ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-16638/06 от 17.04.2007 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

___355000, г. Ставрополь, ул. Мира, 458 «б», телефон 34-39-89

Именем  Российской  Федерации

                 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                       Арбитражного суда апелляционной  инстанции

23. 04. 2007г.                                                                              Дело  А63-16638/06-С3

Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.07г.

Полностью постановление изготовлено 23.04.07г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего, судьи      Антошук Л.В.,

судей             Просоловой А.Т. (докладчик по делу), ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Просоловой А.Т.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Ставропольского края, г. Ставрополь на решение арбитражного суда Ставропольского края от 06.02.07г. по делу №А63-16638/06-С3, принятое  судьей Гинтовт Е.Н.,

           В судебное заседание явились представители:

От истца – ФИО2, заместитель начальника отдела, пост. дов. №01-0077 от 09.01.07г.

От МФ СК – ФИО3, гл.специалист-юрисконсульт , пост. дов. №01-11-20/4382 от 24.10.06г.

от Министерства труда и социальной защиты населения СК – ФИО4, вед. специалист, пост. дов. от 15.01.07г.,  №108-14.

Истец письмом от 29.01.07г. дал согласие на рассмотрение апелляционной жалобы МФ РФ в свое отсутствие.

Представители: Министерства финансов РФ, Управления труда и соцзащиты населения администрации Арзгирской районной государственной администрации, Управление федерального казначейства по СК о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления №№85882,85883, 85879.

В соответствии статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие указанных выше лиц.

     Установлено: ООО «Ставропольрегионгаз», г. Ставрополь обратилось с исковым заявлением к ответчикам:

- Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва;

- Министерству финансов Ставропольского края, г. Ставрополь;

-Управлению федерального казначейства по СК;

-Управления труда и соцзащиты населения администрации Арзгирской районной государственной администрации;

- Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь;

о  взыскании задолженности в сумме 353 531,33 руб., возникших в связи с предоставлением в феврале-ноябре 2004г. гражданам льгот, предусмотренных ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991г. №1761-1.

Решением от 06 февраля 2007 года суд иск удовлетворил и взыскал с Министерства финансов Ставропольского края, г. Ставрополь за счет средств казны Российской Федерации 353 531,33 убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате потребленного газа гражданам по Закону Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

В иске по отношению к другим ответчикам суд отказал.

            Министерство финансов Ставропольского края обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов СК, так как судом первой инстанции  неправильно истолкованы нормы материального права. Имеет место несоответствие выводов, содержащихся в решении суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

          Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, считает решение обоснованным и не подлежащим отмене.

           Министерство труда и социальной защиты населения СК также представило отзыв на жалобу, считает, что суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении требований в отношении его министерства, поскольку в 2004г. Министерство труда и социальной защиты населения СК не было задействовано в процедуре прохождения указанных средств и обязанности по возмещению расходов предприятиям по реализации Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» на него не возлагалось.  

           Вместе с тем, Министерство труда и социальной защиты населения СК поддерживает апелляционную жалобу Министерства финансов СК и считает, что решение суда от 06.02.07г. подлежит отмене.

Правильность  решения  от  06.02.07 г.  проверяется  в апелляционном  порядке в  соответствии  со статьями   266, 268  Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив  материалы  дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция установила.

         Истец обратился в суд о взыскании с ответчиков убытков, возникших в  феврале-ноябре 2004г. льгот по оплате потребленного газа отдельным категориям граждан в сумме  353531,33 руб., предусмотренных ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991г. №1761-1.

Материалы дела свидетельствуют от том, что 01.01.04 общество и управление заключили договор № 49/23-6/03-0127/04, в соответствии с которым общество обязалось предоставлять гражданам 50% скидку по оплате природного газа в соответствии с Законом, а управление - производить возмещение обществу фактически понесенных затрат, связанных с предоставлением льготы, по мере поступления средств из федерального бюджета на реализацию Закона. Срок действия договора установлен с 01.01.04 по 31.12.04 (т.1, л. д. 18-19).

       Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставлял гражданам льготы по оплате за потребленный природный газ. Не получив полного возмещения расходов, понесенных в феврале-ноябре 2004 года в связи с поставкой газа указанной категории потребителей по льготным ценам, общество обратилось с иском о взыскании с ответчиков 353 531,33 руб.

