ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-7695/2020
08.02.2021
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии представителей: от государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» – ФИО1 (доверенность от 26.05.2020 №60); от Управления Ставропольского края–государственной жилищной инспекции - ФИО2 (доверенность от 26.03.2020 №02-05/965), в отсутствие ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Ставропольского края - государственная жилищная инспекция на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2020 по делу №А63-7695/2020 (судья Быкодорова Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» (далее - Предприятие) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Ставропольского края – государственная жилищная инспекция (далее – Жилищная инспекция) о признании недействительным и отмене предписания от 17.03.2020 № 282.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3 (далее – ФИО3).
Решением суда от 29.10.2020 заявленные требования Предприятия удовлетворены. Признано недействительным предписание Жилищной инспекции от 17.03.2020 № 282.
Не согласившись с принятым решением, Жилищная инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Предприятия. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Удовлетворены ходатайства Жилищной инспекции и Предприятия о проведении судебного заседания в режиме вэб-конференции.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприятие, ссылаясь на обоснованность принятого решения, просит отказать в удовлетворении жалобы Жилищной инспекции. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы, изложенные в апелляционной жалобе несостоятельными.
В судебном заседании представитель Жилищной инспекции поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить.
Представитель предприятия поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ФИО3
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Жилищной инспекции и Предприятия, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гр. ФИО3 (от 27.01.2020 № 232-П-М-7) (т.1, л.д. 134-137), проживающей в квартире № 34 многоквартирного дома № 10, расположенного в микрорайоне 8, г. Буденновска, Ставропольского края, поступившего в адрес Жилищной инспекции по вопросу правомерности и обоснованности расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в указанном выше многоквартирном доме, Жилищной инспекцией было издано распоряжение от 18.02.2020 № 355 (т.1, л.д.131-133) о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Предприятия с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора (контроля) по вопросу обоснованности расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в указанном выше многоквартирном доме. Также в обращении ФИО3 было указано на увеличение температурного режима теплоносителя, следствием чего является неправомерное увеличение размера платы за предоставленную коммунальную услугу.
Жилищной инспекцией затребованы у Предприятия следующие документы: график режима тепловых сетей, утвержденный Администрацией города Буденновска, Буденновского района, Ставропольского края; договора на поставку тепловой энергии, заключенный с одним из собственников многоквартирного дома по данному адресу; акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии по указанным адресам; акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии по указанным адресам (паспорт, акты ввода в эксплуатацию (в т.ч. первичного и повторных), акты поверок, сроки очередной поверки, акты технического состояния); справка об объемах коммунального ресурса (тепловая энергия), определенных по общедомовому прибору учета за период с 01.01.2019 по 01.02.2020 (помесячно) по указанным адресам; справка об объеме коммунального ресурса (горячая воды), определенного по индивидуальным приборам учета или расчетным способам в жилых и нежилых помещениях за период с 01.01.2019 по 01.02.2020 (помесячно) по указанным адресам; технический паспорт или иной документ, подтверждающий общую площадь жилых и нежилых помещений и площадь общего имущества по указанным адресам; платежные документы за период с 01.01.2019 по 01.02.2020 по жилому помещению № 34 по адресу проверки; информацию о порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам жилых и нежилых помещений; информационная справка о степени благоустройства данных МКД; данные о суточных параметрах теплопотребления по коллективным (общедомовым) приборам учета по указанным адресам за период с 01.01.2019 по 01.02.2020 (помесячно); общее количество квартир в МКД № 10, а также количество квартир, перешедших на индивидуальное отопление в данных МКД, основание перехода; наличие проекта на отключение отопления квартир от внутридомовой системы отопления; расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления; иную документацию касающейся данной проверки
В ходе проведения внеплановой документарной проверки, по информации, а также запрашиваемым материалам, представленными в адрес Жилищной инспекции было установлено, что многоквартирный дом оборудован узлом учета тепловой энергии, в составе тепловычеслителя ВКТ-5 с заводским номером 8600, который находится в технически исправном состоянии и принят к коммерческому учету в период с 21.10.2019 по 15.04.2020, согласно акту периодической проверки и допуска общедомового узла учета тепловой энергии и теплоносителя (ГВС) у потребителя, а также в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034.
17.03.2020 Предприятию выдано предписание № 282 об устранении выявленных нарушений и о проведении перерасчета за потребленный коммунальный ресурс (тепловую энергию) за период с октября 2019 г. по январь 2020 г. включительно.
Несогласие с названным предписанием послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Предприятия, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закона №190-ФЗ) единая теплоснабжающая организация - это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 статьи 2 Закона №190-ФЗ).
Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением: федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти), в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения; главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек; главы местной администрации муниципального района - в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 23.3 Закона № 190-ФЗ к ценовым зонам теплоснабжения могут быть отнесены поселение, городской округ, соответствующие следующим критериям: наличие утвержденной схемы теплоснабжения поселения, городского округа; пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, составляют источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; наличие совместного обращения в Правительство Российской Федерации об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения от исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (нескольких единых теплоснабжающих организаций), в зоне деятельности которой находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа. Совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения включает в себя в том числе обязательства единой теплоснабжающей организации и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по исполнению соответствующих обязательств, установленных для них частями 14 - 18 статьи 23.13 Закона; наличие согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее – Правила №808).
