ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-1585/2021 от 02.03.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А63-1585/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании истца – администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края (ИНН 2607022471, ОГРН 1172651025205), ответчика – государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (ИНН 2635040105,
ОГРН 1022601934630), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу
№ А63-1585/2021, установил следующее.

Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края
(далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ГУП Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (далее – предприятие) об обязании подписать акт приема-передачи, принять на обслуживание и в эксплуатацию бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения; считать их принятыми
в эксплуатацию предприятия с 26.11.2019.

Решением суда от 25.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить иск. Податель жалобы указывает, что заявленные требования являются обоснованными, поскольку водопроводные сети эксплуатировались предприятием ранее без подписания передаточного акта.

В отзыве на кассационную жалобу предприятие указало на ее несостоятельность,
а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно и суды установили, что на территории Изобильненского городского округа Ставропольского края в г. Изобильном находились бесхозяйные водопроводные сети. Администрация заключила контракты на выполнение кадастровых
работ – изготовление технологических планов для целей постановки их на учет.

Постановлением администрации города Изобильного Изобильненского района Ставропольского края от 03.02.2015 № 54 предприятие определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории города Изобильного.

В целях установления эксплуатирующей организации для спорных объектов
администрация приняла распоряжение от 03.10.2019 № 575-р «О передаче в эксплуатацию предприятия бесхозяйных сетей, выявленных на территории Изобильненского городского округа Ставропольского края» (далее – распоряжение № 575-р).

Данное распоряжение направлено в адрес предприятия 04.10.2019 с приложением двух экземпляров акта приема-передачи для подписания в 10-дневный срок.

10 октября 2019 года в адрес администрации поступило письмо предприятия,
в котором указано, что с учетом проведенного обследования объектов водоснабжения необходимо внести корректировку в акт приема передачи в части технических характеристик передаваемых водопроводных сетей.

В распоряжение № 575-р и акт приема-передачи объектов внесены соответствующие изменения.

22 ноября 2019 года администрация повторно направила предприятию откорректированный акт приема-передачи бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, а также подписанные акты обследования технического состояния сетей с указанием их технических характеристик для рассмотрения данного вопроса и подписания передаточного акта.

Спорная водопроводная сеть по ул. Доватора в г. Изобильном проходит
от ул. Промышленной до ул. Чапаева и имеет протяженность 1700 м, от ул. Чапаева
до ул. Электронной протяженность 340 м, от ул. Промышленной до пер. Советского протяженность 500 м, от ул. Железнодорожной до ул. 50 лет Октября протяженность
440 м. Водопроводная сеть по ул. Северная в г. Изобильном проходит от завода «Атлант» до ул. Колхозная и имеет протяженность 1500 м.

Согласно актам обследования бесхозяйных сетей водоснабжения технический износ данных сетей составляет более 70%.

В связи с не подписанием предприятием акта приема-передачи с 26.11.2019 администрация обратилась в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931.

Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения
и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6
статьи 8 Закона № 416-ФЗ).

Из части 1 статьи 10 Закона № 416-ФЗ следует, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры
по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные
на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В пункте 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, установлена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации и своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суды установили, что стороны подписали акт приема-передачи бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения от 18.06.2021. При этом суды отметили, что основания для распространения отношений сторон, зафиксированных в указанном акте, на прошлый период до принятия объектов отсутствуют. Учитывая переписку сторон по вопросу принятия-передачи спорных объектов предприятию, суды исходили из того, что спорные объекты не могли быть приняты предприятием ранее 18.06.2021 ввиду нарушения администрацией порядка их передачи, представления
не полного пакета документов для принятия объектов на баланс предприятия (отсутствие выписок из ЕГРН о регистрационном учете бесхозяйных объектов, уточнение их адресов и технического состояния). Условия для применения к спорным правоотношениям положений пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса судами не установлены.

При таких обстоятельствах суды с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела правомерно отказали администрации в удовлетворении заявленного иска. Доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства, кассационная жалоба
не содержит.

Несогласие администрации с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены судебных актов.

Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 № 274-О, статьи 286 – 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.

Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой
и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов
в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд
не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных
по делу обстоятельств.

Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов
по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса),
не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2021
и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021
по делу № А63-1585/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ? без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий А.В. Садовников

Судьи Е.В. Артамкина

Е.Л. Коржинек