ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело №А61-2498/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2018 по делу №А61-2498/2018 (судья Коптева М.Б.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Министерству промышленности и транспорта РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Владикавказ), обществу с ограниченной ответственностью «АлРус» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Владикавказ),
третьи лица: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РСО-Алания - ФИО3 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Владикавказ),
общество с ограниченной ответственностью «Транс-Мега-Ком» (ОГРН <***>, ИНН: <***>, с. Чикола),
индивидуальные предприниматели: ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), ФИО5 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), ФИО6 (ИНН <***>, ОРНИП 315151300012153), ФИО7 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), ФИО8 (ОГРНИП <***>, ИНН
681102031261),
о признании незаконными действий по организации и проведению конкурса, о признании
недействительным конкурса от 30.10.2017,
при участии в судебном заседании:
от Министерства промышленности и транспорта РСО-Алания - представитель ФИО9 по доверенности от 07.08.2018;
от ИП ФИО2 представители по доверенности – ФИО10 по доверенности от 19.02.2019, ФИО11 по доверенности от 19.07.2018;
от ФИО8 - ФИО8;
от ФИО7 – ФИО7;
от ФИО6 – ФИО6,
в отсутствие ФИО4 ФИО5, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РСО-Алания, представителей: общества с ограниченной ответственностью «АлРус» и общества с ограниченной ответственностью «Транс-Мега-Ком»,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству промышленности и транспорта РСО-Алания (далее – Министерство): 1) о признании незаконными действий по организации и проведении Конкурса; 2) о признании недействительным Конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г.Владикавказа по нерегулируемым тарифам, конкурсная документация на который была опубликована на сайте Министерства РСО-Алания 30.10.2017 (с учетом уточнений).
Определением суда от 06.09.2018 к производству по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РСО-Алания ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «Транс-Мега-Ком», общество с ограниченной ответственностью «АлРус», индивидуальные предприниматели: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Предприниматель заявил отказ от требования о признании недействительным конкурса и подтвердил требование в части признания незаконными действий Министерства по организации и проведению конкурса.
Судом первой инстанции рассмотрен и принят отказ от требования и в этой части производство по делу прекращено.
В остальной части решением суда от 28.11.2017 в удовлетворении требований Предпринимателя отказано. Решение мотивировано соответствием действий Министерства по организации и проведению конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г. Владикавказа, действующему законодательству. Нарушений прав и законных интересов Предпринимателя, оспариваемыми действиями Министерства по организации и проведению конкурса, судом первой инстанции не установлено.
Предприниматель обжаловал решение суда в апелляционном порядке. Просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции неполно выяснены все обстоятельства дела. Представители Предпринимателя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Из апелляционной жалобы и пояснений представителей Предпринимателя следует, что Предпринимателем обжаловано решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными действий Министерства по организации и проведению конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом №11, 13, 27, 45, 34, 37.
Представители Предпринимателя в суде апелляционной инстанции пояснили, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы необходимо вынести новый судебный акт, которым удовлетворить требование Предпринимателя - признать незаконными действия Министерства по организации и проведению конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом №11, 13, 27, 45, 34, 37.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство и ООО «Алрус» возражают по существу доводов Предпринимателя, считают решение суда законным и обоснованным. Права и законные интересы Предпринимателя действиями Министерства не нарушены. В судебном заседании представитель Министерства возразил по существу доводов Предпринимателя, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
ФИО8, ФИО7, ФИО6 поддержали позицию Предпринимателя, изложенную в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
30.10.2017 на официальном сайте Министерства (www.minprom.olonio.gov.ru.) опубликованы извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация, выставлены лоты по автобусным маршрутам №№ 11, 13, 27, 34, 37, 45.
20.11.2017 определением Арбитражного суда РСО-Алания по делу №А61-5212/2017 (по заявлению ООО «Ир-Транс» об оспаривании действий Министерства по организации и проведении открытого конкурса от 30.10.2017 на право осуществления регулярных перевозок), приняты обеспечительные меры о приостановлении Министерством открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г. Владикавказ №11,13,27,45,34.
