ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-20511/2021 от 23.05.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-20511/2021

23.05.2022

Постановление изготовлено 23.05.2022

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Цигельникова И.А., рассмотрев в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.2022 по делу № А63-20511/2021 (судья Навакова И.В.) по заявлению государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН <***>) к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная систему Георгиевского городского округа» (г. Георгиевск, ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсии в размере 23309,68р,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа» (далее – Учреждение культуры) о взыскании ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсии в размере 23309,68р.

Определением суда от 23.12.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, как содержащее предусмотренные частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаки, при наличии которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 228 АПК РФ определение о принятии искового заявления своевременно размещено в сети Интернет на сервисе «Картотека арбитражных дел», с учетом установленного частью 1 статьи 121 АПК РФ срока.

22.02.2022 объявлено решение, принятое путем подписания резолютивной части по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, которым отказано в удовлетворении требований Пенсионного фонда. Судебный акт мотивирован тем, что Пенсионный фонд, как лицо требующее возмещения ущерба, не доказало противоправность поведения Учреждения культуры, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.

Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке. Просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Считает, что Учреждением культуры несвоевременно представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, что повлекло начисление и выплату излишней пенсии.

30.03.2022 на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение.

12.04.2022 апелляционным судом удовлетворено ходатайство Пенсионного фонда о восстановлении пропущенного процессуального срока, жалоба Пенсионного фонда принята к производству апелляционного суда и рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учреждение культуры в отзыве на апелляционную жалобу возразило по существу доводов Пенсионного фонда, просит отказать в удовлетворении жалобы, оставить решение суда без изменения. Поддерживает доводы отзыва на исковое заявление, представленного в суд первой инстанции.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.

Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Учреждение культуры является страхователем и уплачивает страховые взносы за своих работников.

Пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), в ходе которой установлено, несвоевременное представление страхователем (Учреждением культуры) сведений по форме СЗВ-М за апрель 2019 года в отношении 1 застрахованного лица (срок представления - 15.05.2019, фактически представлена дополняющая форма - 27.02.2020). Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Учреждения культуры акта от 21.05.2020 № 036S18200007068 и вынесения решения от 30.06.2020 № 036S19200007571 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение требований статьи 17 Закон № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500р за непредставление в установленный срок сведений о застрахованном лице.

В связи с несвоевременным представлением Учреждением культуры сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ФИО1 Пенсионным фондом были выплачены суммы индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в размере 23309,68р за период с 01.04.2019 по 31.03.2020.

Пенсионный фонд направил в адрес Учреждения культуры претензию от 09.07.2021 № 11-07/5349 с требованием произвести возврат излишне выплаченной суммы страховой пенсии в размере 23309,68р. Претензия оставлена без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Учреждения культуры ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсии в размере 23309,68р.

Положения Закона № 27-ФЗ устанавливают правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки).

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (пункт 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.

Таким образом, представленные данные ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых контролирующий орган ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы.

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, 4 в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, Пенсионным фондом установлено, что страхователь (Учреждение культуры) несвоевременно представил сведения о работающем у него застрахованном лице за апрель 2019 года в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок.

Вместе с тем в соответствии с информацией, представленной Учреждением культуры, сведения по форме СЗВ-М в отношении застрахованного лица ФИО1 за период: май 2019 по март 2020 года представлены своевременно. При этом протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии датирован Пенсионным фондом 14.04.2020, тогда как решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) 03.04.2020.

Судом первой инстанции верно установлено, что на дату составления протокола и вынесения решения Пенсионный фонд обладал сведениями, опровергающими факт увольнения ФИО1, ввиду чего Пенсионный фонд необоснованно осуществлял выплату страховой пенсии в повышенном размере в период с 01.04.2019 по 31.03.2020. Пенсионный фонд не осуществил контроль за своевременностью представления Учреждением культуры сведений за апрель 2019 - март 2020 года, информацию относительно прекращения застрахованными лицами трудовой деятельности у страхователя не запросил, начал выплату пенсии с индексацией как не работающему пенсионеру.

Одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату пенсий, которым в силу названных положений статьи 25 Закона № 173-ФЗ и статьи 28 Закона № 400-ФЗ может являться как работодатель, так и работник (пенсионер).

На основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: противоправности действий, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера причиненных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.

В основу принятого Пенсионным фондом решения об индексации и последующей выплате пенсии положен исключительно факт представления страхователем дополняющей формы СЗВ-М за апрель 2019 года. Вместе с тем, ненадлежащее исполнение Учреждением культуры исполнение своей обязанности по своевременному представлению сведений за апрель 2019 года, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.

В отчете по форме СЗВ-М за май 2019 года по март 2020 года Учреждением культуры представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ФИО1 и содержащие информацию о факте ее работы в учреждении.

Соответственно, в отношении ФИО1 начисление индексации в размере произведено не в связи с бездействием учреждения культуры, поскольку в отношении ФИО1 сведения отражены в последующих периодах (месяцах), что служило основанием для перерасчета пенсии Пенсионным фондом, однако указанные действия не были им предприняты.

Пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, в том числе - ФИО1, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятых решений об индексации и последующих выплат положил исключительно факт несвоевременного представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.

Отсутствие автоматизированного механизма проверки, наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает Пенсионный фонд от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.

Статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в срок и представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа 500р в отношении каждого застрахованного лица. Данная ответственность наступает независимо от наличия либо отсутствия вредных последствий данного правонарушения в виде ущерба от излишней выплаты пенсии.

В отличие от нее гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает по общим правилам гражданского законодательства и применима только при наличии ущерба и прямой причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и неправомерными действиями страхователя. В рассматриваемом случае допущены нарушения при предоставлении в пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-М, однако они не находятся в прямой причинно-следственной связи с причиненным ущербом, поскольку ущерб не наступил бы при надлежащей реализации пенсионным фондом своих полномочий.

Учитывая, что в отношении выплаты ФИО1 пенсии в увеличенном (индексированном) размере за спорный период не доказано наличие причинно-следственной связи с бездействием Учреждения культуры, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Пенсионного фонда о взыскании 23309,68р.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Доводы Пенсионного фонда не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272.1, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.2022 по делу № А63-20511/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты принятия постановления через арбитражный суд первой инстанции.

Судья И.А. Цигельников