ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А62-838/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2018
Постановление изготовлено в полном объеме 19.12.2018
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: истца – Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (г. Смоленск, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 18.10.2018 № 3733-02), ФИО2 (доверенность от 20.02.2018 № 0644-05) (после перерыва не явились) и ответчика – акционерного общества «Управление отходами» (г. Москва, ИНН <***>, ОГРН <***>) –ФИО3 (доверенность от 03.12.2018 № 105), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Управление отходами» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2018 по делу № А62-838/2018 (судья Титов А.П.),
УСТАНОВИЛ:
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее – истец, департамент, концедент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Управление отходами» (далее – ответчик, общество, концессионер) о расторжении концессионного соглашения от 01.06.2017 по созданию объекта коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2018 требования истца удовлетворены.
Судебный акт мотивирован наличием оснований для расторжения заключенного между сторонамиконцессионного соглашения, ввиду возникновения обстоятельств, которые нельзя было предвидеть при заключении спорного соглашения, выразившихся в отсутствии предусмотренного финансирования в размере 300 000 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению концессионера, непредставление концедентом экспертизы проектной документации при подаче заявки в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которое повлекло отказ в предоставлении финансирования, не является основанием для расторжения концессионного соглашения, поскольку зависело от воли и действий истца. Податель апелляционной жалобы полагает, что Смоленская область в лице Администрации Смоленской области и Губернатор Смоленской области не наделили департамент полномочиями по расторжению спорного соглашения, в связи с чем он является ненадлежащим истцом, а указанные лица неправомерно не привлечены судом первой инстанции к участию в деле. Ответчик считает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в отложении судебного заседания с целью предоставления встречного искового заявления, чем нарушено право на судебную защиту.
Департамент в отзыве просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание после объявленного перерыва истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения, не явился, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Администрации Смоленской области от 17.11.2016 № 675 признано целесообразным проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения по созданию объекта коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области. Указанным постановлением Администрации Смоленской области определено, что от имени концедента – Смоленской области, по концессионному соглашению действует Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, которому предоставлено право на утверждение и изменение конкурсной документации, по разработке, изменению и подписанию концессионного соглашения, по созданию конкурсной комиссии, по утверждению персонального состава конкурсной комиссии.
Пунктом 4 постановления Администрации Смоленской области от 17.11.2016 № 675 утверждены условия концессионного соглашения, а также критерии и параметры критериев открытого конкурса.
В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 17.11.2016 № 675 между Смоленской областью, от имени которой действует Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, и акционерным обществом «Управление отходами» заключено концессионное соглашение от 01.06.2017 по созданию объекта коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области (далее – концессионное соглашение, спорное соглашение), по условиям которого предполагается создание объекта концессионного соглашения, которым является объект коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области, состоящий из технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, единиц недвижимого имущества (полигона твердых коммунальных отходов, расположенного на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, мусороперегрузочной станции, расположенной на территории Демидовского городского поселения Демидовского района Смоленской области, мусороперегрузочной станции, расположенной на территории Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области), описание и технико-экономические показатели приведены в приложении № 1 к концессионному соглашению.
Срок действия концессионного соглашения установлен в пункте 10.2 концессионного соглашения и составляет 25 лет с момента заключения такого концессионного соглашения.
Пунктами 3.3. – 3.3.7 концессионного соглашения предусмотрены обязательства концедента, в том числе передать проектную документацию на объект концессионного соглашения, предоставить на срок, предусмотренный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления соответствующей деятельности, предоставить на соответствующем праве земельные участки, выплачивать концессионеру плату концедента в порядке и сроки, указанные в концессионном соглашении.
Как предусмотрено пунктом 5.2 концессионного соглашения общий объем инвестиций объекта концессионного соглашения составляет 650 000 000 руб. При этом объем инвестиций концессионера составляет 350 000 000 руб. Инвестиции концедента осуществляются в форме платы концедента, составляют 300 000 000 руб. и в соответствии с пунктами 11.3.1 – 11.3.3 концессионного соглашения выплачиваются после получения субсидии из государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – фонд).
