ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А62-147/2021 от 15.09.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А62-147/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., в отсутствие истца – администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области (Смоленская область, г. Дорогобуж, ОГРН 1026700538578, ИНН 6704003961), ответчика – индивидуального предпринимателя Блинова Юрия Сергеевича (Смоленская область, г. Дорогобуж, ОГРНИП 314673336700115, ИНН 670400236153), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.05.2021 по делу № А62-147/2021 (судья Еремеева В.И.),

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области к индивидуальному предпринимателю Блинову Юрию Сергеевичу (далее – ИП Блинов Ю.С., предприниматель, ответчик) с заявлением о взыскании в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области сумму предоставленной субсидии в размере 630 599 руб. 47 коп.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.05.2021 по делу № А62-147/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным решением, администрация обратилась с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.

В обоснование доводов жалобы апеллент ссылается на положения пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указывает на то, что в силу пункта 4.3.9. соглашения № 5 ИП Блинов Ю.С. обязался не менее чем на срок до 31.12.2019 (включительно) использовать просубсидированное оборудование для собственных нужд в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг); не сдавать в аренду, не продавать, не допускать иного отчуждения просубсидированного оборудования. В связи с нарушением ИП Блиновым пункта 4.3.9. соглашения № 5 (сдача в аренду транспортного средства - автобуса «ПАЗ 4234-04», государственный регистрационный знак А801КА67, в аренду Шанкееву И.В.) прокурор Дорогобужского района Смоленской области обратился в Дорогобужский районный суд с административным иском в защиту интересов муниципального образования Дорогобужское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области к администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия.

Податель жалобы обращает внимание на то, что 19.06.2020, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дорогобужского района Смоленской области, Дорогобужский районный суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение возврата субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения дорогобужского района Смоленской области ИП Блинова Ю.С. по соглашению № 5 о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) от 18.12.2018 и обязал администрацию муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области принять меры по взысканию в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области субсидии, предоставленной по вышеуказанному соглашению № 5. Решение Дорогобужского районного суда от 19.06.2020 по делу № 2а-267/2020 вступило в законную силу 01.09.2020 и подлежит обязательному исполнению.

Заявитель жалобы также указывает на то, что, вопреки выводом суда, требование о возврате в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области предоставленной субсидии направлялось в адрес ИП Блинова Ю.С. Однако суд первой инстанции заявление представителя не принял во внимание и не предоставил возможность представить в судебное заседание требование (письмо администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области от 14.10.2020 исх. № 4690) о возврате субсидии, которое было направлено в адрес ИП Блинова Ю.С. 14.10.2020. и получено им лично 15.10.2020.

По мнению истца, ИП Блинов Ю.С, получив субсидию на возмещение части лизинговых платежей и передав объект лизинга за плату другому хозяйствующему субъекту, извлекая при этом для себя экономическую выгоду с использованием бюджетных средств, нарушил условия предоставления субсидии, предусмотренные законом и соглашением.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Администрация в уточнение к апелляционной жалобе поддерживает свою позицию по делу.

Предприниматель в дополнительном отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании определения заместителя председателя суда в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нахождением судьи Мордасова Е.В. в отпуске произведена его замена на судью Большакова Д.В.

Судебное разбирательство производится с самого начала.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании ­­­­­­­­­­­08.09.2021 объявлен перерыв до 15.09.2021.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщает к материалам дела поступившие от администрации документы, а именно копии договора финансовой аренды (лизинга) от 06.07.2018 № Бк-0718/9954, постановления администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области от 11.09.2017 № 730, договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров от 01.03.2019 б/н, письма от 14.10.2020 № 4690, платежного поручения от 26.12.2018 № 100324, поскольку данные документы представлены администрацией во исполнение определения суда апелляционной инстанции, в обоснование своей позиции по делу и имеют значение для правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, между ИП Блиновым Ю.С. и ООО «Соллерис-Финанс» заключен договор лизинга от 06.07.2018 № Бк-0718/9954 на транспортное средство ПАЗ модель 4234-04 идентификатор X1M4234N0J0000388, государственный регистрационный знак № А801КА67 сроком финансовой аренды с 06.07.2018 по 06.07.2020 (т. 2 л.д. 4-17).