Апелляционная инстанция считает, что решение суда от 06.02.07г. необходимо отменить по следующим основаниям.

         Факт предоставления льгот населению Арзгирского района и размер убытков общества подтверждаются подписанными обществом и управлением актами сверки количества граждан, пользующихся льготами, актами сверок объема предоставленных льгот населению Арзгирского района, реестрами граждан, пользующихся льготой в 2004г.  данными копий удостоверений и справок льготников (т.1, л.д.21-22,31-37, 73-161).

         Справкой о задолженности федерального бюджета, выданной краевой инвентаризационной комиссией на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.05 «О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством» и распоряжением Минсоцзащиты Ставропольского края от 17.06.05 №59 (т.1, л.д. 53-56), счетами-фактурами (т.1, л.д. 38-46).

Указанные обстоятельства, подтверждаются вышеизложенными доказательствами и доводами, изложенными  Министерством Финансов Ставропольского края в апелляционной жалобе.

Согласно пункту «ж» статьи 16 Закона реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством.

В силу статьи 17 Закона о реабилитации порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 №419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 №334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2004 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.04 №80.

Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели   в   фонде   компенсаций  на  соответствующий   финансовый  год.  Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.

При рассмотрении апелляционной жалобы, суд установил, что Минфин Ставропольского края обязанности по возмещению затрат в пределах поступающих ассигнований выполнил полностью, поэтому суд первой инстанции необоснованно удовлетворил иск за счет указанного министерства.

Из помесячных реестров Минфина края на финансирование (распределение средств, поступивших на реализацию Закона), из составленного УФК и Минфином края акта сверки расчетов по межбюджетным отношениям следует, что все денежные средства, поступившие Минфину края в соответствии с уведомлениями УФК, распределены по районам края, в том числе по Арзгирскому району (т.1, л.д. 9 -29).

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в спорный период Министерство финансов Ставропольского края в полном объеме выполнило обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Задолженность образовалась в связи с превышением размера фактических расходов на предоставление льгот над установленными лимитами выделенных Ставропольскому краю средств федерального бюджета.

В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов возникают расходные обязательства Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона о реабилитации превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели финансовой помощи (субвенции), суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции неправомерным о возложении ответственности на Министерство финансов Ставропольского края, так как обязанность по компенсации убытков лежит на Российской Федерации.

Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (пункты 17, 18 постановления).

Вместе с тем, из имеющихся в деле счетов-фактур видно, что услуги истцом предоставлялись по стоимости, включающей в себя НДС (т.1,л.д.38-46).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком    государственных    регулируемых    цен,    или    с    учетом    льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС.

С   учетом   вышеизложенного,   суд апелляционной инстанции  считает,   что  решение суда первой инстанции подлежит отмене, иск необходимо удовлетворить не за счет ответчика Министерства Финансов Ставропольского края, а за счет ответчика Министерства   финансов РФ г. Москва частично в сумме 299 602,82 руб. (за минусом НДС -53 928,51 руб.)

             При рассмотрении дела, как в суде первой, так и апелляционной инстанции между истцом и ответчиками расхождений по факту предоставления льгот не установлено, претензий к доказательствам не предъявлено.

              Учитывая, что УТиСЗН Арзгирской районной государственной администрации ликвидировано, поэтому в отношении указанного ответчика производство по делу необходимо прекратить.

В части требования истца о взыскании 299 602,82 руб. убытков с ответчиков: Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь, Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь  в удовлетворении иска суд отказывает.

             Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный суд,

                                                     П О С Т А Н О В И Л:

            Решение арбитражного суда от 06.02.07г. по делу №А63-16638/06-С3 отменить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Фе­дерации г. Москва за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО «Ставропольрегионгаз», г. Ставрополь 299 602,82 руб. затрат по возмещению расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» в феврале – ноябре 2004г.

В остальной части иска отказать.

В части требования о взыскании 299 602,82 руб. убытков с ответчиков: Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь, Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь  в удовлетворении иска  отказать.

           Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий                                             Л. В. Антошук

Судьи                                                                           А. ФИО5

                                                                                      ФИО1