Согласно пункту 1.7 приложения № 5 к концессионному соглашению к долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера, которые учитываются уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) при утверждении тарифов концессионеру, относится размер инвестированного капитала в сумме 350 000 000 руб. При этом тариф концессионера рассчитывается методом экономически обоснованных расходов (пункт 1.8 Приложения № 8 к концессионному соглашению).
Решением государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 02.12.2016 (протокол № 716) одобрен объем финансирования за счет средств фонда проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района, Демидовского городского поселения Демидовского района Смоленской области, а также Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области на сумму 300 000 000 руб. При этом Смоленской области рекомендовано представить в фонд необходимые документы (с учетом решения фонда от 30.06.2017 (протокол № 767)) в срок не позднее 04.09.2017.
Впоследствии фондом принято решение от 28.12.2017 (протокол № 814) об отказе Смоленской области в предоставлении финансовой поддержки за счет средств фонда по заявке, одобренной правлением фонда 02.12.2016 (протокол № 716) и отмене резервирования суммы в размере 300 000 000 руб. для целей предоставления финансовой поддержки по заявке Смоленской области в связи с непредставлением Смоленской областью заключения экспертизы проектной документации.
В связи с отсутствием финансирования мероприятий по концессионному соглашению департамент направил в адрес концессионера соглашение о расторжении концессионного соглашения, которое получено последним 15.12.2017.
Поскольку ответа на предложение расторгнуть концессионное соглашение по обоюдному согласию сторон не получено, департамент обратился в арбитражный суд с требованием расторгнуть концессионное соглашение в судебном порядке.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона № 115-ФЗ или существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).
Согласно части 4.1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.
Как предусмотрено статьей 15 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.
При рассмотрении вопроса о возможности расторжения концессионного соглашения в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, следует руководствоваться статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В силу части 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Как предусмотрено частью 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Пунктом 18.2.1 концессионного соглашения предусмотрена возможность расторжения концессионного соглашения на основании решения Арбитражного суда Смоленской области по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении.
Как усматривается их материалов дела, положительные заключения на объекты капитального строительства получены департаментом после принятия решения фонда от 28.12.2017 (протокол № 814) об отказе Смоленской области в предоставлении финансовой поддержки и отмене резервирования суммы в размере 300 000 000 руб. для целей предоставления финансовой поддержки по заявке Смоленской области.
При этом в материалы дела не представлено доказательств передачи концессионеру проектной документации, а также предоставления объекта концессионного соглашения и земельных участков для осуществления соответствующей деятельности.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделал правильный вывод о наличии оснований для расторжения заключенного между сторонами концессионного соглашения, правомерно расценив отсутствие финансирования в размере 300 000 000 руб. как обстоятельство, возникновение которого нельзя было предвидеть при заключении соответствующего соглашения.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора отклонены, поскольку в дело представлена переписка сторон, из которой усматривается факт того, что департамент однозначно выразил свое намерение на досрочное расторжение договорных отношений в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (т. 1, л.д .57).
Доводы общества о том, что Администрация Смоленской области и Губернатор Смоленской области не наделили департамент полномочиями по расторжению спорного соглашения, в связи с чем он является ненадлежащим истцом, отклоняются судебной коллегией как противоречащие материалам дела и условиям заключенного между сторонами спорного соглашения, пункты 18.2, 18.2.1 которого предусматривают возможность досрочного расторжения соглашения по требованию одной и сторон.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на необоснованное непривлечение к участию в деле Администрации Смоленской области и Губернатора Смоленской области не принимаются апелляционным судом, так как судебный акт не содержит выводов о правах и обязанностях указанных лиц.
Указание заявителя жалобы на необоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью подачи встречного иска о внесении изменений в концессионное соглашение не принимается апелляционной коллегией, так как отложение разбирательства является правом, а не безусловной обязанностью суда.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2018 по делу № А62-838/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Н.В. Заикина Л.А. Капустина Е.В. Рыжова |