ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-14996/18 от 20.11.2019 АС Северо-Кавказского округа

020/2019-49655(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А63-14996/2018 21 ноября 2019 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года  Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2019 года 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном  заседании от истца – комитета имущественных отношений администрации города-курорта  Кисловодска (ИНН 2628009601, ОГРН 1022601311281) – Сажневой Т.Н. (доверенность  от 14.01.2019), от ответчиков: государственного бюджетного профессионального  образовательного учреждения «Кисловодский государственный многопрофильный  техникум» (ИНН 2628016292, ОГРН 1022601316979) – Винокурова В.А. (руководитель) и  Маммадаева С.Р. (доверенность от 08.10.2019), министерства имущественных отношений  Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644) – Прокопенко А.В.  (доверенность от 07.11.2019), в отсутствие ответчика – правительства Ставропольского  края (ИНН2634011856, ОГРН1022601978607), и третьих лиц: территориального  управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Ставропольском крае, государственного казенного учреждения «Кисловодское  лесничество», управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Ставропольскому краю, муниципального бюджетного учреждения  «Кисловодское городское лесничество», администрации города-курорта Кисловодска,  прокуратуры Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания,  рассмотрев кассационные жалобы министерства имущественных отношений  Ставропольского края и государственного бюджетного профессионального  образовательного учреждения «Кисловодский государственный многопрофильный  техникум» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2019 и  постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 по делу   № А63-14996/2018, установил следующее. 


Комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска  (далее – комитет) обратился в арбитражный суд к государственному бюджетному  профессиональному образовательному учреждению «Кисловодский государственный  многопрофильный техникум» (далее – учреждение), министерству имущественных  отношений Ставропольского края (далее – министерство), правительству Ставропольского  края (далее – правительство) с исковым заявлением, в котором просил: 

– признать отсутствующим право собственности Ставропольского края на  земельный участок с кадастровым номером 26:34:000000:9730 площадью 22 146 кв. м в  границах, указанных в кадастровом паспорте, с разрешенным использованием:  туристическое обслуживание, расположенный по адресу: г. Кисловодск, ул. Гагарина  (в районе въезда в садовое товарищество «За рулем»), запись о регистрации права  от 26.12.2017 № 26:34:000000:9730-26/009/2017-2; 

– признать недействительным распоряжение министерства от 13.12.2018 № 716 о  предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование учреждению земельного участка с  кадастровым номером 26:34:000000:9730, запись о регистрации от 20.12.2018   № 26:34:000000:9730-26/018/2018-4; 

– указать, что решение является основанием для исключения из Единого  государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о регистрации права  собственности и права постоянного (бессрочного) пользования (требования уточнены в  соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации; далее – Кодекс). 

Иск основан на положениях статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001   № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее –  Закон № 137-ФЗ), статей 102, 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной  кодекс). Требования мотивированы незаконностью государственной регистрации права  собственности субъекта Российской Федерации – Ставропольского края ограниченного  вещного права учреждения на земельный участок с кадастровым номером  26:34:000000:9730, относящийся к муниципальной собственности как части городских  лесов. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены: территориальное управление  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском  крае (далее – территориальное управление); государственное казенное учреждение  «Кисловодское лесничество» (далее – ГКУ «Кисловодское лесничество»), управление  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по 


Ставропольскому краю (далее – управление Росреестра), муниципальное бюджетное  учреждение «Кисловодское городское лесничество» (далее – МУП «Кисловодское  городское лесничество»); администрация города-курорта Кисловодска (далее –  администрация); прокуратура Ставропольского края (далее – прокуратура). 

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2019, оставленным  без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 23.08.2019, иск удовлетворен. 

