ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-6744/20 от 11.05.2021 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А59-6744/2020

11 мая 2021 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи А.В. Пятковой,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное),

апелляционное производство № 05АП-2319/2021,

на решение от 18.03.2021

судьиО.Н. Боярской,

по делу № А59-6744/2020 Арбитражного суда Сахалинской области

принятое в порядке упрощённого производства,

по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874)

к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Улыбка» г. Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500533168, ИНН 6501101240)

о взыскании финансовых санкций в размере 61 500 рублей, из которых
60 500 рублей за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, 1 000 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (далее – истец, управление, пенсионный фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида № 30 «Улыбка» г. Южно-Сахалинска (далее – ответчик, учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций
в общем размере 61 500 рублей, из которых 60 500 рублей за несвоевременное представление страхователем сведений по форме
СЗВ-СТАЖ за 2019 год, 1 000 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в соответствии
с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017
№ 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации упрощенном производстве», дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.03.2021, принятым в виде резолютивной части, заявленные требования удовлетворены частично: с учреждения взыскана финансовая санкцияв размере 1 000 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год; в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано. Также решением суда с учреждения в доход государства в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 500 рублей.

18.03.2021 судом первой инстанции по ходатайству пенсионного фонда от 11.03.2021 составлено мотивированное решение.

Не согласившись с решением арбитражного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Настаивая на наличии правовых оснований для взыскания
с учреждения финансовых санкций, управление отмечает, что сведения в отношении 121 застрахованного лица по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы «доп») за 2019 год были представлены страхователем 21.04.2020, то есть
с нарушением установленного пунктом 2 статьи Закона № 27-ФЗ срока
(не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом).

В установленный определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 срок страхователь отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Принимая во внимание, что решение суда обжалуется пенсионным фондом в части отказа во взыскании финансовой санкции за несвоевременное представление страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в размере 60 500 рублей, и возражений по проверке судебного акта в части от ответчика не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Из материалов дела следует, что по итогам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении учреждения пенсионным фондом выявлено, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 год в отношении 121 застрахованного лица представлены страхователем страховщику 21.04.2020 и 22.04.2020, то есть за пределами установленного срока.

Указанные обстоятельства нашли отражение в акте от 21.05.2020
№ 074S18200003271, в котором предлагалось привлечь учреждение к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление сведений в установленный срок.

21.05.2020 акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования направлены в адрес страхователя по каналам электронной связи.

По результатам рассмотрения материалов проверки фондом вынесено решение от 22.06.2020 № 074S19200003872, согласно которому
к страхователю применена финансовая санкция в размере 60 500 рублей
(500 рублей * 121 лицо).

Решение о привлечении страхователя к ответственности направлено учреждению 22.06.2020 по каналам электронной связи.

Требованием от 09.07.2020 № 074S01200004207 страхователю предложено уплатить штраф в размере 60 500 рублей в срок до 28.07.2020
за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.

Указанное требование направлено страхователю по каналам электронной связи 09.07.2020, однако задолженность по штрафу не погашена, возражений относительно уплаты не представлено.

Кроме того, по итогам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета управлением выявлены 2 ошибки с кодом (30) в представленных 21.04.2020 страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 год по застрахованным лицам (Тихонова П.А. и Шпак Е.С.). Данный факт зафиксирован в протоколе проверки отчетности от 21.04.2020.

21.04.2020 в 11:50 управлением направлено уведомление об устранении ошибок от 21.04.2020 (время провайдера 21.04.2020 в 11:34), которые необходимо было устранить страхователю в течение 5 рабочих дней.

Указанные обстоятельства отражены в акте от 21.05.2020
№ 074S18200003270, в котором предлагалось привлечь учреждение к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

21.05.2020 акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования направлены в адрес страхователя по каналам электронной связи.

По результатам рассмотрения материалов проверки фондом вынесено решение от 22.06.2020 № 074S19200003871, которым страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 рублей (500 рублей * 2 лица).

Решение о привлечении страхователя к ответственности направлено учреждению 22.06.2020 по каналам электронной связи.

На основании принятого решения управлением выставлено требование от 09.07.2020 № 074S01200004206, которым страхователю в срок до 28.07.2020 предложено уплатить штраф в размере 1 000 рублей запредставление учреждением неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.

Требование направлено страхователю 09.07.2020, однако оставлено учреждением без удовлетворения.

Ввиду неисполнения страхователем в добровольном порядке предъявленных требований от 09.07.2020 № 074S01200004206 и
№ 074S01200004207 до установленного в срока, управление обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с учреждения финансовых санкций в общем размере
61 500 рублей.

Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 18.12.2020 по делу № А59-6427/2020 управлению отказано в принятии данного заявления, поскольку заявленное управлением требование о взыскании со страхователя финансовой санкции не отвечало признаку бесспорности (пункт 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Одновременно пенсионному фонду разъяснено о возможности предъявления заявления в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения пенсионного фонда с рассматриваемым исковым заявлением.

Частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения учреждения
к ответственности по решению от 22.06.2020 № 074S19200003871
и взыскания со страхователя финансовой санкции в размере 1 000 рублей
за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме
СЗВ-СТАЖ за 2019 год.

Выводы суда в данной части по существу не оспариваются сторонами.

Между тем, отказывая в удовлетворении требования истца о взыскании финансовых санкций в размере 60 500 рублей за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, суд первой инстанции пришел к выводу, что, реализуя свое право, предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н), учреждение, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения управлением нарушения, представило органу пенсионного фонда дополняющие сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в силу следующих обстоятельств.

Частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом № 27-ФЗ.

