ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-1762/2022 от 10.08.2023 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А63-1762/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года

Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2023 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего
Артамкиной Е.В., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николюк О.В., при участии в судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, от заявителя – акционерного общества «Электротехнические заводы “Энергомера”» (ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность
от 03.10.2022), заинтересованного лиц – управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
(ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие третьих лиц: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ОГРН <***>), федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>) в лице филиала по Ставропольскому краю, главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (ОГРН <***>), государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» (ОГРН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023
по делу № А63-1762/2022, установил следующее.

АО «Электротехнические заводы “Энергомера”» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
(далее – управление) о признании незаконным решения управления о приостановлении государственного кадастрового учета, выраженного в уведомлении от 17.11.2022
№ КУВД-001/2022-49632014/1; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу государственного кадастрового учета в отношении нежилого здания с кадастровым номером 26:16:060275:249, документы
на который были предоставлены с заявлением от 08.11.2022 № КУВД-001/2022-49632014; о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей
(с учетом измененных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее – территориальное управление), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю
(далее – кадастровая палата), главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (далее – управление МЧС), государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» (далее – учреждение).

Решением от 09.01.2023, оставленным без изменения постановлением
от 31.03.2023, признано незаконным уведомление управления от 17.11.2022
№ КУВД-001/2022-49632014/1 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении здания с кадастровым номером 26:16:060275:249, расположенного по адресу: <...>. Суд обязал управление
в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав в отношении нежилого здания с кадастровым номером 26:16:060275:249, расположенного по адресу: <...>, в части изменения основных характеристик объекта отраженных в документах, представленных с заявлением от 08.11.2022 № MFC-0639/2022-345608-1 (КУВД-001/2022-49632014).

Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось
с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

В кассационной жалобе управление указало на недопустимость внесения в ЕГРН сведений о здании с кадастровым номером 26:16:060275:249, поскольку в ЕГРН содержится запись о праве собственности Российской Федерации на часть данного
здания – подвал с кадастровым номером 26:16:060275:817 общей площадью 1112,5 кв. м с назначением – сооружение гражданской обороны (убежище). Ввиду данного обстоятельства, управление правомерно приостановило государственный кадастровый учет.

В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.

В судебном заседании представитель управления настаивал на доводах жалобы, представитель общества просил судебные акты оставить в силе.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей управления и общества, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Как установили суды, с 08.09.2010 за обществом зарегистрировано право собственности на нежилое здание с кадастровым номером 26:16:060275:249 (бытовой цех корпуса № 2, литера А2) площадью 6887,4 кв. м, количество этажей – шесть в том числе один подземный, расположенного по адресу: <...>
, поставленного на кадастровый учет 17.12.2011, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.10.2021.

Согласно выписке из ЕГРН от 26.02.2020 названное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 26:16:060275:40, расположенное по адресу: <...>, принадлежащем обществу на праве собственности с 08.09.2010.

В соответствии с техническим паспортом и планом объекта недвижимости
от 22.06.2006 в состав принадлежащего обществу здания с кадастровым номером 26:16:060275:249 входят помещения 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го, 6-го этажей, а также помещения машинного отделения и подвала, общеполезная площадь которых в сумме составляет 6887,4 кв. м.

Согласно сведениям ЕГРН в координатах, совпадающих с координатами фактического расположения вышеуказанного здания общества, 18.06.2015 территориальным управлением на кадастровый учет поставлено сооружение с кадастровым номером 26:16:060275:817 площадью 1112,5 кв. м, назначение: сооружения гражданской обороны (в том числе сооружения обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций). На основании Постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» зарегистрировано право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества – нежилое помещение – убежище (защитное сооружение гражданской обороны), с кадастровым номером 26:16:00602275:817 общей площадью 1112,5 кв. м, расположенное по адресу: <...>. Конфигурация сооружения с кадастровым номером 26:16:060275:817 совпадает с конфигурацией подвала, входящего в состав здания с кадастровым номером 26:16:060275:249, принадлежащего на праве собственности обществу.

13 августа 2021 года общество подало в управление заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик прилежащего обществу на праве собственности объекта недвижимости – нежилого здания
с кадастровым номером 26:16:060275:249 (бытовой цех корпуса № 2, литера А2) площадью 6887,4 кв. м, находящегося по адресу: <...>. В качестве документа основания для осуществления государственного кадастрового учета обществом представлен технический план здания от 08.07.2021, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером 26:16:060275:249.

24 ноября 2021 года управление уведомило общество (уведомление
№ КУВД001/2021-33478900/4) об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости.

08 ноября 2022 года общество повторно обратилось в управление с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении нежилого здания с кадастровым номером 26:16:060275:249, приложив новый технический план здания от 17.10.2022.
В заключении кадастрового инженера, приложенного к техническому плану указано, что при проведении кадастровых работ в связи изменением сведений о площади и этажности здания с кадастровым номером 26:16:060275:249 выявлено, что площадь изменилась в результате перепланировки выполненной в соответствии с проектной
документацией 933-2016.КР – А2 от 01.02.2016, изменения согласованны письмом управления архитектуры и градостроительства администрации города Невинномысска Ставропольского края от 22.09.2016 № 889/32. Площадь здания определена в пределах внутренних поверхностей наружных стен (площадь объекта указана на основании приложения № 2 к приказу Росреестра от 23.10.2020 № П/0393) и составляет 7374,7 кв. м. Общеполезная площадь составляет 6882,8 кв. м, количество этажей – 8, в том числе 1 подземный (что подтверждено количеством поэтажных планов в техническом паспорте
от 22.06.2006).