Суды установили, что постановлением администрации от 27.10.2017 № 1072 за  учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный  участок площадью 22 146 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером  26:34:000000:9730. Участок, расположенный по адресу: город Кисловодск, улица  Гагарина, предоставлен для использования под туристическое обслуживание (в районе  въезда в садовое товарищество «За рулем»). На основании данного постановления  20.11.2017 проведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного)  пользования учреждения на земельный участок с кадастровым номером 26:34:000000:9730  (запись в ЕГРН № 26:34:000000:9730-26/009/2017-1). По результатам проведения  проверки прокуратурой 21.11.2017 принесен протест № 7-51-2017/1428 на постановление  от 27.10.2017 № 1072. В нем указано, что предоставление участка с кадастровым номером  26:34:000000:9730 без включения данной территории в состав городских лесов и без  соблюдения процедуры предоставления лесного участка влечет уменьшение площади  городских лесов. Также выдано представление от 254.11.2017 № 8-52-2017/1432 об  устранении нарушений законодательства. В этой связи постановлением администрации от  29.12.2017 № 1337 отменено постановление от 27.10.2017 № 1072. На основании пункта 2  статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ в ЕГРН зарегистрировано 26.12.2017 право собственности  субъекта Российской Федерации – Ставропольского края на земельный участок с  кадастровым номером 26:34:000000:9730, о чем внесена запись № 26:34:000000:973026/009/2017-1. По заявлению комитета 24.10.2018 из ЕГРН исключена запись о  регистрации за учреждением права постоянного (бессрочного) пользования на данный  участок. Распоряжением министерства от 13.12.2018 № 716 земельный участок с  кадастровым номером 26:34:000000:9730 из казны Ставропольского края предоставлен  учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Названное распоряжение  явилось основанием для внесения в ЕГРН записи от 20.12.2018 № 26:34:000000:9730- 26/018/2018-4. Ссылаясь на то, что на спорном земельном участке расположены городские  леса, участок находится в муниципальной собственности города-курорта Кисловодска, а  также на незаконность вынесенного министерством распоряжения, комитет обратился с 


иском в арбитражный суд. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались  положениями статей 212, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –  Гражданский кодекс), статей 6, 8, 84, 102, 105 Лесного кодекса, статьи 19 Земельного  кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), статьи 1 Федерального закона  от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах  курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или  муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к  федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или  муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо  охраняемых природных территориях"» (далее – Закон № 244-ФЗ). Учтены судами также  нормы пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –  Закон № 131-ФЗ), Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза  от 12.12.2011 № 516 и Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом  Минприроды России от 29.03.2018 № 122. Судебные инстанции установили, что  постановлением администрации от 30.01.2012 № 72 утвержден Лесохозяйственный  регламент лесов, расположенных в границах города-курорта Кисловодска (далее –  Лесохозяйственный регламент), согласно которому в границах города-курорта  Кисловодска расположено 2328 га лесов, относящихся к городским лесам. Земельный  участок с кадастровым номером 26:34:000000:9730 расположен в выделе № 2 (полностью)  и выделе № 15 (частично) квартала № 9 Кисловодского лесничества Кисловодского  лесхоза. В соответствии с пунктом 1.1.5 Лесохозяйственного регламента (таблица 2)  квартал № 9 Кисловодского лесничества Кисловодского лесхоза полностью входит в  состав городских лесов. В соответствии с материалами лесоустройства, проведенного в  2017 году, земельный участок с кадастровым номером 26:34:000000:9730 расположен в  выделах № 48, 49 квартала № 19 городских лесов города-курорта Кисловодска.  Следовательно, постановление комитета от 27.10.2017 № 1072, как и распоряжение  министерства от 13.12.2018 № 716, в соответствии с которыми земельный участок  предоставлен учреждению для туристического обслуживания, приняты в нарушение норм  лесного законодательства. Кроме того, земельный участок расположен в границах особо  охраняемого эколого-курортного региона – Кавказские Минеральные Воды (во второй  зоне округа горно-санитарной охраны курорта), право федеральной собственности на него  не зарегистрировано, объекты недвижимости на земельном участке отсутствуют. Поэтому  земельный участок относится к муниципальной собственности в силу норм статьи 1  Закона № 244-ФЗ. У министерства отсутствовало право распоряжения данным участком 