28.12.2017 решением суда по делу №А61-5212/2017 обеспечительные меры принятые определением от 20.11.2017 отменены, в удовлетворении требований ООО «Ир-Транс» отказано.
03.04.2018 Минтрансом издан приказ №15-ОД (т.1, л.д. 34) о возобновлении проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом №11, 13, 27, 45, 34, 37, срок подачи заявок продлен на двадцать дней. Извещение о проведении открытого конкурса, приказ о возобновлении открытого конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте Министерства.
28.04.2018 рассмотрены заявки участников конкурса.
По результатам конкурса победителем признано ООО «Алрус».
07.05.2018 после завершения конкурса победитель конкурса ООО «Алрус» получил от Министерства свидетельство на осуществление перевозок и карту маршрута.
Предприниматель посчитал незаконными действия Министерства по организации и проведению конкурса и обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Предпринимателя, исходил из следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акт Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ), право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок предоставляется по итогам проведения открытого конкурса. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса).
Постановлением Правительства РСО-Алания от 24.05.2017 №202 утвержден Порядок организации открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в РСО-Алания по нерегулируемым тарифам (далее – Порядок организации конкурса).
В соответствии с пунктом 2 Порядка организации конкурса открытый конкурс на право осуществления перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в РСО-Алания по нерегулируемым тарифам проводится в целях обеспечения безопасных условий при осуществлении транспортного обслуживания населения РСО-Алания на межмуниципальных и муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, полного и качественного удовлетворения спроса населения, защиты прав потребителей. Предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным и (или) муниципальным маршрутам регулярных перевозок в РСО-Алания по нерегулируемым тарифам.
Конкурс проводится органом исполнительной власти РСО-Алания - Министерством (организатор), что предусмотрено пунктом 4 Порядка организации конкурса.
В соответствии со статьей 2 Закона РСО-Алания от 03.12.2016 №67-РЗ «О перераспределении полномочий по организации регулярных пассажирских перевозок между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания» (далее – Закон РСО-Алания №67-РЗ) полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между поселениями в границах муниципального района, в границах городского округа, сельского поселения РСО-Алания осуществляются Правительством РСО-Алания или уполномоченным органом исполнительной власти РСО-Алания.
Статьей 5 Закона РСО-Алания от 20.10.2017 №50-РЗ «О перераспределении полномочий по организации регулярных пассажирских перевозок между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания» (далее – Закон РСО-Алания №50) установлено, что в переходный период (с 24.10.2017 по 31.12.2017) полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между поселениями в границах муниципального района, в границах городского округа, сельского поселения РСО-Алания осуществляются Правительством РСО-Алания в лице уполномоченного органа - Министерства.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Деятельность перевозчика, получающего по итогам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, осуществляется на коммерческой основе и является предпринимательской.
Из материалов дела следует, что конкурсная документация разработана Министерством и размещена на официальном сайте организатора конкурса http://minpromrso.ru.
Судом первой инстанции сделан вывод, что действия Министерства по организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом, опубликованном на сайте Министерства 30.10.2017 соответствуют требованиям федерального законодательства, дополнительные обязанности на участников открытого конкурса не возлагают, их прав и законных интересов не нарушают. Заявки, поданные участниками конкурса по конкурсному предложению, оценивались комиссией в соответствии со шкалой оценки в порядке, установленном Положением о проведении открытого конкурса и Положением о комиссии.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия Министерства по организации и проведению конкурса не противоречат действующему законодательству.
Правильными являются выводы суда первой инстанции о том, что не подтверждается нарушение прав и законных интересов Предпринимателя, незаконное возложения какой-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности действиями Министерства по организации о проведению конкурса.
Кроме того, решениями УФАС по Республике Северная Осетия-Алания от 27.04.2018 по делу АМ315-04/18 (т.4, л.д. 89-94) и от 07.05.2018 по делу №АМЗ17-05/18 жалобы на действия Министерства по проведению вышеуказанного конкурса, признаны необоснованными.
