ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-13493/06 от 19.03.2007 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Постановление

Арбитражный суд апелляционной инстанции

21.03.07г.                                                                                     Дело №А63-13493/06-С7

(Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.07г.

Полностью постановление изготовлено 21.03.07г.)

Апелляционная инстанция  в составе:

Председательствующего, судьи       Антошук,

судей              Просоловой А.Т.,   Есауленко Л.М.,  

при ведении протокола судебного заседания судьей Просоловой А.Т.,                           

рассмотрев в судебном заседании  дело по апелляционной жалобе ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», г. Ставрополь  на решение  от 27.11.06 года по делу А63-13463/06-С7 арбитражного суда Ставропольского края, принятое судьей Быкодоровой Л.В.

В судебном заседании приняли участие представители:

от ответчика – ФИО1, ст. инспектор теротдела инспекции госнадзора по СК, пост. дов. №106 от 05.09.06г.; ФИО2, ст. госинспектор теротдела госнадзора по СК, пост. дов. №107 от 05.09.06г.; ФИО3, представитель, пост. дов. №152 от 01.03.07г. Южного межрегионального территориального управления.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует  почтовое уведомление №696694. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя апелляционной жалобы.

Установила: Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Югнефтепродукт», г. Ставрополь обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального Отдела Инспекции государственного надзора по Ставропольскому краю, гор. Ставрополь, о признании недействительным ненормативного правового акт - предписания Ставропольского отдела госнадзора ЮМТУ Ростехрегулирования от 25.07.2006г. №363.

          Решением от 27.11.06г. в иске ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» суд отказал, поскольку ответчиком представлены все доказательства, подтверждающие законность оспариваемого ненормативного акта.

         Истец с решением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, просит его отменить, считает, что топливные резервуары в государственный реестр средств измерений, подлежащих проверке не включены. Резервуары на АЗС предназначены только для хранения нефтепродуктов на АЗС.

         Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, считает решение обоснованным и не подлежащим отмене.

  Правильность вынесенного решения проверена апелляционной инстанцией в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.        

       Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной инстанции, апелляционная инстанция установила.

25 июля 2006г. государственным инспектором Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (Инспекции) государственного надзора по Ставропольскому краю при проверке выпуска, состояния и применения средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, эталонов и соблюдения метрологических правил и норм было обнаружено нарушение: применение неповеренного средства измерений - резервуара для нефтепродуктов №1 «ДТ» в количестве одной единицы, что подтверждается актом проверки №414 от 25.07.2006г. (т.1, л.д.17-20).

По результатам проверки ответчиком сделано предписание №414 от 25.07.2006г., согласно которому ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» предписано: изъять резервуар «ДТ» №1 из эксплуатации и провести его поверку в срок до 26.07.2006г. (т.1, л.д.24-25).

 Истец не согласился с указанным предписанием и обратился в арбитражный суд о признании его недействительным.

  Апелляционная инстанция считает, что решение суда необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.

  На основании ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в судебном порядке могут быть оспорены и признаны судом недействительными ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Ненормативный правовой акт - это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме, характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения.

Из содержания текста оспариваемого предписания усматривается, что в нем имеются властно-распорядительные распоряжения, обязательные для исполнения и, по мнению истца, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Таким образом, оспариваемое предписание является актом ненормативного характера, и подлежит обжалованию в судебном порядке.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений":

-   поверка   средства   измерений   -   совокупность   операций,   выполняемых
органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на
то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия
средства измерений установленным техническим требованиям;

-    калибровка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых с
целью определения и подтверждения действительных значений метрологических
характеристик   и   (или)   пригодности   к   применению   средства   измерений,   не
подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

Частью 2 статьи 23 названного Закона установлено, что на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.

В соответствии с Правилами по метрологии "Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.12.1995 N95, аккредитация метрологической службы на право проведения калибровочных работ - официальное признание уполномоченным на то государственным органом того, что метрологическая служба юридического лица правомочна проводить калибровочные работы.

Таким образом, нормами действующего законодательства установлено, что аттестат аккредитации на проведение калибровочных работ предоставляет организации право на проведение названных работ, а также подтверждает квалификацию этой организации в данной области.

Материалами дела подтверждается, что метрологическая служба ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» аттестатом №005015 от 09.06.2006г., выданным Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии», аккредитован на право проведения калибровочных работ (т.1, л.д.135)

Срок действия аттестата аккредитации до 09.06.2011  года, то есть на момент проверки документ был действительным и никем не отменен.

Область аккредитации (резервуары стальные цилиндрические горизонтальные с диапазоном измерений 3-200 куб. м., резервуары стальные цилиндрические вертикальные с диапазоном измерений 100 - 700 куб. м., автоцистерны для жидких нефтепродуктов до 30 куб. м., технологические нефтепродуктопроводы до 10 МПа) подтверждается приложением к аттестату аккредитации метрологической службы №005015 от 09.06.2006г. (т.1, л.д.136).

В примечании к Области аккредитации также указано, что резервуары и автоцистерны не предназначены для расчетных операций со сторонними организациями и не входят в сферу распространения пункта 13 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», которая предусматривает сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора.

  Согласно статье 15 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России.

  В соответствии со статьей 23 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации прокате и продаже.

  Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

  На основании вышеуказанных норм законодательства, суд первой инстанции правомерно указал на то, что обоснованным является факт нарушения заявителем пункта 20 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, о чем указано ответчиком в акте проверки от 25.07.2006г. №414.

   Пунктом 1.3. Правил (РД 153-39.2-080-01) установлено, что требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.

  Необходимость проведения государственной поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации АЗС предусмотрена пунктами 20.2 и 20.8 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01.(т. 1, л.д.57).

  Материалы дела свидетельствуют о том, что истцом допущено нарушение пункта 1 статьи 23 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», согласно которому результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

   В нарушение вышеуказанной нормы закона в подтверждение проведения калибровки средства измерения истцом представлены графики - договоры поверки средств измерений в 2006 году (т.1, л.д.26-30).

    Стальные горизонтальные цилиндрические резервуары номинальной вместимостью от 3 до 200 куб. м. в соответствии с п. 20.2. Правил внесены в государственный реестр под номером 26131 - 03 и предназначены для проведения государственных учетных и торговых операций с нефтью и нефтепродуктами и их хранения, а также взаимных расчетов между поставщиком и потребителем, то есть подпадают под действие пункта 13 Закона РФ  «Об обеспечении единства измерений», которая предусматривает сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора.

    Апелляционная инстанция считает, что оспариваемое истцом предписание Ставропольского отдела госнадзора ЮМТУ Ростехрегулирования от 25.07.2006г. №363 вынесено последним в пределах полномочий, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и статьей 7 Федерального закона от 03.04.1996г. №28-ФЗ «Об энергосбережении».

   Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат материалам дела, фактическим обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок осуществления метрологического контроля и надзора за средствами измерения, используемыми на автозаправочных станциях.

      В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом первой инстанции требования закона выполнены.

    Апелляционная инстанция считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 27.11.06г. не имеется.

           Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

                                                    П О С Т А Н О В И Л:

           Решение арбитражного суда от 27.11.06г. по делу № А63-13493/06-С7 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий                                      Л. В. Антошук

Судьи                                                                     А. Т. Просолова

                                                                               Л. М. Есауленко