ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-20513/2021
06.06.2022
Постановление изготовлено 06.06.2022
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Цигельникова И.А., рассмотрев в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2022 по делу № А63-20513/2021 (судья Костюков Д.Ю.) по заявлению государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению федеральный научный центр «Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт птицеводства» Российской академии наук г. Сергиев-Пасад, в лице филиала Селекционный-генетический центр «Северо-Кавказская зональная опытная станция по птицеводству» (с. Обильное, ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсии в размере 19869,64р, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению федеральный научный центр «Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт птицеводства» Российской академии наук г. Сергиев-Пасад, в лице филиала Селекционный-генетический центр «Северо-Кавказская зональная опытная станция по птицеводству» (далее – Бюджетное учреждение) о взыскании ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсии в размере 19869,64р.
Определением суда от 23.12.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, как содержащее предусмотренные частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаки, при наличии которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 228 АПК РФ определение о принятии искового заявления своевременно размещено в сети Интернет на сервисе «Картотека арбитражных дел», с учетом установленного частью 1 статьи 121 АПК РФ срока.
02.03.2022 объявлено решение, принятое путем подписания резолютивной части по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, которым отказано в удовлетворении требований Пенсионного фонда. Судебный акт мотивирован тем, что Пенсионный фонд, как лицо требующее возмещения ущерба, не доказало противоправность поведения Бюджетного учреждения, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке. Просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Считает, что Бюджетным учреждением несвоевременно представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, что повлекло начисление и выплату излишней пенсии.
08.04.2022 на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение.
20.04.2022 жалоба Пенсионного фонда принята к производству апелляционного суда и рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Бюджетное учреждение является страхователем и уплачивает страховые взносы за своих работников.
Пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), в ходе которой установлено, несвоевременное представление страхователем (Бюджетное учреждение) сведений по форме СЗВ-М за май-июнь 2017 года в отношении застрахованных лиц. Отчетность по форме СЗВ-М на ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 за май-июнь 2017 представлена 16.10.2017, 14.11.2017, 07.02.2018 соответственно, в результате чего образовалась переплата за период с 01.08.2017 по 28.02.2018.
Пенсионный фонд, при отсутствии сведений от Бюджетного учреждения в отношении застрахованных лиц, произвел индексацию размера пенсий ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 за период с 01.08.2017 по 28.02.2018 как неработающим пенсионерам.
Несвоевременное представление Бюджетным учреждением сведений по форме СЗВ-М в отношении указанных работающих пенсионеров, повлекло излишнюю выплату страховой пенсии в размере 19869,64р.
Пенсионный фонд направил в адрес Бюджетного учреждения претензии с требованием произвести возврат излишне выплаченной суммы страховой пенсии (т.1, л.д. 38-42). Претензии оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Бюджетного учреждения ущерба, в виде излишне выплаченных сумм пенсии в размере 19869,61р.
Положения Закона № 27-ФЗ устанавливают правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (пункт 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.
Таким образом, представленные данные ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых контролирующий орган ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, 4 в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, Пенсионным фондом установлено, что страхователь (Бюджетное учреждение) несвоевременно представил сведения о работающих у него застрахованных лицах за май-июль 2017 года в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок.
Вместе с тем в соответствии с информацией, представленной Бюджетным учреждением, сведения по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, представлены в Пенсионный фонд в августе 2017 и в последующие периоды. Отчеты содержали сведения об указанных лицах, как о работающих пенсионерах.
Судом первой инстанции верно установлено, что на дату составления протокола и вынесения решения Пенсионный фонд обладал сведениями, опровергающими факт увольнения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ввиду чего Пенсионный фонд необоснованно осуществлял выплату страховой пенсии в повышенном размере в период с 01.08.2017 по 28.02.2018. Пенсионный фонд не осуществил контроль за своевременностью представления Бюджетным учреждением сведений относительно застрахованных лиц, информацию относительно прекращения застрахованными лицами трудовой деятельности у страхователя не запросил, начал выплату пенсии с индексацией как не работающим пенсионерам.
Одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату пенсий, которым в силу названных положений статьи 25 Закона № 173-ФЗ и статьи 28 Закона № 400-ФЗ может являться как работодатель, так и работник (пенсионер).
На основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: противоправности действий, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера причиненных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
В основу принятого Пенсионным фондом решения об индексации и последующей выплате пенсии положен исключительно факт отсутствия сведений о застрахованных лицах в отчете по форме СЗВ-М за май-июль 2017 года. Вместе с тем, ненадлежащее исполнение Бюджетным учреждением исполнение своей обязанности по представлению достоверных сведений за май-июль 2017 года, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
В отчете по форме СЗВ-М за август 2017 – февраль 2018 года Бюджетным учреждением представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 Соответственно, в отношении указанных застрахованных лиц начисление индексации произведено не в связи с бездействием Бюджетного учреждения (ненадлежащим исполнением обязанности по представлению сведений по форме СЗВ-М за май-июль 2017 года), поскольку в отношении застрахованных лиц, сведения отражены в последующих периодах (месяцах), что служило основанием для перерасчета пенсии Пенсионным фондом, однако указанные действия не были им предприняты.
Пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятых решений об индексации и последующих выплат положил исключительно факт несвоевременного представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Отсутствие автоматизированного механизма проверки, наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает Пенсионный фонд от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.
Статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в срок и представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа 500р в отношении каждого застрахованного лица. Данная ответственность наступает независимо от наличия либо отсутствия вредных последствий данного правонарушения в виде ущерба от излишней выплаты пенсии.
В отличие от нее гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает по общим правилам гражданского законодательства и применима только при наличии ущерба и прямой причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и неправомерными действиями страхователя. В рассматриваемом случае допущены нарушения при предоставлении в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-М, однако они не находятся в прямой причинно-следственной связи с причиненным ущербом, поскольку ущерб не наступил бы при надлежащей реализации Пенсионным фондом своих полномочий.
Учитывая, что в отношении выплаты ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, пенсии в увеличенном (индексированном) размере за спорный период не доказано наличие причинно-следственной связи с бездействием Бюджетного учреждения, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Пенсионного фонда о взыскании 19869,61р.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы Пенсионного фонда не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272.1, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2022 по делу № А63-20513/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты принятия постановления через арбитражный суд первой инстанции.
Судья И.А. Цигельников