ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-13727/2022 от 03.10.2023 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-13727/2022

10.10.2023

Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2023.

Постановление изготовлено в полном объеме 10.10.2023.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в режиме веб-конференции, при участии представителя Центральной акцизной таможни – Родионовой И.В. (доверенность от 24.07.2023 № 05-01-21/15832), представителя общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Альфа-С» - Владимирова П.С. (доверенность б/н от 09.12.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.12.2022 по делу № А63-13727/2022 (судья Ермилов Ю.В.) по заявлению Центральной акцизной таможни (г. Москва,ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563) к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Альфа-С»» (город Пятигорск, ОГРН 1022602423030,ИНН 2605012809) о взыскании утилизационного сбора и пени,

УСТАНОВИЛ:

Центральная акцизная таможня (далее - Таможня) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Альфа-С»» (далее – Общество) о взыскании утилизационного сбора в размере 285000р и пени в размере 11167,25р.

Решением суда от 20.12.2022 отказано в удовлетворении требования Таможни к Обществу о взыскании 285000р неуплаченного утилизационного сбора и пени.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.05.2023 принят отказ Таможни от требований в части взыскания с Общества утилизационного сбора в размере 285000р, в данной части решение суда первой инстанции от 20.12.2022 отменено, производство по делу в указанной части прекращено. Удовлетворены требования Таможни в части взыскания с Общества пени в размере 8407,50р и в этой части решение суда первой инстанции от 20.12.2022 отменено, в остальной части решение суда первой инстанции от 20.12.2022 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2023 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2023 по делу № А63-13727/2022 отменено в части взыскания пени, в данной части дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд. Суд кассационной инстанции указал следующее. Апелляционным судом не установлены все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного спора и не дана оценка подтверждающим их доказательствам. Так, в ходе рассмотрения данного дела Обществом заявлялись доводы о том, что спорный бетононасос ввозился в качестве образца для тестовых испытаний в целях дальнейшего получения одобрения типа транспортного средства. Также заявлен довод о временном ввозе указанного бетононасоса. Вместе с тем указанные доводы судом апелляционной инстанции не оценивались на их соответствие действительности. Кроме того, Обществом заявлен довод о том, что спорный бетононасос не относится к той категории машин, в отношении которых применяются правила об утилизационном сборе. Вместе с тем конкретные технические параметры модели ввезенного бетононасоса с целью его надлежащей квалификации по правилам определения транспортных средств или самоходных машин судом апелляционной инстанции не исследовались. Исходя из этого, вывод суда об отнесении спорного бетононасоса к техническим изделиям, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор, сделан без полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

02.10.2023 во исполнение определения Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 Таможней представлены пояснения с указанием на следующие обстоятельства: «1. Временного ввоза автобетононасоса не было. Он был помещён под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Автобетононасос был помещён под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что подтверждается ДТ № 10009100/060422/3043352, а также тем, что спорный Автобетононасос стоит на регистрационном учёте в РФ; 2. Спорный Автобетононасос – специальное транспортное средство, категории N3. Согласно разделу III «Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G» Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291) утилизационный сбор уплачивается в отношении специальных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, N1, N2, N3. В отношении автобетононасоса DONGFENG XINDA модели DXD5420THBL идентификационный номер LWLVBGSK3LL002238 было оформлено Заключение об оценке единичного транспортного средства от 16.01.2023 ОП RU А-CN.RU00/0007989 от 16.01.2023 выданное ФГУП «НАМИ» (далее - ЗОЕТС), которое было представлено Обществом при уплате утилизационного сбора в электронном виде. Согласно ЗОЕТС категория транспортного средства N3 и в нём же указано назначение специального транспортного средства: «автобетононасос», аналогичная информация содержится в карточке транспортного средства; 3. Пояснения относительно документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 № 77 «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)» установлен перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия. Специальные транспортные средства категории N3 входят в данный перечень. В отношении всех колёсных транспортных средств, подлежащих эксплуатации в Российской Федерации, получается документ о соответствии требованиям ТР ТС 018/2011 ими могут быть: Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (п. 8 III. «Правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию» ТР ТС 018/2011); Одобрение типа транспортного средства (п. 8 III. «Правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию» ТР ТС 018/2011); Заключение об оценке единичного транспортного средства (Постановление Правительства РФ от 12.05.2022 № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия»). Заключение об оценке единичного транспортного средства от 16.01.2023 ОП RU А-CN.RU00/0007989 от 16.01.2023 выданное ФГУП «НАМИ», которое получило Общество, является документом подтверждающим соответствие автобетононасоса требованиям ТР ТС 018/2011, в соответствии с которым транспортное средство может эксплуатироваться на постоянной основе в Российской Федерации и ставиться на регистрационный учёт в ГИБДД, что потом и было сделано. Этот документ и получило Общество».