посредством предоставления его в постоянное (бессрочное) пользование учреждению  распоряжением от 13.12.2018 № 716. Довод министерства о том, что спорный участок  распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 № 1157-р «О  передаче в ведение Ставропольского края государственных образовательных учреждений,  находящихся в ведении Минобразования России» закреплен за учреждением, признан  несостоятельным. Названным распоряжением учреждение, расположенное по адресу: г.  Кисловодск, ул. Челюскинцев, д. 5, передано в ведение Ставропольского края, как  имущественный комплекс. Сведений о том, что спорный земельный участок, который  расположен по адресу: улица Гагарина (в районе въезда в содовое товарищество «За  рулем») в городе Кисловодске, передан в ведение Ставропольского края, распоряжение не  содержит. Учреждение расположено по иному адресу, его имущественный комплекс  размещен на другом земельном участке. Спорный участок ранее учреждению не  предоставлялся, на нем отсутствуют какие-либо объекты недвижимости. Суды также  установили, что выбытие земельного участка произошло по воле представителя  муниципального собственника (постановление администрации от 27.10.2017 № 1072), а  расположение на нем городских лесов свидетельствует о факте владения истцом  земельным участком. Поэтому исходили из того, что требование о признании  отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером  26:34:000000:9730 является надлежащим способом защиты права (пункт 52 совместного  постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной  практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других  вещных прав»; далее – постановление от 29.04.2010 № 10/22). Установив, что у  министерства отсутствовало право распоряжения земельным участком посредством  предоставления его на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению  (распоряжение от 13.12.2018 № 716), которое также принято с нарушением норм лесного  законодательства, суды удовлетворили соответствующее требование комитета. При этом  суд первой инстанции посчитал возможным указать в решении, что оно является  основанием для исключения из ЕГРН сведений о регистрации права собственности  Ставропольского края и права постоянного (бессрочного) пользования учреждения. 

Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в  кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, в  удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами  норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована 


следующим. Право собственности Ставропольского края на земельный участок с  кадастровым номером 26:34:000000:9730 зарегистрировано в ЕГРН законно, в  соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для  прекращения права собственности субъекта Российской Федерации, предусмотренные  статьей 235 Гражданского кодекса, отсутствуют. 

Учреждение также обжаловало решение и апелляционное постановление в  кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, дело  направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение (нарушение)  судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована  следующим. Включение лесного участка в границы населенного пункта само по себе не  влечет его выбытие из земель лесного фонда и прекращение права федеральной  собственности на него. При этом истцом не реализована процедура перевода лесного  участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов с  необходимыми согласованиями с Рослесхозом. Уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти не принимал решение о таком переводе. Утверждение проекта  городской черты города Кисловодска с включением спорного участка в состав городского  поселения, равно как и утверждение Лесохозяйственного регламента лесов, не изменяет  правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращения права собственности  Российской Федерации на эти лесные участки. 

Комитет в отзывах указал на несостоятельность доводов жалоб, а также законность  и обоснованность судебных актов. По мнению истца, право собственности  Ставропольского края и право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на  земельный участок с кадастровым номером 26:34:000000:9730 зарегистрировано  незаконно. Довод учреждения о том, что спорный участок относится к землям лесного  фонда и является собственностью Российской Федерации, ошибочен. В соответствии с  пунктом 1 статьи 122 Лесного кодекса на землях населенных пунктов могут располагаться  леса, в том числе городские леса и другие защитные леса. Земельный участок с  кадастровым номером 26:34:000000:9730 находится в границах муниципального  образования – города-курорта Кисловодска и находится в муниципальной собственности.  Ссылки учреждения на статьи 83, 84 Земельного кодекса и статью 8 Федерального закона   № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель и земельных участков из одной категории в  другую» не имеют отношения к рассматриваемому спору. Истцом не ставился вопрос об  изменении категории земельного участка или об установлении (изменении) границ  города-курорта Кисловодска. На земельный участок с кадастровым номером 


26:34:000000:9730 право федеральной собственности никогда не регистрировалось, а на  территории города-курорта Кисловодска отсутствуют леса, отнесенные к лесному фонду,  которые являлись бы федеральной собственностью. 

Администрация в отзыве указала на то, при рассмотрении дела судами в полной  мере выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела, применены нормы права,  подлежащие применению к данным правоотношениям, выводы судебных инстанций,  изложенные в судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела. Третье лицо  отмечает, что в деле отсутствуют доказательства отнесения спорного земельного участка  к федеральной собственности либо к государственной собственности Ставропольского  края. Земельный участок расположен на территории курорта федерального значения,  право федеральной собственности до дня вступления в силу Закона № 244-ФЗ на него не  зарегистрировано, объекты недвижимости на земельном участке отсутствуют.  Следовательно, спорный участок является муниципальной собственностью. 

