ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А61-7110/2018
28.06.2022
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен 28.06.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от истца – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (ИНН <***>, ОГРН <***>) - ФИО1 по доверенности от 17.09.2021 №310/3035, от соистца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания – ФИО2 (по доверенности), от ответчика – Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ИНН <***>, ОГРН <***>)ФИО3 по доверенности от 04.02.2022 №144, , в отсутствие, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.04.2022 по делу № А61-7110/2018,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (далее – Минприроды РСО-Алания) заявлением №120/3409 от 30.11.2018 обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее – Минимущество РСО-Алания) со следующими требованиями: признать отсутствующим право собственности РСО-Алания на земельный участок площадью 855 940кв.м. с кадастровым номером (КН) 15:06:0010101:219 в соответствующих координатах поворотных точек в части пересечения с землями лесного фонда (согласно представленным координатам); исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности РСО-Алания на земельный участок площадью 855 940кв.м. с кадастровым номером (КН) 15:06:0010101:219 в соответствующих координатах поворотных точек в части пересечения с землями лесного фонда (согласно представленным координатам). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее – ТУ Росимущество в РСО-Алания), Администрация местного самоуправления муниципального образования Ардонский район (далее – АМС МО Ардонский район), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания (далее – Кадастровая палата по РСО-Алания).
Решением от 23.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.08.2019, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы избранием истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2020 судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, с выводом кассационной инстанции о том, что суду необходимо устранить нарушения и недостатки, изложенные в тексте настоящего постановления, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, сформировать круг лиц, участвующих в деле, с достаточной полнотой установить существенные для его рассмотрения обстоятельства, дать исчерпывающую правовую оценку всем доводам участников спора.
При новом рассмотрении дела определением суда от 30.09.2020 к участию в деле в качестве соистца привлечено ТУ Росимущества в РСО-Алания.
Минприроды заявлением от 28.01.2022 исх.№330/60 уточнило исковые требования, просило: 1) Признать отсутствующим право собственности РСО-Алания на земельный участок с КН 15:06:0010101:219, площадью 855 940 кв.м, в координатах поворотных точек, приведенных в экспертном заключении от 29.12.2021 в части пересечения с землями лесного фонда; 2) Исключить из ЕГРН сведения о праве собственности РСО-Алания на земельный участок с КН 15:06:0010101:219, площадью 855 940 кв.м, в координатах поворотных точек, приведенных в экспертном заключении от 29.12.2021 в части пересечения с землями лесного фонда.
По результатам повторного рассмотрения дела, решением от 01.04.2022 уточненные требования удовлетворены в полном объеме.Суд установил, что часть земельного участка лесного фонда с КН 15:06:000000:0027 площадью 855940 кв.м, принадлежащего Российской Федерации незаконно выбыла из владения федерального собственника, спорный земельный участок сформирован за счет территории, которая находилась в постоянном (бессрочном) пользовании лесхоза и в силу закона относилась к федеральному уровню собственности.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить судебный акт и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суд не приняли во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, севернее с. Красногор, общей площадью 855940 кв. м, является собственностью Республики Северная Осетия-Алания (запись регистрации от 08.04.2013 № 15-15-06/038/2013-380). В связи с тем, что земельный участок находится на территории земель, предоставленных совхозу «Красногор» Ардонского района на основании государственного акта совхоза «Красногор» от декабря 1984 года № 930945, право республики возникло в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Судом не учтено отсутствие в деле согласия на передачу или отказа совхоза «Красногор» и Министерства сельского хозяйства РСО-Алания от земельного участка. Из письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания следует, что совхоз «Красногор» до момента ликвидации (2011 год) занимался сельскохозяйственным производством в пределах границ, указанных в государственном акте на право пользования землей A-I № 930935 (письмо от 08.07.2020 № 12-16/1524). Судом также не был учтен тот факт, что Комитету по земельным ресурсам и землеустройству было поручено подготовить и выдать госакт на право бессрочного пользования лесными угодьями и внести изменения в земельно-кадастровые данные, который в суд представлен не был и его наличие не установлено (п. 2 Постановления АМС Ардонского района от 16.01.1995 № 5). Судом не был учтен тот факт, что госакт на право бессрочного пользования лесными угодьями в суд представлен не был и его наличие не установлено.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил. В судебном заседании представители истцов просили суд оставить решение без изменения, как принятое на основе всестороннего и полного исследования доказательств, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с государственным актом от декабря 1984 года серии А-1 № 930935, выданным совхозу «Красногор» Ардонского района, за совхозом в бессрочное и бесплатное пользование в целях сельскохозяйственного производства закреплен земельный участок площадью 2913,11 га земель сельскохозяйственного назначения (т. 2, л. д. 40-42). Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.05.2019 № ЮЭ9965-1949274124 совхоз «Красногор» 17.03.2011 прекратил свою деятельность в организационно-правовой форме Республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия «Красногор», в связи с его исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, МРИ ФНС России №4 по РСО-Алания, на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В дальнейшем совхоз «Красногор» реорганизован в РГСХП «Красногор», учредителем которого являлось Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания. Совхоз «Красногор» в период с 1984 года по 2011 год осуществлял сельскохозяйственное производство на землях сельскохозяйственного назначения.
