ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-10814/19 от 25.02.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-10814/2019

02.03.2020

Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2020.

Полный текст постановления изготовлен 02.03.2020.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью «Севкавстройбизнес» – ФИО1 (директор), ФИО2 (доверенность от 25.08.2019), от администрации города Лермонтова – ФИО3 (доверенность от 09.01.2020 № 05-01-41/1), в отсутствие третьих лиц - управление имущественных отношений администрации города Лермонтова, Ставропольский край, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности «Севкавстройбизнес» на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.12.2019 об отмене обеспечительных мер по делу № А63-10814/2019,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственности «Севкавстройбизнес» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Лермонтова (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконными действий администрации по отказу в утверждении схемы объединения земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:030404:47, 26:32:030404:46, 26:32:030404:45 в один земельный участок, выразившихся в письмах от 30.05.2019 № 03-03/891-юл и от 05.07.2019 № 03-03/1130-юл; об обязании администрации утвердить схему объединения земельного участка согласно схеме образования земельного участка, направленной в адрес администрации письмами от 07.09.2018 № 33, от 14.09.2018 № 34 и от 14.06.2019 № 31 (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление имущественных отношений администрации города Лермонтова (далее – управление имущественных отношений), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – управление Росреестра); федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.09.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019, в результате удовлетворения ходатайства общества судом приняты обеспечительные меры в виде запрета администрации проводить торги в форме аукциона и осуществлять действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером 26:32:030404:46 площадью 2 864 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, городской округ <...>.

11.092019 выдан исполнительный лист ФС № 014940803 на принудительное исполнение определения суда о принятии обеспечительных мер от 10.09.2019 по делу № А63-10814/2019. На основании указанного исполнительного листа 19.09.2019 возбуждено исполнительное производство № 12792/19/26022-ИП.

29.11.2019 в суд поступило ходатайство администрации об отмене обеспечительных мер, принятых определением суда от 10.09.2019. В обоснование заявления об отмене обеспечительных мер администрация указала, что управлением были проведены торги в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:32:030404:46, по результатам которых заключен договор аренды, зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости 20.11.2019 за номером 26:32:030404:46-26/018/2019-5, в связи с чем основания для сохранения обеспечительных мер отсутствуют.

Определением суда от 05.12.2019 удовлетворено ходатайство администрации, суд отменил обеспечительные меры, принятые определением суда от 10.09.2019, в виде запрета администрации города Лермонтова проводить торги в форме аукциона и осуществлять действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером 26:32:030404:46 площадью 2 864 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, городской округ <...>. Судебный акт мотивирован тем, что отпали основания, по которым были приняты обеспечительные меры, и при сложившихся обстоятельствах необходимость в сохранении обеспечения иска отсутствует.

В апелляционной жалобе общество просит отменить определение суда от 05.12.2019. По мнению подателя жалобы, обеспечительные меры принятые определением суда от 10.09.2019 актуальны и необходимы, в том числе и для обсечения безопасности жизни жителей города Лермонтова.

В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных процессуальным законом, и иного лица, может принять меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В пункте 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве обеспечительной меры может применяться запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.

При рассмотрении заявления об обеспечении иска арбитражному суду необходимо учитывать наличие данных, обосновывающих исковые требования, исходить из того, что меры по обеспечению иска принимаются с учетом конкретных обстоятельств дела и только тогда, когда в этом есть необходимость.

Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.

Указанная норма не предусматривает перечень случаев, при которых обеспечительные меры могут быть отменены.

Как видно из определения от 10.09.2019, принятие обеспечительных мер было обусловлено наличием у суда сведений о размещении извещения о проведении аукциона, предметом которого является продажа права аренды земельного участка с кадастровым номером 26:32:030404:46 сроком на 5 лет, инаправлено на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между лицами, участвующими в деле, а именно на ограничение возникновения прав иных лиц в отношении указанного земельного участка.

При этом, принимая обеспечительные меры, суд исходил из того, что в компетенцию администрации входит принятие решений о проведении аукционов в отношении земельных участков.

В пунктах 4.1, 4.3 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Лермонтова, утвержденного Решением совета города Лермонтова от 27.02.2008 № 20, указано, что управление и распоряжение муниципальной собственностью города Лермонтова осуществляет Совет города Лермонтова, администрация города Лермонтова и управление имущественных отношений администрация города Лермонтова в рамках их компетенции, установленной муниципальными правовыми актами, определяющими статус этих органов, в порядке, определенном Советом города Лермонтова. Компетенция администрации города Лермонтова в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом определяется Положением об администрации города Лермонтова, принимаемым Советом города Лермонтова, названным Положением, иными решениями Совета города Лермонтова.

Согласно сведениям с официального сайта https://www.torgi.gov.ru извещение о проведении аукциона в отношении спорного земельного участка было опубликовано на названном сайте 26.08.2019.

В подпункте «а» пункта 2.2.4 Положения об администрации города Лермонтова, утвержденного решением Совета города Лермонтова от 30.07.2014 № 51, действовавшего на дату размещения извещения о проведении торгов, было указано, что администрация выступает на торгах (конкурсах, аукционах) в качестве продавца отчуждаемого земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка (в случаях, установленных решением Совета города Лермонтова, - после соответствующего согласования Советом города Лермонтова предоставления в аренду или продажи земельных участков), определяет форму проведения торгов, начальную цену предмета торгов и сумму задатка.

Вместе с тем на дату проведения торгов названное решение Совета города Лермонтова от 30.07.2014 № 51 утратило силу.

Из извещения о проведении торгов судом было установлено, что организатором торгов в отношении спорного земельного участка выступало управление.

Данными полномочиями управление наделено согласно пункту 5.2 решения Совета города Лермонтова от 27.02.2008 № 20 «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Лермонтова», в соответствии с которым при заключении сделок управление является уполномоченной собственником стороной в договорах купли-продажи, аренды, лизинга, мены, хранения, дарения, доверительного управления и других договорах, заключаемых управлением от имени муниципального образования город Лермонтов в соответствии с его компетенцией, а также в отношениях, вытекающих из указанных договоров.

Обеспечительные меры были приняты судом в виде запрещения администрации проводить торги в форме аукциона и осуществлять действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером 26:32:030404:46.

При этом на момент принятия обеспечительных мер управление не являлось участником процесса, в связи с чем у суда отсутствовали основания для запрещения данному лицу совершать действия по проведению торгов.

На дату подачи заявления об отмене обеспечительных мер торги проведены не администрацией, а иным лицом (управлением), договор по результатам торгов также заключен с управлением и зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 20.11.2019 за номером 26:32:030404:46-26/018/2019-5.

С учетом изложенного суд пришел к верному выводу, что отпали основания, по которым были приняты обеспечительные меры, и при сложившихся обстоятельствах необходимость в сохранении обеспечения иска отсутствует, в связи, с чем суд правомерно удовлетворил заявление администрации об отмене обеспечительных мер.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения.

Безусловных оснований для отмены определения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При данных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.12.2019 об отмене обеспечительных мер по делу № А63-10814/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Судья М.У. Семенов