ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А61-2432/18 от 22.10.2018 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

29 октября 2018 года Дело № А61-2432/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2018 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Войташовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.08.2018 по делу № А61-2432/2018 (судья Акимцева С.А.)

по заявлению крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН <***> , ИНН <***>)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия – Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании ненормативного правового акта и действия (бездействия),

третье лицо - Управление Росреестра по РСО-Алания,

при участии в судебном заседании:

от КФХ – ФИО1 – предъявлен паспорт, ФИО2 по доверенности №15 АА 0748321 от 28.06.2018

от Федерального агентства по управлению имуществом – ФИО3 по доверенности от 25.12.2015;

от ТУ Росимущества в РСО-А – ФИО3 по доверенности от 29.12.2017

УСТАНОВИЛ:

крестьянское (фермерское) хозяйство «Бязров Илья Италович» (далее – КФХ ФИО1, заявитель) обратилось в суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия – Алания (далее – ТУ Росимущества в РСО-Алания), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Федеральное агентство) со следующим требованиями:

- о признании незаконным отказа Росимущества в предоставлении в аренду земельного участка с КН 15:08:0010202:99, выраженного в письме-поручении от 14.12.2017 №РБ-10/47593;

- о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в РСО-Алания, выразившегося в ненаправлении главе КФХ ФИО1 подписанного проекта договора аренды земельного участка;

- об обязании ТУ Росимущества в РСО-Алания в течение 30 дней от даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить главе КФХ ФИО1 проект договора аренды земельного участка с КН 15:08:0010202:99 площадью 643,1247га, расположенный в РСО-Алания, Пригородный район, северо-восточнее с.Михайловское.

Решением суда от 02.08.2018 в удовлетворении требований отказано, суд указал, что заявителем не представлено доказательств того, что Росимущество и ТУ Росимущества в РСО-Алания при наличии ошибок в документах, приложенных к заявлению о предоставлении в аренду спорного земельного участка, а также при наличии непогашенной записи об обременении его арендной, вправе были вынести решение о предоставлении КФХ спорного земельного участка в аренду и направить в его адрес проект договора аренды.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить судебный акт и удовлетворить требования в полном объеме, сославшись на то, что на испрашиваемом земельном участке расположены зарегистрированные за КФХ на праве собственности три объекта недвижимости, в связи с чем, заинтересованные лица обязаны были предоставить в аренду земельный участок без проведения торгов. Несоответствия в документах по кадастровым номерам объектов недвижимости, а также по месту их расположения были устранены, о чем в Росимущество в марте 2018 года было направлено соответствующее сообщение ТУ Росимущества в РСО-Алания. Неправомерные действия Росимущества и бездействие ТУ Росимущества в РСО-Алания заключаются в не предоставлении заявителю ответа на повторно направленные в Росимущество сведения об объектах недвижимости и в ненаправлении договора аренды.

Отзыв на жалобу в суд не поступал.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, представитель заинтересованных лиц просил ее отклонить.

Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке (земли сельскохозяйственного назначения) с КН 15:08:0010202:99 в РСО-Алания по адресу: Пригородный район, северо-Восточнее с.Михайловского, а именно:

- нежилое здание, 1-этажное, общая площадь 1884,9кв.м., инв.№703, лит.Д, адрес: РСО-Алания, Пригородный район, Михайловская администрации сельских поселений, <...> – свидетельство 15 АЕ №781278 от 03.12.2007, КН (условный) 15-15-03/088/2007-173 (л.д.30);

- нежилое здание, 1-этажное, общая площадь 2445,8кв.м., инв.№622, лит.АА1, адрес: РСО-Алания, <...> – свидетельство 15 АБ №136872 от 22.01.2014, КН 15:08:0010202:192 (л.д.31);

- нежилое здание, 1-этажное, общая площадь 1089кв.м., инв.№622, лит.Г, адрес: РСО-Алания, <...> – свидетельство 15 АБ №136871 от 22.01.2014, КН 15:08:0100110:66 (л.д.32).

Перечисленные объекты недвижимости, как указано КФХ в заявлении, расположены на земельном участке с КН 15:08:0010202:99 площадью 643,1247га, адресный ориентир: РСО-Алания, Пригородный район, северо-восточнее с.Михайловское (далее – спорный земельный участок).

