ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А62-3047/19 от 23.09.2021 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

28 сентября 2021

Дело №А62-3047/2019

г. Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2021.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Чаусовой Е.Н.

Судей

Копырюлина А.Н.

ФИО1

При участии в заседании:

от ООО "Эйвон Бьюти Продактс Компани" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

ФИО2 - представителя (доверен. от 23.03.2021)

ФИО3 - представителя (доверен. от 21.04.2021)

от Смоленской таможни (<...>)

ФИО4 - представителя (доверен. от 01.06.2021 №06-46/76)

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.01.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021 по делу №А62-3047/2019,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Эйвон Бьюти Продактс Компани" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решения Смоленской таможни об отказе в возврате сумм излишне уплаченных таможенных платежей, формализованного в письме от 09.01.2019 №12-25/176, решения Смоленской таможни в части отказа во внесении изменений в декларации на товары №№ 10113110/100616/0010119, 10113110/100616/0010130, 10113110/130616/0010608, 10113110/150616/0011620, 10113110/150616/0011673, 10113110/190616/0013332, 10113110/200616/0013450, 10113110/200616/0013452, 10113110/230616/0015278, 10113110/260616/0016383, 10113110/270616/0016534, 10113110/270616/0016591, 10113110/300616/0018236, 10113110/010716/0018649, 10113110/010716/0018650, 10113110/030716/0019253, 10113110/030716/0019257, 10113110/040716/0019410, 10113110/070716/0021171, 10113110/070716/0021172, 10113110/110716/0022350, 10113110/110716/0022353, 10113110/130716/0023566, 10113110/140716/0024019, 10113110/140716/0024261, 10113110/170716/0025085, 10113110/170716/0025091, 10113110/210716/0026956, 10113110/220716/0027499, 10113100/220716/0024536, 10113110/270716/0029474, 10113110/270716/0029513, 10113100/270716/0024700, 10113110/010816/0031281, 10113110/030816/0032532, 10113100/030816/0024976, 10113110/050816/0033505, 10113100/050816/0025041, 10113110/100816/0035487, 10113110/100816/0035542, 10113110/120816/0036458, 10113110/080816/0034159, 10113110/180816/0038767, 10113110/190816/0039168, 10113110/210816/0039670, 10113110/210816/0039671, 10113100/210816/0025584, 10113110/230816/0040914, 10113110/240816/0041033, 10113110/260816/0041913, 10113110/280816/0042333, 10113110/310816/0043730, 10113110/020916/0044591, 10113110/040916/0045088, 10113110/040916/0045105, 10113110/070916/0046502, 10113110/090916/0047350, 10113110/090916/0047390, 10113110/110916/0047959, 10113110/120916/0048247, 10113110/150916/0050227, 10113110/160916/0050469, 10113110/180916/0050852, 10113110/180916/0050913, 10113110/190916/0051003, 10113110/210916/0052313, 10113110/210916/0052456, 10113110/210916/0052476, 10113110/220916/0053253, 10113110/250916/0053888, 10113110/250916/0053889, 10113110/250916/0053892, 10113110/280916/0055360, 10113110/290916/0055848, 10113110/290916/0055857, 10113110/290916/0055862, 10113110/300916/0056435, 10113110/300916/0056452, оформленного письмом от 03.06.2019 №19-08/19174, об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 22580701руб.10коп. (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.01.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Смоленская таможня просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в период с 10.06.2016 по 30.09.2016 ООО "Эйвон Бьюти Продактс Компани" был задекларирован товар - готовая косметическая и некосметическая продукция.

Таможенная стоимость товаров была определена обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). В структуру таможенной стоимости включены лицензионные платежи (роялти), составляющие 6% от Чистых продаж лицензиата, которые лицензиат обязан производить в качестве вознаграждения за предоставленные ему права в соответствии с пунктом А статьи III Лицензионного соглашения от 09.07.2012, заключенного между "Эйвон Продактс Инк." (Avon Products INC.) и ООО "Эйвон Бьюти Продактс Компани" (лицензиат).

Между обществом и правообладателем Avon Products INC. заключено дополнительное соглашение от 08.06.2016 №2 к Лицензионному соглашению от 09.07.2012, в соответствии с которым в качестве вознаграждения за предоставленные ему права лицензиат обязан производить лицензионные платежи (роялти), составляющие 2% от Чистых продаж лицензиата. В дополнительном соглашении от 08.06.2016 №2 указано, что настоящее дополнительное соглашение распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2016, является неотъемлемой частью Лицензионного соглашения и действует в течение всего срока действия Соглашения.

Роспатент 22.03.2017 зарегистрировал изменения в Лицензионное соглашение от 09.07.2012, согласованные сторонами в дополнительном соглашении от 08.06.2016 №2.

