ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-12856/2020
05.04.2021
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии представителя Администрации Курского муниципального района Ставропольского края – ФИО1 (по доверенности от 12.01.2021 № 31), в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2020 по делу № А63-12856/2020 (в составе судьи Минеева А.С.),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Курского муниципального района Ставропольского края (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – Управление) о признании незаконным сообщения от 23.07.2020 № 26/999/001/2020-300242 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 25.09.2019 № 57-19; об обязании Управления осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 25.09.2019 № 57-19 (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Зайцевское хуторское казачье общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее – Общество).
Решением суда от 07.12.2020 заявленные требования Администрации удовлетворены. Признаны незаконными сообщения Управления об отказе в государственной регистрации права. Суд обязал Управление осуществить государственную регистрацию договора аренды. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для принятия Управлением оспариваемого отказа. Положениями статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность уполномоченного органа опубликовать извещение о предоставлении земельного участка.
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что Администрация не обеспечила публикацию извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, государственную регистрацию договора аренды земельного участка не представляется возможным осуществить.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
От Управления поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Администрации возразил по существу доводов Управления, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления и Общества.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Администрации, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 09.10.2018 Общество обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 26:36:02100 для сельскохозяйственного назначения (т.1, л.д. 57). К заявлению приложены: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Устав казачьего общества, свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации от 13.08.2014, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
12.12.2018 на основании представленных в уполномоченный орган документов, в том числе постановления Администрации от 09.11.2018 № 741 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (т.1, л.д. 94-95) на кадастровый учет под номером 26:36:000000:3620 поставлен земельный участок со следующими характеристиками: площадь 219449 +/- 4 099 кв. м, адрес: Ставропольский край, Курский район, муниципальное образование Кановского сельсовета, хутор Зайцев (далее – земельный участок КН3620), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04.09.2019 № КУВИ-107/2019- 1519 (т.1, л.д. 76-77).
28.08.2019 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка КН3620, для использования в целях выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, в аренду без проведения торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
25.09.2019 между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договоры аренды земельного участка № 57-19 в отношении земельного участка КН3620 (т.1, л.д.114-120).
Администрация обратилась в Управление с заявлением о регистрации договора аренды от 25.09.2019 № 57-19 (т.1, л.д. 123).
23.04.2020 уведомлением № 26/999/001/2020-300242 (т.1, л.д. 11-12) Администрации сообщено о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что на государственную регистрацию не было представлено извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельных участков. В целях устранения оснований приостановления государственной регистрации указано на необходимость представить извещение, опубликованное в средствах массовой информации, о предоставлении в аренду земельного участка.
23.07.2020, в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, Управление в сообщении
№ 26/999/001/2020-300242 отказало Администрации в государственной регистрации договора аренды права аренды (т.1, л.д. 10).
Считая, что отказ в государственной регистрации договора аренды не соответствует требованиям законодательства и нарушает принадлежащие Администрации права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Администрации, исходил из отсутствия у Управления правовых оснований для отказа в регистрации договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Частью 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Согласно пункту 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на торгах (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
Без проведения торгов договор аренды может быть заключен, в том числе с казачьим обществом, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Согласно части 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в границах муниципального района и (или) городского округа, на территории которых действуют соответствующие казачьи общества.
Общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации 13.08.2014 за реестровым номером 829140017 (т. 1, л. д.91).
Уставом Общества закреплено, что Общество осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования Кановского сельсовета Курского района Ставропольского края (т.1, л.д. 61).
Таким образом, Общество соответствует критерию специального субъекта, обладающего в силу закона правом на приобретение в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов, в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ.
В рассматриваемом деле договор аренды от 25.09.2020 правомерно заключен с Обществом без проведения торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Общество соответствует критериям, названным в подпункте 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Указанная в оспариваемом отказе Управления статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Данная норма не подлежит применению при предоставлении земельного участка Обществам без торгов.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о нарушении публичной процедуры при предоставлении Обществу в аренду спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения отклоняются апелляционным судом.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2020 по делу № А63-12856/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Цигельников И.А.
СудьиБелов Д.А.
Сомов Е.Г.