ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А62-1751/2022 от 21.09.2022 АС Центрального округа



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности  и обоснованности судебных актов арбитражных судов, 

вступивших в законную силу

г. Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2022.  Постановление изготовлено в полном объёме 28.09.2022. 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Леоновой Л.В. 

судей Бессоновой Е.В.   Смолко С.И. 

при ведении протокола  судебного заседания ФИО1 

помощником судьи

при участии в заседании:  от заявителя:  Публичное акционерное общество ФИО2 - представитель по 

"Россети Центр" доверенности от 26.07.2022;  ОГРН <***> 

ИНН <***>

от заинтересованного лица: 

Управление Федеральной не явились, о времени и месте  антимонопольной службы по Смоленской рассмотрения дела извещены  области надлежащим образом; 

ОГРН <***>
ИНН <***>

 рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством  видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области  кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на  постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по  делу № А62-1751/2022, 


[A1] УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной  антимонопольной службы по Смоленской области (далее - управление) о  признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2022 № 067/04/9.21547/2021 о назначении административного наказания по части 2 статьи 9.21  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.04.2022 заявление  общества удовлетворено: постановление управления от 28.02.2022 № 067/04/9.21547/2021 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи  9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  признано незаконным и отменено. 

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от  29.06.2022 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении  требования общества отказано. 

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество  обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит - отменить  постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда  первой инстанции. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав  представителя заявителя, суд кассационной инстанции, полагает отменить  постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда  первой инстанции. 

Как следует из материалов дела, общество (прежнее название ПАО "МРСК  Центра") приказом Федеральной службы по тарифам от 31.03.2008 № 86-э  включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом  комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой  энергии", регистрационный № 77.1.25. 

Управлением проведена проверка обращения ФИО3 о нарушении  филиалом общества ПАО "Россети Центр" - "Смоленскэнерго" (далее - филиал)  требований антимонопольного законодательства, выразившемся в несоблюдении  установленного договором от 27.10.2020 № 42031639 (далее - договор) об  осуществлении технологического присоединения срока подключения  энергопринимающих устройств ФИО3 к электрическим сетям. 

По результатам проверки в отношении общества составлен протокол от  21.12.2021 № 067/04/9.21-547/2021 об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, на основании которого вынесено  постановление от 28.02.2022 № 067/04/9.21-547/2021 о назначении обществу  административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб. 

Полагая, что постановлением управления нарушены права и законные  интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением. 

Рассматривая заявление общества и отменяя постановление  административного органа, суд первой инстанции посчитал доказанным факт  совершенного обществом правонарушения, а поскольку оно не создало каких-либо  опасных угроз охраняемым общественным отношениям, применил статью 2.9  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 


[A2] Не согласившись с выводом суда первой инстанции относительно применения  положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отсутствие  вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за  совершенное правонарушение, поскольку по своему правовому характеру оно  является формальным и существенная угроза охраняемым общественным  отношениям и социальная опасность деяния состоит в безразличном,  пренебрежительном отношении общества к принятой на себя публично-правовой  обязанности, в связи с чем, пришел к выводу об отмене решения суда первой  инстанции и отказал в удовлетворении требований общества. 

Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с  указанными выводами суда апелляционной инстанции, исходя из следующего. 

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административная ответственность  предусмотрена за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка  обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка  подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам  и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым  сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего  водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение  собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства  правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической  энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем  водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их  водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их  канализационным сетям. 

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 "Об  электроэнергетике" (далее по тексту также - Закон об электроэнергетике)  технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства  энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по  производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а  также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям  и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое  присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении  технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства,  заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.  Указанный договор является публичным. 

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об  осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого  хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней  лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение  осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством  РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. 

Согласно пункта 3 Правил технологического присоединения  энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по  производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,  принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, 


[A3] утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее -  Правила № 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого  обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при  условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности  технологического присоединения. 

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 такое присоединение  осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией  и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными  Правилами. 