ТУ Росимущества РСО-Алания письмом от 08.08.2005 № 602 обратилось в Агентство лесного хозяйства по РСО-Алания с просьбой об обращении всех лесхозов к местной администрации, на территории которых расположены участки лесхозов, для закрепления участков на праве постоянного (бессрочного) пользования. В данном письме отмечено, что территориальное управление ведет работу по разграничению государственной собственности на землю путем проведения землеустроительных работ по определению границ федеральных организаций, однако, в связи с отсутствием у лесхозов правоустанавливающих документов на используемые земельные участки проведение межевых работ по этим землям невозможно (т. 2, л. д. 97). Письмом от 16.01.2006 № 2 ФГУ «Ардонский лесхоз» обратилось в АМС Ардонского района с соответствующим заявлением (т. 2, л. д. 99).
Постановлением АМС Ардонского района от 20.01.2006 № 6 за ФГУ «Ардонский лесхоз» на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок с КН 15:06:000000:0027 общей площадью 2347 га, расположенный на территории Ардонского района РСО-Алания для ведения лесного хозяйства (т. 2, л. д. 98).
17.04.2006 Российская Федерация зарегистрировала право собственности на земли лесного фонда – земельный участок с КН 15:06:000000:0027 общей площадью 23 470 тыс. кв. м на основании статьи 9 Лесного кодекса РФ (от 29.01.1997) и постановления АМС Ардонского района от 20.01.2006 № 6, о чем выдано свидетельство серии 15 АЕ №724996 (т. 1, л. д. 142).
Минимущество РСО-Алания направило запрос от 12.12.2018 № 2476 (т. 1, л. д. 82) кадастровому инженеру в целях подтверждения графически (схематически) вхождения земельных участков в границы земель, предоставленных совхозу «Красногор», согласно государственному акту; установления пересечения указанных участков с землями государственного лесного фонда, которые постановлением Администрации района от 15.12.2005 № 299 «О закреплении земель Государственного лесного фонда за ФГУ "Ардонский лесхоз"» закреплены за ФГУ «Ардонский лесхоз».
13.12.2018 Минимущество РСО-Алания получило заключение кадастрового инженера (т. 1, л. д. 83 – 86) о том, что земельные участки, в числе которых участок с КН 15:06:0010101:219, входит в границы земель совхоза «Красногор».
Согласно материалам кадастрового дела от 26.02.2013 земельного участка с КН 15:06:0010101:219 в отношении земель бывшего совхоза «Красногор» распоряжением от 27.12.2012 № 523 Минимущество РСО-Алания утвердило схему расположения земельного участка площадью 855 941 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, в соответствии с межевым планом от 10.01.2013, на основании которого Кадастровой палатой 26.02.2013 принято решение № Ф15/2013-4410 о постановке земельного участка на кадастровый учет с присвоением КН 15:06:0010101:219 (т. 1, л. д. 105 – 107).
Минимущество РСО-Алания зарегистрировало право республиканской собственности на земельный участок, ранее предоставленный совхозу «Красногор», на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ).
