ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-21521/2022
16.02.2024
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.02.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края, при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю – ФИО1 (доверенность от 29.12.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2023 по делу № А63-21521/2022 (судья Минеев А.С.) по заявлению Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене решения от 16.11.2022 по делу № 026/10/104-2067/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью проектная организация «Карьер ПИМ» (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>); государственное казенное учреждение Ставропольского края «Управление капитального строительства» (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – Антимонопольная служба) о признании незаконным и отмене решения от 16.11.2022 по делу № 026/10/104-2067/2022 об отказе во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью проектная организация «Карьер ПИМ» в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью проектная организация «Карьер ПИМ» (далее – Общество); государственное казенное учреждение Ставропольского края «Управление капитального строительства» (далее – Управление капитального строительства).
Решением суда от 10.11.2023 признано недействительным решение Антимонопольной службы от 16.11.2022 по делу № 026/10/104-2067/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Суд обязал Антимонопольную службу повторно рассмотреть вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Карьер ПИМ в порядке и сроки, установленные в статье 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Судебный акт мотивирован тем, что Общество не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок исполнения контракта в определенный срок, не проявило необходимой осторожности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, в целях надлежащего исполнения принятых на себя перед заказчиком обязательств, у Антимонопольной службы отсутствовали основания для отказа во включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с решением суда, Антимонопольная служба обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что примененная антимонопольным органом мера по невключению Общества в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует соразмерности и справедливости.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Министерства поступили возражения на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей лиц.
В судебном заседании представитель Антимонопольной службы поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Антимонопольной службы,считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 08.08.2022 между Министерством и Обществом заключен государственный контракт № 41-2022 на выполнение подрядных работ по объекту «Строительство фельдшерско-акушерского пункта в п. Верхнеподкумский ГБУЗ СК «Предгорная районная больница» для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (далее – государственный контракт). Согласно условиям государственного контракта Общество приняло на себя обязательства выполнить подрядные работы (пункт 1.1). Цена государственного контракта составляла 7580628,04р (пункт 3.1). Пунктом 5.3.1. государственного контракта установлена обязанность Общества принять на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения работ. Обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией. Со дня начала работ и до их завершения подрядчик ведет журнал учета входного контроля материалов и конструкций, в котором фиксируется качество строительных материалов и конструкций, общий журнал работ по форме, установленной РД-11-05-2007, в котором отражается весь ход производства работ и специальные журналы работ. В соответствии с графиком выполнения работ (приложение № 2 к государственному контракту), срок начала выполнения работ исчислялся со дня заключения государственного контракта, срок окончания выполнения работ – 30.11.2022. Согласно пункту 8.1 государственного контракта приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ, условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ). Пунктами 8.2, 8.5.2 государственного контракта к комплекту первичных учетных документов относятся следующие документы: акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма № КС-3), счет, счет-фактура (при наличии), акт приемки объекта капитального строительства. В соответствии с пунктом 8.5.4 государственного контракта приемка выполненных работ (этапа работ) осуществляется заказчиком не позднее 15 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке. Сдача объекта после завершения работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом приемки объекта капитального строительства (пункт 8.15 государственного контракта). Пунктом 8.17 государственного контракта установлено, что подрядчик обязан сдать результат работ заказчику в соответствии с условиями контракта и обеспечивающий заказчику сдачу законченного строительством объекта. Пунктами 12.1, 12.4, 12.5 государственного контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта. Дополнительным соглашением от 11.08.2022 к государственному контракту стороны внесли изменения в раздел 16 государственного контракта.
11.08.2022 Обществом выставлен счет на оплату аванса в размере 30% по государственному контракту.
17.08.2022 осуществлено внесение оплаты в размере 2274188,41р в счет оплаты по государственному контракту (платежное поручение от 16.08.2022 № 2043).
Письмом от 17.08.2022 Министерством направило в адрес Общества документы, предусмотренные пунктом 5.1.1 государственного контракта, а также акт приема-передачи разрешения на строительство от 17.08.2022.
17.08.2022 Министерством и Обществом подписан акт приема-передачи земельного участка (строительной площадки) под строительство объекта капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:29:160124:255, площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный муниципальный район, сельское поселение <...>.
Претензией от 20.10.2022 № 01-05/10368 Министерство потребовало от Общества уплату неустойки за нарушение сроков (этапов) выполнения работ по государственному контракту.
28.10.2022 Министерством принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направлено в установленном порядке Обществу, что подтверждается распиской в получении документов от 28.10.2022.