Спорный земельный участок зарегистрирован за Российской Федерацией на праве собственности, о чем выдано свидетельство серии 15 АБ №001847 от 29.02.2012 (л.д.98).

Заявлением от 08.11.2017, поступившим в ТУ Росимущества в РСО-Алания 09.11.2017, Глава КФХ ФИО1, ссылаясь на пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, просил о предоставлении ему в аренду земельного участка с КН 15:08:0010202:99 площадью 643,1247га., приложив к заявлению следующие документы: вышеописанные свидетельства о госрегистрации права собственности, справка кадастрового инженера, сообщения с перечнем всех зданий, сооружений, распложенных на испрашиваемом земельном участке, свидетельство о регистрации КФХ (л.д.27-28).

В связи с тем, что площадь испрашиваемого КФХ земельного участка превышала 10га, 06.12.2017 ТУ Росимущества в РСО-Алания направило в Росимущество соответствующее обращение за №05/2008 о предоставлении КФХ в аренду спорного земельного участка (л.д.102-103).

В обращении ТУ Росимущество в РСО-Алания указало, что ранее спорный земельный участок уже предоставлялся в аренду КФХ ФИО1 - договор аренды №4/Фза от 05.03.2013, в ЕГРН были внесены соответствующие сведения, решением Арбитражного суда РСО-Алания по делу №А61-1355/176 от 16.10.2017 догововр аренды был признан недействительным.

На момент направления в Росимущество обращения от 06.12.2017 соответствующая запись в ЕГРН об обременении спорного земельного участка арендой, погашена не была.

Рассмотрев заявление ФИО1, Росимущество направило в Территориальное Управление поручение №РБ-10/47593 от 14.12.2017 о проведении внеплановой проверки фактического использования спорного земельного участка, испрашиваемого КФХ, указав на невозможность предоставления заявителю в аренду земельного участка в связи с тем, что, согласно выписке из ЕГРН от 15.11.2017 №15/001/042/2017-4203, в границах спорного земельного участка располагается не 3, а только 1 объект недвижимости, а объекты недвижимости с КН 15:08:0010202:186, 15:08:0010202:192, 15:08:0100110:66 располагаются на земельном участке с КН 15:08:0010202:100 (л.д.104-108).

Полагая, что названные отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2016 года) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Подпункт 17 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке.

В соответствии с пунктом 12 указанной нормы при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

Приказом N 166 от 04.04.2017 Минэкономразвития России утвержден административный Регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (далее – Регламент).

Пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ устанавливает, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 4).

Согласно пункту 2.21. Регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов в соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации являются следующие случаи:

1) с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

4) на указанном в заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, либо с заявлением обратился собственник этого здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.

Суд первой инстанции посчитал, что отказ Росимущества в предоставлении спорного земельного участка в аренду, именно по состоянию на 14.12.2017 был законным и обоснованным, исходя из следующего.

Отказ Росимущества содержал два основания отказа в предоставлении земельного участка в аренду, а именно, отсутствие в заявлении ФИО1 конкретного указания на основание предоставления спорного земельного участка в аренду без торгов (отсутствие в заявлении конкретной нормы права), а также в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке, согласно выписке из ЕГРН №15/001/042/2017-4203, находится только 1 объект недвижимости (КН 15:08:0010202:99), тогда как в заявлении указано на 3 объекта. При этом, в соответствии с выписками из ЕГРН от 15.11.2017 №№15/001/042/2017-4205, -4207, - 4212, объекты недвижимости с КН 15:08:0010202:186, с КН15:08:0010202:192, с КН 15:08:0100110:66 расположены на ином земельном участке с КН 15:08:0010202:100.

Ссылаясь на положения ст. 39.16 ЗК РФ, а также пункты административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.04.2017 № 166, суд указал, что для рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков в аренду с применением перечисленных норм права и требований Регламента заявителем должны быть предоставлены документы, которые не могут содержать противоречивых сведений и (или) информации.

С такими выводами суда, в отношении обжалуемого отказа Росимущества согласиться нельзя.

Так судом установлено и не оспаривается сторонами, что факт нахождения трех принадлежащих главе КФХ ФИО1 объектов недвижимости именно на спорном участке подтвердился по итогам проверки, проведенной самим Теруправлением. При этом, как установлено судом, Теруправлением письмом от 02.03.2018 №05/368 в Росимущество были направлены уточненные сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом ФИО1 земельном участке: нежилом здании с КН 15:080010202:192 площадью 2445,8кв.м., нежилом здании с КН 15:08:0010202:186 площадью 1884,9кв.м., нежилом здание с КН 15:08:0010202:195 площадью 559,1кв.м.

