ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А61-2644/15 от 13.11.2017 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

20 ноября 2017 года Дело № А61-2644/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года

Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2017 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Макаровой Н.В.,

судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовым С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного коммерческого банка «Банк развития региона» (Открытое акционерное общество) на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 05.09.2017 по делу № А61-2644/2015 (судья Харченко С.Б.)

по заявлению Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания о приостановлении исполнительного производства по исполнительному листу № 014924693 от 20.07.2017 по делу № А61-2644/2015

по иску Акционерного коммерческого банка «Банк развития региона» (Открытое акционерное общество)

к ответчикам: РСО-Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания, РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО- Алания;

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство РСО-Алания, ГАУ «ПФК «Алания», Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, Кесаев Л.В., Комитет РСО-Алания по делам молодежи, Председатель ликвидационной комиссии ГАУ «ПФК «Алания» Будаев К.К., Управление Федерального казначейства по РСО-Алания

о взыскании задолженности,

при участии в судебном заседании:

от акционерного коммерческого банка «Банк развития региона» (Открытое акционерное общество): представителя Кокаевой О.В. по доверенности от 16.12.2014 (до перерыва), Пелиевой А.А. по доверенности от 22.11.2016 (после перерыва),

в отсутствии других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк «Банк развития региона» (далее – ОАО АКБ «БРР», банк) в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее – ГК «АСВ») обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта (далее – министерство по делам молодежи), к Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее – министерство финансов) о взыскании в субсидиарном порядке 132 744 411 руб. 55 коп.

Определением суда от 21.10.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Республики Северная Осетия-Алания (далее – правительство), государственное автономное учреждение «Профессиональный футбольный клуб «Алания» в лице ликвидационной комиссии (далее – ГАУ «ПФК «Алания», автономное учреждение), министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее – министерство государственного имущества и земельных отношений), председатель ликвидационной комиссии ГАУ «ПФК «Алания» Кесаев Лазо Вячеславович (далее - Кесаев Л.В.).

Определением суда от 16.12.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания (далее – министерство физической культуры и спорта), комитет Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи (далее – комитет по делам молодежи), председатель ликвидационной комиссии ГАУ «ПФК «Алания» Будаев Константин Климентиевич (далее – Будаев К.К.).

Определением суда от 18.01.2017 произведено процессуальное правопреемство ответчика по делу № А61-2644/2015 с министерства Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта на Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.03.2017 по делу № А61-2644/2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия-Алания в лице министерства физической культуры за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания в пользу банка 132 744 411,55 руб. задолженности и 200 000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины. В части требования о взыскании в субсидиарном порядке задолженности с Республики Северная Осетия-Алания в лице министерства финансов в иске отказано.

18.07.2017 Правительство обратилось в суд с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.03.2017 по делу № А61- 2644/2015 по вновь открывшимся обстоятельствам. Решением суда от 10.08.2017 заявление Правительства удовлетворено. Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.03.2017 по делу № А61- 2644/2015 отменено. Повторное рассмотрение дела назначено на 21.09.2017.

Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о приостановлении исполнительного производства по исполнительному листу № 014924693 от 20.07.2017 по иску Акционерный коммерческий банк «Банк развития региона» (открытое акционерное общество) к ответчикам: РСО-Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания, РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания, третьи лица: правительство РСО-Алания, ГАУ «ПФК «Алания», министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, Кесаев Л.В., комитет РСО-Алания по делам молодежи, председатель ликвидационной комиссии ГАУ «ПФК «Алания» Будаев К.К. о взыскании задолженности.

Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 05.09.2017 заявление Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания удовлетворено. Исполнительное производство по исполнительному листу Арбитражного суда РСО-Алания от 20.07.2017 серии ФС №014924693, до рассмотрения заявления Правительства РСО – Алания о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда РСО-Алания от 28.03.2017 по делу №А61-2644/2015 приостановлено.

Не согласившись с принятым судебным актом, акционерным коммерческим банком «Банк развития региона» (открытое акционерное общество) подана апелляционная жалоба, в которой просит определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на неправильное применение норм процессуального права.