Согласно записи о государственной регистрации права от 08.04.2013 № 15-15-06/038/2013-380 земельный участок с КН 15:06:0010101:219, площадью 855 940 кв. м расположен в Республике Северная Осетия-Алания, Ардонский район, севернее с.Красногор, и является собственностью Республики Северная Осетия-Алания.
В 2015 году выявлен факт пересечения границ земель лесного фонда на территории Ардонского участкового лесничества с границами земель иных категорий, о чем Минимущество РСО-Алания извещено Минприроды РСО-Алания письмом от 31.05.2016 № 42/929, тогда как земли лесного фонда являются федеральной собственностью в силу закона (т. 1, л. д. 22).
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения заявителем в арбитражный суд с настоящим иском.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции назначил судебную землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил кадастровому инженеру индивидуальному предпринимателю ФИО4 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>).
В заключении от 29.12.2021 №29/12 (т.9 л.д.41-67),специалист пришел к выводу о том, что согласно словесному описанию границ обхода 1 взятому из кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:027 граница контура 1 проходит следующим образом: на севере граничит с пчелосовхозом «Беканский», на западе граничит с муниципальным образованием Дигорский район, на востоке вдоль реки Урсдон. Проанализировав указанное описание на имеющемся картографическом материале, была отображена граница обхода 1(рис. 1). Так как координатное описание границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:027 в едином государственном реестре отсутствует то иной возможности определить местоположения обхода 1 нет. В результате проведенного анализа удалось определить ориентировочные границы одного из входящих в единое землепользование участков. Определенная граница земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:027 подлежит уточнению в соответствии с действующим законодательством, а именно необходимо провести кадастровые работы, подготовить координатное описание границ согласовать со смежными земельными участками и внести сведения о границе в единый реестр недвижимости. Далее границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 полученные из единого государственного реестра недвижимости и нанесли границы согласно их координатному описанию на картографический материал. В результате было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 полностью входит в границы обхода 1 земельного с кадастровым номером 15:06:0000000:027 (рис.1, т.9, л.д.50);
В результате проведенного пространственного анализа было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:219 входит в границы, определенные в соответствии со словесным описанием прохождения границы обхода 1 имеющееся в кадастровом деле, земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:027. Площадь пересечения составила 855 940 кв.м. Координаты поворотных точек представлены в таблице 1 и полностью повторяют координаты границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 (Таблица 1, т.9 л.д.52);
Согласно правилам ведения Единого государственного реестра недвижимости (глава 2 ФЗ 218 "О государственной регистрации недвижимости") Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения). Согласно пункту 8 статьи 22 ФЗ 218 "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. То есть, иного описания границы кроме как координатного, в едином государственном реестре не предусмотрено. Исходя из выше сказанного границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:0027 считаются не установленными в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается выпиской из единого реестра недвижимости. Для определения наличия и объема пересечения земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:0027 с земельным участком с кадастровым номером 15:06:0010101:219 общей площадью 855 940 кв.м необходимо провести кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:0027. До проведения указанных работ невозможно достоверно утверждать об объёме пересечения указанных участков. Однако на основании имеющихся правоустанавливающих документах наличие пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 общей площадью 855 940 кв.м с границами земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:0027 общей площадью 9 225 418 кв.м установлено.
Экспертное заключение признано судом соответствующим требованиям статьи 86 Кодекса и надлежащим доказательством по делу, поскольку в нем указаны нормативные, методические и технические средства, использованные в исследовании; полученные результаты и выводы, содержащиеся в экспертном заключении, основаны на анализе фактических данных отчетной документации и материалов, представленных в распоряжение эксперта; при проведении судебной экспертизы использованы существующие и допустимые методы проведения исследований, изложенные в экспертном заключении.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
ТУФАУГИ согласно приказу Минэкономравития России от 18.09.2013 №538, приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 №49 осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Республики Северная ОсетияАлания (ТУ Росимущества в РСО-Алания), в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Н основании статей 82, 83 Лесного кодекса РФ Минприроды осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Республики Северная Осетия-Алания в части администрирования платы за пользование участками лесного фонда.