Пунктом 2.11 Регламента установлено, что для получения государственной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов заявитель должен представить заявление, содержащее определенные данные, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований.

В заявлении ФИО1 указал, что земельный участок должен ему быть предоставлен в аренду в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.

Пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ устанавливает, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Таким образом, пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ отсылает к статье 39.20 Земельного кодекса РФ, повторяет положения статьи в части, на которую сослался в заявлении ФИО1, а потому суд считает, что указание Росимущества на данное обстоятельство, как на факт отсутствия необходимой правовой информации в заявлении КФХ, является некорректным.

При таких обстоятельствах, обжалуемый отказ Росимущества, является незаконным, поскольку достоверно подтверждено, что вышеназванные объекты недвижимости главы КФХ ФИО1 располагаются именно на спорном участке.

В части требований, направленных КФХ к ТУ Росимущества в РСО-Алания, о его бездействии, выразившимся, в не направлении проекта договора аренды спорного земельного участка, судом установлены следующие обстоятельства.

Проведя по указанию Росимущества внеплановую проверку, ТУ Росимущества в РСО-Алания составило акт от 22.01.2018,в котором отражены следующие факты:

- 3 объекта недвижимости, принадлежащие ФИО1, расположены на испрашиваемом земельном участке с КН 15:08:0010202:99;

содержание справки кадастрового инженера ФИО4 от 02.11.2017 №02/11 имеет расхождение со сведениями, содержащимися в выписках из ЕГРН от 15.11.2017 №15/001/042/2017-4205, №15/001/042/2017-4207, 15/001/042/2017-4212 в связи с ошибочностью внесения сведений в ЕГРН (л.д.109-111).

31.01.2018 ТУ Росимущества в РСО-Алания повторно направило в Росимущество заявление ФИО1 от 08.11.2018 с соответствующим пакетом документов, приложив акт проверки от 22.01.2018 (л.д.118-119).

К указанным документам 02.03.2018 ТУ Росимущества в РСО-Алания направило в Росимущество еще дополнительную информацию, связанную с заявлением ФИО1, уточнив, что ФИО1 обратился в Управление с заявлением на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 и статьи 39.20 Земельного кодекса РФ и то, что в акте проверки, составленном ТУ Росимущества в РСО-Алания от 22.01.2018, содержится ошибочное указание на расположение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости с КН 15:08:0100110:66 площадью 1089кв.м. (л.д.120-121).

Росимуществом и ТУ Росимущества в РСО-Алания не принято решения о предоставлении Главе КФХ ФИО1 испрашиваемого земельного участка в аренду.

Таким образом, после 02.03.2018, то есть после уточнения Теруправлением всех обстоятельств предоставления спорного участка и устранения заявителем всех противоречий, содержавшихся в изначально представленном пакете документов и сведениях ЕГРН, у Теруправления отпали какие-либо основания не направлять заявителю проект договора аренды испрашиваемого участка.

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил, что заинтересованным лицом заявление КФГ по существу в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства не рассмотрено. В связи с этим бездействие Теруправления, длящееся с 02.03.2018, является несоответствующим нормам и положениям приведенных выше норм действующего законодательства и нарушающим права (интересы) предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Теруправление, как уполномоченный орган, обязано рассмотреть заявку истца о предоставлении ему находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков в аренду, принять соответствующее решение и направить проекты договоров аренды земельных участков с предложением об их заключении.

Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора аренды земельного участка с предложением о его заключении.

При вышеназванных обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоответствии бездействия заинтересованного лица, в связи, с чем требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.08.2018 по делу № А61-2432/2018 отменить, принять новый судебный акт.

Признать незаконным как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия – Алания от 14.12.2017 №РБ -10/47593.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия – Алания направить главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) проект договора аренды земельного участка с КН 15:08:0010202:99 площадью 643,1247га, расположенный в РСО-Алания, Пригородный район, северо-восточнее с. Михайловское.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий М.У. Семенов

Судьи Л.В. Афанасьева

Д.А. Белов