Согласно представленному отзыву, Правительство РСО-Алания с доводами апелляционной жалобы несогласно, просит определение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http:/kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Республики Северная Осетия – Алания от 05.09.2017 по делу № А61-2644/2015 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда РСО - Алания от 28.03.2017, оставленным в силе постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017, исковые требования по делу №А61-2644/2015 удовлетворены в части.

Суд взыскал в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания в пользу Акционерного коммерческого банка «Банк развития региона» (Открытое акционерное общество) 132 744 411 руб. 55 коп. задолженности и 200 000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины, всего – 132 944 411 руб. 55 коп. В иске в части требования о взыскании в субсидиарном порядке задолженности с Республики Северная Осетия – Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания отказано.

На основании вступившего в силу решения 20.07.2017 выдан исполнительный лист серии ФС №014924693.

Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 10.08.2017 заявление Правительства РСО – Алания о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда РСО – Алания от 28.03.2017 удовлетворено. Решение Арбитражного суда РСО – Алания от 28.03.2017 по делу №А61-2644/2015 отменено.

24.08.2017 министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о приостановлении исполнительного производства по делу №А61-2644/2015 возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС №014924693 от 20.07.2017 до рассмотрения настоящего дела по существу.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, обоснованно руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.

В соответствии с пунктами 1, 5 части 2 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») исполнительное производство приостанавливается в случае оспаривания судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист; обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Таким образом, каждое из названных обстоятельств является самостоятельным основанием для приостановления исполнительного производства.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 29 постановления Пленума № 50 от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

В силу пункта 1 статьи 42 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

При разрешении вопроса о необходимости приостановления исполнительного производства суд самостоятельно оценивает обстоятельства дела и доводы, содержащиеся в заявлении. При этом суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 29 постановления Пленума № 50 от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – постановление Пленума № 50) исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания обоснованно исходил из того, что право на приостановление исполнительного производства при пересмотре судебного акта вступившего в законную силу по вновь открывшимся обстоятельством предоставлено суду положениями статьи 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и следует также из разъяснений, изложенных в пункте 29 постановления Пленума № 50.

При удовлетворении заявления Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания суд первой инстанции также пришел к правильному выводу о том, что неприостановление исполнительного производства до вступления в законную силу судебного акта по заявлению о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам может повлечь ущемление прав и законных интересов должника, нарушит баланс интересов как должника, так и взыскателя.

Учитывая право суда первой инстанции, предоставленное статьей 39 Федеральным законом «Об исполнительном производстве» на приостановление исполнительного производства, а также то обстоятельство, что судебный акт по итогам рассмотрения заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам не принят, принимая во внимание полномочия суда первой инстанции по оценке фактических обстоятельств дела, апелляционная коллегия судей полагает, что основания для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.

Довод апеллянта о том, что приостановление исполнительного производства возможно только в случае вступления в законную силу судебного акта, а поскольку решением от Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.08.2017 по делу № А61- 2644/2015, судебный акт от 28.03.2017 отменен, новый судебный акт не вынесен, основания для приостановления исполнительного производства отсутствуют, отклоняется на основании следующего.

Пунктом 1 части 2 статьи 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрена возможность суда приостановить исполнительное производство в случае оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Диспозицией статьи 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не предусмотрено условие о том, что судебный акт, на основании которого возбуждено исполнительное производство, должен вступить в законную силу.

Учитывая, что в разъяснениях, изложенных в пункте 29 постановления Пленума № 50, предусмотрено право суда приостановить исполнительное производство, в том числе при подаче заявления о пересмотре судебного акта вступившего в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам, основания для отмены судебного акта первой инстанции у апелляционного суда по данному основанию отсутствуют.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 05.09.2017 по делу № А61-2644/2015 соответствует нормам материального и процессуального права, изложенные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 266-271,272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 05.09.2017 по делу № А61-2644/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Макарова

Судьи З.А. Бейтуганов

Е.Г. Сомов