Дополнительно сообщено, что в процессе кадастровых работ выявлено,
что по адресу: <...> расположен объект недвижимости – сооружение (17) – сооружения гражданской обороны (в том числе сооружения обеспечения зашиты от чрезвычайных ситуаций) с кадастровым номером 26:16:060275:817, сведения о регистрации № 26:16:060275:817-26/001/2020-1
от 07.09.2020 – собственность Российской Федерации), площадь ОКС 1112,5 кв. м, является дублирующим сведения и повторяет конфигурацию подземного этажа здания с кадастровым номером 26:16:060275:249.

17 ноября 2022 года управление направило обществу уведомление
№ КУВД-001/2022-49632014/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
(пункт 5 часть 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ), а именно заявление представлено только от общества, при том, что в здании, принадлежащем 7 заявителю с кадастровым номером 26:16:060275:249, имеется принадлежащее Российской Федерации с кадастровым номером 26:16:060275:817, которое является подземным этажом здания с кадастровым номером 26:16:060275:249.

Ссылаясь на незаконность уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление общества и признавая действия управления незаконными, суды исходили из того, что обращение общества в управление с заявлением от 08.11.2022 № КУВД-001/2022-49632014 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении здания и содержащиеся в техническом плане здания
от 17.10.2022 его площадь определенная в соответствии с Приказом Росреестра
от 23.10.2020 № П/0393, направлено на приведение сведений о здании с кадастровым номером 26:16:060275:249 в соответствии с фактическими параметрами (техническими характеристиками) объекта недвижимости (здания литера А2). Представленный технический план здания от 17.10.2022, подготовленный учреждением, содержал исчерпывающие сведения об объекте недвижимости, необходимые для внесения изменений о данном объекте в ЕГРН, в связи с чем, оснований для приостановления государственного кадастрового учета в отношении здания с кадастровым номером 26:16:060275:24 не имелось. Уведомление управления от 17.11.2022
№ КУВД-001/2022-49632014/1 о приостановлении государственного кадастрового учета является незаконным и нарушает права общества имеющего интерес в изменении основных характеристик принадлежащего ему объекта недвижимости.

Суды отклонили доводы управления о невозможности произвести учет изменений в отношении всего здания, поскольку на подвал с кадастровым номером 26:16:060275:817 в ЕГРН имеются сведения о регистрации права собственности Российской Федерации
от 07.09.2020 № 26:16:060275:817-26/001/2020-1, указав, что за осуществлением
учетно-регистрационных действий в отношении сооружения с кадастровым номером 26:16:060275:817, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, общество не обращалось. Объектом гражданской обороны согласно паспорту убежища является помещение подвала в здании общества. Общество реально владеет и пользуется данным помещением, помещение в составе здания принадлежит обществу на праве собственности, это право никем не оспаривалось (в том числе не оспаривалось и в судебном порядке). Таким образом, общество как полноправный собственник нежилого здания с кадастровым номером 26:16:060275:249, имеет законное право осуществлять любые не противоречащие закону действия в отношении своего объекта недвижимости, в том числе осуществлять согласованную в установленном законом порядке перепланировку помещений в здании, кадастровый учет изменений характеристик здания.

Суд кассационной инстанции, проверив материалы дела, доводы жалобы и законность судебных актов, пришел к выводу, что при разрешении спора суды не учли следующего.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных данным Законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости
(далее – государственный кадастровый учет).

В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке.

В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.

В статье 26 Закона № 218-ФЗ содержится перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
(пункт 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Приостанавливая государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером 26:16:060275:249, управление сообщило обществу о зарегистрированном праве Российской Федерации на помещение с кадастровым номером 26:16:060275:817, которое является подземным этажом здания с кадастровым номером 26:16:060275:249.

Таким образом, между обществом и Российской Федерацией имеется спор о праве собственности на помещение с кадастровым номером 26:16:060275:817.

В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
№ 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 Кодекса с учетом подведомственности дела, то есть в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В рамках дела № А63-14316/2020 разрешен спор о праве собственности на помещение с кадастровым номером 26:16:060275:817. Обществу отказано в иске
о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на сооружение с кадастровым номером 26:16:060275:817
площадью 1112,5 кв. м, назначение: сооружения гражданской обороны (в том числе сооружения обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций), расположенного по адресу: <...> номер записи о государственной регистрации права собственности: 26:16:060275:817-26/001/2020-1 от 07.09.2020; аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на сооружение с кадастровым номером 26:16:060275:817 площадью 1112,5 кв. м, назначение: сооружения гражданской обороны (в том числе сооружения обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций), расположенного по адресу: <...>
 номер записи о государственной регистрации права собственности: 26:16:060275:817-26/001/2020-1 от 07.09.2020; снятии с государственного кадастрового учета сооружения с кадастровым номером 26:16:060275:817. Суды установили, что спорное сооружение – подвальный этаж здания, на которое зарегистрировано право собственности общества, с момента создания является объектом гражданской обороны – защитным сооружением и в силу закона находится в федеральной собственности.

При таких обстоятельствах, у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения требований общества, поскольку заявление о постановке на государственный кадастровый учет здания, включающего в себя помещение
с кадастровым номером 26:16:060275:817 общей площадью 1112,5 кв. м с назначением – сооружение гражданской обороны, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, подано только от общества.

Суды сделали выводы о том, что объект с кадастровым номером 26:16:060275:817 в составе здания принадлежит обществу на праве собственности, без учета преюдициально установленных по делу № А63-14316/2020 обстоятельств.

Поскольку обстоятельства спора установлены судами верно, но неправильно применены нормы материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не направляя дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023
по делу № А63-1762/2022 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Е.В. Артамкина

Судьи Е.Л. Коржинек

А.В. Садовников