ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-7466/17 от 17.10.2017 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

23 октября 2017 года Дело № А63-7466/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2017 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Луговой Ю.Б.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо – Кавказскому Федеральному округу

на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2017 по делу № А63-7466/2017 (судья Турчин И.Г.)

по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя (ОГРН 1042600329969, ИНН 2635028348)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо - Кавказскому федеральному округу, Ставропольский край (ОГРН 1102650002212, ИНН 2626042723),

третье лицо: Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу

о взыскании 5 960, 25 руб. задолженности за потребленную электрическую энергию, 703, 14 руб. задолженности за потребленную воду и водоотведение,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя (далее – инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – департамент, Росприроднадзор) о взыскании задолженности по оплате потребленной электрической энергии в сумме 5 960, 25 руб. и задолженность за оплату потребленной воды и водоотведения в сумме 703, 14 руб.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие письменного договора на возмещения затрат по оказанию коммунальных услуг не свидетельствует об отсутствии договорных отношений у истца, оказывающего коммунальные услуги, и ответчика, как лица, получающего такие услуги.

В апелляционной жалобе департамент просил решение суда первой инстанции от 18.07.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 29.08.2017 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда следует оставить без изменения, в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судом, помещения № 1-8, 8А, 9-24, А - лестничная клетка на 5-ом этаже и часть помещений 0 этажа (подвал) здания по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72, А, являются собственностью Российской Федерации, внесены в реестр федеральной собственности (02610173000003) и находятся на балансе Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу.

На основании распоряжения № 90 от 09.03.2005 между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ставропольскому краю (представитель собственника), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ставропольскому краю (балансодержатель) и Территориальным агентством по недропользованию по Ставропольскому краю (пользователь) заключен договор безвозмездного пользования федеральным имуществом № 123 от 29.03.2005 (том 2, л.д. 60).

Согласно пункту 2.1 договора помещение № 7 площадью 21,4 кв.м., находящемся на 5 этаже здания по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, д. 72, А, передается от представителя собственника балансодержателю в пользование на безвозмездной основе, с учетом осуществления балансодержателем необходимых мер по содержанию имущества и его рациональному использованию.

Во исполнение указанных обязательств представителями собственника и балансодержателя по акту приема передачи от 29.03.2005 переданы пользователю в безвозмездное пользование имущество, указанное в пункте 2.1 договора от 29.03.2005 (том 1, л.д. 61).

Распоряжением № 800 от 02.09.2009 Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ставропольскому краю внесены изменения в договор безвозмездного пользования № 123 от 29.03.2005 в связи с изготовлением новой технической документации и изменением нумерации помещений (№№ 120, 121, общей площадью 20,6 кв.м., вместо ранее указанного помещения № 7, общей площадью 21,4 кв.м.).

Дополнительным соглашением от 19.03.2010 № 322 сторонами внесены изменения в пункт 2.2.1 договора безвозмездного пользования федеральным имуществом № 123 от 29.03.2005, согласно которому в указанный пункт включены помещения общего пользования этажа 5 №№ 119 (1/14 часть), 124 (1/14 часть), 125 (1/14 часть), 126 (1/14 часть), 127 (1/14 часть), 135 (1/14 часть) общей площадью 6.2 кв.м., которые во исполнение указанного соглашения по акту приема - передачи от 19.03.2010 переданы пользователю.

Согласно выписке от 14.12.2015 № 26/001/106/2015-17044 следует, что помещения №1-8, 8А, 9-24, А - лестничная клетка на 5-ом этаже и часть помещений 0 этажа (подвал) принадлежат на праве оперативного управления Комитету Природных ресурсов по Ставропольскому краю.

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу является правопреемником Комитета Природных ресурсов по Ставропольскому краю в результате преобразований.

Из письма от 27.07.2015 № 5801/03 ТУ Росимущества в Ставропольском края следует, что помещения № 1-8, 8А, 9-24, А-лестничная клетка на 5-ом этаже и часть помещений 0 этажа (подвал) находятся на балансе Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо - Кавказскому федеральному округу.

В письме от 27.07.2015 № 5801/03 ТУ Росимущества в Ставропольском края указало, что часть помещений по договорам безвозмездного пользования отданы в пользование ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу», Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов и Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу.

01.02.2016 между инспекцией (потребитель) и ПАО «Ставропольэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) заключен государственный контракт на энергоснабжение электрической энергией организации финансируемой за счет средств федерального бюджета № 610021 (далее – контракт) (том 1, л.д. 17 – 27).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта ПАО «Ставропольэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами оказывать услуги по передачи электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а инспекция обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления электрической энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.

Дата начала исполнения обязательств по контракту на энергосбережение установлена с 00 часов 00 минут 01.01.2016 в соответствии с пунктом 1.2 контракта.

Выполняя договорные обязательства, ПАО «Ставропольэнергосбыт» с января по декабрь 2016 подало инспекции электроэнергию, что подтверждается актами приема-передачи электроэнергии за январь – декабрь, подписанными без замечаний и разногласий (том № 1, л.д. 124 – 136).

Приложением № 3 к контракту установлен перечень абонентов, присоединенным к сетям потребителя, в том числе и Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (департамент по недропользованию), Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, филиал по Ставропольскому краю ФБУ «ТФГИ по Южному федеральгному округу» (том 1, л.д. 29).

Согласно актам сверки взаимных расходов за электрическую энергию за 2016 год задолженность Росприроднадзора (с учетом коэффициента площади) перед инспекцией составила 5 960, 25 руб. (том 2, л.д. 53, 55).