В соответствии с пунктом 11 Правил №808, в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
Согласно информации, размещенной в открытом доступе на официальном сайте Администрации города Буденновска Ставропольского края www.budennovsk-sk.ru, схема теплоснабжения муниципального образования города Буденновска утверждена постановлением администрации от 27.01.2014 №13-п «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования города Буденновска Буденновского района Ставропольского края».
В рассматриваемом деле при утверждении схемы теплоснабжения города Буденновска Буденновского района Ставропольского края Предприятию не был присвоен статус единой теплоснабжающей организации, на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами №808.
Таким образом, порядок снижения размера платы за поставляемую тепловую энергию, предусмотренный Правилами № 808, в случае несоблюдения значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, к Предприятию не применим. Предприятие не является единой теплоснабжающей организацией на территории г. Буденновска Буденновского муниципального округа, а муниципальное образование г. Буденновск не отнесено к ценовой зоне теплоснабжения в соответствии с критериями, установленными статьей 23.3 Закона №190-ФЗ).
С учетом изложенного, у Предприятия отсутствует обязанность соблюдения требований п. 124 (4) Правил №808.
Предприятие, как теплоснабжающая организация, при предоставлении коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования города Буденновска, руководствуется требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными Правилами №354 (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), в числе которых: бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода (п.14 раздела VI); обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях, других помещениях (п. 15 раздела VI); соблюдение параметров давления во внутридомовой системе отопления (п. 16 раздела VI).
Иных требований к качеству коммунальной услуги по отоплению Правила №354 не содержат.
Соответствующие положения содержатся в п.2.7 публичной оферты Предприятия о заключении договора теплоснабжения жилого помещения в многоквартирном доме и (или) помещений входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, размещенной на официальном сайте Предприятия www.gupsktek.ru, согласно которому показатели качества коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения в помещениях МКД установлены в соответствии с разделом VI и разделом II Приложения 1 к Правилам № 354.
Согласно п. 98 Правил №354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Абзацем 2 п. 98 Правил №354 предусмотрено, что требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Иных оснований для снижения размера платы потребителю коммунальных услуг по отоплению, предоставленных теплоснабжающей организацией, не являющейся единой теплоснабжающей организацией, в том числе за нарушение качества теплоснабжения (значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе) Правила №354, Правила №808 не содержат.
Правила №354 предоставляют потребителю право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (пп. «д» п.33 Правил №354).
Кроме того, согласно пп. 4.2.5. п.4.2. раздела 4 публичной оферты потребитель имеет право на снижение размера платы за тепловую энергию на отопление и (или) горячее водоснабжение при нарушении Теплоснабжающей организацией режимов поставки, установленных п.2.9. настоящего Договора и показателей качества тепловой энергии, указанных в п.2.8. настоящего Договора, повлекшим нарушение показателей качества коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, установленных п.2.7. настоящего Договора. Снижение размера платы производится в соответствии с разделом II и VI Приложения 1 к Правилам № 354.
Таким образом, снижение размера платы за тепловую энергию по отоплению производится в случае, если нарушение показателей качества тепловой энергии повлекло за собой нарушение показателей качества коммунальных услуг по отоплению в помещениях МКД. При этом факт нарушения качества коммунальных услуг (превышение температуры воздуха внутри помещения выше допустимого значения) должен быть зафиксирован в порядке, установленном разделом X Правил № 354 и подтвержден составлением соответствующего акта.
Доказательств, подтверждающих факт предоставления Предприятием коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества (превышение нормативного значения температуры воздуха внутри помещения) в жилое помещение, расположенное в МКД №10 по ул. 8 мкр. кв.34 в г. Буденновске Буденновского муниципального округа (акт, составленный в соответствии с требованиями раздела X Правил №354) Жилищной инспекцией не представлено.
Довод Жилищной инспекции о том, что порядок, предусмотренный п. 124(8)-124(15) Правил №808 был применен по аналогии закона, не обоснован.
Согласно статье 6 ГК РФ аналогия закона применяется в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.
Учитывая, что соглашением сторон (публичная оферта) между Предприятием, как теплоснабжающей организацией и потребителем коммунальных услуг, предусмотрены основания для снижения размера платы за тепловую энергию на отопление, в случае нарушения показателей качества тепловой энергии, применение к спорным правоотношениям по аналогии закона порядка снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, предусмотренного пунктами 124 (8)-124 (15) Правил №808, противоречит нормам материального права.
В данном случае апелляционный суд руководствуется, в том числе, положениями пункта 15 раздела 5 (Отопление) «Требования к качеству коммунальных услуг» (Приложение №1 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354), которыми предусмотрены допустимые значения превышения нормативной температуры отопления в жилых помещениях. Из содержания названных положений усматривается, что в целях выявления отклонений показателей качества коммунальных услуг, в том числе предельных отклонений (превышения) показателей нормативной температуры в жилых помещениях, необходимо получение информации о температуре воздуха именно в жилых помещениях. Из указанного пункта 15 не усматривается возможность получение информации о температуре в иных точках за пределами жилых помещений. Жилищной инспекцией не представлено доказательств осуществления необходимых фактических измерений в жилых помещениях. Кроме того, Жилищной инспекцией не представлено доказательств возможности производить расчет предельного допустимого превышения нормативной температуры в жилых помещениях опосредованно с учетом сопутствующих факторов влияния в иных точках измерения теплоносителя за пределами жилых помещений. На вопросы апелляционного суда представитель Жилищной инспекции пояснил, что такие замеры в жилых помещениях не производились.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2020 по делу №А63-7695/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Цигельников И.А.
Судьи Белов Д.А.
Сомов Е.Г.