В соответствии с пп. "б" п. 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий  по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и  не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 (3),  13 (5), 14 и 34 данных Правил, если технологическое присоединение  осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет  до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей  необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором  расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не  более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в  сельской местности. 

Нормы, изложенные в Правилах № 861, являются нормами о регулировании  доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, и их  применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля. 

Из материалов дела следует, что между ПАО "Россети Центр" и ФИО3 заключен договор № 42031639 от 27.10.2020 об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям. 

Согласно пункту 6 договора № 42031639 срок выполнения мероприятий по  технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения  договора. 

В связи с чем, технологическое присоединение энергопринимающих  устройств ФИО3 к электрическим сетям ПАО "Россети Центр" должно  было быть осуществлено не позднее 27.04.2021, что соответствует также  требованиям пункта 16 Правил технологического присоединения. 

Несоблюдение указанного срока является нарушением установленного  порядка подключения (технологического присоединения) и составляет  объективную сторону административного правонарушения, ответственность за  совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Принимая во внимание изложенное, а также с учетом категории потребителя,  безусловной обязанности сетевой организации по осуществлению мероприятий по  технологическому присоединению, распределения обязанностей по  урегулированию вопросов технологического присоединения за границами  земельного участка, принадлежащего потребителю, суд пришел к обоснованному  выводу о наличии в действиях общества вины в совершении вмененного  административного правонарушения. 

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо,  уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут  освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной 


[A4] ответственности и ограничиться устным замечанием, если признают указанное  правонарушение малозначительным. 

Критерии малозначительности правонарушения действующим  законодательством не определены, поэтому возможность применения статьи 2.9  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует  рассматривать в каждом конкретном случае исходя из материалов дела об  административном правонарушении, собранных по делу доказательств, характера  совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его  совершения, а также отсутствия существенной угрозы или существенного  нарушения охраняемых правоотношений. 

Согласно разъяснениям изложенным в пункте 18 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О  некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях" указано, что при квалификации  правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из  оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность  правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым  общественным отношениям. 

Малозначительным административным правонарушением является действие  или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава  административного правонарушения, но с учетом характера совершенного  правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших  последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых  общественных правоотношений. 

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и  степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения  вреда личности, обществу или государству. 

Применяя положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, суд первой инстанции, оценив характер и  степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения,  пришел к выводу, что при формальном наличии всех признаков состава  правонарушения оно не создало каких-либо опасных угроз охраняемым  общественным отношениям, что свидетельствует о малозначительности  административного правонарушения. 

Судом принято во внимание соглашение от 19.05.2021 к договору № 42031639  от 27.10.2020, которым срок выполнения мероприятий по технологическому  присоединению продлен до 19.11.2021. Работы выполнены 14.10.2021, о чем  составлен акт, который подписан ФИО3 без замечаний и возражений. 

При таких обстоятельствах, несоблюдение ПАО "Россети Центр"  первоначально установленного срока подключения энергопринимающих устройств  ФИО3 к электрическим сетям общества не причинило существенного  вреда публичным интересам и не создало значительной угрозы охраняемым  общественным отношениям. 

Учитывая изложенное, суд области счел возможным признать  правонарушение малозначительным по характеру и освободить общество от  административной ответственности. 

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции  необоснованно не принял во внимание указанные обстоятельства. Формальное 


[A5] наличие всех признаков состава правонарушения само по себе несоблюдение  обществом первоначально установленного срока подключения  энергопринимающих устройств Никитина М.А. к электрическим сетям не  причинило существенного вреда публичным интересам и не создало значительной  угрозы охраняемым общественным отношениям. 

В связи с вышеизложенным, руководствуясь частью 2 статьи 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд  первой инстанции обоснованно пришел к выводу о малозначительности  совершенного правонарушения, в связи с чем, признал незаконным постановление  от 28.02.2022 № 067/04/9.21-547/2021 и отменил его. 

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 288, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от  29.06.2022 по делу № А62-1751/2022 отменить, оставить в силе решение  Арбитражного суда Смоленской области от 19.04.2022. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий: Л.В. Леонова

Судьи: Е.В. Бессонова

 С.И. Смолко