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации 18.12.2018 между администрацией (главный распорядитель) и ИП Блиновым Ю.С. (получатель) заключено соглашение № 5 (т. 1 л.д. 7-23) о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) (далее – соглашение от 18.12.2018 № 5).

В соответствии с пунктом 1 соглашения от 18.12.2018 № 5 предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в 2018 году получателю субсидии на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) по договору (договорам) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) (далее – Положение о предоставлении субсидии) и Положением о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) (далее – Положение о порядке проведения конкурса), утвержденными постановлением Администрации муниципального образования Дорогобужский район» Смоленской области от 11.09.2017 № 730.

Согласно пункту 2.2. соглашения от 18.12.2018 № 5 субсидия предоставляется ИП Блинову Ю.С. из бюджета Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в 2018 году в размере 630 599 руб. 47 коп., в том числе: 623 194 руб. 10 коп. – средства областного бюджета; 7 405 руб. 37 коп. – средства бюджета Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области.

Субсидия предоставляется в соответствии с Положением о предоставлении субсидии (пункт 3.1. соглашения от 18.12.2018 № 5).

Субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения при представлении получателем главному распорядителю документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия, в соответствии с Положением о предоставлении субсидии и настоящим соглашением.

Согласия получателя на осуществление главным распорядителем проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии (пункты 3.3, 3.5 соглашения от 18.12.2018 № 5).

Согласно пункту 4.1.7 соглашения от 18.12.2018 № 5 главный распорядитель обязуется: в случае установления главным распорядителем информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Положением о предоставлении субсидии и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Требование о возврате средств субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области подготавливается главным распорядителем в письменной форме с указанием получателя, платежных реквизитов, срока возврата и суммы субсидии, подлежащей возврату (с приложением порядка расчета (при необходимости).

В силу п. 4.2.1 соглашения от 18.12.2018 № 5 главный распорядитель вправе запрашивать у получателя документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Положением о предоставлении субсидии и настоящим соглашением, в соответствии с подпунктом 4.1.6 пункта 4.1 настоящего соглашения.

Пунктом 4.3.6 соглашения от 18.12.2018 № 5 установлено, что получатель обязуется возвращать в бюджет Доробужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области субсидию в сроки и в размере, определенные в указанном требовании.

В силу пункта 4.3.9 соглашения от 18.12.2018 № 5 получатель обязался не менее чем на срок до 31.12.2019 (включительно) использовать просубсидированное оборудование для собственных нужд в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг); не сдавать в аренду, не продавать, не допускать иного отчуждения просубсидированного оборудования.

Согласно пункту 5.2 соглашения от 18.12.2018 № 5 получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за недостоверность представляемых данных и нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Как установлено судом, администрация исполнила принятое на себя обязательство по перечислению денежных средств субсидии в размере 630 599 руб. 47 коп., что подтверждается платежным поручением от 26.12.2018 № 100324.

Между тем предприниматель принятые на себя обязательства, установленные пунктом 4.3.9 соглашения от 18.12.2018 № 5, надлежащим образом не исполнил.

Согласно договору фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров от 01.03.2019 ИП Блинов Ю.С. (фрахтовщик) предоставил транспортное средство ПАЗ 4234 государственный peгистрационный номер № 801КА67 RUS во временное пользование за плату ИП Гады Ю.С. (фрахтователь), а также обязался оказывать «фрахтователю» своими силами услуги по управлению транспортными средствами и их технической эксплуатации транспортного средства.

29.10.2019 прокурор Дорогобужского района Смоленской области внес представление главе муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области об устранении нарушений бюджетного законодательства в сфере предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и принятии мер на обеспечение возврата субсидий в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области.

