ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А62-4099/17 от 24.07.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А62-4099/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В., и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Староверовой Е.А., при участии от заявителя –акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» (г. Смоленск, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075) –Мазур Т.Ю. (доверенность от 07.06.2018), от заинтересованного лица – Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200) – Ковальчук О.Г. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала Публичного акционерного общества «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» (г, Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107), администрации Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области (Смоленская область, д. Беленино, ОГРН 1056721974561, ИНН 6726010680), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Смоленской области, апелляционную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.05.2018 по делу № А62-4099/2017 (судья Ерохин А.М.),

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» (далее – заявитель, АО «АтомЭнергоСбыт», филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (далее – заинтересованное лицо, инспекция, управление) о признании недействительным и отмене предписания об устранении нарушений требований законодательства при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги от 11.05.2017 № 0542/52/2017 в части применения положения пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» (далее – ПАО «МРСК-Центра») и администрации Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.05.2018 по делу № А62-4099/2017 заявленные требования общества удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и основанное на неправильном применении норма материального права, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы инспекция указывает, что установленный на опоре прибор учета электроэнергии не может являться расчетным коллективным общедомовым прибором учета поступающей электроэнергии в многоквартирный жилой дом на общедомовые нужды, поскольку установлен в ненадлежащем месте без соответствующего соглашения с собственниками данного жилого дома, в отсутствие доказательств технической невозможности. Считает, что прибор учета, по показаниям которого начисляется размер платы за электроэнергию, использующуюся на ОДН, собственникам многоквартирного дома № 6 по ул. ГРП-9, д. Мишенино, Сафоновского района, Смоленской области, установлен на опоре, то есть не на границе балансовой принадлежности многоквартирных жилых домов.

Отмечает, что общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения (внешняя граница стены многоквартирного дома).

Обращает внимание, что установка общедомового прибора учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирного дома, в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности возможно только, либо в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо по соглашению между смежными субъектами розничного рынка.

При этом никаких соглашений, актов согласования места установки общедомового прибора учета в границах объектов электросетевого хозяйства между сетевой организацией и собственниками многоквартирного дома № 6 по ул. ГРП-9 д. Мишенино, Сафоновского района, Смоленской области в материалы дела не представлено.

Отмечает, что установленный на опоре прибор учета электроэнергии не может являться расчетным коллективным общедомовым прибором учета поступающей электроэнергии в многоквартирный жилой дом на общедомовые нужды, поскольку установлен в ненадлежащем месте без соответствующего соглашения с собственниками данного жилого дома, в отсутствие доказательств отсутствия технической возможности.

Указывает на ошибочность ссылки суда первой инстанции на акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета от 06.03.23017, согласно которому отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета электроэнергии, поскольку установлен в ненадлежащем месте без соответствующего соглашения с собственниками данного дома жилого дома, в отсутствие доказательств отсутствия технической возможности. Вместе с тем общество необоснованно начисляет собственникам жилых помещений указанного дома плату за электроснабжение на общедомовые нужды, исходя из объема (количества) коммунального ресурса, потребленного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.

Заявитель жалобы считает, что в случае отсутствия надлежащим образом установленного прибора учета размер платы за потребленные коммунальные услуги надлежит рассчитывать, исходя из норматива потребления, утвержденного для соответствующей коммунальной услуги.

АО «АтомЭнергоСбыт» в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее доводов, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Ссылается на то, что выводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

ПАО «МРСК-Центра» и администрация отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.

Представители ПАО «МРСК-Центра» и администрации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, по коллективному обращению собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Смоленская область, Сафоновский район, ул. ГПР – 9, д. 6, в соответствии с приказом от 07.04.2017 № 0862/ИП в период с 11.04.2017 по 11.05.2017, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдением филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), в частности, порядка расчета размера платы за коммунальную услугу «электроснабжение», в том числе предоставленную на общедомовые нужды.

В ходе проверки проведен анализ следующих документов, представленных по запросу филиалом «СмоленскАтомЭнергоСбыт» и ПАО «МРСК-Центра»:

1. филиал «СмоленскАтомЭнергоСбыт» исх. от 16.03.2017 № 67-2/431, исх. 26.04.2017 № 67-2/761:

- копии ведомостей контрольных показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии в марте, ноябре 2016 года;

- справки – расчеты по лицевым счетам заявителей.

