АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Смоленск Дело № А-62-108/2006
06 марта 2006 года
Резолютивная часть постановления оглашена 02 марта 2006 года
Мотивированный текст постановления изготовлен 06 марта 2006 года
Арбитражный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего: судьи Печориной В.А.
судей: Индыковой Л.В., Цветкова И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борзыкиной Е.М.
при участии:
от заявителя жалобы: ФИО1 – юрист (доверенность от 30.01.2006)
от заинтересованного лица: ФИО2 – и.о. старшего прокурора отдела прокуратуры Смоленской области (удостоверение № 98509)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО «Смоленские топливные системы»
на решение от 24.01.2006- по делу № А-62-108/2006
Арбитражного суда Смоленской области,
вынесенного судьей Яковенковой В.В.,
установил:
ООО «Смоленские топливные системы», не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.01.2006 отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении предъявленных требований.
В судебном заседании заявитель жалобы доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, представитель прокуратуры с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда от 24.01.2006 законным и обоснованным.
Исследовав и оценив материалы дела по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция полагает, что решение суда от 24.01.2006 является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Заднепровского района г. Смоленска совместно с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Смоленской области 29.11.2005 г. проведена проверка исполнения требований действующего законодательства по эксплуатации принадлежащего Обществу Стодолищенского цеха по приемке, хранению и отпуску нефтепродуктов, расположенного по адресу: Смоленская область, Починковский район, п. Стодолище.
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность по эксплуатации вышеуказанного цеха, а именно: прием нефтепродуктов железнодорожным транспортом, сливо-наливные операции с использованием эстакады, хранение нефтепродуктов в резервуарном парке, отпуск нефтепродуктов потребителям через автомобильные посты налива, не имея лицензии на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта.
По результатам проверки Прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, от 26.12.2005 г. в котором сделан вывод о том, что деятельность по эксплуатации цеха подлежит в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию, т.к. данный объект относится к категории взрывоопасных производственных объектов.
10.01.2006 г. Прокурором в порядке, установленным ст. 28.8. Кодекса, указанное постановление с материалами дела об административном правонарушении направлено в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2006 предъявленные требования удовлетворены, ООО «Смоленские топливные системы» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, с применением наказания в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно положениям ст.4 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию, в частности, деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов установлен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2002 N 382.
Согласно п.2 указанного Положения отнесение объектов к категории взрывоопасных производственных объектов осуществляется в соответствии с критериями, установленными законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 лицензирование указанного вида деятельности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.
Указанным приложением определено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии с п.1.4. Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Гостехнадзора России от 18.10.2002 № 61-А) отнесение объектов к категории опасных производственных объектов производится организацией, эксплуатирующей эти объекты, по результатам их идентификации в соответствии с перечнем типовых видов опасных производственных объектов, разрабатываемым Гостехнадзором России.
Приказом Гостехнадзора России от 19.06.2003 № 138 утверждены «Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов» (РД 03-616-03), перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре приведен в Приложении № 1 к указанным Рекомендациям.
Согласно перечню к видам опасных производственных объектов отнесены, в том числе, площадки сливо-наливочного терминала, площадка нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефтепродуктов, склад ГСМ.
Материалами дела подтверждено, что Стодолищенский цех ООО «Смоленские топливные системы» осуществляет деятельность по приемке, хранению и отпуску нефтепродуктов (бензин и дизтопливо), в связи с чем на основании положений указанных нормативных актов правомерно отнесен к категории опасных производственных объектов.
Согласно утвержденной Постановлением Гостехнадзора России от 26.06.2001 № 25 Методики оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей, топливно-воздушные смеси, способные к образованию горючих смесей с воздухом, по своим взрывоопасным свойствам разделены на четыре класса. При этом бензин отнесен к третьему классу горючих веществ по степени чувствительности (среднечувствительные вещества), дизтопливо - к четвертому классу (слабочувствительные вещества).
Довод ООО «Смоленские топливные системы» о том, что Стодолищенский цех не является опасным производственным объектов, так как на нем не осуществляется полный цикл производственной деятельности и объект не предназначен для единовременного нахождения на нем 50000 и более тонн лекговоспламеняющихся и горючих веществ, суд считает несостоятельным, исходя из следующего.
Анализ приведенных выше норм законодательства не позволяет сделать вывод о том, что опасным производственным объектом является лишь объект, на котором осуществляется полный цикл производственной деятельности.
Предельные количества опасных веществ, указанные в Приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ (нахождение на товарно-сырьевых складах и базах горючих жидкостей в объеме 50000 тонн и более), определены законодателем в качестве критерия для обязательной разработки декларации промышленной безопасности и не являются признаком квалификации объекта , как опасного производственного.
Наличие у общества лицензии на осуществление деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки не исключает получение обществом лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, так как лицензионные условия при осуществлении указанных видов деятельности включают в себя отличные, невзаимозаменяющие требования к осуществлению такой деятельности.
Учитывая указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правомерно установлен в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда от 24.01.2005.
Руководствуясь статьями 102, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2005 по делу № А-62-108/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном процессуальном порядке в арбитражный суд кассационной инстанции – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск).
Судьи Л.В. Индыкова
И.В.Цветков