ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-4725/07 от 24.06.2008 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности

решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу

г. Южно-Сахалинск                                  Дело № А59-4725/07–С24

24 июня 2008 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе председательствующего Карпенюк И.А.,

Судей Дудиной С.Ф., Пустоваловой Т.П.,

При ведении протокола помощником судьи Лайтер Н.В.,

Рассмотрев дело по апелляционной жалобе Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области

На решение суда от 19.02.2008 года

При участии:

От Администрации МО Корсаковского района – представитель не явился

От ТУ ФАУФИ по Сахалинской области – ФИО1 – по доверенности от 26.12.07 № 4520-06

От 3-их лиц: КУМИ МО Корсаковского района – ФИО2 – по доверенности от 09.01.08 № 07

Сахалинского пограничного управления береговой охраны – ФИО3 – по доверенности от 22.05.08 № 21/704/31-64; ФИО4 – по доверенности от 15.02.08 № 21/704/31-27

Решение принято судьей Орифовой В.С.

У С Т А Н О В И Л:

Резолютивная часть постановления от 23.06.2008. Полный текст постановления от 24.06.2008.

Администрация муниципального образования Корсаковского района ( далее – Администрация МО Корсаковского района ) обратилась в суд с заявлением в арбитражный суд Сахалинской области о  признании недействительными пункты 2-6 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области ( далее – ТУ ФАУФИ по Сахалинской области) от 08.11.2007 № 393-р « О безвозмездной передаче имущества,находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Государственным учреждением « Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» в собственность муниципального образования Корсаковского района Сахалинской области»;

- о признании незаконными действий ТУ ФАУФИ по Сахалинской области в части принятия решения о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность муниципального образования Корсаковского района в виде распоряжения от 08.11.2007 № 393-р, а также в части направления 12.12.2007 и 30.11.2007 акта приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в администрацию МО Корсаковского  района  и Комитет по управлению имуществом муниципального образования Корсаковского района, согласно которому  передаются жилые дома в городе Корсакове по адресам: ул.Вокзальная,дом 46-а; ул.Комсомольская,дом 6-а; ул.Краснофлотская, дом 15 и дом 15/1; ул.А.Матросова, дом 29-а и дом 29-б; ул.А.Матросова, дом 42; ул.Окружная, дом 101; ул.Чараева, дом 3-а и сети ( кабельные линии до 1000 В, кабельные линии свыше 1000 В, линии водо-теплоснабжения и канализации, трубопровод отопления) и одностороннего утверждения ТУ ФАУФИ 30.11.2007 акта приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Третьими лицами без самостоятельных требований привлечены Комитет по управлению имуществом муниципального образования Корсаковского района ( далее – КУИ МО Корсаковского района) и Государственное учреждение «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» ( далее – Управление) ( т.1 л.д. 73-74).

Решением суда от 19.02.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме по тем основаниям,что на момент принятия оспариваемого распоряжения и осуществления оспариваемых действий, волеизъявление органа местного самоуправления на передачу спорных объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в муниципальную собственность,отсутствовало,что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности в виде незаконного возложения обязанности по принятию и содержанию спорного имущества.

На решение суда ТУ ФАУФИ подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В апелляционной жалобе  приводятся следующие доводы:

- оспариваемое распоряжение и передача имущества произведены во исполнение пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ ,установленным порядком которого обязательного волеизъявления и согласия муниципального образования  по передаче имущества не требуется;

- ТУ ФАУФИ действовало в пределах предоставленных полномочий; жилье и другие передаваемые объекты подлежат передаче в муниципальную собственность в соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 независимо от того,на чьем балансе они находятся;

- ссылка суда первой инстанции на Определение Конституционного Суда Российской Федерации  от 04.12.2007 № 828-О-П необоснованна,так как оно принято после  обжалуемого распоряжения и не должно применяться по рассматриваемому спору.

В судебном заседании представитель ТУ ФАУФИ поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме .

Администрация МО Корсаковского района о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, своего  представителя в судебное заседание не направила. Определением суда от 13.05.2008 по ходатайству Администрации МО Корсаковского района дело слушанием в апелляционной инстанции откладывалось до 23.06.2008 до 11 часов в связи с занятостью представителей администрации в других процессах . В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее – АПК РФ) апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя администрации.

КУИ МО Корсаковского района с доводами жалобы не согласился, просит оставить решение суда без изменения,а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление поддержало апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав лиц,участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционная инстанция находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

 В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане,организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными  решений и действий ( бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления,иных органов,должностных лиц,если полагают,что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права  и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует,что 08.11.2003 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области в соответствии с частью 11  статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) , издало распоряжение № 393-р « О безвозмездной передаче имущества,находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Государственным учреждением «Сахалинское пограничное Рижское  ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» в собственность муниципального образования Корсаковского района Сахалинской области.