2. ПАО «МРСК-Центра» исх. от 10.03.2017 № МР1 – СМ/Р3-06/152:

- копии акта проверки работы приборов учета и составления схемы измерений электрической энергии у потребителей юридических и приравненных к ним лиц от 14.05.2015 № 6700СМ-008987;

- копии акта разграничения балансовой принадлежности сторон от 07.04.2015 № 5;

- копии акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 07.04.2015 № 5;

- копии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета от 06.03.2017.

3. Администрация: исх. от 07.04.2017 № 105;

4. Сафоновское отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: исх. от 11.05.2016 № Ф-67-2-1/16/311.

По результатам анализа представленной информации установлено следующее.

По информации, представленной администрацией, способ управления многоквартирным домом № 6 по ул. ГРП-9 д. Мишенино, Сафоновского района, Смоленской области не избран. Техническая документация на указанный дом в администрации отсутствует.

По информации, представленной ПАО «МРСК-Центра», прибор учета электрической энергии типа ЦЭ6803В, учитывающий потребление электрической энергии многоквартирного дома, установлен на опоре № 6-1. Срок государственной проверки общедомового прибора учета III квартала 2018 года.

В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе, из общедомовых приборов учета.

Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме внешней границей электросетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета коммунаотного ресурса, если иное не кстановлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Инспекцией в акте сделаны выводы, что данный прибор учета электроэнергии, в нарушение требований законодательства Российской Федерации, установлен на опоре без составления акта обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности данного многоквартирного дома, а так же без соглашения между собственниками помещений данного многоквартирного дома ПАО «МРСК-Центра» об установке общедомого прибора учета электроэнергии в границах объемов электроэнергетики указанной организации.

Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета составлен 06.03.2017. Кроме того, указанный акт и акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон подписаны исполняющей полномочия главы администрации Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области. В то время как, в соответствии с письмом от 07.04.2017 № 105 вышеуказанный многоквартирный дом не состоит на балансе администрации Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области.

Следовательно, указанный прибор учета электрической энергии, установленный на опоре, не может являться общедомовым и предъявление к оплате электрической энергии, представленной на общедомовые нужды, в соответствии с его показаниями, жильцам указанного многоквартирного дома необоснованно.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии с 09.01.2012 установлен Правилами.

Таким образом, объем электрической энергии на общедомовые нужды, предъявляемый к оплате собственниками помещений рассматриваемого многоквартирного дома, не должен превышать такой объем, рассчитанный по нормативу потребителя указанной коммунальной услуги. Для определения нормативного потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, в том числе по электроснабжению применяется формула 15 Приложения № 2 к Правилам.

В период с 01.06.2014 по 30.06.2016 расчет размера платы за «электроснабжение» собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома произведен акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт», осуществлен сбор денежных средств. В связи с тем, что указанный дом оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, объем электрической энергии, представленный за расчетный период на общедомовые нужды для многоквартирного дома, определен по формуле 12 Приложения № 2 к Правилам. Плата за энергетическую энергию предоставленную на общедомовые нужды, рассчитана исходя из показаний общедомового прибора учета с распределением пропорционально площади помещений собственников. Кроме того, для определения с 01.07.2016 филиалом «СмоленскАтомЭнергоСбыт» применена площадь мест общего пользования, равная 446, 23 м.кв. Указанная площадь не подтверждена технической документацией.

Таким образом, инспекция пришла к выводу о том, что обществом нарушены требования пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Инспекцией в адрес АО «АтомЭнергоСбыт» вынесено предписание от 11.05.2017 № 0542/52/2017 со сроком исполнения 13.06.2017: в соответствии с пунктом 48, формулами 10, 15 Приложения №2 к Правилам № 354 произвести корректировку (перерасчет) ранее начисленной платы жильцам многоквартирного дома № 6 по ул. ГРП-9 в д. Мишенино Сафоновского района Смоленской области за объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, за период с 01.06.2014 по 30.06.2016; размер корректировки отразить в платежных документах за расчетный период, в котором будет исполнено предписание (т. 1 л.д. 100-102).

Считая, что указанное предписание не соответствует положениям законодательства и нарушает его законные права и интересы, АО «АтомЭнергоСбыт» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный прибор учета, установленный с соблюдением действующего в тот период законодательства, является легитимным, поскольку установка указанного прибора учета произведена до вступления в действие «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), а также до вступления в действие приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».