26.11.2019 в адрес прокурора Дорогобужского района Смоленской области администрация направила ответ о том, что факт сдачи автобуса ПАЗ 4234 в аренду является нарушением договорных обязательств между администрацией муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области и ИП Блиновым Ю.С., но не влечет за собой необходимость возврата вышеуказанной субсидии.

Прокурор Дорогобужского района Смоленской области обратился в Дорогобужский районный суд с административным иском в защиту интересов муниципального образования Дорогобужское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области к администрации о признании незаконным бездействия по принятию мер на возврат субсидий в бюджет.

Вступившим в законную силу решением Дорогобужского районного суда Смоленской области от 19.06.2020 по делу № 2а-267/2020 признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение возврата субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области с ИП Блинова Ю.С. по соглашению от 18.12.2018 № 5 о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) от 18.12.2018.

На администрацию возложена обязанность принять меры по взысканию в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области субсидии по соглашению от 18.12.2018 № 5 о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) от 18.12.2018.

Во исполнение указанного решения суда администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров от 01.03.2019 между ИП Блиновым Ю.С. и ИП Гады Ю.С. соответствует требованиям положений статьи 632 ГК РФ, в связи с чем является договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем. Таким образом, ИП Блинов Ю.С. нарушил требования пункта 4.3.9 соглашения от 18.12.2018 № 5.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с тем, что ИП Блинов Ю.С. (фрахтовщик) обязался оказывать ИП Гады Ю.С. (фрахтователю) своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства права владения и пользования не переходят к фрахтователю, в связи с чем факт нарушения ИП Блиновым Ю.С. пункта 4.3.9 соглашения от 18.12.2018 № 5, выраженного в передаче в аренду, отчуждения транспортного средства не установлено.

По мнению суда первой инстанции, поскольку администрация заключила соглашение и предоставила субсидию на основании утвержденного Положения по результатам отбора и рассмотрения поступивших заявок, предприниматель был вправе полагать, что у главного распорядителя бюджетных средств нет претензий к условиям предоставления субсидии. Заключение договора фрахтования не является нарушением условий предоставления субсидии, поскольку они не предусмотрены в качестве условий предоставления субсидий, а связаны только с контролем договорных обязательств при использовании уже выделенных денежных средств. Вопросы нарушения договорных обязательств не связаны с нарушением порядка и условий предоставления субсидии, при наличии которого бюджетные средства подлежат возврату.

Кроме того, суд первой инстанции также исходил из того, что требование о возврате средств субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области с указанием получателя, платежных реквизитов, срока возврата и суммы субсидии, подлежащей возврату с приложением порядка расчета администрацией в адрес предпринимателя, не направлялось.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Исходя из положений статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 № 88-АПГ17-10).

Пунктом 1 статьи 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Дорогобужское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области, в соответствии со статьей 78 БК РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», областной государственной программой «Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 08.11.2013 № 894, муниципальной программой муниципального образования Дорогобужское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области «Создание благоприятного предпринимательского климата на территории муниципального образования Дорогобужское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области» на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области от 09.12.2016 № 849, постановлением администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области с 11.09.2017 № 730 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) (далее – Положение о предоставлении субсидии).

Настоящее Положение определяет правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) (далее – субсидии).

Согласно пунктам 3, 4 Положения право на получение субсидии имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, победившие в конкурсе на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) (далее – победители конкурса).

Целью предоставления субсидии является финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на их развитие, повышение конкурентоспособности, увеличение вклада в социально-экономическое развитие Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленскойобласти, осуществляемая путем возмещения части затрат на уплату первого взноса (аванса) субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).

Пунктом 5 Положения установлены условия предоставления субсидии победителям конкурса, пунктом 8 определен порядок предоставления субсидий.

Порядок и сроки возврата объема средств субсидии, подлежащий возврату в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области, устанавливаются соглашением.