08.02.2016 между инспекцией, ПАО «Ставропольэнергосбыт» и ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» в лице Ставропольского филиала ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» заключено дополнительное соглашение к государственному контракту на энергосбережение (том 1, л.д. 45 – 46).

02.02.2016 между инспекцией (абонент) и МУП «Водоконал» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) заключен единый договор № 1/1146/16 холодного водоснабжения и водоотведения (далее – договор) (том 1 ,л.д. 49 – 59).

В соответствии с разделом 1 договора МУП «Водоканал» обязался подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, холодную (техническую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а инспекция обязалась оплачивать указанные услуги.

Согласно пункту 4 договора датой начала исполнения обязательств по контракту на подачу холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2016.

Выполняя договорные обязательства, МУП «Водоканал» с января по декабрь 2016 подало холодную (питьевую) воду, что подтверждается актами за январь – декабрь, подписанными без замечаний и разногласий (том № 1, л.д. 112 - 123).

Согласно актам сверки взаимных расходов за холодную воду за 2016 год задолженность Росприроднадзора (с учетом коэффициента площади) перед инспекцией составила 703, 14 (том 2, л.д. 54, 56 – 57).

08.02.2016 между инспекцией, МУП «Водоканал» и ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» в лице Ставропольского филиала ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» заключено дополнительное соглашение к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 02.02.2016 согласно которому, субабонент ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» обязалось производить оплату за фактически полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды в соответствии с занимаемой площадью на лицевой счет инспекции (том 1, л.д. 67 – 68).

13.12.2016 инспекция в адрес Департамента по недропользованию направила письмо № 02-84/016151 с просьбой заключить трехсторонние договоры с МУП «Водоканал» и ПАО «Ставропольэнергосбыт» и произвести оплату за коммунальные услуги, предоставленные в 2016 году (том 1, л.д. 78 – 81).

Департамент по недропользованию письмом № 05-06/2728 от 30.12.2016 сообщил, что в адрес Росприроднадзора направлено письмо с просьбой о перезаключении договора безвозмездного пользования федеральным имуществом (том 1, л.д. 82).

В ответ на письмо инспекции от 30.12.2016 Росприроднадзор сообщил, что департаментом по недропользованию заключен договор безвозмездного пользования федеральным имуществом от 02.12.2016 и соглашение об объемах потребляемых коммунальных услуг от 08.11.2016 на период с 01.01.2016 по 31.12.2016 (том 1, л.д. 73 – 78).

В письме от 19.04.2017 департамент по недропользованию сообщил, что по вопросу оплаты коммунальных услуг согласно решению суда от 12.09.2016 по делу № А63-1054/2016 департамент по недропользованию не является собственником помещений, не оплачивает коммунальные услуги непосредственно поставщику услуг, а возмещает балансодержателю (Росприроднадзору) расходы по содержанию недвижимого имущества с учетом занимаемой площади.

Инспекция полагая, что Росприроднадзор не отрицает нахождение имущества у него на балансе, факт необходимости несения расходов на его содержание, но отказывается оплачивать коммунальные расходы на содержание имущества, поскольку оно не оформлено в соответствии законодательством, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потреби-телю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашениями сторон.

Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 545 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Приложением № 3 к контракту от 01.02.2016 установлен перечень абонентов, присоединенным к сетям потребителя, а именно Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Филиал по Ставропольскому краю ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу».

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Материалы дела свидетельствуют, что истец надлежащим образом исполнял обязанность по оплате электрической энергии и холодной воды.

Учитывая, что ответчик доказательства оплаты стоимости поставленной энергии и холодной воды не представил, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности по оплате потребленной электрической энергии и оплате потребленной воды и водоотведения.

Ссылка Росприроднадзора на то, что обязанность департамента по недропользованию по оплате стоимости услуг по электроснабжению, обеспечению теплом, водоснабжению, канализации вытекает из условий договора безвозмездного пользования федеральным имуществом № 123 от 29.03.2005, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанный договор регулирует отношения балансодержателя помещений с пользователем (департамент по недропользованию), а не отношения пользователя с третьими лицами.

Довод апелляционной жалобы Росприроднадзора о том, что то, что его учредительными документами не предусмотрено право осуществлять приносящую доход деятельность, предполагая при этом, что департамент по недропользованию будет перечислять денежные средства в возмещение затрат ответчика на коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги на лицевой счет ответчика по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не принимается судом апелляционной инстанции.

Порядок учета операций со средствами, поступающими от организаций на возмещение расходов учреждения по оплате коммунальных услуг по переданным им в безвозмездное пользование помещениям, разъяснен Минфином России в Письме от 27.02.2012 № 02-03-09/599.

Из данных разъяснений следует, что финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием имущества, переданного в безвозмездное пользование организациям, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на указанные цели.

В соответствии с указанным выше Письмом Минфина России № 02-03-09/599 средства, поступающие в качестве возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, зачисляются на счета, открытые территориальными органами Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Банка России на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления в доход федерального бюджета.

Росприроднадзор является администратором доходов бюджета. Средства, поступающие на возмещение расходов, связанных с оказанием коммунальных услуг, не будут зачисляться на лицевой счет ответчика по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства настоящего дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей относятся на заявителя жалобы – департамент и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина оплачена не была. Нормами Налогового кодекса Российской Федерации департамент как государственное учреждение не освобождено от уплаты государственной пошлины по такой категории споров.

Руководствуясь статьями 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2017 по делу № А63-7466/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо – Кавказскому Федеральному округу в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции при наличии процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Ю.Б. Луговая