От Общества также поступили письменные пояснения, поименованные как пояснения № 3 и пояснения № 4. В своих пояснениях № 3 Общество указывает: «1. Автобетононасос, ввезенный Обществом в качестве образца для проведения испытаний при оформлении одобрения типа транспортного средства, является колесным транспортным средством категории N3, к нему подлежат применению Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291. В соответствии с разделом II «Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий» Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, утилизационный сбор подлежит уплате только в отношении выпущенных в обращение транспортных средств. Пункт 6 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – Технический регламент), определяет «выпуск в обращение» как разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза. Пункт 7 Технического регламента устанавливает, что транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси). Документом, идентифицирующим транспортное средство (шасси), понимается документ, выпускаемый уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента (пункт 6 Технического регламента). Таким документом в Российской Федерации согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлению Правительства Российской Федерации от 05.10.2017 № 1212 «О некоторых вопросах, связанных с введением в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства», является паспорт транспортного средства, в том числе паспорт, оформляемый в электронном виде. В соответствии с пунктом 7 статьи 241 Закона об отходах производства и потребления и пунктом 7 Правил на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора. В электронный паспорт транспортного средства вносится информация об уплате утилизационного сбора плательщиками. Оформить документы, идентифицирующие транспортные средства, а значит выпустить транспортные средства (шасси) в обращение невозможно без одобрения типа транспортного средства (шасси) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями Технического регламента, что прямо следует из взаимосвязанных положений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 20 «Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники», утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122, частью 1 статьи 15 с учетом положений части 6 статьи 10 и статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 8 Технического регламента. Одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства у автобетононасоса, ввезенного по коду особенности перемещения декларируемых товаров 064 в качестве пробы (образца) специально для цели проведения оценки соответствия обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), объективно отсутствуют, в силу чего на него не мог быть оформлен идентифицирующий документ (паспорт транспортного средства, в том числе в электронном виде) и автобетононасос выпущенным в обращение не являлся. Уплата утилизационного сбора в отношении автобетононасоса не требуется, поскольку он не относится к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, который включает в себя только выпущенные в обращение на территории РФ транспортные средства. Ввезенный Обществом в качестве пробы (образца) автобетононасос для эксплуатации в качестве транспортного средства и свободного распоряжения не предназначался. До проведения оценки соответствия автобетононасоса обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) и оформления на основании ее результатов электронного паспорта транспортного средства от 23.01.2023 обязанность по уплате утилизационного сбора у Общества отсутствовала, соответственно отсутствуют просрочка и обязанность по уплате пени. Данный вывод Таможней не опровергнут. Автобетононасос ввезен на таможенную территорию ЕАЭС в соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Порядка ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130, в качестве образца для проведения испытаний при оформлении одобрения типа транспортного средства. В графе 37 декларации на товары № 10009100/060422/3043352 (ДТ) во втором подразделе указан код особенности перемещения декларируемых товаров 064 «Товары, перемещаемые в качестве проб (образцов) для целей проведения оценки соответствия обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза)» согласно классификатору особенностей перемещения товаров (приложение № 12 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 в применимой к отношениям редакции). В силу действующего правового регулирования ввезенный Обществом в качестве пробы (образца) автобетононасос для эксплуатации в качестве транспортного средства и свободного распоряжения предназначен не был, паспорт транспортного средства, в том числе в электронном виде, на автобетононасос оформлен быть не мог, его ввоз выпуском в обращение не являлся. При изложенных обстоятельствах «эксплуатационный» элемент утилизационного сбора при ввозе автобетононасоса отсутствовал, поэтому утилизационный сбор уплате не подлежал. Изложенные обстоятельства Таможней также не опровергнуты. Основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора (объективной стороной правонарушения) является непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, в пятнадцатидневный срок с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования). В соответствии с подпунктом «б» пункта 11 Правил, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик обязан предоставить копию одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, которые у автобетононасоса, ввезенного по коду особенности перемещения декларируемых товаров 064 именно в качестве пробы (образца) для целей проведения оценки соответствия обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), объективно отсутствуют. Это обстоятельство влечет невозможность предоставления Обществом документов, предусмотренных пунктом 11 Правил, и следующее из этого отсутствие в его действиях состава правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 11(2) Правил в виде пени за неуплату утилизационного сбора. Для подтверждения и осуществления прав участников оборота, возникающих в связи с уплатой утилизационного сбора, пунктами 7, 8 Правил 7 предусмотрено, что сведения об уплате утилизационного сбора в установленном порядке вносятся в электронный паспорт транспортного средства. Однако в силу подпункта «а» пункта 20 «Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники», утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122, оформление электронного паспорта транспортного средства (шасси) без наличия одобрения типа транспортного средства (шасси) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) применительно к ввезенному в качестве пробы (образца) для целей проведения оценки соответствия обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) автобетононасосу невозможно. Таким образом, положения пунктов 7, 8, 11, 11(2) Правил к ввезенному по коду особенности перемещения декларируемых товаров 064 в качестве пробы (образца) для целей проведения оценки соответствия обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) автобетононасосу неприменимы.».