Согласно пункту 12 соглашения администрация муниципального района в пределах полномочий, определенных федеральным, областным и муниципальным законодательством, Финансовое управление и Департамент инвестиционного развития Смоленской области осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, цели и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленных в текущем финансовом году, субсидии подлежат добровольному возврату на лицевой счет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области, открытый финансовым управлением администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, в полном объеме.

Средства субсидий, предоставленные с нарушениями условий предоставления указанных субсидий, которые были выявлены по истечении соответствующего финансового года, подлежат добровольному возврату в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в полном объеме.

Добровольному возврату в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в полном объеме подлежат средства субсидий при выявлении несоответствия сведений о приобретенном субъектом малого и среднего предпринимательства по договорам лизинга оборудовании документам, представленным для участия в конкурсе.

При отказе от добровольного возврата субсидий их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.

Из материалов дела усматривается, что между администрацией и ИП Блиновым Ю.С. заключено соглашение от 18.12.2018 № 5 о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса).

Целью предоставления субсидии является финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на их развитие, повышение конкурентоспособности, увеличение вклада в социально-экономическое развитие Дорогобужского городского поселения, осуществляемая путем возмещения части затрат.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Ответчик, подписав с истцом соглашение от 18.12.2018 № 5, выразил свое согласие со всеми условиями, в том числе с предусмотренными пунктом 4.3.9 настоящего соглашения.

В соответствие с пунктом 4.3.9 соглашения от 18.12.2018 № 5 ИП Блинов Ю.С. обязался не менее чем на срок до 31.12.2019 (включительно) использовать просубсидированное оборудование для собственных нужд в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг): не сдавать в аренду, не продавать, не допускать иного отчуждения просубсидированного оборудования.

Как установлено судом, согласно договору фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров от 01.03.2019 ИП Блинов Ю.С. (фрахтовщик) предоставил транспортное средство ПАЗ 4234 государственный peгистрационный номер № 801КА67 RUS во временное пользование за плату ИП Гады Ю.С. (фрахтователь), а также обязался оказывать «фрахтователю» своими силами услуги по управлению транспортными средствами и их технической эксплуатации транспортного средства.

Фрахтовщик обязуется нести расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание (подпункт «е» пункта 2.1 договора)

Пунктом 2.2 этого договора установлено, что фрахтователь обязуется своевременно внести размер платы за пользование транспортным средством.

В силу статьи 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Таким образом, как следует из спорного договора, предметом договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства является предоставление транспортного средства во временное владение и пользование, а не перевозка грузов, пассажиров.

При аренде транспортного средства с экипажем (фрахтовании транспортного средства на время) транспортное средство выбывает из владения и пользования арендодателя, а его владение, пользование и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор.

С учетом изложенного договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров от 01.03.2019, заключенный между ИП Блиновым Ю.С. и ИП Гады Ю.С., соответствует требованиям положений статьи 632 ГК РФ, в связи с чем является договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Дорогобужского районного суда Смоленской области от 19.06.2020 по делу № 2а-267/2020 по административному иску прокурора Дорогобужского района Смоленской области в защиту интересов муниципального образования Дорогобужского городского поселения Смоленской области к администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение возврата субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области с ИП Блинова Ю.С. по соглашению от 18.12.2018 № 5 о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса). На администрацию возложена обязанность принять меры по взысканию в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области субсидии по соглашению от 18.12.2018 № 5 о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) от 18.12.2018.

Данным решением суда установлено следующее.

ИП Блиновым Ю.С. с ООО «Соллерис-Финанс» заключен договор лизинга от 06.07.2018 № Бк-0718/9954 на транспортное средство ПАЗ, модель 4234-04 идентификатор XIM4234N0J0000388, сроком финансовой аренды с 06.07.2018 по 06.07.2020.

Между администрацией МО «Дорогобужский район» Смоленской области (Главный распорядитель) и индивидуальным предпринимателем Блиновым Ю.С. (Получатель) заключено Соглашение от 18.12.2018 №5 о предоставлении субсидии последнему из бюджета Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в 2018 году в размере 630599 рублей 47 копеек, в том числе: 623194 рубля 10 копеек – средства областного бюджета, 7405 рублей 37 копеек – средства бюджета дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области.

