АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Южно-Сахалинск № дела А59-4672/08-С13
7 июля 2008 г.
Арбитражный суд в составе председательствующего Ефременко В.И.,
судей Дудиной С.Ф. и Пустоваловой Т.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой О.К.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО «Сахтрансбункер» на решение суда от 04.02.08, принятое судьей Джавашвили В.Н.
В заседании приняли участие:
от ООО «Сахтрансбункер» – ФИО1 по доверенности от 13.06.07;
от Управления Росприроднадзора по Сахалинской области – не явился.
С у д у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Сахтрансбункер» (далее – Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений по делу об административном правонарушении от 03.12.07 № 05Н-04/КЩ- 1 и № 05Н-04/КЩ-2, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (далее – Управление), о привлечении Общества к административной ответственности по ст.8.1 и ч.1 ст.8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей за каждое правонарушение.
Решением суда от 04.02.08 в удовлетворении заявления Общества о признании постановлений незаконными и об их отмене отказано, постановления изменены в части размера штрафа, штраф определен в размере по 50 000 рублей за каждое правонарушение.
Судебный акт мотивирован тем, что, арендуя по договору тайм-чартера танкеры, Общество должно иметь план ликвидации аварийных разливов нефти (план ЛАРН). Отсутствие такого плана у Общества является несоблюдением экологических требований при эксплуатации объектов транспортировки, хранения и реализации нефти, что влечет административную ответственность по ст.8.1 КоАП РФ.
Также Общество осуществляло хозяйственную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море по перевозке нефтепродуктов и реализации нефтепродуктов (бункеровке судов и другой техники), не имея положительного заключения государственной экологической экспертизы, поэтому правомерно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ.
Вместе с тем при принятии постановлений административный орган не учел положения п.3 ст.4.1 КоАП РФ и при отсутствии отягчающих обстоятельств назначил наказание в максимальном размере, предусмотренном санкциями ст.8.1 и ч.1 ст.8.4 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Общество не соглашается с решением суда и просит его отменить, удовлетворив требования Общества. Указывает, что по договору фрахтования судна на время (тайм-чартера) ответственность за нарушение экологического законодательства несет арендодатель, следовательно, он, а не арендатор, должен иметь план ЛАРН и положительное заключение экологической экспертизы. Таким образом, выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и применен закон, не подлежащий применению, что является основание для отмены судебного акта.
В судебном заседании представитель Общество поддержал изложенные в жалобе требования.
Представитель Управления в отзыве на жалобу и в судебном заседании отклонил доводы жалобы, отметив, что решение суда является законным по изложенным в нем основаниям.
Заслушав пояснения участвующих в процессе лиц, изучив письменные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из дела следует, что на основании распоряжения от 19.07.07 № 114-р инспекторами Управления проведена внеплановая проверка Общества по соблюдению законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды при проведении бункеровочных работ танкерами «Норд» и «Рощино».
Согласно материалам дела танкер-бункеровщик «Норд», принадлежащий ООО «Ост», находится у ООО «Сахтрансбункер» в аренде на основании договора от 01.01.06 № 01/01-2006, срок аренды с 01.01.06 по 01.11.10.
Танкер «Рощино» принадлежит ОАО «Приморское морское пароходство» и также находится в аренде у Общества по договору тайм-чартера от 07.07.06 № 0707/ДФ-01.
На момент проверки на танкер «Норд» перекачивалось дизельное топливо (производилась бункеровка) с танкера «Рощино» во внутренних морских водах (бухта Лососей). При проверке установлено, что у Общества отсутствует план ликвидации аварийных разливов нефти (план ЛАРН), а также положительное заключение государственной экологической экспертизы на ведение хозяйственной деятельности по бункеровке нефтепродуктов в территориальном море.
Результаты проверки были отражены в акте от 19.07.07.
19.07.07 и 06.08.07 фактам выявленных правонарушений определениями административного органа возбуждены дела об административных правонарушениях. После проведения административного расследования в отношении Общества составлен протокол от 19.10.07 № 05Н-04/КЩ об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.1 и ч.1 ст.8.4 КоАП РФ.