Согласно данному распоряжению, в связи с отказом от права оперативного управления Государственного учреждения «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации»,прекращено  право оперативного управления на относящийся к федеральной собственности жилой фонд и объекты коммунально-бытового назначения в соответствии с Перечнем к распоряжению.

Пунктом 2 распоряжения указанное имущество подлежало передаче в муниципальную собственность муниципального образования Корсаковского района по акту приема-передачи, подписанному Администрацией муниципального образования Корсаковского района в течение трех недель с момента издания настоящего распоряжения  или утвержденному в одностороннем порядке ТУ ФАУФИ,в случае неподписания акта Администрацией МО Корсаковского района (пункты 3-5 распоряжения).

Из Перечня  объектов жилого фонда и коммунально-бытового назначения,передаваемых в муниципальную собственность, следует,что передаче подлежат жилые дома,за исключением приватизируемых в них квартир,а также объекты коммунально-бытового назначения: кабельные линии, линии водоснабжения, линии теплоснабжения,линии канализации, котельная,трубопровод отопления.

Сопроводительным письмом от 12.11.2007 № 3949-02 ТУ ФАУФИ направило главе Администрации распоряжение от 08.11.2007 № 393-р и для подписания акт приема-передачи.

Письмом от 21.11.2007  № 03-9889 Администрация МО Корсаковского района возвратила документы в связи с отсутствием технической документации к акту приема-передачи и для  подтверждения полномочий лица,подписавшего акт приема-передачи от ТУ ФАУФИ.

30.11.2007 ТУ ФАУФИ в одностороннем порядке утвердило акт приема-передачи  и направило его в Администрацию МО Корсаковского района.

В соответствии с пунктом 5.10. Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом,утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.04 № 691 ,Федеральное  агентство по управлению федеральным имуществом приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет  передачу имущества, находящегося  в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.

В соответствии с абзацем 21 пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Таким образом,право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице территориальных управлений Федерального агентства по управлению  федеральным имуществом.

Находящееся в федеральной собственности имущество,которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности  не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного  самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11. Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ « Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( абзацы 9,10,11 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ).

 Как следует из материалов дела,объекты недвижимости, передаваемые в муниципальную собственность на основании оспариваемого распоряжения, расположены в границах муниципального образования Корсаковского района Сахалинской области и представляют собой жилые дома, что не оспаривается Администрацией МО Корсаковского района.

В соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3030-1 « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев,областей, автономной области, автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов,независимо от того,на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.

В силу пунктов 4,6 статьи 16 Федерального  закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  содержание муниципального  жилого фонда,организация в границах городского округа электро-,тепло-,газо-, и водоснабжения населения,водоотведения, снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Таким образом, поскольку имущество, указанное в приложении к оспариваемому распоряжению, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находится на территории муниципального образования Корсаковского района и его содержание  относится к вопросам местного значения, то распоряжение ТУ ФАУФИ по Сахалинской области от 08.11.2007 № 393-р соответствует  требованиям Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и других вышеуказанных нормативных актов.

В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать,а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в данной норме решений в соответствии с передаточным актом. Указанные в части 11 статьи 154 названного Закона решения о передаче имущества являются основаниями возникновения права собственности на имущество,включенное в утвержденные перечни.

Факт принадлежности передаваемого имущества к федеральной собственности Администрация МО Корсаковского района не оспаривает и в заявлении это обстоятельство подтверждает , считает,что акт приема-передачи со стороны ТУ ФАУФИ утвержден преждевременно,так как со стороны передающей стороны акт подписал неуполномоченной на то лицо.

Данный довод апелляционная инстанция признает несостоятельным,поскольку в силу пункта 3 оспариваемого распоряжения полномочия на подписание акта приема-передачи переданы Государственному учреждению «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации».

Кроме того, данный акт приема-передачи утвержден ТУ ФАУФИ по Сахалинской области,что суд расценивает как подтверждение полномочий лица,подписавшего данный акт.

Также суд признает несостоятельным и довод ,изложенный в заявлении о том,что передаваемое имущество должно находиться только в федеральной собственности,как противоречащее приведенным выше нормативным актам.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации  от 04.12.2007 № 828-О-П « По жалобе главы администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и « Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», на положения которого ссылается Администрация МО Корсаковского района, при рассмотрении настоящего спора к данным требованиям не может быть применено, поскольку принято после издания ТУ ФАУФИ по Сахалинской области оспариваемого распоряжения.

Названное Определение  Конституционного Суда Российской Федерации может являться основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Сахалинской области от 19.02.2008 года по делу № А59-4725/07-С24,отменить.

В удовлетворении заявленных требований Администрации муниципального образования Корсаковского района, отказать.

Взыскать с Администрации муниципального образования Корсаковского района в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области судебные расходы в размере 590 рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

Взыскать с Администрации муниципального образования Корсаковского района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 410 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Сахалинской области.

Председательствующий                                               Карпенюк И.А.            

Судьи                                                                            Дудина С.Ф.

                                                                                            Пустовалова Т.П.