ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-4787/2021 от 19.04.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А63-4787/2021

19 апреля 2022 года

            Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года

            Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видео-конференц-связи, помощником судьи Макаровой А.В., при участии в судебном заседании от истца – общества с ограниченной ответственностью «Клинико-диагностическая лаборатория ФИО1.» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 и ФИО3 (доверенность от 24.03.2022), в отсутствие ответчика – публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» (ИНН <***>,
ОГРН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Клинико-диагностическая лаборатория ФИО1.» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу № А63-4787/2021, установил следующее.

ООО «Клинико-диагностическая лаборатория ФИО1.» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ПАО «Россети Северный Кавказ»
(далее – компания) о признании незаконным отказа компании в допуске общества
к участию в конкурсе на право заключения рамочного договора по оказанию услуг
по проведению лабораторных исследований на COVID-19 для работников компании; признании незаконным и отмене протокола от 25.02.2021 ПРС 250221/14 рассмотрения заявок на участие в процедуре 32109880169 в части отказа в допуске общества к участию в процедуре и признании несоответствующей требованиям документации заявки общества (заявки 5); признании незаконным и отмене протокола от 26.02.2021 ПП 260221/4 подведения итогов процедуры 32109880169; возложении обязанности на заказчика повторно рассмотреть заявку общества на участие в конкурсе 32109880169 на право заключения рамочного договора по оказанию услуг по проведению лабораторных исследований на COVID-19 для работников компании.

Решением суда 28.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление. Заявитель указывает, что заказчик необоснованно отклонил заявку обществу как несоответствующую требованиям, установленным в пункте 4.3 технического задания. Заказчик не устанавливал требования относительно срока и количества лабораторных исследований в день. По мнению общества, последним днем срока надлежащего исполнения обязательств по выдаче результатов будет считаться день, следующий за днем тестирования работников. Данное требование общество могло обеспечить. Суды не дали надлежащую оценку доводу общества, согласно которому расстояние от любого места оказания услуг до лаборатории общества составит до 4 часов. Действия заказчика
по отклонению заявки повлекли за собой нарушение прав и законных интересов общества, лишили его возможности заключения рамочного договора на оказание услуг
по проведению лабораторных исследований на
COVID-19 для работников компании
как с единственным участником конкурса, поскольку все остальные заявки были отклонены.

В отзыве на кассационную жалобу компания указала на ее несостоятельность, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 11.01.2021 на сайте электронной торговой площадки (АО «ЕЭТП») https://rosseti.roseltorg.ru/ объявлен конкурс в электронной форме № 32109880169 на право заключения рамочного договора по оказанию услуг
по проведению лабораторных исследований на COVID-19 для работников компании
со следующими сроками: подача заявок 11.01.2021, окончания приема заявок 05.02.2021, рассмотрение заявок 25.02.2021.

Согласно протоколу о переносе сроков от 18.02.2021 № ППС 180221/2 подведение итогов назначено на 26.02.2021.

Пунктом 3.5.5 документации предусматривалось, что описание участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных
и качественных характеристик, описание выполненной работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик осуществляется участником закупки в соответствии с требованиями части V «Техническая часть» по формам, установленным в части III «Образцы форм для заполнения участниками закупки».

Согласно пункту 5.3.4 документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника, в том числе, в случаях, если:

а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке;

б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений
и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).

В Техническом задании конкурсной документации (извещение о внесении изменений от 22.01.2021 № ПК 220121/12) установлены требования к месту оказания услуг, перечню подлежащих оказанию услуг, а также иные требования, в частности,
в пункте 4.3 указано, что результаты должны выдаваться на следующий день
после тестирования персонала.

Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в процедуре от 05.02.2021 № ПВ050221/10 следует, что на конкурс было подано 5 заявок от участников:
ООО «Центральная поликлиника»; ООО «Лаборатория Гемотест», ООО «Королев медицина»; ООО «Инвитро-Ставрополье»; общество (истец).

На основании протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре 32109880169 от 25.02.2021 № ПРС 250221/14 все поданные заявки к конкурсу  не допущены ввиду признания их несоответствующими требованиям конкурсной документации.

Заявка общества отклонена на основании подпунктов «а» и «б» пункта 5.3.4 документации о закупке, в связи с тем, что не соответствовала требованиям, установленным в пункте 4.3 технического задания конкурсной документации (результаты должны выдаваться на следующий день после тестирования персонала).

В заявке общества в графике выполнения услуг (форма 6) срок исполнения исследования указан: 1 сутки с поступления в лабораторию.

Из протокола от 26.02.2021 № ПП 260221/4 подведения итогов процедуры проведения открытого конкурса следует, что в соответствии с подпунктом «а»
пункта 7.5.1 Единого стандарта закупок компании (утвержденного протоколом совета директоров) процедура 32109880169 признана несостоявшейся.

Общество, полагая, что его заявка в отсутствие правовых оснований признана закупочной комиссией несоответствующей требованиям конкурсной документации, обратилось в суд с рассматриваемым иском.

Компания относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий
для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества
и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг
и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, автономными учреждениями.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми
в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные
с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).

В материалы дела представлен Единый стандарт закупок компании (положение
о закупке), утвержденный решение совета директоров (протокол от 17.12.2018 № 334
в редакции протоколов от 28.05.2020 № 417, от 24.11.2020 № 440 и от 07.04.2021 № 451).

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок
на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации
о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются
в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что в документации
о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке,
в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13).

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы
для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона № 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

В пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации
№ 3 (2021), утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, указано следующее.

При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона
№ 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне,
что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.

Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив
при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные
в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков
в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований общества. Суды установили, что 11.01.2021 компания разместила извещение о проведении процедуры (заключение рамочного договора) и документацию на электронном сайте. Заявки оценены в соответствии с положениями Единого стандарта закупок компании. Компания установила в пункте 4.3 технического задания требования к участникам, а именно: результаты должны выдаваться на следующий день после тестирования персонала.
В заявке общества в графике выполнения услуг (форма 6) срок исполнения исследования указан: 1 сутки с поступления в лабораторию. Таким образом, компания правомерно отклонила заявку общества как несоответствующую требованиям пункта 4.3 технического задания, поскольку согласно пункту 3.1.4 документации сведения, которые содержатся
в заявках участников закупки, не должны допускать двусмысленного толкования.

В рассматриваемом случае компания четко определила необходимость получения результатов на следующий день после тестирования персонала (пункт 4.3 технического задания), указание обществом в сроках исполнения исследования – сутки с поступления
в лабораторию – не позволяет достоверно установить соблюдение лицом сроков, запрошенных заказчиком.

Иное толкование технического задания обществом не изменяет требований, указанных в пункте 4.3 технического задания. Ссылка подателя жалобы на то,
что из любого места сбора до лаборатории не более 4 часов, также не позволяет достоверно установить соблюдение сроков, запрошенных заказчиком, который указал
на необходимость получения результатов не позднее следующее дня после тестирования персонала, а не с поступления материалов в лабораторию.

Оспариваемые торги проведены в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ
и документацией о закупке; требования, установленные заказчиком в закупочной документации, относительно сроков получения результатов тестирования является важным для заказчика, данное требование направлено на выявление участников, обладающих достаточной квалификацией, что в силу пунктов 1 и 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ является необходимым условием.

Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд
не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных
по делу обстоятельств.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов
(часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.

С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021

 по делу № А63-4787/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                        В.В. Аваряскин

Судьи                                                                                                                      О.Л. Рассказов

                                                                                                                                 И.И. Фефелова