застройки.
В силу части 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
В соответствии с пунктами 1-5 статьи 10 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В порядке, установленном частью 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил землепользования и застройки в МО «Городской округ «Ногликский»), орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 данного Федерального закона сведения.
Представительным органом местного самоуправления, принявшим Правила землепользования и застройки в МО «Городской округ «Ногликский», является Собрание.
Согласно пункту 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства от 18.08.2008 № 618 (далее – Положение № 618), действовавшего на момент утверждения вышеназванных Правил землепользования и застройки в МО «Городской округ «Ногликский» (20.11.2012), указанный орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета, в том числе выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, который такой перечень утвержден.
В процессе информационного взаимодействия документы представляются в электронном виде (в виде электронных образов документов или электронных выписок) с использованием сетей связи общего пользования. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях (пункт 2 Положения № 618).
С 1 октября 2013 года Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ изменена редакция статьи 15 Закона № 221-ФЗ, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, в порядке, установленном названной статьей, а именно в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу таких решений.
Одновременно в части 4 статьи 15 законодатель определил, что перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ утверждены Правила № 71, в пункте 5 которого предусмотрено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Согласно пункту 18 Правил № 71 при информационном взаимодействии документы представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях.
Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных (пункт 21 Правил № 71).
С 1 января 2017 года статьи 3 - 28 Закона № 221-ФЗ, как и Правила № 71 утратили свою силу.
Между тем, с данного момента рассматриваемые правоотношения урегулированы соответствующими положениями Закона № 218-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, и принятыми в развитие законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества иными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами № 1532.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 32 названного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Согласно пункту 6 Правил № 1532 в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что из приведенного правового регулирования межведомственного информационного взаимодействия следует, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об утверждении правил землепользования и застройки (при внесении в них изменений) указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы для внесения сведений в государственный кадастр.
То есть действующим в период с 2012 года по настоящее время законодательством императивно установлено, что субъектом, на который возложена обязанность по направлению спорных сведений и документов, является именно представительный орган местного самоуправления, который утверждает своим решением правила землепользования и застройки.
Как установлено коллегией, Решением Собрания муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от 20.11.2012 №211 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования, следовательно, установленная законом обязанность по представлению в орган кадастрового учета соответствующего документа в электронном виде должна была выполнена Собранием в срок не более чем десять рабочих дней с момента вступления в силу указанных правил.
Как указывалось выше содержание указанной обязанности в части объема подлежащих направлению сведений и формы, а также способов ее направления изменялось.
Соответственно, документы и сведения подлежат направлению в орган кадастрового учета в порядке, установленном на дату совершения указанных действий.
Вместе с тем, как установлено коллегией, на дату обращения прокурора в арбитражный суд органами местного самоуправления муниципального образования не были разработаны и утверждены карты (планы) объектов землеустройства МО «Городской округ «Ногликский» с определенными координатами характерных точек границ территориальных зон, что подтверждено представленной в материалы дела перепиской.
Отсутствие карт (планов) в составе правил землепользования и застройки указывает на то, что работы по землеустройству в МО «Городской округ «Ногликский» на дату обращения прокурора в суд с настоящим иском об оспаривании бездействия по ненаправлению сведений не проводились.
Таким образом, доказательств, что в спорный период имелись сведения о местоположении, размере и границах объектов землеустройства (территориальных зонах), а также об иных их характеристиках, подлежащие передаче органу кадастрового учета в материалы дела прокурором не представлено.
Возникновение обязанности по направлению сведений поставлено законом в зависимость от такого юридического факта как утверждение карт (планов) в составе правил землепользования и застройки.
Из изложенного следует, что если в нормативном правовом акте -правилах землепользования и застройки отсутствуют утвержденные представительным органом – Собранием сведения, то они и не могут быть направлены в орган кадастрового учета.
Таким образом оспариваемое бездействие по ненаправлению несуществующих сведений в данном случае отсутствует, а потому не может оценивается на предмет того, соответствует ли оно требованиям действующего законодательства РФ или нет.
Доказательством отсутствия оспариваемого бездействия является и то, что в силу пункта 11 Положения № 618 на представительный орган местного самоуправления возложена обязанность по направлению в орган кадастрового учета выписки из раздела правил землепользования и застройки, в последующем (пункт 18 Правил № 71 и пункт 6 Правил № 1532) – документа, который воспроизводит сведения, содержащиеся в правовом акте.
Однако, такие документы при названных обстоятельствах не могут быть составлены Собранием, учитывая при этом, что полномочиями по разработке правил землепользования и застройки наделен иной орган местного самоуправления – администрация.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ совокупности условий для признания незаконным оспариваемого бездействия Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский», в связи с чем, заявленные прокурором требования к Собранию удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 270 АПК РФ решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27.01.2017 по делу №А59-4566/2016 отменить в обжалуемой части.
В удовлетворении заявленных требований к Собранию муниципального образования «Городской округ Ногликский» отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В. Гончарова
Судьи
Н.Н. Анисимова
О.Ю. Еремеева