Поскольку до момента государственной регистрации указанных изменений общество продолжало включать лицензионные платежи в таможенную стоимость ввозимых товаров исходя из ставки лицензионных платежей в размере 6%, но фактически уплачивало их правообладателю исходя из ставки 2%, ООО "Эйвон Бьюти Продактс Компани" обратилось в Смоленскую таможню с заявлениями от 20.12.2018 о внесении изменений в декларации на товары в части корректировки таможенной стоимости и о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с письмом Смоленской таможни от 09.01.2019 №12-25/176 заявление общества в части возврата излишне уплаченных таможенных платежей оставлено без рассмотрения с указанием на то, что обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей.

Письмом от 23.01.2019 №13-08/2153 таможенный орган проинформировал общество о том, что им инициирована проверка документов и сведений в отношении товаров, ввезенных обществом по спорным таможенным декларациям, в связи с чем вопрос о внесении изменений в декларации на товары будет рассмотрен таможенным органом только после завершения данной проверки.

По результатам проверки таможенным органом составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров, на основании которого в адрес общества направлено письмо таможни от 03.06.2019 №19-08/19174 об отказе во внесении изменений в ДТ, в котором указано, что представленные обществом документы не могут быть рассмотрены в качестве достаточного подтверждения фактически уплаченных лицензионных платежей, которые относятся к задекларированным в ДТ товарам.

Полагая, что имеются основания для внесения изменений в декларации на товары и для возврата излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с п.3 ст.112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

В силу статьи 108 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения, указанные в декларации на товары, подлежат изменению после выпуска товаров в случаях и в порядке, которые установлены Комиссией. Внесение изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании поданного в таможенный орган обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, или документов, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, если обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, не предоставляется.

Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 №49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" после выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 Таможенного кодекса и подпункт "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года №289.

Согласно подпункту "б" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289, после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов: недостоверных сведений, заявленных в ДТ; несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.

Согласно пункта 11.1 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289, изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящего Порядка, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.

В пункте 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, указано, что для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.

Пунктом 13 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, предусмотрено, что в случае если обращение содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства-члена для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей, оно рассматривается в качестве заявления на возврат (зачет), если в соответствии с законодательством государства-члена возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика.

В соответствии с пунктом 18 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в следующих случаях:

а) обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Кодекса;

б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка;

в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка.

В силу статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующей в спорный период) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Частью 2 статьи 147 Закона определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.

Согласно ч.4 ст.147 Закона при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.

Как установлено судами, обществом в соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (действовавшего в период декларирования товаров) при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене были добавлены лицензионные платежи (роялти), составляющие 6% от Чистых продаж лицензиата в соответствии с условиями Лицензионного соглашения от 09.07.2012.

Между тем, согласно представленных в материалы дела документов, фактически общество уплачивало лицензионные платежи исходя из ставки 2%, что повлекло несоответствие сведений о таможенной стоимости, заявленных в указанных декларациях на товары, в связи с чем суды сделали правомерный вывод о наличии оснований для внесения изменений в ДТ и о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

При этом суды правильно отклонили доводы таможни о том, что общество не представило документов, подтверждающих вносимые изменения, поскольку к заявлениям от 20.12.2018 обществом были представлены все документы, предусмотренные статьями 122, 147 Федерального закона №311-ФЗ и Порядком внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

Проанализировав представленные заявителем документы, достоверность которых таможенным органом не опровергнута, суды правильно отклонили доводы таможенного органа о том, что представленные обществом документы с заявлениями о внесении изменений в декларации на товары о корректировке таможенной стоимости и о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не позволяют однозначно идентифицировать суммы уплаченных лицензионных платежей и отнести их к задекларированным по вышеуказанным ДТ товарам.

Судами также обоснованно учтено, что заявителем при декларировании товаров по спорным ДТ к каждой декларации представлялся расчет цены реализации товаров и лицензионных платежей, относящихся к ввозимым товарам в разрезе каждого из артикулов, рассчитанных из ставки лицензионных платежей 6% по методике, доведенной до таможенного органа.

Доказательств наличия в 2016 году у таможенного органа замечаний к задекларированным в спорных декларациях товарам и комплекту документов, представленных обществом, не представлено, и аргументированных доводов о невозможности соотнести задекларированные товары и лицензионные платежи при таком же пакете документов, представленном заявителем при обращении в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларации на товары, в связи с изменением ставки лицензионных платежей с 6% на 2%, таможней не приведено.

Более того, как установили суды, таможенным органом проведены дополнительные проверки таможенной стоимости по более, чем 20-ти разным декларациям на товары, оформленным после государственной регистрации дополнительного соглашения Роспатентом, и все проверки завершены принятием таможней таможенной стоимости, определенной обществом на этапе таможенного декларирования, а также решениями о выпуске товаров.

Все доводы таможни, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку повторяют доводы, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку доказательств, установленных судами фактических обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что в силу ст. 286, ч.2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.01.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021 по делу №А62-3047/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.

Председательствующий Е.Н. Чаусова

Судьи А.Н. Копырюлин

ФИО1