В пояснениях № 4 указано: «после принятия судом первой инстанцией обжалуемого Таможней решения, по результатам проведенных ФГУП «НАМИ» без повреждений автобетононасоса исследований (испытаний), автобетононасос был признан соответствующим обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), что создало правовую возможность оформить электронный паспорт транспортного средства от 23.01.2023 и с 23.01.2023 автобетононасос стал являться выпущенным в обращение. На основании указанных в предыдущем абзаце обстоятельств Общество своевременно уплатило утилизационный сбор в полном объеме. Таким образом, обязанность Общества по уплате утилизационного сбора за автобетононасос, ввезенный с целью проведения оценки соответствия требованиям безопасности продукции в государствах - членах Таможенного союза, возникла не ранее даты оформления, на основании результатов проведенных ФГУП «НАМИ» испытаний автобетононасоса, электронного паспорта транспортного средства от 23.01.2023 и даты выпуска автобетононасоса в обращение 23.01.2023». Применительно к абзацам 9-11 страницы 3 постановления суда кассационной инстанции от 12.07.2023 Общество пояснило, что согласно паспорту транспортного средства от 23.01.2023 автобетононасос имеет категорию N3 (транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.) в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877. Автобетононасос является колесным транспортным средством категории N3 в соответствии с Техническим регламентом, к нему подлежат применению Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291. Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81, которыми руководствовался суд апелляционной инстанции, к колесному автобетононасосу применению не подлежат. В соответствии с разделом II «Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий» Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, утилизационный сбор подлежит уплате только в отношении выпущенных в обращение транспортных средств. Пункт 6 Технического регламента определяет «выпуск в обращение» как разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза. Пункт 7 Технического регламента устанавливает, что транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси). Документом, идентифицирующим транспортное средство (шасси), понимается документ, выпускаемый уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента (пункт 6 Технического регламента). Таким документом в Российской Федерации согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлению Правительства Российской Федерации от 05.10.2017 № 1212 «О некоторых вопросах, связанных с введением в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства», является паспорт транспортного средства, в том числе паспорт, оформляемый в электронном виде. Таким образом, до даты оформления, на основании результатов проведенных ФГУП «НАМИ» испытаний автобетононасоса, электронного паспорта транспортного средства от 23.01.2023 и до даты выпуска автобетононасоса в обращение 23.01.2023 обязанность по уплате утилизационного сбора за автобетононасос, ввезенный с целью проведения оценки соответствия требованиям безопасности продукции в государствах - членах Таможенного союза, у Общества отсутствовала.».