09.11.2022 Министерство обратилось в Антимонопольную службу о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Антимонопольной службы от 16.11.2022 по делу № 026/10/104-2067/2022 отказано не включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с заявлением.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Законом № 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены в Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078.
По смыслу части 1 статьи 12 Закона № 44-ФЗ заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения «заданных результатов», является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившегося в намеренном уклонении от исполнения контракта.
Материалами дела подтверждается, что результатом работ по государственному контракту от 08.08.2022 № 41-2022 являлось строительство фельдшерско-акушерского пункта в п. Верхнеподкумский ГБУЗ СК «Предгорная районная больница, которое Общество обязалось выполнить в срок до 30.11.2022. При этом, исходя из анализа приложения № 2 государственного контракта (графика выполнения работ), следует, что срок выполнения: первого этапа работ (разбивка осей, разработка грунта, уплотнение, перевозка, земляные работы, разработка грунта с устройством грунтовых подушек, обратная засыпка, перевозка, устройство ж/б ленточных фундаментов и под колонны, гидроизоляция) составлял с даты заключения государственного контракта до 31.08.2022; второго этапа (монтаж металлических конструкций, ограждающих конструкций, устройство перекрытий из досок с огнебиозащитным покрытием, монтаж кровли из профнастила с деревянной обрешеткой с ее устройством огнебиозащитным покрытием, устройство желобов подвесных и водосточных труб, оконные блоки из ПВХ профилей с установкой подоконных досок, металлических решеток, устройство перегородок из ГКЛ внутренних, устройство подвесных потолков из ГКЛВ одноуровневых двухслойных, облицовка стен плиткой керамической, устройство стяжек цементных, керамическая плитка с устройством плинтусов, линолеум гетерогенный с устройством плинтусов, прокладка кабеля в коробах и тубах, вводнораспределительное устройство ВРУ, щит аварийного освещения ЩАО, щит рабочего освещения ЩО, щит распределительный ЩР, щит кондиционирования ШВК, монтаж приборов: выключатели и розетки, окраска поливинилацетатными водоэмульсионными составами потолков и стен, покрытие из асфальтобетонных смесей с устройством колесоотбойщиков) в срок 1 месяц после завершения 1 этапа, то есть до 30.09.2022; третьего этапа (наружная отделка, устройство крылец с пандусом, с установкой ограждения, внутренние сети В1, Т3, К1, конвектора, прокладка воздухоотводов и установкой дефлекторов, установка вентиляционных клапанов, установка агрегатов воздушноотопительных, установка сплит-систем, светильники, световые настенные указатели, заземлители вертикальные, оборудование пожарной сигнализации, прокладка кабеля в коробах и по установленным конструкциям, оборудование системы ЛВС, прокладка кабеля в коробах, оборудование охранной сигнализации, прокладка кабеля в коробах, оборудование видеонаблюдения с прокладкой кабеля, подвеска самонесущих проводов с комплектующими, установка опор, светильников, подвеска самонесущих проводов с комплектующими, устройство заземления, земляные работы, прокладка трубопроводов, устройство ж/б колодцев, устройство водомерного узла, земляные работы, укладка труб, устройство ж/б колодцев, установка септика с крышкой, устройство заграждений из готовых металлических решетчатых панелей с установкой ворот и калиток, устройство навеса с покрытием из профилированного листа) в срок 1 месяц после завершения 2 этапа, то есть до 31.10.2022; четвертого этапа (покрытие асфальтобетонное с установкой бортовых камней, покрытие тротуарной плитки с установкой бортовых камней, посев газонов, посадка деревьев, урна, скамья, контейнер мусоросборный, контрольно-исполнительная геодезическая съемка подземных инженерных коммуникаций, исполнительная топографическая съемка) после завершения третьего этапа до 30.11.2022.
Доказательств выполнения Обществом условий государственного контракта в установленный срок, в том числе первого-третьего этапов государственного контракта до даты расторжения (28.10.2022), в материалы дела не представлено. Акты сдачи-приемки выполненных работ Министерству не представлены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, Обществом (подрядчик) не обеспечено строительство фельдшерско-акушерского пункта в п. Верхнеподкумский ГБУЗ СК «Предгорная районная больница», условия контракта не исполнены в установленный срок.
В обоснование отсутствия вины при исполнении государственного контракта Общество указало на факт выполнения работ на 80% по причине того, что заказчик не подготовил участок для выполнения строительных работ, а именно не убрал деревья и забор. Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 26:29:160124:255 и расположенная на нем строительная площадка под строительство объекта капитального строительства фельдшерско-акушерского пункта в п. Верхнеподкумский ГБУЗ СК «Предгорная районная больница» в состоянии строительной площадки «площадка свободна от капитальных строений» передан Министерством в безвозмездное пользование Обществу без претензий, что подтверждается актом приема-передачи от 17.08.2022.
