ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-1160/20 от 02.02.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-1160/2020

08.02.2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2021.

Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2021.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии представителя Управления Ставропольского края – государственная жилищная инспекция - ФИО1 (доверенность от 26.03.2020 №02-05/965), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Ставропольского края - государственная жилищная инспекция на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.11.2020 по делу №А63-1160/2020 (судья Быкодорова Л.В.),

УСТАНОВИЛ:

некоммерческая организация Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» (далее – Фонд капитального ремонта) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Ставропольского края – государственная жилищная инспекция (далее – Жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 11.12.2019 № 1784.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края; общество с ограниченной ответственностью «Фортис» (далее – ООО «Фортис»); общество с ограниченной ответственностью «Ника-С» (далее – ООО «Ника-С»).

Решением суда от 03.11.2021 требования Фонда капитального ремонта удовлетворены. Предписание Жилищной инспекции от 11.12.2019 № 1784 признано недействительным и отменено. С Жилищной инспекции в пользу Фонда капитального ремонта взысканы судебные расходы. Судебный акт мотивирован тем, что при реализации региональной программы Фондом капитального ремонта, капитальный ремонт проводится только в части внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирного дома. Проведение ремонта внешних (наружных) инженерных систем электроснабжения является нарушением жилищного законодательства.

В апелляционной жалобе Жилищная инспекция просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Фонда капитального ремонта.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

Удовлетворено ходатайство Жилищной инспекции о проведении судебного заседания в режиме вэб-конференции.

От Фонда капитального ремонта поступил отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Просит решение суда оставить без изменения.

От ООО «Ника-С» поступил отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве просит решение суда отменить, поддерживает доводы апелляционной жалобы Жилищной инспекции.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Фонда капитального ремонта, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, ООО «Фортис», ООО «Ника-С».

Из материалов дела следует, что на основании обращения директора ООО «Ника-С» (т.1, л.д. 57-58), Жилищной инспекцией издано распоряжение от 06.12.2019 №4629 (т.1, л.д. 55) о проведении внеплановой документарной проверки Фонда капитального ремонта.

По результатам проверки должностными лицами Жилищной инспекции составлен акт проверки от 11.12.2019 №4629-12/1 (т.1, л.д. 43-45), согласно которому, Фондом капитального ремонта нарушены требования ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса <...> Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2020 №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила №491), п. 5.7 «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания, зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утверждены Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312).

11.12.2019 Фонду капитального ремонта выдано предписание № 1784 (т.1, л.д. 42). Предписано в срок до 17.02.2020 обязать подрядную организацию устранить выявленные нарушения в разумный срок, за счет подрядной организации и силами подрядной организации.

Не согласившись с предписанием Жилищной инспекции от 11.12.2019 №1784, Фонд капитального ремонта обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным и отмене.

Суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования Фонда капитального ремонта, исходил из того, что в состав общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <...> (далее – МКД №470), входят внутридомовые инженерные системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, а внешней границей данных систем является внешняя стена многоквартирного дома. По мнению Фонда капитального ремонта региональный оператор проводит (оплачивает) капитальный ремонт только внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирного дома (внутри дома до его внешней границы). Проведение капитального ремонта внешних (наружных) инженерных систем электроснабжения (за пределами внешней стены многоквартирного дома) является нарушением ЖК РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба Жилищной инспекции подлежит удовлетворению.

По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 5, 6, 7 Правил №491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 7 Правил №491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил №491).

Как следует из содержания акта об осуществлении технологического присоединения от 06.03.2018 № 448/П (т.1, л.д. 46-49), сети электроснабжения, расположенные за внешней границей стены МКД №470 (включая участки сетей и оборудования, расположенного внутри трансформаторной подстанции - КЛ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ 300 р. 8, 10, 12 до вводно-распределительного устройства) включены в состав общего имущества собственников помещений дома.

Таким образом, участок сети электроснабжения, расположенный за внешней границей стены МКД №470, относится к общему имуществу данного многоквартирного дома. На основании указанного акта об осуществлении технологического присоединения, включая схему границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и границы эксплуатационной ответственности сторон (согласно требованиям п. 7 и п. 8 Правил № 491), участок сети должен был быть включен в договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключенный между Фондом капитального ремонта и подрядчиком ООО «Фортис».

Не проведение работ по капитальному ремонту указанного спорного участка сетей электроснабжения нарушает права и законные интересы собственников помещений МКД №470, так как согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 06.03.2018 № 448/П, данный спорный участок относится к общему имуществу указанного выше многоквартирного дома и ответственность за его надлежащее содержание возлагается как на управляющую компанию, так и на собственников помещений в многоквартирном доме, оплачивающих взносы на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Жилищной инспекцией доказана законность и обоснованность оспариваемого предписания.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы Жилищной инспекции являются обоснованными. Суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований Фонда капитального ремонта.

Ссылки Фонда капитального ремонта на сложившуюся судебную практику не принимаются апелляционным судом, поскольку в указанных заявителем судебных актах не дана оценка правомерности определения и установлению границ балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности в том или ином месте. В настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства, не указанные в судебных актах, на которые ссылается Фонд капитального ремонта..

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу – удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.11.2020 по делу №А63-1160/2020 отменить. Отказать в удовлетворении требований некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания Управления Ставропольского края – государственная жилищная инспекция от 11.12.2019 № 1784.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Цигельников И.А.

Судьи Белов Д.А.

Сомов Е.Г.