В судебном заседании представители Таможни и Общества поддержали свои позиции по делу.

Апелляционным судом при новом рассмотрении настоящего дело неоднократно выяснялось и в судебном заседании задавались представителю Общества вопросы на предмет отношения ввезенного автобетононасоса (по своим характеристикам) к той категории машин, в отношении которых применяются правила об утилизационном сборе.

Представитель Общества в судебном заседании на вопрос суда признал, что ввезенный автобетононасос является транспортным средством, в отношении которого Обществу надлежит уплачивать утилизационный сбор. Признание представителем Общества указанного обстоятельства апелляционным судом принимается. В этой части, как следует из пояснений представителя Общества в судебном заседании, спор отсутствует.

Представитель Таможни подтвердил, что автобетононасос, по своим техническим характеристика является специальным транспортным средством, которое относится к категории машин, в отношении которых применяются правила об утилизационном сборе.

Также представитель Общества подтвердил, что утилизационный сбор в указанном Таможней размере Обществом уплачен добровольно (январь, 2023; представитель Таможни подтвердил уплату; подтверждается материалами дела). Как пояснил представитель Общества, спорным является не существующая обязанность Общества уплачивать утилизационный сбор за ввезенный автобетононасос, а момент, с которого такая обязанность у Общества наступает. Этот момент определяется, по мнению представителя Общества, проведением и окончанием испытаний автобетононасоса и после их завершения получением Обществом соответствующих документов на автобетононасос. В связи с этим, как пояснил представитель Общества, спорным является только вопрос о начислении Таможней пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора (за период предшествующий испытаниям и получения по их результатам документов на автобетононасос).

На вопрос апелляционного суда представитель Общества затруднился ответить о причинах того, почему испытания автобетононасоса с момента его ввоза на территорию РФ и после окончания таможенного оформления не проводились почти год (автобетононасос не передавался для проведения испытаний).

На вопрос апелляционного суда представители Общества и Таможни дали пояснения, из которых следует, что автобетононасос не ввозился на территорию РФ и не оформлялся в режиме «временного ввоза» (реэкспорта).

На вопрос апелляционного суда представитель Общества также затруднился ответить о причинах непредставления в Таможню соглашения с китайским производителем автобетононасоса о проведении его испытаний, датированное почти год спустя после подписания контракта с китайским поставщиком автобетононасоса.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Таможни и Общества, с учетом указаний суда кассационной инстанции установил следующее.

В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно требованиям статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Как следует из содержания положений пункта 3 статья 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Пунктом 6 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 (далее - Правила № 81).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 81 утверждены: правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Согласно положениям пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 81, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Разделом II Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 81, определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.

Обществом обязанность по оплате утилизационного сбора исполнена с просрочкой. Вместе с тем, сумма основного долга погашена, в связи с чем, заявитель (Таможня) отказался от иска в части суммы основного долга.

В судебном заседании представитель Общества дал пояснения, согласно которым обязанность по уплате утилизационного сбора им не оспаривается, однако данная обязанность возникла после проведенных ФГУП «НАМИ» исследований (испытаний). В ходе испытаний автобетононасос признан соответствующим обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза.