С учетом показаний свидетелей, фотоматериалов, представленных в материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам спорного дома невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем и или без создания новых внутридомовых инженерных систем, что, по мнению суда, является достаточным основанием для признания правомерным в соответствии с пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии № 442 осуществления расчетов потребленной электроэнергии на ОДН на основании показаний прибора учета, установленного на опоре № 6-1. Кроме того, спорный прибор учета электроэнергии является надлежащим (годным к расчетам) общедомовым прибором учета потребления электрической энергии дома № 6 по ул. ГРП-9 в д. Мишенино Сафоновского района Смоленской области, в связи с чем посчитал, что в спорный период общество правомерно осуществляло расчеты с учетом показаний данного прибора учета, соответственно оспариваемое предписание инспекции не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; обязанность доказывания соответствия оспариваемых акта, решения, действия закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия или совершения, возлагается на орган, который принял акт, решение или совершил действия.

По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктов 1, 2, 5, 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включается система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, регулируются Основными положениями,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

В соответствии с пунктами 136, 137 Основных положений № 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением № 3.

Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

В соответствии с пунктом 184 Основных положений № 442 определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальных услуг по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Таким образом, особенности определения величины полезного отпуска в отношении многоквартирных домов установлены законодательством об электроэнергетике и жилищным законодательством, имеющим приоритетное значение.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 17.04.2015 № 301-ЭС15-1669 по делу № А31-12669/2012, местом исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемым для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, является точка поставки, которая по общему правилу располагается в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (пункт 2 Основных положений № 442, пункт 2 Правил № 861).

Таким образом, в отношении многоквартирных домов законодательство императивно определило точку поставки электроэнергии, которой выступает внешняя стена многоквартирного дома.

По смыслу приведенных правовых норм правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении электрических сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору). Ни управляющая компания, ни ресурсоснабжающая организация не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.

Согласно абзацу 1 пункта 144 Основных положений № 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Таким образом, из положений указанного пункта Основных положений № 442 следует, что прибор учета при наличии технической возможности должен быть установлен на границе балансовой принадлежности сетей.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил № 354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии).

Пунктом 2 названного Приказа определено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Результаты обследования указываются в акте, форма и порядок заполнения которого также регламентированы упомянутым Приказом.

Как установлено судом, согласно письму администрации Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 07.04.2017 № 105 способ управления многоквартирным домом № 6 по ул. ул. ГРП-9 в д. Мишенино Сафоновского района Смоленской области не избран. Техническая документация на указанный дом в администрации отсутствует.

Исполнителем коммунальной услуги «электроснабжение» для собственников (нанимателей) данного дома является ресурсоснабжающая организация АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт».

Для учета потребления электрической энергии № 6 по ул. ГРП-9 в д. Мишенино Сафоновского района Смоленской области установлен коллективный (общедомовой) прибор учета (далее - ОПУ) типа: «ЦЭ6803В», заводской номер 0865580808642224, дата государственной поверки - 2008 год, расчетный коэффициент Кр=1, место установки - Л-0,4 кВ № 1 на опоре № 6-1. Спорный прибор учета установлен в 2008 году.

Акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 07.04.2015 № 5 и акт об осуществлении технологического присоединения от 07.07.2015 № 5, подписаны и.о. главы администрации Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области.

В ноябре 2016 года специалистами филиала ПАО «МРСК Центра» в присутствии представителя филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» проведена проверка спорного прибора учета электрической энергии. Согласно акту проверки состояния схемы измерения электроэнергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета от 02.11.2016 № 6700СМ-026912 прибор учета электрической энергии признан пригодным к коммерческим расчетам; на данный момент для учета потребления электрической энергии дома № 6 по ул. ГРП-9 в д. Мишенино Сафоновского района Смоленской области используется прибор учета типа «ЦЭ6803В», заводской номер 0865580808642224, дата государственной поверки - 2008г., расчетный коэффициент Кр=1, место установки - Л-0,4 кВ № 1 на опоре №6-1, срок государственной поверки указанного прибора - 3 квартал 2018 года.

Однако данный прибор учета электроэнергии, в нарушение требований законодательства Российской Федерации, установлен на опоре без составления акта обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности данного многоквартирного дома, а также без соглашения между собственниками помещений данного многоквартирного дома и ПАО «МРСК-Центра» об установке общедомового прибора учета электроэнергии в границах объемов электроэнергетики указанной организации.

Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета составлен лишь 06.03.2017.

Кроме того, указанный акт и акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, подписаны исполняющей полномочия главы администрации Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области. В то время как в соответствии с письмом администрации от 07.04.2017 № 105 вышеуказанный многоквартирный дом не состоит на балансе администрации Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области.

Доказательств того, что собственники помещений в многоквартирном доме принимали какие-либо решения о согласовании места установки общедомового учета, в материалы дела не представлено.

Соглашений, актов согласования места установки общедомового прибора учета за границами МКД между сетевой организацией и собственниками МКД по адресу дом № 6 по ул. ГРП-9 д. Мишенино, Сафоновского района, Смоленской области также не представлено.

В обжалуемом решении суда первой инстанции суд ссылается на акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от 06.03.2017, согласно которому отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета электроэнергии. Однако данный акт не подписан со стороны собственников многоквартирного дома.

При этом сведений о том, что жильцы дома уведомлялись о проведении обследования МКД на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета на границе балансовой принадлежности не имеется.

Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой электросети с внешними электрическими сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на электрические сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери электрической энергии в этих сетях.

Как следует из вышеприведённых норм, в случае непредставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета на границах балансовой принадлежности в многоквартирных домах, и отсутствия решения собрания собственников, принятого в порядке пункта 8 Правил № 491, определение объема потребленной многоквартирными домами электрической энергии, осуществляется по нормативу потребления. При этом показания приборов учета, установленных не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, для определения объема потребленного многоквартирными домами энергоресурса, применению не подлежат.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении ВС РФ от 17.04.2015 № 301-ЭС15-1669; постановлениях Арбитражного суда Центрального округа по делу № А62-9209/2015, от 24.08.2017 года по делу № А62-1466/2016; постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.07.2016 по делу № А33-15586/2015.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт невозможности установки прибора учета на границе общедомового имущества материалами дела не доказан, поэтому считать его легитимным не имеется правовых оснований. Использование показаний данного прибора учета при проведении расчетов за полученную электроэнергию собственниками имущества в многоквартирном доме является недопустимым.

Пунктом 48 Правил № 354 предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что в предписании инспекция правомерно обязала обществоопределить объем электроэнергии, предоставленной на ОДН по правилам пункта 48 Правил № 354.

Данный правовой подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях № 308-ЭС16-7314 от 26.12.2016, № 305-ЭС15-11564 от 21.12.2015.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что общедомовой прибор учета электроэнергии, установленный на опоре № 6-1, не может являться расчетным коллективным общедомовым прибором учета поступающей электроэнергии в многоквартирный жилой дом № 6 по ул. ГРП-9 д. Мишенино, Сафоновского района, Смоленской области, поскольку установлен в ненадлежащем месте, без соответствующего соглашения с собственниками данного жилого дома, при недоказанности отсутствия технической возможности установления его в границах МКД.

Применение приборов учета, установленных в ненадлежащем месте, для расчетов не отвечает правовым основам функционирования розничных рынков электрической энергии и не обеспечивает соблюдение общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, в частности, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Ссылка суда первой инстанции на показания свидетелей старшего мастера отдела учета Сафоновского РЭС Морозова А.М. и руководителя Сафоновского участка филиала «СмоленскАтомЭнергосбыт» Алексеенкова С.В., из которых следует, что с учетом технической характеристик спорного домостроения (в центре кровли – трубостойка, ВРУ отсутствует и другое) прибор учета не мог быть установлен на внешней стене с момента постройки дома, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции в силу следующего.

Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Так, в деле имеется достаточная совокупность доказательств, позволяющих разрешить спор.

Свидетельские показания Морозова А.М. и Алексеенкова С.В., в силу статьи 68 АПК РФ, не могут быть признаны допустимыми доказательствами для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему спору.

С учетом изложенного оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя, является законным и обоснованным, обладает признаками исполнимости, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным предписания инспекции и удовлетворения заявленных требований общества.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене, а в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.05.2018 по делу № А62-4099/2017 отменить.

В удовлетворении требования акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» о признании недействительным предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» от 11.05.2017 № 0542/52/2017 в части применения положения пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

В.Н. Стаханова

Н.В. Еремичева

Е.В. Мордасов