Соглашением № 5 (пункт 4.3.9) установлено, что не менее чем на срок до 31 декабря 2019 года (включительно) использовать просубсидированиое оборудование для собственных нужд в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг); не сдавать в аренду, не продавать, не допускать иного отчуждения просубсидированного оборудования.

Данное транспортное средство имеет государственный регистрационный знак А801КА67, застраховано Шанкеевым Игорем Васильевичем в ПАО СК «Росгосстрах» по договору RGOX21985953701000 на период с 06.03.2019 по 05.03.2020.

09.04.2019 старшим государственным инспектором Западного МУГАДН ЦФ в отношении Шанкеева И.В. составлен протокол об административном
правонарушении №007511 за совершение административного правонарушения,
предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией).

При рассмотрении указанного протокола Мировым судьей судебного участка № 33 в МО «Дорогобужский район» Смоленской области установлено, что отражено постановлении по делу об административном правонарушении от 17.07.2019 № 5-11/2019-33 Блинов Ю.С. по договору фрахтования транспортного средства для перевозок пассажиров от 01.03.2019 предоставил транспортное средство ПАЗ гос.номер А801КА67 03.04.2019 ИП Гады Ю.С.

Согласно договору фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров от 01.03.2019 ИП Блинов Ю.С. предоставил транспортное средство ПАЗ 4234 гос.рег.номер А801КА67 во временное пользование за плату ИП Гады Ю.С, а также обязался оказывать «Фрахтователю» своими силами услуги по управлению и технической эксплуатаци»-Транспортного средства (пункт 1.1). Нести расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание (подпункт «е» пункта 2.1).

Договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров от 01.03.2019 между ИП Блиновым Ю.С. и ИП Гады Ю.С. соответствует требованиям положений статьи 632 ГК РФ, в связи с чем является договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, поэтому суд считает установленным факт нарушения ИП Бликовым Ю.С. пункта 4.3.9 заключенного им соглашения от 18.12.2018 № 5.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Следовательно, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актам по делу № 2а-267/2020, в силу статьи 69 АПК РФ не подлежат повторному доказыванию.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, судом апелляционной инстанции установлено нарушение предпринимателем условий соглашения от 18.12.2018 №5, правовым последствием которого является наступление ответственности в виде возврата субсидии.

Вывод суда первой инстанции о том, что поскольку ИП Блинов Ю.С. (фрахтовщик) обязался оказывать ИП Гады Ю.С. (фрахтователю) своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, права владения и пользования не переходят к фрахтователю, в связи с чем факт нарушения ИП Блиновым Ю.С. пункта 4.3.9 соглашения от 18.12.2018 № 5, выраженного в передаче в аренду, отчуждения транспортного средства не установлен, признается судом апелляционной инстанции ошибочным, основанным на неверном толковании норм права и условий договора и заключенного соглашения.

Так, исходя из условий спорного договора, в аренду предоставляется само транспортное средство за плату.

По договору аренды транспортных средств с экипажем, в отличие от общих норм об аренде, осуществление основных обязанностей возложено на арендодателя (ИП Блинова Ю.С.), а не на арендатора. Причем данные нормы являются императивными, и стороны не могут заключить договор на иных условиях.

Так, к основным обязанностям относятся:

1) предоставление арендодателем транспортного средства арендатору во временное владение и пользование за арендную плату (статья 632 ГК РФ) – пункт 1.1 договора от 01.03.2019;

2) предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации. Причем данные услуги должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (статья 635 ГК РФ) – пункт 2.1 «а» договора от 01.03.2019;

3) арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (статья 634 ГК РФ) – пункт 2.1. «г», «ж» договора от 01.03.2019.

Одной из дополнительных обязанностей арендодателя является страхование транспортного средства и (или) страхование ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, но только в том случае, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (статья 637 ГК РФ) – пункт 2.1 «з» договора от 01.03.2019.

