АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
Дело № А61-3993/2016
23 октября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдуковой Н.В., с участием от истца – общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 20.12.2016) и ФИО2 (доверенность от 09.02.2017), от ответчика – товарищества собственников жилья «Парус» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО3 (председатель) и ФИО4 (доверенность от 03.03.2017), рассмотрев посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия – Алания кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 по делу № А61-3993/2016 (судьи Джамбулатов С.И., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.), установил следующее.
ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее – поставщик, общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ТСЖ «Парус» (далее – товарищество, ТСЖ) 905 285 рублей 61 копейки задолженности по оплате поставленного в марте 2016 года газа и 30 211 рублей 39 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.04.2016 по 05.10.2016, 21 710 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 07.03.2017 иск удовлетворен. Суд исходил из того, что имеющийся у ответчика узел учета газа (далее – УУГ) в спорный период времени не отвечал требованиям действующего законодательства, не являлся надлежащим образом сертифицированным и поверенным, не был допущен к коммерческому учету, в связи с чем расчет поданного газа правомерно определен истцом методом, предусмотренным пунктом 23 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа), пунктом 3.9 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013 № 961 (далее – Правила учета газа), пунктом 4.1 договора поставки газа от 26.10.2015 № 39-9-15132/16. Ответчик правильность определения истцом объема потребленного газа по мощности газоиспользующего оборудования и его стоимости не опроверг, доказательства оплаты долга в материалах дела отсутствуют.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.07.2017 решение от 07.03.2017 отменено в части взыскания 784 602 рублей 32 копеек основного долга, составляющих разницу в стоимости газа, количество которого определено по показаниям прибора учета (УУГ) и установленного проектной мощностью оборудования за тот же период. Суд апелляционной инстанции признал необоснованным применение метода определения объема поставленного газа по мощности газоиспользующего оборудования, учитывая представленные товариществом дополнительные доказательства о поверке спорных составных частей УУГ.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление, иск удовлетворить в полном объеме. Заявитель считает апелляционное постановление необоснованным, не соответствующим нормам материального права. Измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Поскольку покупателем нарушены нормативные требования к УУГ, поставщик правомерно рассчитал количество поданного газа по проектной мощности газоиспользующего оборудования. Акты соответствия УУГ требованиям ГОСТа Р 8.740-2011 ответчик не представил. Заявитель ссылается на позицию Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, выраженную в постановлении от 21.12.2016 по делу № А18-376/2016, в котором указано, что несоответствие УУГ покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ Р 8.740-2011) является основанием для начисления объемов потребленного газа по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество отклонило доводы жалобы, просило оставить обжалуемое постановление без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании, проводимом с использованием средств видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия – Алания, представители сторон поддержали свои доводы по жалобе и отзыву.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, поставщик и покупатель заключили договор поставки газа от 26.10.2015 № 39-9-15132/16, по условиям которого поставщик принял на себя обязательство поставлять газ в согласованных договором объемах, а покупатель – получать и оплачивать стоимость потребленного газа.
Согласно пункту 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя.
В силу пункта 4.2 договора определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам узла учета газа, указанного в приложении № 4, в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.03-96, с учётом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу в течение действия договора.
Пунктом 4.4 договора установлен период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя в соответствии с пунктом 4.1 договора, исходя из 24 часов их работы в сутки. В случае несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.740-2011) – с момента обнаружения данного несоответствия поставщиком газа.
В соответствии с пунктом 4.8 договора ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа.
Владелец узла учета газа обязан представлять поставщику копии паспортов, оригиналы свидетельств на средства измерений и узел учета газа с отметкой о поверке, проектную документацию, паспорта с разрешающей документацией «Ростехнадзора» на газопотребляющее оборудование. Владельцы турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков также обязаны представлять поставщику акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ 8.740-2011 (по форме приложения Г к указанному ГОСТу), выданный федеральным государственным учреждением – Центром стандартизации, метрологии и сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика, в присутствии уполномоченных или назначенных приказом ответственных лиц покупателя, возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведение необходимой документации, осмотр газопотребляющего оборудования и документации на него. При проведении проверки УУГ, поставщик вправе провести калибровку средств измерений из состава узла учета газа покупателя, посредством эталонных средств измерений, в случае выявления неисправных средств измерений, владелец УУГ обязан обеспечить ремонт (замену) и внеочередную поверку указанных средств измерений за счет собственных средств. В период устранения неисправности средств измерений УУГ, определение количества поставляемого газа осуществляется в соответствии с пунктом 4.1 договора. Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного-принятого газа по каждой точке подключения (пункт 4.12 договора).
Как следует из материалов дела, на принадлежащем покупателю объекте газопотребления установлено газопотребляющее оборудование (Buderus Logano SK625 мощностью 113 куб. м/час, количество горелок – 2 штуки).
По итогам проведенной представителями поставщика проверки эксплуатации коммерческого узла учета расхода и объема природного газа, а также наличия технической документации, в присутствии представителя товарищества проверяющий зафиксировал отсутствие паспорта на средства измерения узла учета и свидетельства о поверке, акта поверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ 8.740-2011, о чем составлен акт проверки от 10.03.2016 (т. 1, л. д. 32). Товариществу рекомендовано в срок до 15.03.2016 представить поставщику проект на УУГ и ГПО, паспорта на средства измерения УУГ, свидетельство о поверке, акт соответствия ГОСТу Р 8.740–2011. От подписи данного акта представитель товарищества отказался.
В связи с непредставлением в установленный срок запрашиваемой документации, на основании акта от 10.03.2016 поставщик произвел расчет потребленного в марте 2016 года объема газа по проектной мощности установленного газопотребляющего оборудования исходя из 24 часов его работы за 31 день.