Апелляционный суд, принимая доводы Таможни об обязанности и сроке уплаты утилизационного сбора, отмечает следующее.

Из положений пунктов 1 и 8 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ следует, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате утилизационного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходима для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.

Также не исключается отнесение утилизационного сбора к тем публичным платежам, которые направлены, в том числе и на компенсацию негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации транспортных средств в период, предшествующий их утилизации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 № 30-П).

Апелляционным судом установлено, что продавцом товара («автомобиль специального назначения для перекачки бетонного раствора на базе автомобильного шасси марки «ISUZU») является компания «BSL Chemical Co., Ltd», КНР.

Товар (автобетононасос) относится к колесным транспортным средствам (специальным транспортным средствам), что также следует из пункта 1 Перечня (утв. постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (технические характеристики автобетононасоса указаны в материалах дела на стр.66, 105-110, 121, 131-132, т.1, которые соответствуют виду колесного специального транспортного средства - автобетононасос).

Из материалов дела усматривается, что Общество, действуя как покупатель, приобретая автобетононасос у продавца, имело намерение использовать его в целях эксплуатации, то есть ввозило в РФ для эксплуатации.

Материалами дела не подтверждается, что при заключении контракта от 20.09.2021 № BSLE-2021 (л.д. 51-64, т. 1) продавец и покупатель (Общество) имели намерение и действовали в целях временного ввоза автобетононасоса на таможенную территорию РФ именно как испытательного образца для проведения испытаний в совокупностью с обязанностью продавца вывезти автобетононасос после проведения каких-либо испытаний.

Материалами дела также не подтверждается, что автобетононасос ввезен Обществом и помещен под таможенную процедуру временного ввоза, с обязанностью Общества вывезти через определенный срок за пределы таможенной территории.

Из контракта от 20.09.2021 № DSLE-2021 (л.д. 51-64, т. 1) следует, что из КНР в РФ осуществляется поставка, продавец передает Обществу в собственность автобетононасос для строительных работ (пункт 1.1. контракта, л.д. 51, т.1). Условия контракта прямо предусматривают приобретение покупателем товара для строительных работ, то есть - для эксплуатации. Условия контракта не указывают на временное нахождение автобетононасоса на территории РФ, так же как и не указывают на заключение контракта с целью, которая ограничена рамками испытаний автобетононасоса в качестве испытательного образца на территории РФ.

Из содержания п. 2.1. контракта и п. 4. Приложения № 1 к контракту от 20.09.2021 № BSLE-2021 (л.д. 65, т. 1) следует, что сторонами определена цена на автобетононасос как «общая стоимость спецтехники» и составляет 1915200 китайских юаней. Пункт 5.1. названного Приложения № 1 предусматривает предварительную оплату в размере 30% от стоимости автобетононасоса («общей стоимости спецтехники»). Пункт 5.2. Приложения № 1 предусматривает вторую часть предварительной оплаты в размере 70% от стоимости бетононасоса (после приемки на заводе в КНР). Указанные условия подтверждают действительность намерения продавца и покупателя поставить товар для эксплуатации. Исходя из текста названных пунктов не усматривается намерение продавца передавать (продавать, поставлять) свой товар для испытаний на территории РФ. Напротив, усматривается намерение платить и получать полную оплату не как за испытательный образец, а именно как за товар, приобретаемый для эксплуатации. Также из условий контракта не усматривается условий о расходах, связанных с испытанием автобетононасоса, их оплате, в случае если действительно автобетононасос ввозился бы не как спецтехника, предназначенная для эксплуатации, а как образец, предназначенный для испытаний. Пунктом 3.3. контракта (л.д.57, т.1) предусмотрено условие об обязанности продавца оплатить за свой счет все расходы по поставке. Однако из этих же условий следует обязанность оплачивать, если это связано с предметом контракта, с поставкой. Предмет контракта не предусматривает поставку для испытаний или возможных испытаний автобетононасоса в РФ именно как испытательного образца и, соответственно, не предусматривает возникновение связанных с этим расходов. Таким образом, в контракте отсутствуют признаки условий о намерении продавца поставить и намерении покупателя приобрести автобетононасос как образец для испытаний на территории РФ.