Таким образом, основные обязанности и ответственность в договоре аренды транспортных средств с экипажем возложены на арендодателя. Именно данная сторона договора предоставляет услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, осуществляет текущий и капитальный ремонт,

С учетом изложенного характер прав и обязанностей, закрепленных в спорном договоре фрахтования, свидетельствует о том, что данный договор является договором аренды транспортного средства с экипажем, а не договором фрахтования (перевозки грузов и пассажиров (и багажа).

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ИП Блинов Ю.С, получив субсидию на возмещение части лизинговых платежей и передав объект лизинга за плату другому хозяйствующему субъекту, извлекая при этом для себя экономическую выгоду с использованием бюджетных средств, нарушил условия предоставления субсидии, предусмотренные нормативными правовыми актами и соглашением.

Согласно пункту 11 Положения порядок и сроки возврата объема средств субсидии, подлежащий возврату в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области, устанавливаются соглашением.

Согласно пункту 4.1.7 соглашения главный распорядитель обязуется: в случае установления главным распорядителем информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Положением о предоставлении субсидии и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Как следует из материалов дела, требование о возврате в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области предоставленной субсидии направлялось в адрес ИП Блинова Ю.С. 14.10.2020. и получено им лично 15.10.2020.

Письмом от 14.10.2020 исх. № 4690 (т. 2 л.д. 90-91) администрация предлагала предпринимателю в срок до 01.12.2020 в добровольном порядке возвратить в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области предоставленную по соглашению от 18.12.2018 № 5 субсидию в сумме 630 599 руб. 47 коп., в том числе: 623 194 руб. 10 коп. – средства областного бюджета, 7405 руб. 37 коп. – средства бюджета Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области

Принимая во внимание, что доказательств добровольного возврата денежных средств предпринимателем в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку обязательства предпринимателем по соглашению не выполнены, денежные средства должны быть возвращены в полном объеме стороне соглашения, от которой они были получены, то есть администрации, даже несмотря на отсутствие в материалах дела доказательств их нецелевого использования.

Довод предпринимателя о том, что заключенный договор фрахтования транспортного средства не является договором аренды транспортного средства, поскольку фрахтователю предоставляется «вместимость» транспортного средства, а само транспортное средство не передается, в связи с чем пункт 4.3.9 соглашения от 18.12.2018 № 5 не нарушен, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как установлено судом и следует из материалов, спорное транспортное средство передано другому лицу за плату за использование транспортное средства по договору фрахтования от 01.03.2010, условия которого соответствуют положениям статьи 632 ГК РФ, что указывает на сдачу транспортного средства в аренду с экипажем.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа администрации во взыскании с ответчика средств субсидии в сумме 630 599 руб. 47 коп.

Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования администрации удовлетворению в полном объеме.

По правилу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

В пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска и за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, поскольку истец не уплачивал государственную пошлину, так как освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение искового заявления составила 15 612 руб., в соответствии с пунктом 12 указанной статьи за подачу апелляционной жалобы – 3 000 руб.

Учитывая, что требования администрации и апелляционная жалоба удовлетворены в полном объеме, то государственная пошлина по делу в сумме 18 612 руб. подлежит взысканию с предпринимателя в доход федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.05.2021 по делу № А62-147/2021

отменить.

Требования администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Блинова Юрия Сергеевича (Смоленская область, г. Дорогобуж, ОГРНИП 314673336700115, ИНН 670400236153) в бюджет Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области субсидию в сумме 630 599 рублей 47 копеек, предоставленную ему по соглашению о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (пли) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) от 18.12.2018 № 5.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Блинова Юрия Сергеевича (Смоленская область, г. Дорогобуж, ОГРНИП 314673336700115, ИНН 670400236153) в доход федерального бюджета 18 612 руб. государственной пошлины по делу.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

В.Н. Стаханова

Д.В. Большаков

Е.Н. Тимашкова