Количество потребленного газа составило 168 144 куб. м на сумму 905 285 рублей 61 копейка (т. 1, л. д. 33).
Покупатель счет-фактуру за март 2016 года не оплатил.
Оставление ответчиком без рассмотрения и удовлетворения претензии от 10.10.2016 № 39-19/4966-МК (л. д. 37 – 40) послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
В силу части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) правила, предусмотренные статьями 539 – 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Статьей 544 Гражданского кодекса предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон
Суды установили, что отношения между поставщиками и покупателями газа, регулируются положениями постановления Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (далее – Правила поставки газа) и приказа Минэнерго России от 30.12.2013 № 961 «Об утверждении Правил учета газа» (далее – Правила учета газа).
В соответствии с пунктом 1.7 Правил учета газа измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно пункту 2.1 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности – по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором (пункт 23 Правил поставки газа).
Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений (пункт 25 Правил поставки газа). Каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил поставки газа).
В соответствии с пунктом 1.6 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. В силу пункта 2.9 Правил учета газа измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.
Согласно пункту 3.9 Правил учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
С учетом вышеизложенных норм права, а также поскольку прибор учета газа ответчика, не соответствовал нормативно-технической документации, расчет объемов поданного-принятого газа в марте 2016 поставщиком производился по максимальной проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования, исходя из 24 часов работы его в сутки.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ (далее – Закон об обеспечении единства измерений).
В соответствии с подпунктами 8, 22 статьи 2 Закона об обеспечении единства измерений под средством измерения понимается техническое средство, выполняющее совокупность операций для определения количественного значения величины.
Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений).
Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений (пункт 2 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений).
В соответствии со статьей 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Аттестованной методикой измерений для турбинных, ротационных и вихревых счетчиков газа является ГОСТ Р 8.740-2011 «Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков». Согласно пункту 12.1.1 ГОСТа Р 8.740-2011 проверку реализаций методики измерений (далее – МИ), относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.
Согласно пункту 12.1.4 ГОСТа Р 8.740-2011 по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения СИ и соблюдения требований данного стандарта.
Таким образом, учет объема газа должен осуществляться по сертифицированным и поверенным приборам учета газа в соответствии с аттестованной методикой измерений.
По утверждению общества, на момент проверки УУГ товарищества сертифицированными являлись только две его составные части: датчик давления и счетчик газа (свидетельства о поверке от 12.12.2014, от 11.12.2014), сведения о наличии сертификации и проверке остальных его частей: датчика (преобразователя) температуры, корректора (вычислителя) объема газа в спорный период в установленный срок товарищество не предоставило.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству ответчика приобщил к материалам дела в качестве дополнительных доказательств по делу копии свидетельства от 12.12.2014 № 363/02, выданного Северо-Осетинским ЦСМ о поверке термопреобразователя сопротивления ТСП-Н № 9328 и технического паспорта вычислителя количества газа ВКГ-ЗТ от 12.12.2014 № 89839 (т. 2, л. д. 32 – 33, 34 – 35).
Исследовав дополнительно представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что отраженные в акте от 10.03.2016 спорные приборы учета газа согласно пунктам 3.3.1 и 3.3.2 ГОСТ Р 8.740-2011 «корректор» и «вычислитель» – разные приборы учета объема газа.
В качестве одного из средств измерения указан «датчик (преобразователь) температуры», при этом наименование данного прибора «термопреобразователь сопротивления».
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 6651-2009 «Термопреобразователи сопротивления из меди, платины и никеля. Общие технические требования и методы испытания», термопреобразователь сопротивления – средство измерения температуры, состоящее из одного или нескольких термочувствительных элементов сопротивления и внутренних соединительных проводов, помещенных в герметичный защитный корпус, внешних клемм или выводов, предназначенных для подключения к измерительному прибору.
Другое средство измерения, названное в акте «корректор (вычислитель) объема газа», согласно техническому паспорту производителя РБЯК.400880.049 ПС именуется «вычислителем количества газа».
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что ГОСТ Р 8.740-2011 для признания узла учета газа пригодным, был введен в действие с 01.01.2013. Согласно пункту 12.1.1 названного ГОСТа проверку состояния узла учета проводят перед пуском его в эксплуатацию или – после его реконструкции.
Согласно акту приемки УУГ в эксплуатацию от 04.10.2010, составленного поставщиком, узел введен в эксплуатацию ранее введения в действие ГОСТа Р 8.740-2011. Реконструкция узла учета не производилась.
Кроме того, суд установил, что спорные средства измерений – термопреобразователь сопротивления ТСП-Н № 9328 и вычислитель количества газа ВКГ-ЗТ № 89839, установленные на УУГ товарищества, были поверены в установленном порядке (поверительное клеймо нанесено на техническую документацию средства измерения),признаны пригодными к применению в качестве коммерческого измерительного комплекса.
Поскольку доказательства неисправности УУГ товарищества в спорном периоде, а именно его несоответствия какому-либо требованию нормативно-технической или проектной документации, отвечающих критериям достоверности и достаточности в материалах дела отсутствуют, суд апелляционной инстанции правомерно признал правильным расчет потребленного газа по показаниям приборов учета за спорный период (с 1 марта по 31 марта 2016 года) в сумме 120 677 рублей 29 копеек.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению с учетом установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела. Ссылка в кассационной жалобе на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2016 по делу № А18-376/2016 суд кассационной инстанции не принимает во внимание, поскольку постановление вынесено по иным фактическим обстоятельствам дела.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 по делу № А61-3993/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.В. Чесняк
Судьи О.В. Бабаева
Л.А. Трифонова