Территориальное управление в отзыве просило суд решение и апелляционное  постановление оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность. 

От прокуратуры поступил отзыв, в котором она также просит оставить судебные  акты без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения, ссылаясь на  соответствие выводов судебных инстанций нормам лесного и земельного  законодательства, а также представленных в дело доказательств. 

От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобы не поступили.

В судебном заседании представители министерства и учреждения поддержали  доводы кассационных жалоб, просили их удовлетворить. 

Представитель комитета возражал против удовлетворения жалоб, ссылался на  законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. 

Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку  представителей в окружной суд не обеспечили. Территориальное управление просило  рассмотреть кассационные жалобы в отсутствие представителя. 

Изучив материалы дела, доводы жалоб и отзывов (возражений), выслушав  представителей комитета, министерства и учреждения, Арбитражный суд Северо- Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб. 

Как видно из материалов дела, постановлением администрации от 27.10.2017 №  1072 за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен  земельный участок площадью 22 146 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым  номером 26:34:000000:9730. Участок, расположенный по адресу: город Кисловодск, улица 


Гагарина, предоставлен для использования под туристическое обслуживание (в районе  въезда в садовое товарищество «За рулем»). 

На основании данного постановления 20.11.2017 зарегистрировано право  постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок с кадастровым  номером 26:34:000000:9730 (запись в ЕГРН № 26:34:000000:9730-26/009/2017-1). 

По результатам проведения проверки прокуратурой 21.11.2017 принесен протест   № 7-51-2017/1428 на постановление администрации от 27.10.2017 № 1072. В нем указано,  что предоставление участка с кадастровым номером 26:34:000000:9730 без включения  данной территории в состав городских лесов и без соблюдения процедуры предоставления  лесного участка влечет уменьшение площади городских лесов. Также выдано  представление от 254.11.2017 № 8-52-2017/1432 об устранении нарушений  законодательства. 

Постановлением администрации от 29.12.2017 № 1337 отменено ранее принятое  постановление от 27.10.2017 № 1072. 

На основании пункта 2 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ зарегистрировано 26.12.2017  право собственности субъекта Российской Федерации – Ставропольского края на  земельный участок с кадастровым номером 26:34:000000:9730, о чем в ЕГРН внесена  запись № 26:34:000000:9730-26/009/2017-1. 

По заявлению комитета 24.10.2018 из ЕГРН исключена запись о регистрации за  учреждением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с  кадастровым номером 26:34:000000:9730. 

Распоряжением министерства от 13.12.2018 № 716 земельный участок с  кадастровым номером 26:34:000000:9730 из казны Ставропольского края предоставлен  учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Названное распоряжение  послужило основанием для внесения в ЕГРН записи от 20.12.2018 № 26:34:000000:9730- 26/018/2018-4. 

Ссылаясь на то, что на спорном земельном участке расположены городские леса,  участок находится в муниципальной собственности города-курорта Кисловодска, а также  на незаконность вынесенного министерством распоряжения, комитет обратился с иском в  арбитражный суд. 

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в  арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов в порядке, установленном данным Кодексом. 

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12  Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ 


защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.  Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав  является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского  кодекса). 

Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и  законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности (часть 2 статьи 198 Кодекса). 

В соответствии с положениями Лесного кодекса (в редакции, действовавшей  до 01.07.2019) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.  Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности,  формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в  соответствии с земельным законодательством. Городские леса относятся к категории  защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Отнесение  лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их  границ осуществляются органами государственной власти, органами местного  самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных  участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: разработка и  утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной  экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в  отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют  разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков,  расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.  При этом изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их  площади, не допускается. 

Суды при разрешении спора установили, что в границах города-курорта  Кисловодска расположено 2328 га лесов, относящихся к городским лесам. Земельный  участок с кадастровым номером 26:34:000000:9730 расположен в выделе № 2 (полностью)  и выделе № 15 (частично) квартала № 9 Кисловодского лесничества Кисловодского 


лесхоза. Квартал № 9 Кисловодского лесничества Кисловодского лесхоза полностью  входит в состав городских лесов. В соответствии с материалами лесоустройства,  проведенного в 2017 году, земельный участок с кадастровым номером 26:34:000000:9730  расположен в выделах № 48, 49 квартала № 19 городских лесов города-курорта  Кисловодска. Исходя из норм лесного законодательства и установленных обстоятельств,  суды первой и апелляционной инстанций признали, что постановление комитета  от 27.10.2017 № 1072 и распоряжение министерства от 13.12.2018 № 716 не соответствуют  закону. 