Разделом 6 контракта предусмотрены условия инспектирования и испытания, которые не имеют отношения к испытаниям образца на территории РФ, о которых заявляется Обществом. Из условий раздела 6 контракта усматриваются условия о фактической проверке на заводе-изготовителе в КНР работоспособности и качества автобетононасоса перед отправкой покупателю в РФ (л.д.59, т.1.)

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что автобетононасос изначально ввозился Обществом на территорию РФ в целях его эксплуатации.

Доводы Общества о его намерении ввезти в РФ автобетононасос не для эксплуатации, а для проведения испытаний на территории РФ не соответствует условиям контракта, а также не соответствуют, исходя из фактического поведения сторон контракта, действительным намерениям этих сторон.

Доводы Общества, что заключение Обществом с другой компанией «Xinxiang Dongfeng Xinda Heavy Industry Co., Ltd.» соглашения от 16.12.2021 № 1 (л.д.68-69, т. 1), является подтверждением намерения ввезти автобетононасос в РФ как испытательный образец для проведения испытаний, апелляционным судом не принимаются. Компания «Xinxiang Dongfeng Xinda Heavy Industry Co., Ltd.» не является продавцом (поставщиком) по контракту от 20.09.2021 № BSLE-2021. Материалами дела не подтверждается, что вносились изменения в контракт от 20.09.2021 № BSLE-2021 с продавцом на момент ввоза (и в дальнейшем) на таможенную территорию РФ автобетононасоса и таможенного оформления. Соглашение от 16.12.2021 № 1 заключено без участия продавца (компания «BSL Chemical Co., Ltd») автобетононасоса.

При таможенном оформлении ввоза автобетононасоса Обществом в таможенный орган не предоставлялось соглашение от 16.12.2021 № 1. В судебном заседании апелляционной инстанции не нашло своего подтверждения, что соглашение от 16.12.2021 № 1 Обществом представлялось в ходе проверочных мероприятий таможенного оформления автобетононасоса. Материалы дела также не содержат такого подтверждения. Соглашение от 16.12.2021 № 1 было представлено в суд первой инстанции.

Из контракта от 20.09.2021 № BSLE-2021 следует, что его положения, права и обязанности сторон не обусловлены последующим заключением каких-либо соглашений между покупателем (Обществом) и иными лицами (в данном случае - с компанией «Xinxiang Dongfeng Xinda Heavy Industry Co., Ltd.»), касающихся автобетононасоса и определения таким соглашением его судьбы, в том числе - в качестве испытательного образца на территории РФ и проведения в отношении автобетононасоса испытаний. Из контракта от 20.09.2021 № BSLE-2021 таких положений не усматривается и согласие продавца (компания «BSL Chemical Co., Ltd») на изменение предмета согласованной по контракту от 20.09.2021 № BSLE-2021 поставки автобетононасоса для эксплуатации в РФ на поставку товара в ином качестве - в статусе испытательного образца, материалами дела не подтверждается. Вместе с тем, продавец (компания «BSL Chemical Co., Ltd») включил в условия контракта от 20.09.2021 № BSLE-2021 свои обязательства, касающиеся гарантий перед покупателем (Общество) относительно поставляемого для эксплуатации автобетононасоса. Разделом 12 контракта от 20.09.2021 № BSLE-2021 (л.д.62 т. 1) предусмотрены условия наступления обязательств продавца перед Обществом в случае ненадлежащей работы автобетононасоса при его эксплуатации. Однако названные условия не являются условиями о проведении испытаний испытательного образца.

Таким образом, спорный утилизационный сбор подлежал уплате Обществом в указанные таможней сроки, поскольку Общество ввезло автобетононасос с целью его эксплуатации на территории РФ.

Законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты утилизационного сбора при ввозе в РФ специального транспортного средства, предназначенного для эксплуатации в случае если владелец примет решение провести какое-либо тестирование или испытание транспортного средства. Также законодательством не предусмотрено временное освобождение от уплаты утилизационного сбора на период проведения владельцем таких тестирований и испытаний специального транспортного средства, ввезенного для эксплуатации на территории РФ. Согласно информации из открытых ресурсов Системы Электронных Паспортов в отношении автобетононасоса, ввезенного Обществом на территорию РФ, оформлен электронный паспорт транспортного средства, автобетононасос поставлен на учет в РФ 21.04.2023 (информация из открытых ресурсов в деле), автобетононасос поставлен на учет ГИБДД. Указанные обстоятельства также подтверждают, что автобетононасос является транспортным средством, которое ввезено на территорию РФ для эксплуатации. Обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в РФ - пункт 3 статьи 24.1. Закона № 89-ФЗ. Исключений по уплате утилизационного сбора, кроме указанных в пункте 6 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, не предусмотрено. На Общество не распространяется действия указанной нормы об исключении.

Кроме того, с момента ввоза названного автобетононасоса (апрель, 2022) до оформления электронного паспорта транспортного средства и постановки на учет в РФ прошел фактически один год. Исходя из пояснений представителя Общества, не усматривается уважительных причин указанного длительного периода, в течение которого не проводились испытания, не оформлялся технический паспорт и производилась постановка на учет. Применительно к обстоятельствам настоящего дела не усматривается правового обоснования отсутствия со стороны Общества уплаты утилизационного сбора в указанный Таможней срок. Доводы Общества о ввозе испытательного образца, необходимости проведения его испытаний, длительном отсутствии испытаний и необходимых документов для получения паспорта транспортного средства не позволяют сделать вывод о возможности предоставления фактической отсрочки Обществу по уплате утилизационного сбора. Указанные действия (бездействие) обладают признаками действий, направленных на обход положений законодательства, которыми установлены определенные сроки уплаты утилизационного сбора и на уклонение от уплаты пени за просрочку.

Кроме того, обоснованным является довод Таможни о том, что в случае повреждения транспортного средства (ввезенного для эксплуатации на территорию РФ) в процессе тестирования и испытаний, данное транспортное средство также подлежит утилизации, то есть возникают расходы в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств, что относится к целям и одной из характеристик, учитываемых при установлении размера утилизационного сбора - и в этом случае утилизационный сбор подлежит уплате. Уплата утилизационного сбора предполагает компенсацию за счет средств федерального бюджета затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств (статья 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем Обществом документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил № 81, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил № 81, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Проверив представленный Таможней расчет пени (11400р за период с 01.10.2022 по 09.03.2023), суд апелляционной инстанции полагает, что расчет подлежит корректировке, поскольку при определении периода начисления подлежат учету следующие обстоятельства.

Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда 30.04.2020, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). По смыслу норм действующего законодательства этот же правовой режим распространяется и на меры гражданско-правовой ответственности.

В период действия указанного моратория пени не подлежат начислению с 01.04.2022 до момента окончания моратория.

Обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у Общества с 24.04.2022 (входит в период действия моратория).

Таким образом, пени начисляются с даты окончания действия моратория (с 02.10.2022) по дату уплаты утилизационного сбора (27.01.2023) и составляют 8407,50р (285000р*118*1/300*7,5%).