В силу статьи 1 названного Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

Статьей 8 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя представлять в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять сведения на 25 и более работающих у них застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

По правилам пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п, в поле «Тип сведений» которой знаком «X» отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.

Формы с типом сведений «Назначение пенсии» представляются на застрахованных лиц, которым для установления пенсии необходимо учесть период работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил.

При наступлении срока отчетности на застрахованных лиц, на которых была представлена форма с типом сведений «Назначение пенсии», должны быть представлены сведения с типом «Исходная».

Формы с типом «Дополняющая» представляются на застрахованных лиц, данные по которым не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за ошибок, содержащихся в ранее представленной отчетности, либо данные по ним в отчетности отсутствовали.

Положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а нормами статьи 16 Закона № 27-ФЗ - обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При этом статьей 15 Закона № 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, в силу пункта 37 Инструкции № 766н (действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В соответствии с пунктом 39 названной Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Таким образом, вышеприведенные положения Закона № 27-ФЗ и Инструкции № 766н предоставляют страхователю возможность не быть привлеченным к ответственности в случае соблюдения определенных условий.

Аналогичные требования содержатся в пунктах 39, 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, (далее - Инструкция № 211н), действующей с 27.07.2020.

Исходя из нормативных требований, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 год страхователь был обязан представить в управление не позднее 02.03.2020 (с учетом выходных дней).

Из материалов дела следует, чтопервоначально отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (тип исходная) за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица направлена учреждением 28.02.2020, то есть в установленный пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок.

Согласно протоколу проверки отчетности страхователя от 28.02.2020 указанный документ принят управлением без замечаний.

Также 28.02.2020 учреждение предоставило в управление сведения об 1 застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ (тип дополняющая) за 2019 год.

Данные сведения не приняты управлением в виду наличия ошибки (код ошибки «50» при предоставлении формы СЗВ-СТАЖ с типом формы «дополняющая» должна быть ранее представлена страхователем с аналогичным регистрационным номером форма СЗВ-СТАЖ с типом «исходная» за отчетный период, за который представляются сведения; при этом дата заполнения представляемой формы СЗВ-СТАЖ с типом формы «дополняющая» не может быть раньше даты заполнения ранее представленной форы СЗВ-СТАЖ с типом «исходная»).

28.02.2020 в 17:21 направлено в адрес страхователя уведомление об устранении имеющихся ошибок (время получения информационной системы страхователя - время провайдера 28.02.20 в 16:04).

21.04.2020 учреждением с целью дополнения ранее поданных сведений направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип дополняющая) за 2019 год в отношении 123 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.

Данные сведения приняты управлением частично, поскольку сведения о 34 застрахованных лиц содержали ошибки в данных по льготной ставки (код ошибки «50» при значении элемента «ЛьготныйСтаж. ВЛ. Основание» 28-ПД или 27-ПД должен быть указан элемент «Льготный стаж. ВЛ.ДоляСтавки», элемент «ЛьготныйСтаж. ВЛ. ВыработкаВчасах. Минуты» и блок «ЛьготныйСтаж. ВЛ. ВыработкаКалендарная» должны отсутствовать).

21.04.2020 в 11:50 управлением направлено уведомление об устранении ошибок от 21.04.2020 (время провайдера 21.04.2020 в 11:34), которые необходимо было устранить страхователю в течение 5 рабочих дней.

В этот же день страхователь предоставил в управление исправленные сведения о 35 застрахованных лицахпо форме СЗВ-СТАЖ (тип дополняющая) за 2019 год.

Сведения были приняты частично, 1 застрахованное лицо содержало ошибку в фамилии (код «30»), о чем управлением направлено уведомление об устранении ошибки от 21.04.2020.

22.04.2020 страхователь предоставил в управление исправленные сведения о 1 застрахованном лицепо форме СЗВ-СТАЖ (тип дополняющая) за 2019 год.

Доказательств нарушения учреждением пятидневного срока устранения выявленных нарушений пенсионным фондом не представлено.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, нарушения, допущенные страхователем, устранены в установленный срок.

С учетом изложенного довод заявителя жалобы о том, что указанные сведения были представлены страхователем с нарушением установленного пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срока, признается апелляционным судом несостоятельным.

В рассматриваемом случае учреждение, получив уведомления пенсионного фонда об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и/или несоответствий, реализовало предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ право на уточнение (исправление) представленных сведений, откорректировав их путем представления в управление до истечения пяти рабочих дней со дня получения уведомлений дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период, что, вопреки позиции апеллянта, исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Кроме того, проверка поступившей формы СЗВ-СТАЖ (тип исходная) управлением не проводилась, сведения приняты без замечаний, неполноты либо недостоверности сведений не обнаружено.

Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что сведения по дополняющим формам СЗВ-СТАЖ представлены учреждением до составления акта от 21.05.2020 № 074S18200003271 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафных санкций недопустим. Из перечисленных выше норм права следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Суд первой инстанции правомерно указал, что действия учреждения по предоставлению дополнительных сведений являются реализацией предоставленного ему права на дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) ранее представленных сведений, предусмотренного статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ.

Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.

Отсутствие в Инструкции № 766н указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться, как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статья 15 Закона № 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.

В целом по смыслу статьи 17 Закона № 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Соответственно, принимая во внимание, что правовых и фактических оснований для взыскания с учреждения финансовой санкции в размере
60 500 рублей по статье 17 Закона № 27-ФЗ не имелось, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Иное толкование пенсионным фондом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части по существу спора сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Вопрос о взыскании судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 18.03.2021 по делу № А59-6744/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Судья

А.В. Пяткова