Разрешая спор, судебные инстанции учли также следующее.

Одним из принципов земельного законодательства является разграничение  государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации,  собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных  образований, в соответствии с которым правовые основы и порядок разграничения  устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного  кодекса). 

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными  участками, находящимися в федеральной собственности. Органами местного  самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками,  находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 11  Земельного кодекса). 

В муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны  таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами  субъектов Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса). 

Одним из таких федеральных законов является Закон № 244-ФЗ, устанавливающий  права публичных образований на земельные участки, расположенные в границах курортов  федерального значения. Указанный закон определяет также основания и порядок  передачи из федеральной собственности в иную публичную (в том числе муниципальную)  собственность соответствующих земельных участков. 

Земельный участок с кадастровым номером 26:34:000000:9730 расположен в  границах особо охраняемого эколого-курортного региона – Кавказские Минеральные  Воды (во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта). Право федеральной  собственности на него не зарегистрировано, объекты недвижимости на земельном участке  отсутствуют. Поэтому данный участок относится к муниципальной собственности в силу  прямого указания закона. Следовательно, отсутствовали законные основания для  государственной регистрации права собственности Ставропольского края на него. 


Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это  юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения  (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии  с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным  доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена  только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое  имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются  основанием для внесения записи в ЕГРН. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право  истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования  имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права  может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим  (пункт 52 постановления от 29.04.2010 № 10/22). 

Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является  исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда  нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления  специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством  (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019),  утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019). 

Требование о признании права собственности на недвижимое имущество  отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником  в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было  зарегистрировано незаконно. При этом такая регистрация нарушает право собственника,  которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из  чужого незаконного владения (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда  Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации 04.07.2018). 

Судами при разрешении спора установлено, что муниципальное образование  город-курорт Кисловодск не утратило владение земельным участком с кадастровым  номером 26:34:000000:9730. Записи в ЕГРН о праве собственности субъекта Российской  Федерации и праве постоянного (бессрочного) пользования учреждения, внесенные в  отсутствие законных оснований, нарушает права (интересы) муниципального образования  город-курорт Кисловодск. С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к  правильному выводу об избрании комитетом надлежащего способа защиты нарушенного  права. В этой связи суд первой инстанции указал в решении, что оно является основанием 


для исключения из ЕГРН сведений о регистрации права собственности Ставропольского  края и права постоянного (бессрочного) пользования учреждения. 

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами  первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм  материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого  судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть  1 статьи 286 Кодекса). 

Доводы кассационных жалоб министерства и учреждения об отсутствии прав  муниципального образования город-курорт Кисловодск на земельный участок с  кадастровым номером 26:34:000000:9730, исследовались и были обоснованно отклонены  судебными инстанциями с указанием мотивов их отклонения. Ссылка министерства на  распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 № 1157-р признана  несостоятельной как документально не подтверждающая факт отнесения спорного  участка к собственности субъекта Российской Федерации. 

Довод жалобы учреждения об отнесении земельного участка к федеральному  уровню собственности (как земель лесного фонда) не основан на нормах лесного  законодательства и не соответствует представленным в материалы дела доказательствам,  не подтверждающим факт отнесения спорного участка к землям лесного фонда. 

Иные доводы, приведенные в кассационных жалобах ответчиков, не влияют на  правомерность вывода судебных инстанций о наличии (доказанности) оснований для  удовлетворения исковых требований комитета. Эти доводы не опровергают  обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора,  которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне  исследовали и оценили представленные сторонами доказательства. 

С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не  усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.  Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае  (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. 

Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу  кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации. 

Государственная пошлина уплачена учреждением в доход федерального бюджета  при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 09.10.2019 № 1228). 

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2019 и постановление  Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 по делу № А63-14996/2018  оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 

Председательствующий В.Е. Епифанов 

Судьи В.А. Анциферов

 И.В. Сидорова