Аргументы Таможни, сводящиеся к тому, что Общество, не подпадает под действие Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», таким образом, на него не распространяется действие Постановления № 497, судом апелляционной инстанции не принимаются. Порядок применения статьи 9.1 Закона о банкротстве разъяснен в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 "О некоторых вопросах применения положений ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Постановление № 44). В пункте 7 Постановления № 44 разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). Из содержания и смысла приведенных норм права следует, что законодатель в целях обеспечения стабильности экономики установил исключительный порядок, позволяющий в период указанный в названных нормативных правовых актах не производить начисление неустойки. Согласно разъяснениям, приведенным в ответе на вопрос № 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020 (далее - Обзор № 2), одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее - Постановление № 497) в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на период с 01.04.2022 по 01.10.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Мораторий не распространяется только на неисправных застройщиков, чьи объекты строительства включены в реестр проблемных объектов на дату введения моратория (пункт 2 Постановления Правительства РФ № 497). Действующее законодательство Российской Федерации не предполагает возможность банкротства юридических лиц некоторых организационно-правовых форм, в частности, казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций, публично-правовых компаний. В отношении ряда других юридических лиц (государственных корпораций, государственных компаний, общественно полезных фондов) возможность признания их несостоятельными (банкротами) допускается только в случаях, прямо предусмотренных специальными законами (пункт 1 статьи 65 ГК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о банкротстве, его действие распространяется только на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с ГК РФ. При грамматическом толковании указанных законоположений можно прийти к выводу о неприменении статьи 9.1 Закона о банкротстве и, соответственно, разъяснений Постановления № 44 к юридическим лицам, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Между тем при подобном толковании будет нарушен принцип юридического равенства, поскольку активно участвующие в гражданском обороте муниципальные, государственные учреждения и казенные предприятия окажутся в менее выгодном положении, нежели коммерческие организации и предприниматели, на которых распространяется освобождение от уплаты финансовых санкций в период моратория, введенного Постановлением № 497. Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая соответствующее регулирование, законодатель должен руководствоваться конституционным принципом равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (группе), которые не имеют объективного и разумного оправдания. В этой связи, применяя телеологическое (целевое) толкование норм права и учитывая общую экономическую направленность мер по поддержке российской экономики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации, предполагающих помощь всем субъектам экономического оборота, суд апелляционной инстанции полагает возможным применять разъяснения пункта 7 Постановления № 44, в том числе к юридическим лицам, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по российскому законодательству. Правила о моратории, установленные Постановлением № 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного Постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет, а также независимо от того признаны они банкротами или нет. С учетом изложенного отклоняются суждения Таможни о неправомерности применения норм, связанных с установлением моратория на начисление неустойки.

Не принимается довод Таможни о необходимости начисления пени в сумме 26766,25р, исчисленной по дату списания денежных средств в бюджет с лицевого счета таможни – 09.03.2023.

Обществом в материалы дела представлено платежное поручение от 27.01.2023 № 35 о перечислении на расчетный счет Федеральной таможенной службы России денежных средств в сумме 285000р в качестве утилизационного сбора (средства зачислены на лицевой счет Общества в ФТС РФ). Платежное поручение имеет отметку банка об исполнении поручения 27.01.2023. Правильность заполнения платежного поручения с указанием необходимых реквизитов для уплаты утилизационного сбора, Таможней не опровергнуты. Таким образом, Общество уплатило утилизационный сбор путем перечисления денежных средств. Дата зачисления денежных средств на расчетный счет получателя – 27.01.2023. После указанной даты пеня не начисляется (не подлежит взысканию).

При таких обстоятельствах, требования Таможни о взыскании пени подлежат частичному удовлетворению в сумме 8407,50р, в данной части решение суда об отказе в удовлетворении требований Таможни о взыскании пени подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению. В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения..

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

отменить решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.12.2022 по делу № А63-13727/2022 в части отказа во взыскании 8407,50р пени за просрочку уплаты утилизационного сбора, в этой части принять по делу новый судебный акт: взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Альфа-С»» (город Пятигорск, ОГРН 1022602423030) в пользу Центральной акцизной таможни пени в размере 8407,50р за просрочку утилизационного сбора, исковые требования в этой части удовлетворить.

В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.12.2022 по делу № А63-13727/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Цигельников И.А.

Судьи Егорченко И.Н.

Сомов Е.Г.