ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-710/2022 от 07.09.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А59-710/2022

08 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2022 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-4953/2022

на решение от 08.07.2022

судьи Е.С. Логиновой

по делу № А59-710/2022 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области

к Государственному бюджетному учреждению «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовой санкции в размере 23 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 годы,

при участии: лица, участвующие в деле, не явились,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее – отделение, заявитель, Пенсионный фонд, ОПФР по Сахалинской области) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» (далее – учреждение, ГБУЗ «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат») о взыскании финансовой санкции в размере 23 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 годы.

Решением суда от 08.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Пенсионный фонд направил в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что письмом АО «Производственная фирма «СКБ Контур» от 01.07.2022 №73512/УТП подтверждается время регистрации отчета на сервере оператора ЭДО – 05.02.2021 в 17 часов 09 минут. Между тем, в нарушение установленного порядка страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о предоставлении соответствующих исправления не представил уточненные индивидуальные сведения.

ГБУЗ «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в их отсутствие.

Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.

ОПФР по Сахалинской области в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета выявило факт нарушения учреждением требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), выразившегося в непредставлении в установленный срок сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 годы, что зафиксировано в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №074S18210003292 от 27.04.2021, № 074S18210003307 от 27.04.2021.

По результатам рассмотрения указанных актов отделением вынесены решения от 03.06.2021 № 074S19210004377, от 03.06.2021 № 074S19210004378 о применении к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в общем размере 23 000 рублей.

Для добровольной уплаты финансовой санкции учреждению направлены требования от 21.06.2021 № 074S01210004353 и № 074S01210004354 об уплате финансовой санкции в размере 23 000 рублей.

Неисполнение указанных требований явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Суд первой инстанции, установив, что представленными в материалы дела документами не доказано событие вменяемого учреждению правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.

Частью 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом № 27-ФЗ.

В силу статьи 1 названного Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страхователями признаются в том числе юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданскоправового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

- страховой номер индивидуального лицевого счета;

- фамилию, имя и отчество;

- дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

- дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

- периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

- суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

- периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

- документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ)

Для представления ежегодной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п утверждена форма СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц», в поле «Тип сведений» которой предусмотрено проставление одного из кодов: «исхд», «доп», «назначение пенсии».

Положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а нормами статьи 16 Закона № 27-ФЗ - обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При этом статьей 15 Закона № 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, в силу пункта 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее – Инструкция), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно пункту 40 Инструкции № 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Таким образом, в целом по смыслу указанных положений законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки, о которой страхователь информируется путем направления соответствующего уведомления.

Из материалов дела следует, что первоначально сведения в отношении работающих лиц по форме СЗВ-СТАЖ за период 2018, 2019 годы были представлены учреждением в Пенсионный фонд 28.02.2019 и 27.02.2020 соответственно.

Следовательно, в данном случае общество своевременно исполнило свою обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за 2018, 2019 годы.

Согласно протоколу проверки отчетности страхователя указанные документы приняты ОПФР по Сахалинской области частично.

05.02.2021 Пенсионным фондом по каналам электронной связи направлено в адрес страхователя уведомление № 902 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором установлено, что в направленных учреждением списках по форме СЗВ-СТАЖ выявлены застрахованные лица, у которых при наличии информации о кодах особых условий труда факт начисления страховых взносов по дополнительному тарифу отсутствует.

14.05.2021 и 15.05.2021 учреждением направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены Управлением скорректированные индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 годы.

Таким образом, в рассматриваемом случае учреждение реализовало предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ право на уточнение (исправление) представленных сведений, откорректировав их путем представления в Управление дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период.

В обоснование заявленных требований, а также доводов, изложенных по тексту апелляционной жалобы, Пенсионный фонд указывает, что письмом АО «Производственная фирма «СКБ Контур» от 01.07.2022 №73512/УТП подтверждается время регистрации отчета на сервере оператора ЭДО, содержащего указанное уведомление, 05.02.2021 в 17 часов 09 минут. При этом отмечает, что страхователь представил соответствующие уточненные сведения индивидуального (персонифицированного) учета в нарушение установленного порядка по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомления.

Рассмотрев указанные доводы, апелляционная коллегия признает их подлежащими отклонению.

Пунктом 38 Инструкции № 211н разъяснено, что в случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Согласно ответу оператора электронного документооборота АО «Производственная фирма «СКБ Контур» от 01.07.2022 №73512/УТП уведомление №902 05.02.2021 поступило на сервер системы и стало доступным для прочтения страхователем.

Между тем, проанализировав представленный в материалы дела скриншот страницы программы «АРМ Приема ПФР», суд апелляционной инстанции установил, что в нем зафиксировано только время отправления Пенсионным фондом уведомления об устранении ошибок №902 – 05.02.2021 в 17 часов 08 минут, при этом в графе «Время получения» указанного скриншота отсутствуют сведения о дате и времени его непосредственного получения страхователем.

Таким образом, Пенсионным фондом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств получения учреждением спорного уведомления 05.02.2021 и, следовательно, наличия просрочки предоставления учреждением корректирующих сведений по форме СЗВ-СТАЖ, что, вопреки позиции апеллянта, исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафных санкций недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Соответственно, принимая во внимание, что правовых и фактических оснований для взыскания с учреждения финансовой санкции в размере
23 000 рублей по статье 17 Закона № 27-ФЗ не имелось, суд первой инстанции обоснованно отказал Пенсионному фонду в удовлетворении исковых требований.

Иное толкование Пенсионным фондом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Вопрос о взыскании судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.07.2022 по делу №А59-710/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Пяткова

Судьи

Е.Л. Сидорович

Т.А. Солохина