03.12.07 административным органом вынесены постановления по делу об административных правонарушениях, в соответствии с которыми Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей (постановление № 05Н-04/КЩ-1) и по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ в виде штрафа в таком же размере (постановление № 05Н-04/КЩ-2).
В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до ста тысяч рублей.
Согласно статьям 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию названных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 46 этого же Закона установлено, что при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства, снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 утверждены «Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».Согласно этим требованиям планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими, в том числе, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства природных ресурсов РФ и утверждаются Министерством энергетики РФ и Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Суд первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае организацией, осуществляющей транспортировку и хранение нефтепродуктов, является ООО «Сахтрансбункер».
Как отмечено выше, Общество является арендатором судов по договорам тайм-чартера.
В соответствии со статьей 204 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.
Статьей 206 КТМ РФ определено, что для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.
Из изложенных норм следует, что по указанным договорам коммерческую эксплуатацию судов по договорам тайм-чартера осуществляет фрахтователь.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что коммерческой деятельностью ООО «Сахтрансбункер» является транспортировка и хранение нефтепродуктов в рамках договоров, заключенных с компаниями «Эксон Нефтегаз Лимитед» и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд». Следовательно, именно Общество и является той организацией, которая обязана разрабатывать и согласовывать план ЛАРН, т.к. для осуществления названной деятельности она использует нефтеналивное судно.
Кроме того, анализ нормативных актов, регламентирующих порядок разработки и содержание планов ЛАРН, свидетельствует о невозможности составления такого плана иной организацией, кроме той, которая непосредственно осуществляет транспортировку и хранение нефтепродуктов.
Так, в соответствии с Порядком выполнения требований к разработке плана ЛРН, утвержденным Приказом МЧС РФ от 28.12.04 № 621, в структуре плана должны содержаться, в том числе: основные характеристики организации и прогнозируемой зоны загрязнения в случае чрезвычайной ситуации, основные операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами; географические и навигационно-гидрологические характеристики территории; прогнозирование объемов и площадей разливов нефтепродуктов.
Согласно вышеназванным Основным требованиям к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов планом должны предусматриваться географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации. При расчете необходимого количества сил и средств для ликвидации разлива нефтепродуктов должны учитываться физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов, гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта, транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефтепродуктов (п.п.4 и 5 Основных требований).
Как видно, организации-арендодателю, обязанностью которой является лишь передаче в аренду судна с экипажем, выполнить указанные обязательные условия при составлении плана ЛАРН невозможно в связи с отсутствием для этого исходных данных.
Таким образом, довод Общества о том, что план ЛАРН должен разрабатывать и утверждать судовладелец-собственник, является несостоятельным как не основанный на правовых актах.
Отсутствие плана ЛАРН у Общества является несоблюдением экологических требований при транспортировке и хранении нефти, влекущим административную ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определено, что все виды хозяйственной или иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Судом установлено и это отмечено выше, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море по перевозке, хранению и реализации нефтепродуктов (бункеровке судов), поэтому оно должно иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы. Для получения такого заключения Общество направляло на экспертизы материалы производства бункеровочных операций, однако экспертная комиссия отказала в выдаче положительного заключения. Этот отказ был утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.06.07 № 176, однако, не имея положительного заключения государственной экологической экспертизы, Общество продолжало осуществлять вышеназванную хозяйственную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море РФ.
В силу изложенного привлечение Общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ является правомерным.
В ходе производства по делу об административных правонарушениях Управлением не было допущено существенных нарушений процессуального закона, влекущих отмену постановлений административного органа.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованном назначении Обществу максимального наказания по указанным статьям КоАП РФ, т.к. обстоятельств, отягчающих ответственность правонарушителя, по делу не установлено. В связи с этим суд применил к Обществу более мягкую меру ответственности, решение суда в этой части административным органом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.266-271 АПК РФ, с у д
п о с т а н о в и л:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 04.02.08 по делу № А59-4672/08-С13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области.
Председательствующий В.И. Ефременко
Судьи С.Ф. Дудина
Т.П.Пустовалова