Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А59-5389/2017 |
01 июня 2018 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено июня 2018 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сахалинская коммунальная компания",
апелляционное производство № 05АП-3137/2018
на решение от 02.04.2018
судьи Александровской Е.М.
по делу № А59-5389/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества «Сахалинская коммунальная компания» (ОГРН 1056500632913, ИНН 6501157613)
к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (ОГРН 1026500531177, ИНН 6501073032)
о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2017 о рассмотрении дела об административном правонарушении № 42/2017,
при участии:
от акционерного общества «Сахалинская коммунальная компания»: не явились;
от Региональной энергетической комиссии Сахалинской области: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Сахалинская коммунальная компания» (далее - общество, АО «СКК») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - комиссия, административный орган, РЭК Сахалинской области) о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2017 о рассмотрении дела об административном правонарушении № 42/2017, которым заявитель за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 02 апреля 2018 года в удовлетворении требований было отказано.
Не согласившись с судебным актом, АО «СКК» обжаловало его в апелляционном порядке. Общество настаивает на отсутствии состава вменяемого ему нарушения. Ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", нормы Гражданского и Жилищного кодекса РФ указывают, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отсутствие соглашения между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающей организацией располагается в индивидуальных тепловых пунктах многоквартирных домов в точке подключения трубопровода внутренней тепловой сети домов, в силу чего индивидуальные тепловые пункты (ИТП) и размещенная в нем тепловая сеть является элементом централизованной системы теплоснабжения, а понесенные обществом затраты на содержание и эксплуатацию таких ИТП связаны с осуществлением обществом деятельности по передачи тепловой энергии и теплоносителя, к регулируемому виду деятельности.
РЭК Сахалинской области в представленном отзыве против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Акционерное общество «Сахалинская Коммунальная Компания» осуществляет, в том числе: производство тепловой энергии, поставку (продажу) и получение (покупку) тепла и электроэнергии у производителей; передачу тепловой энергии; обеспечение работоспособности тепловых сетей; оказание услуг по сбору средств с населения; передачу и производство электрической энергии.
Как следует из материалов дела, на основании приказа № 32 от 05.09.2017 региональной энергетической комиссией проведена плановая выездная проверка АО «СКК» в период с 14.09.2017 по 27.09.2017 с целью: осуществления государственного контроля за соблюдением установленных требований в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в части экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации.
В ходе проведения проверки должностными лицами Комиссии установлено, что в нарушение пункта 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года № 1075, затраты на установку, обслуживание и содержание индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), не относящиеся к регулируемому виду деятельности, отражены обществом на счетах, учитывающих расходы и доходы от регулируемого вида деятельности.
Усмотрев в действиях общества нарушение норм действующего законодательства в области порядка ценообразования, выразившееся в ненадлежащем ведении раздельного учета по видам деятельности (пункт 2 акта проверки от 27.09.2017), 27.09.2017 должностным лицом административного органа, в присутствии законного представителя -генерального директора Вяткина Ю.Г., в отношении АО «СКК» составлен протокол об административном правонарушении № 32/2017, в котором действия общества квалифицированы комиссией по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением от 16.10.2017 по делу об административном правонарушении № 42/2017, АО «СКК» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является, в том числе нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Субъектом правонарушения выступает лицо, виновное в нарушении государственной дисциплины цен.
Порядок регулирования цен (тарифов, расценок, ставок) в сфере теплоснабжения регулируется положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФТС России от 13.06.2013 № 760-э.
В силу пункта 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее -Постановление № 1075) регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме
комбинированной выработки электрической и тепловой энергии
источниками тепловой энергии с установленной генерирующей
мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме
комбинированной выработки электрической и тепловой энергии
источниками тепловой энергии с установленной генерирующей
мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме
комбинированной выработки электрической и тепловой энергии
источниками тепловой энергии;
г) производство теплоносителя;
д) передача тепловой энергии и теплоносителя;
е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
ж) подключение к системе теплоснабжения;
з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии
потребления тепловой энергии.
Пунктом 11 Постановления № 1075 определено, что раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией, в том числе, по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.
В соответствии с Законом № 190-ФЗ, Постановлением № 1075 ФТС России утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (Приказ ФТС России от 12.04.2013 № 91).
Согласно пункту 2 Единой системы классификации и раздельного учета затрат, раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций (пункт 3 Единой системы классификации и раздельного учета затрат).
Пунктом 4.2 Единой системы классификации установлено, что ведение раздельного учета осуществляется на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учета) рабочего плана счетов бухгалтерского учета регулируемой организации, утвержденного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Минюста России от 09.11.2000 N 9558-ЮД).
В случае установления регулируемой организации долгосрочных тарифов, раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности, установленных в пункте 6 настоящего документа, ведется регулируемой организацией, в том числе, по операционным расходам в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования; расходам на приобретение сырья и материалов; расходам на ремонт основных средств.