Легитимность права федеральной собственности на земельный участок с КН 15:06:000000:0027 и ее государственной регистрации установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РСО-Алания от 12.10.2009 по делу №А61-1364/2009. Рассматривая в данном деле иск Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район РСО-А к Комитету лесного хозяйства РСО-Алания (правопредшественник Минприроды) о возврате пахотных земель в муниципальную собственность, суд исследовал вопрос постановки участка КН 15:06:000000:0027 на кадастровый учет, не установив каких-либо нарушений действовавшего на тот момент законодательства.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действует с 1 января 2017 года), пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22).
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 постановления № 10/22).
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 № 12576/11). Иск о признании права отсутствующим не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2016 № 19-КГ15-47).
Возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Следовательно, удовлетворение такого требования возможно, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРН (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 № 5-КГ15-36).
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301 Гражданского кодекса). Согласно содержащимся в пункте 32 постановления № 10/22 разъяснениям, применяя статью 301 Гражданского кодекса, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота (пункт 58 постановления № 10/22, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 № 3039/07 и от 27.01.2009 № 10527/08). В отсутствие фактического владения надлежащим способом защиты нарушенного права является виндикационный иск (статья 301 Гражданского кодекса, пункты 32, 36 постановления № 10/22).
Постановлением АМС Ардонского района от 05.09.1994 № 184 «Об организации лесного хозяйства в Ардонском районе Республики Северная Осетия – Алания» предусмотрена передача с согласия землепользователей лесных, кустарниковых угодий, поймы рек в ведение создаваемого лесничества. На основании постановления АМС Ардонского района от 16.01.1995 № 5 Комитету по лесу Республики Северная Осетия – Алания переданы лесные угодья площадью 3733 га, в том числе: лесные угодья – 1206 га, участок воспроизводства – 415 га, поймы рек – 817 га, кустарниковые угодья – 1205 га (т. 4, л. д. 49). Приказом Комитета по лесному хозяйству РСО – Алания от 27.01.1995 № 5 на базе принятых колхозных и совхозных земель общей площадью 3733 га организовано Ардонское лесничество (т. 4, л. д. 47).
Постановлением АМС Ардонского района 15.12.2005 № 299 ФГУ «Ардонский лесхоз» переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования земли государственного лесного фонда площадью 2347 га. Агентство лесного хозяйства по Республике Северная Осетия – Алания с сопроводительным письмом от 19.12.2005 № 107/597 направило в адрес кадастровой палаты документы для проведения государственного учета участков лесного фонда лесхозов на территории республики по упрощенной процедуре землеустройства, предусмотренной Методическими указаниями по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета при разграничении государственной собственности на землю.
Постановлением АМС Ардонского района от 20.01.2006 № 6 ФГУ «Ардонский лесхоз» в порядке статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) из земель лесного фонда предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с КН 15:06:000000:0027 площадью 2347 га, расположенный на территории Ардонского района, для ведения лесного хозяйства. В пункте 4 данного постановления указано, что постановление Администрации от 15.12.2005 № 299 считается утратившим силу.
На основании данного постановления 17.04.2006 зарегистрировано право федеральной собственности на предназначенный для лесоразведения земельный участок лесного фонда с КН 15:06:000000:0027 площадью 23 470 000 кв. м, выдано свидетельство о государственной регистрации права Серия 15 АЕ № 724996 (т. 1, л. д. 13).
На основании постановления Правительства РСО-Алания от 21.12.2007 № 316 государственное учреждение «Ардонский лесхоз» преобразовано путем слияния в государственное учреждение «Ирлес», которое в свою очередь прекратило деятельность 21.06.2012 на основании судебного акта о ликвидации юридического лица (т. 9, л. д.85-95).
При разрешении спора судом установлено, что участок с КН 15:06:0010101:219 налагается на участок лесного фонда с КН 15:06:0000000:0027, что видно из представленных в дело материалов лесоустройства Кировского лесничества Ардонского участкового лесничества, картографических материалов, таксационных описаний лесоустройства 2006 года (имеются и в настоящем деле), что данный участок находится внутри земель, границы которых соответствуют описанию земельного участка единого землепользования с КН 15:06:000000:0027.
В связи с отсутствием сведений о границах ранее учтенного земельного участка с КН 15:06:0000000:0027 возникло пересечение с границами земельного участка с КН 15:06:0010101:219. При межевании земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:219 не истребована информация государственного фонда данных, полученная в результате землеустройства, что является нарушением пункта 21 Требований о подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, действовавший в рассматриваемый период.