Также прокуратурой РСО-Алания проведены проверки по жалобам ФИО12 (за период с 25.09.2017 по 15.10.2017) и ФИО13 (за период с 04.06.2018 по 20.06.2018), предметом которых являлось исполнение требований Закона №220-ФЗ (т.3. л.д. 138-139). В ходе проведенных проверок нарушений требований Закона №220-ФЗ в проверяемый период не выявлено.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции.
Не принимается довод Предпринимателя, изложенный в пункте 1 апелляционной жалобы. Предприниматель указывает на «запугивание» свидетелей, чья явка в судебное заседание признана судом первой инстанции обязательной (определение суда от 22.11.2018). В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о «запугивании» или о каких-либо иных противоправных действий в отношении свидетелей. Довод Предпринимателя не подтвержден. В рамках настоящего дела судом первой инстанции разрешался спор о признании действий Министерства незаконными, то есть спор носит экономический характер двух хозяйствующих субъектов. Рассмотрение обстоятельств уголовного-правового характера (запугивание свидетелей) относятся к компетенции правоохранительных органов.
Не принимаются доводы Предпринимателя, изложенные в пунктах 2 и 5 апелляционной жалобы. Предпринимателем заявлено требование о признании незаконными действий Министерства по организации и проведению конкурса. Судом первой инстанции рассматривался спор в соответствии с заявленным требованием – о признании незаконными действия Министерства по организации и проведению конкурса. Как видно из материалов дела у Предпринимателя имелась возможность уточнить и (или) дополнить предмет иска (заявления). Предметом спора являются действия Министерства по организации и проведению конкурса, то есть действия совершенные в период до завершения конкурса, а не действия совершенные после (выдача победителю свидетельства на право перевозки). Действия (бездействия) Министерства, иных лиц (ООО «АлРус»), в период после проведения конкурса (после определения победителя), на незаконность которых указывает Предприниматель, не являются предметом настоящего спора. Неисполнение ООО «АлРус» конкурсных обязательств по приобретению транспортных средств, выдача Министерством ООО «АлРус» свидетельств на право перевозки пассажиров – не являются действиями Министерства по организации и проведению конкурса. В данном случае действия (бездействие), совершенные после конкурса, не означают незаконность организации и проведение конкурса. По настоящему делу Предпринимателем не заявлялось требования о признании незаконными действий, совершенных Министерством после конкурса. Также не подтверждается довод Предпринимателя, изложенный в пункте 2 апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции «подвергался запугиванию» при принятии решения по настоящему делу.
Не принимается довод Предпринимателя, изложенный в пункте 3 апелляционной жалобы. Закон №220-ФЗ предусматривает проведение конкурса при наличии 3-х и более перевозчиков на маршруте (п.3 ст.39). Это положение является императивным при наличии указанного количества перевозчиков. Однако Закон №220-ФЗ не содержит конкретных положений, исключающих возможность проведения конкурса при наличии перевозчиков менее указанного количества, то есть Закон №220-ФЗ не содержит прямого запрета. В судебном заседании представитель Министерства пояснил, что на момент формирования реестра городских маршрутов №13 и №27, маршруты обслуживались более чем тремя перевозчиками (юридическими и физическими лицами). Таким образом, конкурс объявлен в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона №220-ФЗ.
Не принимается довод Предпринимателя, изложенный в пункте 4 апелляционной жалобы о наличии у победителя конкурса - ООО «Алрус» налоговой задолженности. Пунктом 4 статьи 8 Порядка организации конкурса предусмотрено, что к участию в открытом конкурсе допускаются лица соответствующие требованиям, в том числе – при отсутствии у участника задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период. Ссылка Предпринимателя на письмо Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РСО-Алания от 16.07.2018 №4/3881 (т.1, л.д. 147) не подтверждает наличие у ООО «Алрус» задолженности по налогам именно за последний завершенный отчетный период, в указанном письме отсутствуют сведения о периоде. Из содержания письма УФНС по РСО-Алания от 13.09.2018 №06-12/11135 (т.2, л.д. 137) следует, что ООО «Алрус» имеет задолженность по состоянию на 01.09.2018 в размере 1000р по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Платежным поручением от 31.08.2018 №202 подтверждается оплата ООО «Алрус» государственной пошлины в сумме 1000р. Заявка ООО «Алрус» принята комиссий Министерства и рассмотрена. На момент подачи заявки, доказательств наличия задолженности перед бюджетом у ООО «Алрус» не представлено.