В первый этап работ в срок до 31.08.2022 включены: разбивка осей, разработка грунта, уплотнение, перевозка, земляные работы, разработка грунта с устройством грунтовых подушек, обратная засыпка, перевозка, устройство ж/б ленточных фундаментов и под колонны, гидроизоляция. Следовательно, Обществом не могло приступить и не приступило к строительству объекта без проведения указанных работ, которые подразумевали собой демонтаж забора и выкорчевывание деревьев.
Доказательств направления подрядчиком (Обществом) в адрес заказчика (Министерство) претензий, в которых заявлено о ненадлежащем состоянии земельного участка с кадастровым номером 26:29:160124:255 и расположенной на нем строительная площадка в материалы дела не представлено.
Обществом как подрядчиком не обеспечено исполнение государственного контракта от 08.08.2022 в установленные сроки, а именно строительство фельдшерско-акушерского пункта в п. Верхнеподкумский ГБУЗ СК «Предгорная районная больница». Взятые на себя обязательства не исполнены. Сроки исполнения обязательств нарушены. Усматривается вина Общества в нарушении сроков, что явилось законным основанием для принятия Министерством решения об одностороннем отказе от контракта от 28.10.2022.
Доводы жалобы о недоказанности совершения Обществом умышленных действий по неисполнению контракта, что является основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, не основаны на нормах действующего законодательства.
Антимонопольная служба при разрешении вопроса о наличии оснований для включения, либо невключения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков должна установить причины и обстоятельства, послужившие основанием для недобросовестного поведения по исполнению контракта со стороны подрядчика дать оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта, проявление им должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась по характеру обязательства для его надлежащего исполнения.
При этом, ненадлежащее исполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил, на что указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489.
Вступая в соответствующие правоотношения, Общество должно было знать об установленных законодательством обязанностях и обеспечить их выполнение, то есть действовать с той степенью заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих норм и правил.
Неисполнение условий контракта, являющееся основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, может иметь место не только при совершении умышленных действий, бездействия, но и в тех случаях, когда подрядчик по небрежности не совершает необходимых мер, направленных на обеспечение соблюдения соответствующих норм и правил, не предпринимает меры для его исполнения. В данном случае Общество не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок исполнения контракта в определенный государственным контрактом от 08.08.2022 № 41-2022 срок, не проявило необходимой осторожности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, в целях надлежащего исполнения принятых на себя перед заказчиком обязательств. Невыполнение Обществом установленных Законом № 44-ФЗ требований, регламентирующих порядок исполнения контракта в установленный срок, создало угрозу наступления неблагоприятных последствий для заказчика и что свидетельствует о виновном бездействии.
Доказательства возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, объективно не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по государственному контракту, последним ни в Антимонопольную службу, ни в материалы рассматриваемого дела не представило.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что недобросовестное поведение Общества привело к заключению государственного контракта от 06.12.2022 № 82-2022 с индивидуальным предпринимателем ФИО2 на выполнение подрядных работ по объекту строительство фельдшерско-акушерского пункта в п. Верхнеподкумский ГБУЗ СК «Предгорная районная больница» для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.06.2023 по делу № А63-3698/2023, с Общества в пользу Министерства взысканы 2274188,41р неосновательного обогащения. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств, подтверждающих исполнение Обществом договорных обязательств в полном объеме, в том числе на сумму перечисленного аванса.
В этой связи, выводы Антимонопольной службы, изложенные в оспариваемом решении, противоречат судебным актам и установленным фактическим обстоятельствам.
Поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 44-ФЗ, а в действиях Общества усматриваются признаки недобросовестного поведения при исполнении контракта, выводы об отсутствии оснований для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков по заключению судов не соответствуют представленным в дело доказательствам.
С учетом отсутствия в решении Антимонопольной службы оценки поведения Общества в соответствии с положениями статьи 104 Закона № 44-ФЗ, а также Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, судом первой инстанции правомерно в качестве способа устранения допущенных нарушений указано на обязание антимонопольной службы повторно рассмотреть вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества.
Данная обязанность, возложенная судом на Антимонопольную службу, соотносится с принципом восстановления нарушенного права, установленным пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда первой инстанции принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в полном объеме по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2023 по делу № А63-21521/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Цигельников И.А.
Судьи Егорченко И.Н.
Сомов Е.Г.