Разделение по регулируемым видам деятельности, по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения и по субъектам Российской Федерации показателей по основным средствам (включая арендованные), незавершенному строительству осуществляется исходя из отнесения объектов основных средств к соответствующему регулируемому виду деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации по производственному назначению объекта. В случае невозможности отнесения объекта основных средств по производственному назначению к одному из регулируемых видов деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации распределение его стоимости осуществляется в соответствии с учетной политикой регулируемой организации (пункт 9 Единой системы классификации и раздельного учета затрат).
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 06.11.2015 № 1046/1-А «О вводе в эксплуатацию объекта ИТП», акта ввода объектов основных средств «ИТП комплекс с установкой технических узлов учета в жилом доме» обществом приняты к учету индивидуальные тепловые пункты (далее - ИТП) на общую сумму 47 705 095,9 рублей, в количестве 14 штук, в структурное подразделение Цех № 2 ТТЭ Ю-С (отнесенное в соответствии с Приложением № 8 к учетной политике общества на 2016, 2017 годы) к виду деятельности: «производство и передача горячей воды (тепловой энергии)».
АО «СКК» 15.01.2016 принят к учету объект основного средства: «Установка ИТП с установкой технических узлов в комплексе с общедомовыми приборами учета» с балансовой стоимостью 41 705,1 тыс.рублей.
ИТП установлены в 14 многоквартирных домах. Годовая сумма амортизационных отчислений за 2016 год составила 7 520,6 тыс.рублей, за 8 месяцев 2017 года - 5 469,3 тыс.рублей.
09.06.2016 между АО «СКК» и ООО «Инженерные технологии» заключен договор № 122/СКК/16 оказания услуг по техническому обслуживанию ИТП.
Указанные затраты отнесены обществом на регулируемый вид деятельности «Производство и передача тепловой энергии».
Рассматривая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ИТП не относятся к объектам централизованной системы горячего водоснабжения, в связи с чем, расходы по установке и дальнейшему обслуживанию таких приборов не относятся к регулируемому виду деятельности «передача тепловой энергии и теплоносителя».
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 Закона № 416-ФЗ).
Согласно пункту 12 статьи 2 Закона № 146-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых, приготовление горячей воды, осуществляется абонентом самостоятельно.
Таким образом, индивидуальные тепловые пункты являются объектом нецентрализованной системы горячего водоснабжения.
При этом принадлежность таких пунктов к собственности энергоснабжающей организации правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, так как вопрос о правомерности отражения понесенных затрат в учете общества не оспаривается, вопрос стоит о необоснованном отражении таких затрат по регулируемому виду деятельности. Отнесение АО «СКК» затрат, не относящихся к регулируемому виду деятельности, на счета, учитывающие расходы и доходы по регулируемому виду, является ненадлежащим ведением раздельного учета, что является нарушением основ ценообразования в сфере теплоснабжения, поскольку данные сведения учитываются для установления РЭК соответствующего тарифа. Увеличение расходов юридического лица напрямую связано с изменением регулируемых цен и тарифов.
При установленных обстоятельствах, коллегия соглашается с выводом первой инстанции о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Вина общества выражается в том, что общество имело возможность для соблюдения требований установленного порядка регулирования тарифов, могло принять все зависящие от него меры по соблюдению таких требований, но не сделало этого.
Суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом законодательно установленных норм, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.
Таким образом, РЭК установлен в совершенном обществом деянии состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела доказательства являются допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными в своей совокупности для признания общества виновным в совершении предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ административного правонарушения.
Существенных нарушений соблюдения процессуальных требований при проведении административного производства судом не выявлено. Общество привлечено к ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения суд также обоснованно не установил, поскольку правонарушение совершено обществом в области регулируемого государством ценообразования, свидетельствует о повышенной общественной опасности совершенного деяния, так как государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Суд не установил оснований для назначения обществу административного наказания в виде предупреждения либо снижения назначенного штрафа ниже низшего предела в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 и статьей 4.1.1 КоАП РФ, так как доказательства, подтверждающие соответствие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, обществом не представлены, доводы о наличии тяжелого финансового положения и несоразмерности назначенного административного штрафа не заявлены.
Коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, что назначение заявителю наказания в виде административного штрафа в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ (100 000 рублей) соответствует принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности и направлено на обеспечение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вынесенное комиссией постановление от 16.10.2017 по делу об административном правонарушении № 42/2017 законно, в связи с чем суд обоснованно отказал акционерному обществу «Сахалинская коммунальная компания» в удовлетворении требований.
Апелляционный суд не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 02.04.2018 по делу №А59-5389/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Е.Л. Сидорович |
Судьи | А.В. Пяткова Т.А. Солохина |