Согласно заключению от 18.11.2015 №1, подготовленному филиалом ФГБУ «Рослесинфорг «Воронежлеспроект», площадь пересечения (наложения) участка лесного фонда и земельного участка сельскохозяйственного назначения составляет 855940 кв.м (т. 2, л. д. 23-39).
В силу статьи 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли относятся к землям лесного фонда Российской Федерации.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ 1997 года определено, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Действующим в настоящее время законодательством также установлено, что земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса, статья 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
Правомерность передачи спорных земель в состав земель, закрепленных на праве (постоянного) бессрочного пользования за лесхозом (лесничеством), на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, подтверждена представленными в дело доказательствами. Основания для формирования и предоставления земельного участка за счет земель, включенных в установленном порядке в состав лесного фонда, у Минимущества отсутствовали.
Таким образом, суд установил, что часть площадью 855940 кв.м. (координаты поворотных точек которой приведены в заключении от 18.11.2015) принадлежащего Российской Федерации земельного участка лесного фонда с КН 15:06:000000:0027 незаконно выбыла из владения федерального собственника, спорный земельный участок сформирован за счет территории, которая находилась в постоянном (бессрочном) пользовании лесхоза и в силу закона относилась к федеральному уровню собственности.
Минимуществом не учтены обстоятельства последующей передачи в 1995 году части земель Ардонскому лесничеству (т. 2, л. д. 102-104), что требовало корректировки и плана землепользования совхоза. Кроме того, в материалы дела представлена копия государственного акта №127 о предоставлении Ардонским районным Советом народных депутатов земельного участка площадью 138,18га Пчелосовхозу «Беканский» (том 6, л.д.9-15).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что границы земельного участка с КН 15:06:0010201:129 не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При этом в силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
Из положений части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса следует, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
При отсутствии в ЕГРН сведений о границах лесного участка, местоположение, границы и площадь такого участка возможно определить на основании материалов лесоустройства.
Приобщенное к материалам дела заключение о координатах и площади пересечения (наложения) участков от 18.11.2015 не оспорено, доказательства, позволяющие опровергнуть содержащиеся в нем сведения, не представлены.
Минимущество, ссылаясь на государственную регистрацию прав на земельный участок с КН 15:06:0010101:219 не учитывает, что наличие в реестре сведений о регистрации права собственности субъекта Российской Федерации в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения не означает, что собственник лесного участка утратил владением им. Утрата владения не может отождествляться с внесением в реестр записи об ином правообладателе, поскольку под лишением владения понимается именно утрата фактического владения вещью.
При этом в силу разъяснений, приведенных в абзаце втором пункта 52 постановления № 10/22, удовлетворение виндикациионного иска влечет внесение (корректировку) соответствующих записей в ЕГРН о границах и площади земельного участка с КН 15:06:0010101:219, что позволит исключить пересечение (наложение) спорных участков.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, принимая во внимание заключение эксперта от 29.12.2021 №29/12, суд установил, что земельный участок с КН 15:06:0010101:219 полностью входит в границы обхода 1 земельного участка с КН 15:06:0000000:027, площадь пересечения составила 855 940 кв.м согласно координатам поворотных точек (таблица 1) и полностью повторяет координаты границы земельного участка с КН 15:06:0010101:219, наличие пересечения границ земельного участка с КН 15:06:0010101:219 площадью 855 940 кв.м. с границами земельного участка с КН 15:06:0000000:0027 площадью 9 225 418 кв.м. установлено.
На основании вышеизложенного, суд правомерно удовлетворил требования заявителя о признании отсутствующим право собственности РСО на земельный участок с КН 15:06:0010101:219, площадью 855 940 кв.м, в координатах поворотных точек, приведенных в заключении эксперта ИП ФИО4 №29/12 от 29.12.2021 (Таблица 1) в части пересечения с землями лесного фонда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству; нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно; судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выполняя указание суда кассационной инстанции, судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.04.2022 по делу № А61-7110/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
М.У. Семенов
Е.Г. Сомов
И.А. Цигельников