ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А61-233/10 от 30.06.2010 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело №А61-233/10

07 июля 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2010,

дата изготовления постановления в полном объеме 07.07.2010

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Винокуровой Н.В., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

от ответчика: ФИО1 – доверенность от 05.10.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу

Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания

на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.04.2010 по делу №А61-233/2010 (судья Носенко М.С.)

по иску Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания к Агентству Республики Северная Осетия-Алания по размещению заказов для государственных нужд,

третье лицо: ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице Северо-Кавказского филиала

о признаний действий незаконными, конкурса недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к Агентству Республики Северная Осетия-Алания по размещению заказов для государственных нужд (далее – Агентство) о признании действий незаконными, конкурса №01-01-024-09 от 07.12.2009 недействительным, третье лицо ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице Северо-Кавказского филиала.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, суд исходил из того, что Агентство является уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков Республики Северная Осетия-Алания, а потому вправе разрабатывать конкурсную документацию, частью которой является государственный контракт. Министерству были известны условия проекта государственного контракта, поскольку эти условия были им опубликованы для всеобщего сведения.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.04.2010, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что исправления в конкурсную документацию внес неуполномоченный на это работник Министерства с подсказки Агентства. Суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о наличии у Агентства полномочий по изменению конкурсной документации. Агентством при разработке проекта контракта не были учтены пожелания и права Министерства. Кроме того, судом первой инстанции были нарушены нормы процессуального права: дело было рассмотрено с нарушением срока; суд приобщил к материалам дела незаверенные надлежащим образом копии документов, представленных ответчиком, и не представил возможности ознакомиться с ними; приобщенные к материалам дела документы по ходатайству министерства были возвращены заявителю.

В отзыве на апелляционную жалобу Агентство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, заслушав представителя ответчика, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 28.09.2009 Агентством была получена от Министерства заявка на размещение заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по оцифровке топографических материалов. Заявка подана по форме утвержденной Агентством, подписана уполномоченными лицами. В заявке указан исполнитель - ФИО2

На первом листе заявки заказчиком определены критерии оценки: цена, срок, гарантийный срок выполнения работ, в которые ФИО2 внесены изменения: зачеркнуты слова «гарантийный срок выполнения работ», рядом от руки написано «цена 50%, срок 50%».

Извещение о проведении конкурса было опубликовано в газете «Северная Осетия» 17.10.2009 и размещено на сайте 19.10.2009.

28.10.2009 Агентством в адрес Министра направлялся запрос о разъяснении положений конкурсной документации в части технического задания, на который получен ответ № 01-01/2076 от 28.10.2009 за подписью заместителя министра.

07.12.2009 Единой комиссией Агентства была проведена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, победителем, конкурса признано ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля».

15.12.2009 ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» предложило заказчику (Министерству) подписать государственный контракт в редакции, представленной в конкурсной документации. Министерство, сославшись на то, что данная редакция контракта им не утверждалась, изменило содержание условий контракта и направило его ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля».

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Северная Осетия-Алания 21.01.2010 была проведена внеплановая проверка размещения заказа на выполнение работ по оцифровке топографических материалов, нарушений требований законодательства о размещении заказа со стороны Агентства не выявлено.

Указывая на то, что проект государственного контракта был утвержден Агентством без согласования с государственным заказчиком, министерство обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из того, что Агентство является уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков Республики Северная Осетия-Алания, а потому вправе разрабатывать конкурсную документацию.

Так, статьей 22 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №94-ФЗ) предусмотрено, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (часть 1).

Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 22 Закона №94-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона №94-ФЗ в случае, если создан орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанный уполномоченный орган осуществляет функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 №55 (в редакции Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 01.10.2007 №226, от 25.12.2009 №365) утверждено «Положение об Агентстве Республики Северная Осетия-Алания по размещению заказов для государственных нужд», в соответствии с которым Агентство является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, созданным для осуществления функций по размещению заказов для государственных нужд за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования, на основании Закона №94-ФЗ.

Согласно пункта 1.3. указанного положения Агентство обладает исключительными полномочиями по организации и проведению торгов в форме конкурсов, аукционов, запросов котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Северная Осетия-Алания и выполняет функции государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, Агентство является уполномоченным органом Республики Северная Осетия-Алания на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков и оно вправе разрабатывать конкурсную документацию, частью которой является и государственный контракт, а потому довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у агентства полномочий по изменению конкурсной документации, арбитражным апелляционным судом отклоняется. При этом Министерству были известны условия проекта государственного контракта, поскольку им было опубликовано (в газете и на сайте) извещение о проведении открытого конкурса и возражений относительно условий конкурсной документации до проведения конкурса не поступало.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что исправления в конкурсную документацию внес неуполномоченный на это работник Министерства с подсказки Агентства, как на основание к отмене состоявшегося решения суда первой инстанции, арбитражным апелляционным судом не принимается, поскольку конкурсную документацию разрабатывает уполномоченный орган – Агентство, то соответственно критерии оценки, а так же их значимость устанавливаются также Агентством. Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, порядок оценки заявок на участие в конкурсе, содержащийся в конкурсной документации заказчика (Министерства), противоречит положениям Закона №94-ФЗ и правомерно не применен Агентством при проведении конкурса. Довод истца о сговоре ФИО2 и ФИО3 никакими надлежащими и достоверными доказательствами не подтвержден.

При разработке проекта государственного контракта Агентством использована типовая форма государственного контракта, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 №594 «О реализации федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», а потому довод заявителя апелляционной жалобы о том, что агентством при разработке проекта контракта не были учтены пожелания и права Министерства, арбитражным апелляционным судом отклоняется. Кроме того, Министерством не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что проведением конкурса и заключением государственного контракта будут нарушены его права или интересы республики.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о то, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были нарушены нормы процессуального права: дело было рассмотрено с нарушением срока; суд приобщил к материалам дела незаверенные надлежащим образом копии документов, представленных ответчиком, и не представил возможности ознакомиться с ними; приобщенные к материалам дела документы по ходатайству министерства были возвращены заявителю, арбитражным апелляционным судом отклоняются как необоснованные.

Так, требования Министерства носят гражданско-правовой характер и поэтому рассмотрены судом первой инстанции по правилам искового производства. Письменные доказательства Агентством представлены суду в надлежащим образом заверенных копиях. Часть из документов являются документами самого Министерства, часть размещена на официальном сайте и имеет свободный доступ. Кроме того, указанные заявителем нарушения не привели к принятию судом первой инстанции неправильного судебного акта.

Иные доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет за необоснованностью, поскольку они не подтверждаются материалами дела. Эти же доводы были проверены при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и им дана надлежащая оценка.

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права влекущих отмену решения судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.04.2010 по делу №А61-233/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий С.А. Параскевова

Судьи Н.В. Винокурова

Г.В. Казакова