Не принимается довод Предпринимателя, изложенный в пункте 6 апелляционной жалобы об отсутствии информации о проверке комиссией заявленных претендентом транспортных средств на соответствие требованиям Порядка организации конкурса. Предметом рассмотрения настоящего дела является оспаривание действий Министерства по организации и проведению конкурса. Действия (бездействия) Министерства, иных лиц, после проведения конкурса, не является предметом настоящего спора. Таким образом, отсутствие информации о проверке комиссией Министерства заявленных претендентом транспортных средств на соответствие требованиям Порядка организации конкурса не исследовалось в рамках настоящего дела и не является относимым к предмету спора.
Не принимается довод Предпринимателя, изложенный в пункте 7 апелляционной жалобы о наличии коррупционного сговора организатора торгов и победителя торгов. Между ООО «АлРус» и ГУАТП «Октябрьское» заключен договор аренды транспортных средств. Представители Предпринимателя указывают на Министерство, как на учредителя ГУАТП «Октябрьское» и как основание для выводов о коррупции. Представитель Министерства не согласен с доводом о коррупционном сговоре Министерства и ООО «АлРус», в судебном заседании своими пояснениями подтверждает факт учредительства, а также указывает на то, что распоряжение имуществом ГУАТП «Октябрьское» (транспортные средства) по согласованию с собственником ГУАТП «Октябрьское» - Министерством имущества и земельных ресурсов РСО-Алания. Материалами дела не подтверждается довод о «коррупционном сговоре», отсутствует соответствующий приговор суда, отсутствует судебный акт о признании договора аренды между ООО «АлРус» и ГУАТП «Октябрьское» недействительным.
Не принимается довод Предпринимателя о том, что Министерством после завершения конкурса изменен предмет конкурса. Эти обстоятельства установлены судом первой инстанции и относятся не к периоду организации и проведению Министерством названного конкурса, а к периоду после подведения итогов конкурса: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу в адрес Министерства направило представление от 15.08.2018 №002 (т.4, л.д. 31-32), согласно которому Министерству необходимо переоформить карты маршрута регулярных рейсов. Ранее карты маршрутов регулярных рейсов были выданы Управлением транспорта и дорожного строительства АМС г. Владикавказа с учетом реестра автобусных маршрутов по г. Владикавказ. В целях реализации представления Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу Министерством издан приказ от 11.09.2018 №72-ОД (т.4, л.д. 26-30), в соответствии с которым в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок были внесены изменения по замене класса транспортных средств. Особо малый класс был заменен на малый класс транспортных средств. Ранее выданные карты маршрутов аннулированы, выданы обновленные карты с указанием малого класса транспортных средств, что подтверждается копией журнала учета выданных карт маршрута регулярных перевозок. Учитывая сложившуюся судебную практику (Определение ВС РФ от 20.08.2018 №303-КГ18-11787 по делу №А73-10567/2017), Министерством издан приказ от 16.11.2018 №98-ОД, которым действие приказа от 11.09.2018 №72 не распространяется на маршруты №№11,13,45,27,37,34, на которые был проведен конкурс. ООО «Алрус» были выданы карты маршрута с указанием характеристик предусмотренных конкурсной документацией – особо малый класс транспортных средств. По настоящему делу не заявлялись требования о признании незаконными действий в отношении изменения класса транспортных средств, имевших место после подведения итогов конкурса.
Апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Оснований для изменения или отмены судебного акта не установлено.
Предприниматель при обращении в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд представил платежный документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы на сумму 3000р.
Учитывая, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300р для физических лиц (подпункт 1 пункта 3 статьи 333.21 НК РФ), то при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150р.
В связи с изложенным, на основании статьи 333.40 НК РФ, Предпринимателю надлежит возвратить из федерального бюджета 2850р государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 28.01.2019.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2018 по делу №А61-2498/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 2850р излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.А. Цигельников
Судьи Л.В. Афанасьева
С.А. Параскевова